2. Авл. Ювелир
1.Клейто
http://proza.ru/2022/10/18/1148
2.Авл
Carum est, quod rarum est*.
Как бы ни было сложно доказать связь древнего Египта с утопией из трактата Платона, попробую просто предположить для начала воспользововшись цитатой из его сочинения:
«В находящемся в Дельте Нила египетском городе Саис (ныне – Са-эль-Хагар),в храме богини Нейт,жрец Санхес рассказал архонту греческого города Афины Солону таинственную легенду о победе древних афинян над атлантами.
Её пересказывает Платон в своих диалогах «Тимей» и «Критий».
По этому поводу неоплатоник Прокл пишет что около 260 года до нашей эры в Египте побывал некто Крантор, видевший в храме богини Нейт в Саисе колонны, увешанные дощечками с иероглифами, рассказывающими историю Атлантиды».
Завершение истории Египта непосредственно связано с такими климатическими катаклизмами природы как: засуха,обмеление Нила, (от которого целиком и полностью зависела жизнь местного населения), археологами данный период установлен точно.
Тридцать первый год до нашей эры - окончаниие правление последнего фараона Цезариона,ставшее
итогом завоевания
Древнего Египта и последующее низведение величественного образа страны до статуса провинции Римской империи.
В те далёкие времена жизнь ремесленников и землепашцев была особенно тяжелой, Землепашцы как правило по ночам отдыхали.
Основные тяготы доставались тем,чей труд продолжался до рассвета-без перерыва и сна.
Жизненный путь обычного ювелира и его судьба в масштабе страны на тот момент не являлись примечательным событием, Всё же произошло нечто необычное,о чём расскажу далее.
Иногда стечения обстоятельств принимают очертания некой тайны и на историческом уровне.
Возможно благодаря этому мой герой оказался приближенным мастером фараона и конечно же в этом нужно отдать дань его таланту- совершенству владения ювелирным делом.
Сложно попытаться в полной мере представить атмосферу жизни древнего мира,окинув взглядом прошлое всё же можно отметить( из дошедших до наших дней источников некоторые любопытные моменты иповседневности быта египтян.
Утро ремесленника, которому удалось хоть немного отдохнуть(в зависимости от количества заказов и объема работы), обычно начиналось с умывания,затем,
(не зависимо от пола,благосостояния)и мужчины и женщины занимались нанесением краски на глаза,но не для того чтобы подчеркнуть контуры или выделить их яркость.
Чёрная подводка для век имела защитное значение оберега от «сглаза злых духов»,также как и от всевозможных глазных болезней,которых в те времена было множество.
Парики носили преимущественно богатые горожане,малоимущие
брили голову оттого что не могли себе позволить льняной парик-(указывающий что его обладатель имеет преимущество перед простыми рабочими и не является рабом).
Небогатые женщины обычно заплетали косы,мужчины сбривали бороду и усы,к этому стоит добавить и то что косметике и благовониям в этой стране уделяли особое внимание- именно исключительно натуральному составу.
Если помада могла быть приготовлена из растёртых жуков(имеющих яркий карминовый пигмент),то смесь благовоний включала и растения и специи и масла-знатные люди употребляли ароматы, ежедневно умащивая тела во избежание сухости покровов в жару,а также и в целях предохранения от раздражения кожи.
Ремесленники,особо приближенные к фараону, получали жильё неподалеку от дворца.
Ювелиры не являлись рабами,украшения высоко ценили, оттого и труд был уважает и всегда в почёте.
В их среде встречались представители разных национальностей.
Для примера достижений ювелирного искусства отмечу(из дошедших до нас артефактов тех дней), поражающие воображение напалечники для ног и сандалии фараона, изготовленные из очень тонких пластин золота,внешне напоминающих выделанную кожу.
Солнечная погода в этой стране в летнее время позволяла мужчинам обходится одной набедренной повязкой- схенти,женщинам сарафаном- каларизисом
Завтрак ювелира среднего достатка состоял из овощей ,фруктов,лепёшек и яиц,которые египтянам предпочитали другим продуктам.
Авлу,волею судьбы суждено было стать одним из мастеров,чьё имя хоть и не дошло до наших дней,но само выдающееся творчество открыло двери времени,перешагнув за порог веков.
Один из главных секретов повествования в том,что известная пектораль фараона Тутанхамона «Скарабей»( обнаруженная во время раскопок), изготовлена непосредственно моим героем.
Но не ищите это имя,эта история- всего лишь предположение.
В те времена этрусски(народ воистину загадочный,как и сама Атлантида),также проживали и в Египте,они обладали особыми знаниями в ювелирном деле,являясь до сей поры никем непревзойдёнными мастерами.Этруски особо отличились в этом деле, так как и мужчины имели привычку носить золотые браслеты.
Овдовевший,не молодой,бездетный Авл не раздумывая отправился вслед за братом воином,из Рима в Египет на заработки.
Не обладая притягательной внешностью,мой герой умел расположить к себе в общении прежде всего спокойствием исходившим
от незлобия характера.
Подобно своим соотечественникам он носил сапоги с загнутыми вверх носками,тунику и плащ. Имел слегка вьющиеся тёмные волосы,раскосый разрез выпуклых глаз ,широкие губы, выдающийся подбородок и выступающий нос - таковы черты его внешности.
Египет Авлу на первый взгляд понравился. Местные верования чаровали творческое воображение.
Как появились первые фараоны и в наше время нет точного предположения, но мифология утверждает что их отцом стал созидательный бог Мемфиса-Птах , принявший облик Банебджедета для зачатия с земной женщиной.
Животные,которых держали в домах Египта- почитались как боги.
Нужно отметить что браки у египтян могли быть тестовыми ,то есть брачующиеся на некоторое время съезжались чтобы испытать друг друга на совместимость,имущество при этом не принадлежало никому лично ,кроме фараонов и всё что было зафиксировано на бумаге находилось в руках писца и уна**
Непривычной для Авла некоторое время казалась донимающая его летняя жара.Недостаток местного климата- это разнообразие насекомых докучавших жителям.
Что касается духовной стороны жизни, к смерти египтяне готовились как к последнему путешествию в загробный мир,что для этруссков конечно же не новость, так как и в их среде имели место подобные верования.
Авл не сразу обрёл признание,прошло несколько лет прежде чем заказчики оценили его талант,выделяя его работы среди многих и он получил заказы от более влиятельных и близких к фараону уна**. Его произведения оценили выбирая по качеству и по красоте,обращая особое внимание на необычные детали и приёмы изготовления. Авл вникая в суть мистики духовных верований египтян, постигая тайны уловил главное,оттого и покупатель обратил внимание на это,выделяя как творческое достоинство.
В то время ювелирные украшения имели смысл оберегов,как сакральные знаки и символы в изображениях они носили характер защитных сил и также использовались талисманы удачи и благополучия для успеха,блага и процветания.
Авл производил достойное впечатление внешней, аккуратностью,благоразумием, уверенным взглядом, внимательностью,в тоже время и не казался доверчивым,будучи предусмотрительным и осторожным.
Перстень со скарабеем для родственника Тутанхамона,изготовленный им по случаю,не остался незамеченным как и сам творческий подход, оригинальная форма, необычные способы оформления сразу же привлекли внимание.
После чего уже в течении года ювелир получил достойное жилье,признание,почёт и обзавелся кошкой.
Но прежде чем мой герой получил заказ от Тутанхамона,возвращаясь к истории,в следующей главе я дополню его описание и характеристику рассказом об этруссках.
Правящий в то время фараон Тутанхамон Хекаиунушема Небхепрура, которого в семье звали просто и коротко -«Тут»- любопытная личность .Его имя в переводе обозначает «живое воплощение Амона, властитель южного Иуну».
Исходя из того что все драгоценности имели символическое значение, являясь своего рода проводниками духовной энергии(посредством воплощения магических образов) легко представить почему они имели первостепенную роль в жизни каждого жителя.
Важны были ритуальные правила использования,украшения надевали только в установленные богами даты или даже часы и носили в определенном месте тела,чаще всего на груди, у области сердца, являющейся священной.
В знаменитой «Книге мёртвых»сказано, что сердце именовалось и отцом и матерью человека.
Священный жук скарабей был одним из главных в том числе и солярных символов движения светила (на многих изображениях он катит солнце) поэтому украшения с его изображением по средствам приобретали многие.
Скарабей издавна служил тотемом возрождения к жизни-в значении постоянного и неуклонного движения вперёд ,воскрешения,восстановления из пепла,во избежание проблем.
Благодаря спрятанным внутрь крыльям скарабей способен взлететь, тем самым обещая душе каждого, кто поклоняется ему надежду на возможность расправить собственные крылья.
Подобную ауру имело изображение «третий глаз» и головная повязка на которой носили образ могущества и воли- змея Буто.
Защищали египтяне и другие важные части тела и плечи,запястья,лодыжки, украшая их браслетами с символом Уджат — левым соколиным глазом бога Гора-амулетом, символизирующим всемирную гармонию и порядок.
Примечательно,что учёные до сих пор не нашли ответы на вопрос как постигли тайну совершенства ремесленники Древнего Египта, не знавшие железа научились изготавливать пластины золота в двадцать раз тоньше(чем сегодня,при наличии новейших технологий),а мастерство владения египтян такими техниками как: чеканка, гравировка, золочение, тиснение, инкрустация, зернь (грануляция), травление, окраска- так что всё это остаётся не непревзойденным и по сей день.
* Carum est, quod rarum est- Ценно то,что редко.
уна**-военноначальник,вельможа.
Продолжение-
3.Амизи
http://proza.ru/2022/10/19/924
Свидетельство о публикации №222101801621