Мессершмитты капитана Федоренко

На снимке: капитан В.И. Федоренко принимает поздравления с присвоением ему звания Героя Советского Союза.

Глядя на списки воздушных побед советских лётчиков-истребителей хорошо видно, что среди сбитых ими — в основном самолёты разных типов. Однако встречаются и такие лётчики, которым довелось уничтожать вражеские самолёты одного типа. Это в определённой степени облегчает исследования по вопросу реальных потерь вражеской авиации. Особенно это касается потерь истребителей противника, по которым имеется достаточно обширная информация.    

В этом отношении весьма интересен и показателен тщательный разбор воздушных побед Героя Советского Союза капитана Василия Ивановича Федоренко. Участвуя в Великой Отечественной войне с 17 сентября 1942 года до своей гибели 22 сентября 1943 года, он дослужился до весьма значимой должности штурмана 979-го истребительного авиационного полка, на истребителе ЛаГГ-3 совершил около 200 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв над Кавказом и Кубанью, сбил 12 вражеских самолётов лично и 2 в группе с товарищами. Кроме того, минимум ещё на 4 сбитые им самолета, подтверждения не были получены, поэтому не были засчитаны. Самое любопытное то, что в его официальном списке побед – исключительно «мессершмитты»: 13 одномоторных лёгких истребителей Ме-109 и 1 двухмоторный тяжелый истребитель Ме-110.
 
Имея в своём распоряжении списки потерь истребительных частей Люфтваффе, можно легко определить фактическую результативность нашего аса Федоренко, чем мы, собственно, и займёмся. Прежде всего, уточним, что осенью 1942 года на Кавказе, в полосе действий Федоренко и его однополчан, оперировали немецкие истребительные группы II./JG.52 и III./JG.52, а также хорватский отряд 15.(Kroat)/JG.52, имевшие на вооружении самолеты Ме-109.

Теперь будем сравнивать засчитанные Федоренко воздушные победы с реальными потерями противника.

Итак, свою первую воздушную победу Василий Федоренко одержал 26 октября 1942 года на Закавказском фронте. Как это произошло, зафиксировано в наградном документе: «Прикрывая боевые действия штурмовиков в районе Котляревская, группа наших истребителей под командование старшего лейтенанта Федоренко встретилась с истребителями Ме-109. Вот три вражеских самолета стремятся зажать в клещи смелого летчика, трассы пуль и снарядов со всех сторон летят к самолету. Умелым маневром, старший лейтенант Федоренко выходит из под удара и идет в лобовую атаку на врага, ведя ураганный огонь. Оставалась некоторая доля секунды, чтобы не столкнуться, но старший лейтенант Федоренко зажег врага, самолет противника, свалившись на крыло, упал горящим на землю, сопровождаемый смелым летчиком. В этом бою было сбито 2 самолета противника». 
Осталось добавить, что Федоренко сбил Ме-109 в районе Эльхотово (северо-западнее Владикавказа). Второй «мессер» уничтожил старший лейтенант Ю.Д. Козлов.

А что говорят данные противника насчёт потерь истребителей? Немцы сообщают, что в 16 часов 10 минут их летчик унтер-офицер Ганс Эллендт из 4./JG.52, после воздушного боя, не выпуская шасси, посадил свой подбитый Bf 109G-2 «Weisse 7» на аэродром Солдатская (в 40 км севернее Нальчика). Очень жаль, но степень повреждений самолета не известна, зато известно, что сам пилот не пострадал. Других потерь противник не имел. Можно сделать предположение, что немецкий истребитель был подбит Федоренко или Козловым, правда, мы не знаем точное время их боя. К тому же, воздушные бои в тот день вели многие другие наши лётчики. 

Буквально через три дня группировка немецкой авиации в зоне действий 979-го авиаполка изменилась: группа II./JG.52 перебазировалась далеко на запад – в Майкоп, осталась лишь группа III./JG.52 и хорватский отряд 15.(Kroat)/JG.52.

Далее, в наградных документах на Федоренко записано, что 31 октября 1942 года, «прикрывая боевые действия штурмовиков, по танкам, автомашинам и живой силе противника в районе Хаанадан, он, своевременно заметив врага и предупредив свою группу по радио, смело атаковал в паре 1 Ме-110. В результате атаки самолет противника горящий врезался в землю». Правда, в официальный список побед Федоренко этот «стодесятый», по каким-то причинам, не вошел.

Впрочем, и потерь Ме-110 в немецких документах не отмечено. 

Урожайным для летчиков 979-го полка стало 1 ноября 1942 года. Об одном из вылетов упоминается в наградных документах. Там написано, что при повторном вылете на прикрытие штурмовиков 805-го штурмового авиационного полка в районе Ардон – Дигора, при подходе к цели истребители противника в составе 4 Ме-109 и 7 Ме-110 пытались атаковать наших штурмовиков. Над целью завязался воздушный бой, в результате которого старший лейтенант Федоренко в районе Ардон своим звеном (в составе которого был младший лейтенант И.И. Кузнецов и ещё один летчик) сбил 1 Ме-110. Кроме того, в официальном списке побед Федоренко числятся один Ме-109, сбитый им лично в районе Ардона, а также один Ме-109, сбитый в паре в районе Дигора. Ещё несколько самолетов сбили другие летчики полка. Так, лейтенант В.И. Гудков и младший лейтенант И.И. Кузнецов сбили по одному Ме-109. Младший лейтенант В.Л. Антонов лично сбил один Ме-110, а младшие лейтенанты Н.З. Сыртланов и Н.А. Хижов сбили один Ме-110, действуя в паре.

Немцы подтверждают безвозвратную потерю двух истребителей Ме-109.
Летчик одного из них унтер-офицер Людвиг Таухманн из 4./JG.52, на своем Bf 109G-2 W.Nr. 13624 «Weisse 3», в 14 часов 10 минут сбил русский самолет Пе-2 восточнее аэродрома Майкоп, но и сам погиб в этом бою, сбитый пулемётным огнём экипажа «пешки». Совершенно ясно, что данный случай не имеет никакого отношения к бою с истребителями ЛаГГ-3 звена Федоренко. 
Зато второй Bf 109G-2 W.Nr. 13428 из 9./JG.52 был сбит в воздушном бою где-то над Кавказом, при этом его пилот спасся. И вполне возможно, что его сбил именно Федоренко, хотя это мог сделать Гудков, Кузнецов или кто-то другой из летчиков 979-го авиаполка. 
А вот эскадра тяжелых истребителей ZG.1 в этот день самолетов Bf 110 не теряла.          

Продолжаем цитирование наградного документа: «6 ноября 1942 года, сопровождая штурмовиков на цель, находясь в ударной группе, Федоренко заметил, как в районе цели 8 Ме-109, выскочив со стороны солнца и дымки, пытались атаковать группу Илов. Передав сигнал по радио, пикируя с высоты 1500 метров, Федоренко смело атаковал одного стервятника с близкой дистанции, рискуя столкнуться. Самолет противника загорелся и с пылающим мотором врезался в землю в районе Гизель».

Странно, однако немецкие документы хранят полное молчание по поводу каких-либо потерь истребителей.

Следующую победу Федоренко одержал 28 ноября 1942 года, доложив об уничтожении истребителя Ме-109 восточнее Кодгорон (северо-западнее Владикавказа). Подробности этого, к сожалению, не известны.

Очень жаль, но и на этот раз противник отрицает потери своих истребителей.

Как сообщается далее в наградном документе на Федоренко «5 декабря 1942 года, прикрывая боевые действия штурмовиков, будучи в паре с младшим лейтенантом Н.З. Сыртлановым в составе ударной группы, встретился с 8 Ме-109. Подав сигнал по радио основной группе сопровождать группу Илов на цель, он сам в паре со своим ведомым, вступил в неравный воздушный бой с истребителями противника. В этом бою советский ас вышел победителем, сбив северо-восточнее Карджин 1 Ме-109 и подбив второго, вместе со своим ведомым благополучно возвратился на аэродром».

Несмотря на победный доклад Федоренко, противник никаких потерь в истребителях не имел.

9 декабря 1942 года старший лейтенант Федоренко одержал победу над Ме-109 юго-восточнее Менжинский. Как и при каких обстоятельствах это произошло – неизвестно.

По немецким данным, один Bf 109G-2 W.Nr. 13852 из состава III./JG.52 был поврежден на 50% зенитным огнем. Предположительно, случилось это в районе Солдатской. Других потерь противник не имел, поэтому вряд ли можно подтвердить успешность боя Федоренко в этот день. 

Зато о воздушном бое 12 декабря 1942 года в наградном документе упоминается достаточно подробно: «Группа наших истребителей в составе 7 самолетов ЛаГГ-3 прикрывала боевые действия штурмовиков. В районе Томазов группа была атакована 12 Ме-109. Приняв вместе с группой Илов этот неравный бой, наши летчики сбили 3 самолета противника, из которых одного Ме-109 западнее Томазов сбил лично Федоренко». Уточним, что по одному «мессеру» уничтожили также старший лейтенант Ю.Д. Козлов и лейтенант В.И. Гудков.

Может показаться странным, что в документах противника о потерях в этот день ничего не говорится, но это факт.

Тем временем, 27 января 1943 года 979-й истребительный авиационный полк вошел в состав войск Северо-Кавказского фронта. Затем, после отдыха и пополнения лётным составом, в апреле полк прибыл на Кубань. В то время на Кубани действовали немецкие истребительные эскадры JG.3 «Udet» и JG.52, а также два отряда союзников Германии словаков и хорватов – 13.(Slow)/JG.52 и 15.(Kroat)/JG.52.

Уже 9 апреля 1943 года Федоренко записал в своём дневнике: «Прибыли на Кубань. Ведём здесь боевую работу. Сегодня прикрывали передний край обороны наших войск в районе станицы Крымской. Встретили двух Ме-109. Четвёркой взяли их в «клещи», и мне посчастливилось сбить одного». Добавим, что по данным документов он сбил этого Ме-109 северо-западнее станицы Абинская.

Однако это была не единственная победа советских лётчиков над Кубанью в этот день. По одному «мессеру» в районе Крымская – Абинская сбили пилоты 16-го гвардейского авиаполка капитан А.И. Покрышкин и красноармеец (!) И.П. Степанов. А недалеко от этого района, около станицы Ахтырская, пилот «Аэрокобры» из 6-го гвардейского полка ВВС Черноморского флота лейтенант А.И. Кособьянц тоже сбил один Ме-109. Возможно, победы над вражескими истребителями одержали и другие лётчики.

Люфтваффе действительно потеряли в тот день в районе станицы Абинская один истребитель. Во время полета у Bf 109G-4 W.Nr. 14885 «Schwarze 6» отказал мотор. Пилот унтер-офицер Райнгольд Байшь из 8./JG.3 «Udet» произвел вынужденную посадку за линией фронта в районе станицы Шептальская и попал в плен. Может быть, мотор этого «мессера» был поврежден в воздушном бою? Имеет ли какое-то отношение к этому случаю Федоренко? А может быть  Покрышкин, или кто-нибудь другой из наших лётчиков? Вопрос, конечно, риторический.

На следующий день 10 апреля 1943 года западнее станицы Крымская, согласно докладу Федоренко им был уничтожен ещё один Ме-109. Подробности этого боя отсутствуют.

Впрочем, особого значения это не имеет, потому что противник над Кубанью никаких потерь в истребителях не имел.

В период 12.30-13.45 11 апреля 1943 года группа в составе наших 12 самолетов ЛаГГ-3 под командованием старшего лейтенанта Федоренко прикрывала боевые порядки наших войск в районе Крымская – Абинская, где вели неравный, ожесточенный воздушный бой с 18-20 Ме-109.

Как сказано в документе «Летчики тов. Федоренко и на этот раз вышли победителями – сбили 3 самолета противника, а тов. Федоренко повысил свой боевой счет на одного Ме-109». Если говорить точнее, сбитый им «мессер» упал горящим в 5 км юго-восточнее Крымской. Там же упал и горящий Ме-109, сбитый старшим лейтенантом В.И. Гудковым. Ещё один «мессер» упал в 5 км восточнее хутора Красный после меткой очереди старшего сержанта В.Н. Кораблева. 

Надо отметить, что немало вражеских истребителей было уничтожено и другими советскими летчиками. К примеру, майор П.П. Крюков сбил два, летчики К.Г. Вишневецкий, Б.Б. Глинка, Г.А. Речкалов, В.И. Фадеев и другие (всех перечислять нет смысла) — по одному Ме-109.

Действительно, противник понёс в этот день серьёзные потери, правда, в основном из-за аварий. Один Bf 109G-4 W.Nr. 14877 из Stab/JG.3 «Udet» из-за отказа двигателя разбился юго-западнее Темрюка, пилот ефрейтор Вильгельм Неттингсмайер был ранен. Второй Bf 109G-2 W.Nr. 13599 из 5./JG.3 «Udet» был поврежден на 30% в результате вынужденной посадки в районе Верхнее. При взлете с аэродрома Тамань потерпели аварии и разбились Bf 109G-4 W.Nr. 15208 (повреждён на 75%) из 7./JG.52 и Bf 109G-2 W.Nr. 13630 (повреждён на 60% и ранен хорватский пилот) из 15.(Kroat.)/JG.52. Во время взлёта с аэродрома Анапа был на 15% повреждён в аварии Bf 109G-2 W.Nr. 14822 NN+ZB из 5./JG.52.

А вот в воздушных боях было потеряно безвозвратно два истребителя. Один Bf 109G-4 W.Nr. 19507 «Schwarze Winkel 3» из Stab/JG.3 «Udet» был сбит юго-западнее Абинской (практически один район с юго-восточнее Крымской), его пилот обер-лейтенант Альбрехт Вальц (сбил 27 наших самолетов) погиб. Другой Bf 109G-4 W.Nr. 14898 «Gelbe 3» из 6./JG.52 был сбит севернее Нижнее-Баканской, при этом погиб командир отряда и кавалер Рыцарского креста обер-фельдфебель Вилли Немитц, имевший на своем счету 81 воздушную победу. Любопытно, что оба немецких аса — Вальц и Немитц — были сбиты почти одновременно — около 12 часов дня, но в разных районах.

В общем, поскольку место и время побед Федоренко и Гудкова практически полностью совпадают с местом гибели Вальца, можно сделать вывод о том, что немец стал жертвой кого-то из этих двух «Сталинских соколов». 

15 апреля 1943 года прикрывая боевые порядки наших войск в районе станицы Крымская 6 самолетов ЛаГГ-3 группы Федоренко вели воздушный бой с 10 Ме-109. В результате этого боя сбито 2 самолета противника, остальные поспешили уйти с поля боя. Из двух сбитых немцев, один сбит северо-западнее хутора Шептальский лично капитаном Федоренко, которому, по его словам, «удалось одного «Месса» прострочить по кабине». Успешно выполнив задание, Федоренко без потерь привел свою группу на аэродром. В этом бою один Ме-109 сбил также младший лейтенант И.М. Бойко.

Следует подчеркнуть, что большое количество уничтоженных вражеских истребителей записали на свой счет и летчики других полков. Так, гвардейцы 16-го полка лейтенант Д.И. Коваль, майор П.П. Крюков, старший лейтенант Т.Х. Паскеев, капитан А.И. Покрышкин, лейтенанты М.И. Сутырин, А.И. Труд, В.П. Цветков сбили по одному «мессеру». Отличились победами и пилоты 45-го авиаполка: по два Ме-109 уничтожили знаменитые братья «ББ» и «ДБ» Глинки, а также младший лейтенант Н.Д. Кудря, по одному – капитан Г.Д. Микитянский, старший лейтенант М.Г. Петров. Летчик 249-го полка лейтенант В.Е. Крючков сбил один Ме-109, а летчик 926-го полка старший лейтенант А.И. Михайлов – даже два Ме-109. В общем, воздушных побед «Сталинским соколам» в штабах насчитали много.

Однако фактически, у противника в этот день вышел из строя всего лишь один Bf 109G-2 W.Nr. 14192, который на аэродроме Тамань был поврежден на 55% из-за ошибки какого-то хорватского пилота из 15.(Kroat.)/JG.52. Получается, что все победные доклады советских летчиков были, мягко говоря, недостоверными.

На следующий день, 16 апреля 1943 года, прикрывая передний край наших войск в районе Крымская группа капитана Федоренко в составе 6 самолетов ЛаГГ-3 снова вела воздушный бой с 10 Ме-109. В результате этого воздушного боя было сбито 2 самолета противника, из которых одного севернее Крымской сбил лично Федоренко. Другой «мессер» уничтожил старший лейтенант В.П. Шумов. Кроме того, в тот же день младший лейтенант И.М. Бойко в паре с другим летчиком 979-го полка сбил ещё один истребитель.

Само собой разумеется, лётчики других полков тоже докладывали об уничтоженных «мессерах». Например, лётчики 16-го гвардейского полка сделали в этот день несколько заявок на сбитые немецкие истребители. В том числе, два Ме-109 уничтожил капитан В.И. Фадеев, по одному Ме-109 сбили лейтенант Д.И. Коваль, капитаны А.И. Покрышкин и Г.А. Речкалов, младший лейтенант И.П. Степанов, лейтенант А.И. Труд, капитан А.В. Федоров. Одного Ме-109 «завалил» младший лейтенант Н.Д. Кудря из 45-го полка. Проявили себя в этом деле и пилоты 298-го авиаполка: два Ме-109 сбил старший лейтенант М.С. Комельков, по одному немецкому истребителю – старший лейтенант К.Г. Вишневецкий, старший лейтенант И.Г. Ерошкин. Капитан В.Г. Семенишин сбил лично один и в паре с лейтенантом А.А. Румм ещё один Ме-109, капитан В.М. Дрыгин в паре с другим лётчиком тоже сбил Ме-109.

Зато в документах противника – ни слова о безвозвратных потерях истребителей в воздушных боях. Лишь на аэродроме Тамань по ошибке пилота был разбит на 60% Bf 109G-2 W.Nr. 19221 из 8./JG.52, а на аэродроме Анапа из-за поломки шасси при рулёжке был поврежден на 15% Bf 109F-4 W.Nr. 13330 из 13.(Slow.)/JG.52, в обоих случаях пилоты не пострадали. Есть также информация, что ещё один Bf 109G из I./JG.52 получил лёгкое повреждение в результате попадания снаряда в воздушном бою, пилот этого «мессера» лейтенант Гейнц Гейсслер также не пострадал. В общем, и на этот раз успехи наших лётчиков оказались явно преувеличенными, увы.

Между тем, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан Федоренко Василий Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 995).

Следует сказать, что к тому времени Федоренко провел более 50 воздушных боёв, в результате которых лично сбил 12 самолетов противника и 2 самолета – в группе с однополчанами (ещё один Ме-110 сбитый в паре с другим лётчиком ему не засчитали).

Федоренко продолжал и дальше воевать, но одерживать воздушные победы ему больше не довелось. Через четыре месяца — 22 сентября 1943 года капитан В. И. Федоренко погиб в воздушном бою с немецкими истребителями Ме-109 из I./JG.52 в районе станицы Красноармейской. Сбил его немецкий ас лейтенант Йоханн-Херманн Майер.
   
А как же насчёт подтверждения воздушных побед Федоренко? Приходится признать, что за исключением лишь трёх случаев, когда имелись кое-какие совпадения потерь врага с заявками нашего лётчика, подавляющее большинство побед Федоренко не подтверждается. Впрочем, при изучении списков побед многих других «Сталинских соколов» можно прийти к такому же результату...


Рецензии
По поводу 11 апреля и гибели Вальца.

Не знаю, откуда такие сведения, но есть точное указание, что Вальц погиб как раз в том бою, где Федоренко одержал победу и именно он является основным претендентом. Этот случай освящен в наших трудах. Также ошибочно мнение, что Немиц погиб утром в бою с Пе-2. Случай, когда он вёл бой с Пе-2, был за два дня до этого. В книге историка, который писал про бои в небе Кубани (фамилия вылетела из головы), эти два случая как-то слились в один. Но в этой книге хватает грубых ошибок. Это и есть одна из них. Немиц погиб судя по всему в ожесточённом бою с 16-м гиап, благо место гибели совпадает. Опять же, этот случай нами был разобран.

Самого Федоренко сбил лейтенант Йоханн-Херманн Майер из 1 отряда JG52.

Андрей Грачев 2   03.09.2023 21:11     Заявить о нарушении
В книге самого уважаемого мною немецкого историка Прина записано, что 11 апреля Вальц одержал три победы: И-16 в 05.35, И-16 в 05.44 и ЛаГГ-3 в 12.06. То есть, в любом случае, он погиб не утром.

Олег Каминский   04.09.2023 10:06   Заявить о нарушении
Так и есть. Он в том бою и погиб. Но это как раз бой против полка Федоренко. Смотрите жбд 230-й шад, где служил Федоренко. Кажется он даже на Памяти Народа есть

Андрей Грачев 2   04.09.2023 10:41   Заявить о нарушении
Принн очень хорошо всё изложил, но труд Форманна мощнее. Впрочем мы тоже Принна используем как источник

Андрей Грачев 2   04.09.2023 10:43   Заявить о нарушении
Да, надо посмотреть жбд 230-й шад...

Олег Каминский   04.09.2023 11:13   Заявить о нарушении
Должен признаться, что поначалу меня ввела в заблуждение фраза «Ранним безоблачным утром» с сайта http://airaces.narod.ru/all11/fedoren.htm, но теперь точное время боя установлено. Спасибо за помощь!

Олег Каминский   05.09.2023 10:19   Заявить о нарушении
Не за что. Указанный сайт я бы не советовал. Там много всякой лажи. Например, на дымича ссылаются как на источник. Некриически приведены рассказы про Батца и Попкова, например. Ну не сбивал Попков никакого Батца. Хотя всё же есть там нечто полезное, но очень мало

Андрей Грачев 2   05.09.2023 14:03   Заявить о нарушении
А по поводу вранья Попкова у меня есть статья "Загадка оранжевого мессера" http://proza.ru/2022/12/28/199

Олег Каминский   05.09.2023 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.