Протоиерей Сергий Штурбабин о семинарии

      Ректор Саратовской православной духовной семинарии     протоиерей Сергий Штурбабин ежедневно занят решением множества проблем и задач, связанных с работой  семинарии,  учебой и воспитанием семинаристов.    Будущему служителю Церкви семинария дает не только образование, она воспитывает будущего пастыря, что неразрывно связано. Семинария формирует  целостную личность верующего человека, впитавшего  заповеди Христа,  готового по этим заповедям жить и способного научить этому других.   Ректор понимает, что недостаточно образованный священник,  не усвоивший  православное вероучение – это опасное явление. То же самое относится и к уровню его общей культуры. Выпускник семинарии, став священником, должен учиться всю жизнь. В семинарии у выпускника должно быть воспитано  должное христианское  отношение к покаянию, таинству Исповеди и Евхаристии, чтобы еще студентом, он прекрасно понимал  необходимость постоянной духовной жизни. От христианского воспитания  неотделимы  воспитание  общей культуры, умение общаться с людьми, сформированному эстетическому чувству. В программе духовной школы  все учебные предметы  влияют на формирование  будущего священника.
Семинаристы живут  по жесткому графику, который воспитывает человека. Семинария создает благоприятную среду,  чтобы молодой человек после рукоположения мог стать  пастырем,  способным дать полезное  людям.     Храм во имя  святого апостола  Иоанна Богослова - один из важнейших учебных классов для семинаристов. Здесь они  постигают православное богослужение, участвуют в нем. Наставники на своих занятиях знакомят воспитанников с  православным богослужением, раскрывают его  смысл и глубину,  показывают  красоту, чтобы будущий священник   полюбил   церковную службу.
    Главной проблемой сегодняшнего семинарского образования является «недостаточный уровень гуманитарного образования, с которым приходят абитуриенты.  Некоторые не читают книг, не могут   сосредоточиться на определенной теме. Они выросли  со смартфонами в руках,  привыкли бессистемно  улавливать обрывки  информации в Интернете, а при подготовке  рефератов и докладов, кусками их  копировать. Их общение происходит в основном в социальных сетях, и  друзья, как правило, там. Поэтому  юному человеку, который открыл для себя Церковь, очень трудно преодолеть стереотипы, навязанные этой средой».
     Вспоминая годы своей учебы в Саратовской духовной  семинарии в девяностые годы 20 века, ректор невольно сравнивает  ее с учебой сегодняшних семинаристов. Он учился в тяжелое время   жизни страны, вокруг  было много грязи, но в семинаристах  было много  неподдельной,  чистой искренности. Они  не умели планировать свою жизнь. У них не было велосипедов, не говоря уже об автомашинах, и  это не заботило. Они знали, что пришли учиться в семинарию, чтобы стать священниками.
 Сегодняшние семинаристы – это другое поколение, в котором много обычного житейского прагматизма, расчета. Сегодняшний молодой человек  умеет просчитывать, прогнозировать, взвешивать. Появилась большая разница менталитета. Что же приводит молодого современного человека на порог духовной школы? «Для верующего человека ответ очевиден - это призвание Божие. Один этот призыв слышит и осознает, другой откликнется на призыв сердцем, до конца не осознавая». Он вспоминает свою юность. «В  какой – то момент  возникло острое, непреодолимое чувство необходимости быть в храме. Во время подготовки к поступлению в семинарию несколько месяцев не пропускал ни одного вечернего богослужения». ОН СЧИТАЕТ, ЧТО И С СЕГОДНЯШНИМИ СЕМИНАРИСТАМИ,ПРИ ВСЕХ РАЗЛИЧИЯХ, ПРОИСХОДИТ ТО ЖЕ САМОЕ. «Молодые люди пришли в семинарию по воле Божьей,  и долг духовной школы создать условия для того, чтобы они  могли реализовать  свое призвание, чтобы состоялись как священнослужители». 
    За плечами протоиерея Сергия Штурбабина  один  год руководства семинарией, и  двадцать лет  преподавания в ней.  Он сожалеет о том,  что порой в сутках Ему не хватает часов,  и длительность  рабочего дня приходится  увеличивать вдвое. Тогда наступает  такая хорошая усталость, что    отдых  от нее становится радостным. Он благодарен Господу за возможность трудиться  на благо родной, воспитавшей Его семинарии, приносить ей пользу.


Рецензии