Как Хрущев разваливал ВМФ СССР

Об этом историческом деятеле  у меня немало написано.  Бывший Первый секретарь ЦК КПСС, бывший Председатель Совета Министров СССР, бывший пенсионер союзного значения стоял у истоков развала Советского Союза. Его недобрым словом вспоминают даже жители Дальнего Востока, моей родины, хотя он там побывал всего один раз, но после той поездки отменил дальневосточные надбавки и начался первый отток населения с восточной окраины огромной страны, хотя до этого люди ехали туда. Остановил многие великие стройки, без которых нынешней России труднее осваивать северные районы Сибири и Дальнего Востока. Много грехов на этом малограмотном «кукурузнике», даже так называемую «хрущевскую оттепель» историк Евгений Спицын назвал «слякотью».

Никита Сергеевич Хрущев – одна из самых противоречивых политических персон ХХ века. В его решениях было много позитивного и негативного. Но явно недобрым словом вспоминают его как служившие в те годы на флоте моряки, так сотрудники судостроительной отрасли и на то были веские основания. По их мнению, Хрущев целенаправленно уничтожал военно-морской флот Советского Союза.. Так ли это? Чем руководствовался Первый секретарь, когда принимал столь опрометчивое решение?

Для меня, который три года отслужил на флоте в должности начальника медицинской службы подводной лодки в первые годы после так называемых «реформ» Хрущева на флоте, это близко. Ведь почти 50 выпускников гражданского Хабаровского медицинского института вместо того, чтобы поехать по распределению в отдаленные населенные пункты Дальнего Востока, где не хватало врачей, отправились служить в военно-морской флот.  И компанию нам составляли механики, штурмана и другие выпускники гражданских вузов, так называемые «профсоюзники», потому что Хрущев сократил набор молодежи в военные училища и их стало не хватать на флоте, одной из составляющей оборонной доктрины Советского Союза.

В 1954 году Хрущев решил проинспектировать Военно-морской флот страны и сделал вывод, что он находится в ужасном состоянии. По его мнению, в случае чего, он не смог бы противостоять флоту Америке и Великобритании. Под этим предлогом он решил завернуть программу кораблестроения, которая была разработана его предшественником – Иосифом Сталиным. Вместо этого акцент был сделан на строительство подводных лодок.

Первый шаг, который принял Хрущев – это отставка адмирала Николая Кузнецова, который на тот момент возглавлял советский флот. В 1956 году Первый секретарь партии взялся и за военно-морские базы. Первой была закрыта Порккала-Удд – база, расположенная на арендованной у Финляндии территории, прямо у границы. С этих позиций можно было следить за всей акваторией Финского залива. Но Хрущев решил, что СССР она не нужна, поэтому он вернул территорию – политик таким образом планировал «улучшить отношения между странами».

В мае этого же года Хрущев вместе с Жуковым, тогда министром обороны, который всегда негативно относился к военно-морскому флоту,  стали инициаторами расформирования частей морских пехотинцев – они исчезли практически на всех флотах. В стране стали закрываться военно-морские училища, готовившие офицеров. Таким образом, система, которая настраивалась годами, постепенно теряла свой вес.

Поле небольшого затишья, в 1959 году, советский флот снова оказался под ударом – было принято решение не заканчивать строительство семи крейсеров, большая часть которых на тот момент была готова более чем на 80%. Причина такого решения – «безнадежно устаревшие» корабли уже не отвечали веяниям времени. После этого тенденция уничтожения надводных кораблей только продолжилась – за пару лет было «списано» еще около десяти действующих кораблей.

Следующий странный шаг Хрущева – это щедрый подарок индонезийцам. Политик принял решение просто так отдать этой стране огромную эскадру Тихоокеанского флота – 12 субмарин, шесть эсминцев, современная боевая техника. Экипажи, которые были в шоке от такого решения, возвращался домой на самолетах.

На заставке: Флагман Северного флота — ТКР "Мурманск". Похожий крейсер Хрущев продал за бесценок Индонезии! Однотипный с ним крейсер «Кутузов» стоит у причала города Новороссийска в качестве военного музея.

В чем же главная причина такого поведения Хрущева в отношении Военно-морского флота СССР? Дело в том, что он считал, что главная сила страны – это ядерный щит. Возможно, Никита Сергеевич сократил бы флот до минимума, но гонка с США не позволила это сделать. Американцы начали выпускать современные подводные лодки, и Советскому Союзу нужно было искать что-то противопоставить американцам

В 1960 году была разработана программа, согласно которой СССР должен был построить противолодочные корабли нового типа – газотурбинная силовая установка, радиотехнические средства обнаружения, новые системы огня.

Так и началась новая эра: строительство противолодочного флота. На строительство кораблей, крейсеров и прочих кораблей, цель которых – не позволить американцам чувствовать себя безнаказанно, было потрачено много средств. Но и результат был соответствующий.

1962 год, «подаривший» истории Карибский кризис, стал новым этапом в развитии советского флота. Никита Хрущев, который собственноручно выступал за уничтожение морской пехоты, теперь поменял свое решение – он приказал восстановить эту структуру. Приступили к этой задаче в 1963 году – постепенно морская пехота снова появилась на всех флотах – от Балтийского до Тихоокеанского. Для морпехов начали строить специальные десантные корабли по новым технологиям.

Главное достижение флота при Хрущеве – это атомный ледокол «Ленин», ставший настоящей знаменитостью. Еще до того, как судно было спущено на воду, его посещали делегации из разных стран. Советское «чудо техники» стало настоящим открытием – это позволило СССР стать единственной страной, имеющей такое превосходство в Арктике.

Можно заметить, что даже в плане отношения к флоту Хрущев был весьма противоречив. Если бы не противостояние с Америкой, то неизвестно, что стало бы с военно-морскими силами СССР. Уничтожение морской пехоты, закрытие сталинской программы кораблестроения и уничтожение ряда крейсеров и линкоров – все это заслуга дорогого Никиты Сергеевича. Именно это и стало причиной того, что Хрущева так не любили на флоте.

Я ощутил на себе отношение к нему кадровых офицеров на тех субмаринах, на которых мне довелось выходить в море.  В это время уже вовсю шло строительство атомных подводных лодок, но на флоте остались и дизель-электрические подводные, а по сути, ныряющие, лодки, на одной из которых мне довелось служить.  Только такие были в нашей бригаде, которая обеспечивала противолодочные рубежи на востоке нашей страны.

В 6-ю эскадру подводных лодок КТОФ, в которую входила 19-я бригада, где я служил, входила и 4-я бригада, в которой были приходящие на судоремонтные заводы Владивостока подводные лодки Тихоокеанского флота. И на этих, закончивший ремонт лодках, мне приходилось выходить на заводские испытания из-за большого недокомплекта врачей в эскадре. И чего я только не наслышался в те годы о военных «реформах» Никиты Хрущева.  А еще раньше, школьником, я слышал, как ругала Хрущева моя мама за отмену дальневосточных надбавок. Так что мое негативное отношение к "кукурузнику" имеет давнюю историю.


Рецензии