Советский писатель Иван Макаров или Иван Буйный...

АВТОРСКИЕ НАУЧНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗНЫХ ЛЕТ О СОВЕТСКОМ ПИСАТЕЛЕ ИВАНЕ ИВАНОВИЧЕ МАКАРОВЕ (1900-1937)


1. КРАЕВЕДЧЕСКИЕ  ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ В.И. ГАРЕТОВСКОГО - («ГАРЕТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»). Г. РЯЖСК,  25-26 ФЕВРАЛЯ 2016 ГОДА.

О.В. СИДОРОВА (ЕРШОВА),  Г. РЯЗАНЬ.
«КАК ВОСПИТАТЬ ПАТРИОТОВ?  ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРОШЛОГО (ПО МАТЕРИАЛАМ РЯЗАНСКОГО ГАРО)»

Прочитывая циркуляры министерства народного просвещения российского государства начала прошлого века, понимаешь, что патриотами не рождаются: ими становятся; в том числе и благодаря целенаправленной государственной политике. А она, как показывают архивные документы, у дореволюционного правительства была.

Как известно, 1913 год был пиком экономического благосостояния нашего государства в дореволюционное время. Коснулся он и сферы народного образования. Так, с 1 января 1913 года в Рязанской губернии, как и во многих губерниях Российской империи, вводится бесплатное всеобщее начальное обучение. Учебные заведения Рязанской губернии входили тогда в Московский учебный округ, с которого и началась реформа народного образования в России. Государству нужны были грамотные люди и оно начинает выделять значительные средства, как на открытие новых учебных заведений, так и на улучшение уже действующих. Так, с 1 января 1913 года было отпущено 1. 170 рублей «казённых средств» на 3 комплекта женского начального городского училища «в дополнение к существующим 2 комплектам приходского мужского училища…»*1. в городе Данкове. Начиная с того же 1913-го, количество учащихся детей в Данковском уезде будет расти, и «в виду ежегодного роста школьного дела Земством учреждена должность школьного агента»*2 который должен был вести школьный стол и исполнять мелкие поручения.
 
В Скопинском уезде Рязанской губернии за один только 1912 год увеличилось на семь число начальных училищ: всего их насчитывалось уже 125 вместо 118-ти. Увеличилось среди них и количество земских: в 1912-м - 108, в 1913-м – 115; то есть начальные училища Скопинского уезда стали переходить на более качественное начальное образование.  Количество учителей в данном уезде также, возросло: с 208 до 219 человек. Возросло и количество учащихся, окончивших курс начального обучения (на 11 человек)*3. Такая же картина - и в Михайловском уезде Рязанской губернии.

В Раненбургском уезде Рязанской губернии к 1 января 1913 года работало 81 училище «разных наименований», а уже  к осени того же года 1913-го,  Раненбургским земством было «открыто 16 школьных комплектов, при которых одни образовали новые училища, другие открыты при существующих.»*4 Так, например, на малой родине советского писателя-рязанца Ивана Ивановича Макарова в селе Салтыки (ныне Ряжского района) значатся два начальных училища или два отделения одного: Салтыковское 1-е (с трёхлетним курсом обучения) и Салтыковское 2-е (с четырёхлетним курсом обучения)*5. Будущий писатель И. И. Макаров окончил в мае 1911 года Салтыковское 2-е начальное училище*6.

Как написано в отчёте о состоянии народных училищ Раненбургского уезда за 1913 год, бОльшая часть начальных училищ (из 110) располагалась в собственных зданиях, в наёмных – 29; причём, самые бедные и мало приспособленные «для учебных целей»*7 – церковно-приходские училища: они «тесны и темны»*8, при них нет квартир для учителя. Помещения же министерских (государственных) училищ «вполне удовлетворительные», кроме Истобенского училища, здание которого «существует около 40 лет»*9.
Во «вполне удовлетворительных» училищах, «выстроенных в осуществлении школьной сети», «…классы высокие, светлые, тёплые; классная мебель правильная, имеется для детей отдельная раздевальня, сносные квартиры для учащих, с отдельной кухней на двоих, необходимыми хозяйственными постройками, а некоторые даже с отдельными комнатами для сторожей»*10. «Большинство же остальных, выстроенных или приспособленных сельскими обществами, мало удовлетворяют своему назначению: тесны, с низкими потолками, недостаточным освещением, отсутствием раздевален, квартиры учащих – из одной небольшой комнаты, большинство без русской печи. С переходом этих школ в ведение Земства, они приведены в порядок, «меньше холода, сырости, но в остальном осталось прежнее»*11.

Какое же количество детей обучалось в Раненбургском уезде Рязанской губернии к 1 января 1914 года? Цифры впечатляют - 7.557 человек: 5.294 мальчика и 2.263 девочки! С введением бесплатного начального обучения число учеников в данном уезде за год возросло на 760: на 132 мальчика и на 228 девочек (!) и, в среднем, в одной классной комнате начального училища размещалось теперь по 48 человек. И несмотря на ежегодный рост количества новых училищ, «число отказов в приёме не уменьшается»*12, а наоборот, увеличивается. Так, в том же 1913 году, в том же Раненбургском уезде было отказано в приёме в министерские училища 78 детям, а в начальные сельские – 618 (381 мальчику и 237 девочкам).
 
Интересен и факт, что ещё в 1904 году в Рязанской губернии вводятся в начальных училищах и уроки для взрослых; в частности, в Раненбургском городском училище. Хотелось бы добавить, что родители уже упоминавшегося выше советского писателя И. И. Макарова (1900-1937) оба были людьми грамотными, а первая школа в селе Богородицкое (Салтыки) значится с 1861 года*13.

Но инспектор народных училищ Раненбургского уезда И. Ф. Королёв, из отчёта которого приведены многие выше приведённые данные, в конце своего замечательно-полного отчёта (таких я не встретила у его коллег во всей Рязанской губернии) делает такой же замечательный вывод: «…Со введением всеобщего обучения, народное образование стало распространяться быстро и планомерно. Но про внутреннюю, качественную его сторону это сказать нельзя. Почти все училища продолжают быть с трёхгодичным курсом; они перестали удовлетворять население и наблюдается общее стремление к получению более повышенной грамотности…»*14. 

Хочется привести и слова инспектора И. Ф. Королёва о новых учителях: «Они почти все без специальной подготовки к учительскому делу; незнакомые с самыми элементарными началами ведения обучения, особенно при нескольких отделениях в классе. Недостаток учебно-воспитательных средств и другие неблагоприятные условия задерживают у них развитие и приобретение надлежащих знаний… А принимая во внимание, что ежегодно приходится допускать вновь не менее 25 учащих, то с такими начинающими учителями, трудно поставить дело обучения на надлежащую высоту»*15. И ещё: «Забота о подготовлении учительского персонала должна быть первейшей при осуществлении всеобщего обучения. Иначе крупные ассигнования на дело народного образования не дадут желанных результатов»*16.

Из «Циркуляра» министерства народного просвещения тех лет: «Повсеместно осознанная за последние годы необходимость особых забот о начальном образовании народа, прилив местных средств и крупные ассигнования из государственного казначейства на начальные школы, вызвали чрезвычайно быстрый рост школ, вследствие чего в некоторых уездах уже достигнута общедоступность начального обучения… всеобщее начальное обучение представляется делом недалёкого будущего. …Поэтому и задача школы не в развитии только и обогащении памяти, но и в создании правильного мировоззрения, в развитии лучших человеческих чувств, сознания долга, навыка к труду и потребности к дальнейшему постоянному росту»*17. Остаётся отметить, что эти задачи Школы актуальны и сегодня…

Достоен внимания и важен тот факт, что начавшаяся летом 1914 года Первая Мировая война потребовала в бОльшем количестве грамотных и образованных людей. Этого же потребовало и современное вооружение, и современные методы ведения войны. Пройдет несколько лет и средние учебные заведения Рязанской губернии станут переполняться желающими учиться дальше. В Ряжской мужской гимназии такой наплыв произойдёт к 1916 году и дирекция мужской гимназии станет «ходатайствовать» перед министерством народного просвещения об открытии «одного параллельного отделения при основном 1-м классе …с начала 1917-1918 учебного года« *18.

О положении дел в Ряжском уезде в документах 1910 года говорится: «Не мало крестьян уезда и теперь с средним, и даже с высшим образованием, не смотря на страшную трудность такового в настоящее время (с.с. Ухолово, Семион, Пустотино)»*19. В самом же городе Ряжске уже в 1906 году значится женское городское приходское училище, находящееся в здании городской управы*20. Именно в нём Ряжская Городская управа решает провести уездный съезд избирателей по выборам гласных в Государственную думу от Рязанской губернии. Он проходил в г. Ряжске с 14 по 16 марта (по ст. ст.) 1906 года. Уездные съезды, как правило, проходили в зданиях учебных заведений, т.к. на тот момент в уездах Рязанской губернии просто не было помещений, в которых можно было разместить одновременно около 150 человек. Замечу, что и ныне избирательные участки располагаются, как правило, в зданиях учебных заведений.
 
В Рязанском областном архиве сохранились документы, касающиеся выборов гласных (депутатов) в Государственную думу по Рязанской губернии; в том числе и от учителей. Так, в Ряжском уезде в списки учителей - избирателей вошли: «Учитель-Инспектор» Голиков Василий Иванович, Щербаков Василий Владимирович, Горностаев Иван Михайлович - от Ряжского городского четырёхклассного училища; Орловский Андрей Иасанович и Преображенский Евгений Семёнович от городского приходского училища; Сватиков Сергей Сергеевич, Львов Василий Иванович, Рубцов Дмитрий Сергеевич от двухклассного и одноклассного училищ при ст. »Ряжск - 1» и «Ряжск - 2». Вместе с ними в списки попали ещё 8 «учащих» Ряжского уезда*21.

Спустя четыре года после проведения этого выборного съезда в г.Ряжске откроется мужская гимназия. В ней будут учиться мальчики с фамилиями «Сватиков» и «Рубцовы»: Николай Сватиков, Александр и Константин Рубцовы*22. Учиться они будут бесплатно, «по правам родителей», как дети учителей. В июне 1918 года все трое успешно окончат Ряжскую мужскую гимназию, пока ещё восьмилетний её курс; все трое получат серебряные медали и даже выдержат «дополнительные испытания» на звание учителя начального училища*23. Добавлю, что у Константина Рубцова, на момент поступления в мужскую гимназию, был очень красивый подчерк, но за диктант он получил «три», а по математике – «отлично»*24.

На 1916 -1917 учебный год в списках учеников Ряжской мужской гимназии значатся и Орловский Александр – «сын учителя» и «Губернского Секретаря»*25 и Преображенский Сергей – его отец – «Бывший учитель Ряжского мужского приходского училища, Губернский Секретарь Евгений Семёнович Преображенский»*26.

В первое десятилетие двадцатого века (до 1910г.) в г. Ряжске - 5.700 жителей «…при 480 детях школьного возраста, в самом Ряжском уезде - 169.805 детей при 14.563 детях школьного возраста. Ближайшие к г.Ряжску мужские учебные заведения находились: в Рязани - 109 вёрст, Козлове - 90 вёрст, Туле - 184 версты, Скопине - 45 вёрст. Они переполнены детьми своего поколения»*27. В соседних рязанских уездах - Пронском и Сапожковском, на тот момент, ещё нет «мужских учебных заведений» (имеется ввиду, вероятно, средние - авт.).

В 1912 году в учебных заведениях России широко отмечался 100-й  юбилей Отечественной войны 1812 года: была утверждена медаль «для выдачи отличнейшим из оканчивающих в 1912 году курс учебного заведения, в память 100-го юбилея Отечественной войны»*28, а также выпущены «юбилейные»: тетради, похвальные листы, книги для раздачи учащимся в награду за успехи в учёбе. Министерство народного просвещения рекомендовало учебным заведениям России закупить и книгу, составленную старшим адъютантом штаба Одесского Военного округа, полковником Толкушиным: «Летопись Славы – 1812 год в рассказах современников»*29.

В связи со 100-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года Ряжская мужская гимназия заказала в типографии «наследников А. С. Черкасова» 200 штук «Приглашений на юбилейное празднество»*30 и закупила, по рекомендации министерства, 60 экземпляров «книжек для раздачи учащимся «Священной памяти 1812 года»*31. К началу учебных занятий и юбилейного торжества, гимназия выписывает «в типографии Главного штаба»*32 и портреты известных русских военноначальников: Кутузова, Барклай де Толли, Багратиона, Платова… И тогда же закупаются в "фундаментальную" и "ученическую" библиотеки гимназии исторические издания: Соловьёв «История России» в 7 томах, Ключевский - «Курс Русской истории» и т. д. - всего 22 наименования книг, только по русской истории. А также, столяру мужской гимназии И. И. Рыжкову заказывают «27 древков на флаги» плюс «2 больших древка…»*33.

А 16 августа 1912 года, в день самого 100-летнего юбилея, перед началом учебных занятий священник и законоучитель мужской гимназии г. Ряжска о. Виталин отслужил молебен: «Торжественное молебствие в день Бородинского боя и 100-летнего празднования юбилея Отечественной войны 1812 года»*34. А 3-го  октября ученики гимназии посмотрели в "электро-театре" г. Ряжска картину «Отечественная война 1812 года»*35.

Будущий писатель Иван Иванович Макаров, как и многие его одноклассники-гимназисты, наверняка запомнили эти юбилейные дни; для них 1912 год был первым годом  обучения в Ряжской мужской гимназии. На их долю выпадет «своя» война - война не менее беспощадная и героическая… Как неизбежный рок она намекнёт о себе всему «макаровскому» поколению в самом начале их жизненного пути. Одноклассник Ивана Макарова с 1-го класса и один из лучших учеников класса - Александр Александрович Быковский станет участником Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов, станет подполковником Советской армии. Будут сражаться на этой войне не только бывшие гимназисты, но и их дальние или близкие родственники. Возможно,их отцы или братья: Фёдор Степанович Березин (командир миномётного батальона); Николай Николаевич Вознесенский (старшина 2-й статьи на 1941 год); Вышегородцев Иван Андреевич, Бирюков Максим Алексеевич, Кузин Алексей Степанович…
 
В списках учеников Ряжской мужской гимназии на 1917-1918 учебный год значатся Михаил Березин (1899г.р.)и Вячеслав Вознесенский (1899г.р.) – оба сыновья чиновника;  Васильев Александр (1898г.р.) – «сын священника» и Васильев Сергей (1900г.р.) – «сын купца». Значатся и Вышегородцевы Иваны: в том числе и Иван (1903г.р.) – «сын крестьянина»*36. «Сын крестьянина» - Иван Иванович Макаров (будущий писатель) до Великой отечественной войны 1941-1945 годов не доживёт: он попадёт под красное колесо государственной репрессивной машины и погибнет в печально известном 1937. Воевать за отца будет его единственный сын с редким именем Январь! Январь Иванович Макаров добровольно, в 1941 году, в неполные семнадцать лет уйдёт на фронт и погибнет в 1945-м, в немецком тогда г. Кенигсберге. Он станет, как и одноклассник отца - Быковский Александр, артиллеристом*37.

Но вернёмся к 1913 году...
1913 год в дореволюционной России был отмечен другой значительной юбилейной датой – 300-летие Дома Романовых. Ко дню празднования «300-летия Царствования Дома Романовых» министерство народного просвещения просило всех «начальников» учебных заведений Российской империи составить список оказавшихся у них предметов или документов для художественно-исторической выставки, посвящённой этой дате. Цель этого громадного проекта была заявлена следующая: заинтересовать народные массы и познакомить их со славной историей нашего Отечества. Оргкомитет этой грандиозной выставки возглавила «Великая княжна Мария Павловна» и по всей России стали тогда собираться предметы, имеющие исторический интерес: картины, медали, фотографии, грамоты, документы. В связи с юбилеем были заготовлены и портреты действующего императора Михаила Фёдоровича Романова: большие - для школ, на паспорту, в раме под красное дерево с бронзовой короной и маленькие – для раздачи учащимся*38. 

Накануне 300-летнего юбилея, в марте 1913-го, Ряжская мужская гимназия выписывает в С.- Петербурге, в издательстве В. Р. Белокурова «брошюры-памятки» в красках «300-летие Царствования Дома Романовых» (115 экз.). Для чего? "Для раздачи ученикам гимназии в день празднования 300-летнего юбилея», а также, 6 портретов монархов; выписывает и «картину избрания принятия на царство Михаилом Фёдоровичем» в раме…*39.

В соответствии с предложениями министерства народного просвещения учебные заведения Рязанской губернии разрабатывают и свои, местные программы празднования данного юбилея. Из отчёта директора Ряжской мужской гимназии о праздновании «300-летия Дома Романовых» своему начальству:
«Накануне дня 21 февраля учащиеся в сопровождении Директора и педагогического персонала были на всенощном бдении в Соборной г. Ряжска церкви.» 21 февраля все присутствовали и на торжественном богослужении и молебствии в «в Соборной г. Ряжска церкви», а далее, после литургии, «участвовали в крестном ходу и присутствовали на благодарственном молебне, бывшем на городской площади»*40.  Это была первая часть празднования.

Во второй же части, в стенах мужской гимназии «к 1 часу дня»*41 состоялось «литературно-вокальное утро», в котором были произнесены «Слово о. Законоучителя», и «речь преподавателя истории И. И. Онисифорова на тему: «Обзор истории России за истекшие 300 лет»*42.

Учащиеся мужской гимназии также, готовились к «300-летию Дома Романовых»: « …в 1 и 2 классах – изучали ряд намеченных преподавателями русского языка стихотворений, а в 3 классе… предложено было написать рефераты на темы «Великая разруха земли русской» и «Царствование Михаила Фёдоровича»*43.  Причём, в 1-ом классе «как раз проходилось Смутное время» и преподаватели подчёркивали «подъём нашей родины для спасения отечества…» По окончании празднества, преподаватель русского языка намеревался  предложить ученикам написать изложение: «Какое впечатление на них произвели происходившие торжества»*44. Два ученика гимназии, читавших рефераты во время «литературно-вокального утра», получили книги «Россия под скипетром Дома Романовых»*45.

Их циркуляра министерства народного просвещения января 1913 года о приближающемся «300-летии Дома Романовых»: «Он переносит нашу мысль к самому критическому моменту нашей истории, когда, в силу многих неблагоприятных обстоятельств русское государство находилось на краю гибели, когда и прочно установившемуся в России государственному порядку, и самому русскому народу… угрожала страшная опасность…»*46.
 
В период подготовки «300-летия Царствования Дома Романовых» во всех учебных заведениях Российской империи проходила и подписка на «светло-бронзовую медаль» для ношения на груди в память этого юбилея. Её стоимость вычиталась из жалования работающих в учебных заведениях учителей. Большинство преподаватели Ряжской мужской гимназии, включая письмоводителя, «подписались» на эту медаль и получили её. В архивных делах сохранились их подписи в получении…*47.

Незадолго до юбилейной даты, в 1911 году, Ряжские городские власти стали хлопотать о присвоении открывшейся в 1910 году мужской гимназии - «Гимназии Дома Романовых»*48, запросив мнение её директора - Петра Ивановича Постникова. П. И. Постников не побоялся письменно сформулировать своё мнение, идущее в разрез намерениям местной власти: «Устройство гимназии ещё не вполне обеспечено для такого названия», да и «Ряжское Городское Управление не содержит вполне гимназию, а лишь участвует в содержании гимназии ежегодным взносом в 2 тыс. рублей, что будет составлять около 10% всего содержания при полном составе»*49.  Но несмотря на отрицательное мнение директора мужской гимназии, хлопоты городских властей продолжились. Они не увенчались успехом…

В 1910 году, в первый год открытия Ряжской мужской гимназии, в первый её класс поступил 21 ученик. Большинство из них (17 человек)проживало дома с родителями или с лицами, их заменяющими; но 4 человека – на съёмных квартирах. В делах Ряжской мужской  гимназии сохранилось множество прошений жителей Ряжска, желающих взять на постой «нахлебником» гимназистов. Например прошения, датированные 1911-м годом: Марии Николаевны Кирасовой - «дом мой, угол 2-й Садовой улицы»; Матрёны Михайловны Игнатьевой – «жены Аптекарского помощника», живущей на улице Дворянской или «вдовы-дворянки Александры Карловны Полуниной», живущей по 3-й Садовой улице, в доме Европиной. А. Н. Полунина пишет: « … в распоряжение ученика Дмитрия Шафранова предоставлена одна отдельная комната… шестнадцать рублей в месяц, семейство моё состоит из меня самой и пятилетней дочери, кроме Д. Шафранова, у меня проживает ученица 1-го класса гимназии Карчагиной, которая помещается совместно со мной»*50.
 
Любопытно, что желающие взять «нахлебниками» гимназистов  проверялись на «благонадёжность». Сохранился один из запросов дирекции Ряжской мужской гимназии Рязанскому губернатору, в том же 1911 году, о благонадёжности А. К. Полуниной, М. Х. Батуриной - «вдовы землемера-таксатора», Е. Н. Соловьёвой, Н. И. Брежневой, А. К. Полянцева и т. д.  Ответ был положительный: «ни в чём предосудительном в политическом и нравственном отношении не замечались. И. Д. Оболенский»*51. И это несмотря на то, что в этом же документе, посланному Рязанскому губернатору из г.Ряжска, напротив фамилии учителя Александра Константиновича Полянцева есть примечание: «Полянцев женат на высланной из пределов Пензенской губернии в порядке охраны Варваре Большаковой, с которой проживает вместе»*52. Учитель Полянцев «проживал» вдвоём с женой и сдавал две комнаты для 4-х мальчиков.

Прочитывая многочисленные циркуляры-распоряжения министерства народного просвещения тех лет невольно обращаешь внимание, какое количество новой литературы рекомендовалось или не рекомендовалось тогда в библиотеки учебных заведений. «Что нужно знать каждому в России» - книга, составленная князем А. Н. Шаховским с картой Европейской России – СПБ 1912г.*53 была признана заслуживающей особого внимания для пополнения "ученических" библиотек. Заслуживала доверие и рекомендовалась для закупки и четырёхтомная «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах», составленная лично попечителем Ряжской мужской гимназии - «Действительным Тайным Советником А. С. Ермоловым». Её тома носили названия: «Всенародный месяцеслов», «Всенародная агрономия», «Животный мир в воззрениях народа», «Народное почвоведение»…*54.  Имение Александра Сергеевича Ермолова, как известно, находилось недалеко от Ряжска - при селе Большая Алешня.

Но есть и иные рекомендации…
 «…Принимая во внимание, что оба эти недавно возникшие издания (ежемесячный журнал «Русский учитель» и газета »Школа и жизнь» - авт.) отличаются враждебным правительству и Церкви в учебном деле… принять меры к изъятию названных журналов… с воспрещением выписки их»*55. Или: в журнале «Маяк» 1911 года в № 12 была «совершенно неуместно помещена анти-художественная и оскорбляющая религиозное чувство картина «Христос-отрок за работой». Предложено изъять этот номер журнала из библиотек и «уничтожить означенную картину»*56.

Остаётся добавить, что пополнение библиотек в учебных заведениях России  практически не прекращалось и в годы начавшейся империалистической войны 1914 года, и в первые годы двух революций 1917 года. Расходы на покупку книг и выписку периодических изданий по-прежнему закладывались в смету учебных заведений и на них постоянно закупались и выписывались книги, журналы, газеты… Так, на выписку периодических изданий Ряжской мужской гимназией в 1916 году истрачено 250 рублей 75 копеек*57, в 1917-м закладывается сумма в 250 рублей*58, а в следующем – 1918-м, заложено в смету «до 700 руб.», включая выписку книг*59. 

За два года до начала империалистической войны с Германией и Австрией, в 1912-м, в учебных заведениях России вводится новый предмет - «гимнастика», включающий военную подготовку учащихся. В Ряжской мужской гимназии её  станет вести преподаватель математики В. Д. Воскресенский.  «… Гимнастика, как обязательный предмет, в каждом из существующих …классов по одному часу в неделю. Проходятся: военный строй, вольные упражнения без снарядов и упражнения на снарядах»*60. По словам директора мужской гимназии, В. Д. Воскресений был «прапорщик запаса, к преподаванию гимнастики вполне подготовлен, как прошедший курс гимнастики при отбывании воинской повинности*61; кроме того, В. Д. Воскресенский занимался ранее гимнастикою в обществе «Сокол».» Любопытно, что наиболее успешные ученики, «успевающие в гимнастических упражнениях», собирались в воскресные дни вместе со своим преподавателем «для особых сокольских упражнений» - т. н. «сокольские утра»*62 или «гимнастические утра»*63.
 
А феврале 1915 года министерство народного просвещения присылает циркуляр  о полезности «в гражданских учебных заведениях, наподобие военных, устанавливать портреты и заносить на мраморные доски имена бывших учеников, отличившихся  выдающимися в боях подвигами», а «в церквах при названных заведениях» устанавливать «такие же доски с надписью имён убитых на войне или умерших от ран, полученных в сражениях»*64.

В 1916 году «военную подготовку» в Ряжской мужской гимназии будет осуществлять  Георгиевский кавалер Михаил Алексеевич Храпов. Он сменит мобилизованных на войну преподавателей гимназии В. Д. Воскресенского и М. М. Дроздова. Из «Справки», выданной ему 28 июля 1915 года выясняется, что «Подпоручик 138-го пех. Болховского полка» Михаил Алексеевич Храпов «…за первый период боёв… представлен к Георгиевскому Кресту 4 ст….; за четвёртый период боёв представлен к Ордену Св. Анны 4 ст. …; за пятый период боёв был представлен к чину подпоручика, но Командующим армией вместо чина награждён Орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.» После ранения М. А. Храпов был переведён с фронта в распоряжение Ряжского военного начальника*65.

В Ряжской мужской гимназии станет учиться и его сын - Григорий Храпов. А в декабре 1917-го дочь Георгиевского кавалера – Анна Михайловна Храпова успешно сдаст экзамены на звание «учительницы начальных школ», проходившие кстати, в здании мужской гимназии. Анна окончила к тому времени два класса «церковно-учительской школы» г. Ряжска*66.

Ещё в конце октября 1915 года министерство народного просвещения отослало в учебные заведения России циркуляр, в котором напрямую обратилась к учителям: «Сознавая всю трудность ведения сложного и ответственного учебного дела…министерство считает необходимым обратиться к педагогическим советам учебных заведений с горячим призывом приложить все силы к тому, чтобы создать такую внутреннюю атмосферу, при которой нарушение нормального хода школьной жизни и переживания нынешнего исторического момента послужили бы на пользу нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо сохранить всю силу спокойствия и энергии…»*67.


                ОЛЬГА СИДОРОВА(ЕРШОВА)
                Член Союза российских писателей.

ИСТОЧНИКИ:
 
1. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 2686.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 12. С. 32.
7. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 2686.
8. Там же. 
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 2686.
13. ГАРО. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, сост. Св. Иоанном Добролюбовым, т. 3. - с. Богородицкого, церковь Смоленская, «Богородицкое, Салтыки тож.»
14. ГАРО,Ф. 937. Оп. 1. Д. 2686.
15. Там же.
16. Там же.
17. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 132.
18. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 4. С. 39 об.
19. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2466.
20. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2022.
21. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2022.
22. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 6.
23. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 6. 
24. ГАРО, Ф. 937. Оп. 1. Д. 10.
25. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 17. С. 141.
26. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 13. С. 5.
27. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2466.
28. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 185.
29. Там же.
30. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 3.
31. Там же.
32. Там же.
33. Там же.
34. Там же.
35. Там же.
36. ГАРО, Ф. 937. Оп. 8. Д. 4.
37. Ю. Веденин. Его псевдоним – Иван Буйный. - Рязань, - Узорочье, - 2007. - С. 181.
38. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 375.
39. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 3.
40. ГАРО, Ф. 937. Оп. 4. Д. 3.
41. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 2. 
42. ГАРО, Ф. 937. Оп. 4. Д. 3.
43. Там же.
44. Там же.
45. Там же.
46. ГАРО, Ф. 937. Оп. 4. Д. 2.
47. ГАРО, Ф. 937. Оп. 5. Д. 2. С. 12, 13.
48. ГАРО, Ф. 937. Оп. 2. Д. 3.
49. ГАРО, Ф. 937. Оп. 2. Д. 3.
50. ГАРО, Ф. 937. Оп. 2. Д. 13.
51. Там же.
52. Там же.
53. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 210.
54. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 352.
55. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 1.
56. ГАРО, Ф. 593. Оп. 1. Д. 2490. С. 86.
57. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 29. С. 15 об.
58. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 5. С. 37 об.
59. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 5. С. 128.
60. ГАРО, Ф. 937. Оп. 2. Д. 19.
61. ГАРО, Ф. 937. Оп. 3. Д. 13.
62. ГАРО, Ф. 937. Оп. 4. Д. 3.
63. ГАРО, Ф. 937. Оп. 2. Д. 19. 
64. ГАРО, Ф. 937. Оп. 5. Д. 4. С. 18.
65. ГАРО, Ф. 937. Оп. 7. Д. 20. С. 16.
66. ГАРО, Ф. 937. Оп. 8. Д. 27. С. 34.
67. ГАРО, Ф. 937. Оп. 5. Д. 4. С. 115.


Рецензии