Радость детям - во все времена

     Приглашение поучаствовать в фестивале поступило совершенно неожиданно.
Радость — детям нужна во все времена. Особенно, когда тревожно.
     Поэтому участие в финале фестиваля детского творчества имени Ф.И. Тютчева «Есть целый мир в душе твоей» стало для меня радостным событием встречи со школьниками.
     Весёлого смеха, радости, даже восторга, конечно, было море, но всё закончилось слезами. Признаюсь, я тоже с трудом удерживала их, а временами не могла спрятать. Одним словом не назовёшь, какими были эти слёзы — разные: и радостные, и горестные, и грустные. Расскажу подробнее.
     Фестиваль прошёл с 21 по 25 сентября в оздоровительном лагере «Искорка». За победу в номинациях:  «Изобразительное творчество», «Вокал», «Хореография», «Художественное слово» и «Исследовательская деятельность» в финале боролись сто сорок учащихся от десяти до восемнадцати лет.
     Это так принято говорить — «боролись», а на самом деле фонтанировал фейерверк эмоций и чувств и побеждали лучшие. Главное не занятое место — важнее восторг финалистов от участия. Раскрою некоторые секреты фестиваля, чтобы вы тоже ощутили радость и гордость за ребят.
     В нашей стране звёзды сошли на Землю, чтобы помочь детям: в полусотне городах России создали центры выявления и поддержки талантливых детей. Некоторые из центров названы именами звёзд:
Сириус из созвездия Большого Пса — в Сочи;
Альтаир из созвездия Орла — в Дагестане и Хакасии;
Антарес из созвездия Скорпиона — в Кабардино-Балкарии;
Вега из созвездия Лира — в Пскове, Амурской и Нижегородской областях;
Орион — имя созвездия — в Воронеже;
Персей — имя созвездия — в Иркутске.
     А в Брянске центр назвали ОГМА. Это звезда из созвездия Геркулеса. Является жёлтым субгигантом — немного ярче и более массивная, чем солнце.

     Начался фестиваль в Брянске концертом в центре ОГМА, потом нас провели по центру. Библиотека, залы для хореографии, лаборатории изучения биологии, химии, света, продуктов...
     Поразилась, какие серьёзные проекты разрабатывают. А исследования учащимися почв в области — вошли в Атлас почв Российской Федерации. Горжусь.
В одной из лабораторий меня ожидал сюрприз. Школьники там создавали летательные аппараты, запускали их в небо и, если всё правильно работало, то его фиксировали с летающего в космосе спутника. Ого!
     И вдруг вспомнила, в книге «Западня для приключений» (2016г.), есть рассказ «Космический сюрприз». Когда его писала — только мечтали о таком спутнике в помощь школьникам. А сейчас он существует! Потрясающе — дети работают со спутником. Странно после такого называть их детьми: слишком серьёзные взрослые дела делают. А я совсем оторвалась от современности и прогресса.
     На базу «Искорки» мы попали не сразу. Финалистами фестиваля  были дети не только из города, но и области, поэтому первым делом мы посетили краеведческий музей.
     Потом доехали до Свенского Свято-Успенского мужского православного монастыря и даже нашли дуб Петра, которому более четырёхсот лет. Известно, Пётр I находился в Брянске 22-24 октября 1708 года. Приезд царя был вызван продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Церковная легенда утверждает, когда Пётр I сидел под дубом у монастырских стен, к нему явился гонец от А.Д.Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. После чего Пётр I отправился в действующую армию. Возвращаясь в столицу после Полтавской битвы, Петр I снова заезжал в Брянск.
     Чтобы увидеть дуб Петра, мы немного спустились с крутого обрыва по скользкой от дождя траве, помогая друг другу, чтобы не упасть. Проверка только что познакомившихся людей на взаимовыручку прошла на отлично — никто не упал.
Однажды молния ударила в дуб и он горел. Изнутри дерево выгорело, но выстояло. Внизу дерева — кора повреждена, смотрится, как дупло, а по форме напоминает раскрытый в жутком крике рот.
     Художественный музей мы тоже не пропустили. Все посещения музеев, как и последующие экскурсии, проживание и питание в «Искорке» были оплачены организаторами заранее.
     Фестиваль при поддержке Президентского фонда культурных инициатив организовали Брянская региональная общественная туристско-краеведческая патриотическая детско-юношеская организация «Отечество», управление образования Брянской городской администрации, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий и Центр внешкольной работы Володарского района города Брянска.
     При такой обширной программе дети устали. В «Искорку» приехали к ужину. Казалось, теперь самое время всем отдохнуть.
     Вы думаете, у детей закончилась энергия? Не угадали. Началась вечерняя программа фестиваля «Званный вечер»: Участники представляли свои группы на сцене, показывая приготовленные «визитки», и это плавно перешло в дискотеку. Танцевали все.
     Ночью спали все кроме организаторов, которые до трёх ночи уточняли пофамильные списки детей на те или другие мероприятия на утро. Можно было смело заходить в наш домик и встретить их работающими в три часа каждую ночь фестиваля.
Что мне очень понравилось — с первого до последнего дня в «Искорке» дети не были оставлены без внимания ни на один час, а постоянно вовлекались в творческий процесс. Сто сорок детей разделили на группы в зависимости от номинаций конкурсов, в которых они участвовали. Часть ребят ехала на экскурсии в Красный Рог — там жил и творил Алексей Толстой, оставшиеся на базе участники фестиваля в это время занимались на мастер-классах членов жюри. До обеда, на котором встречались все. Обед был вкусный и сытный — знаю лично, потому что все ели в одной столовой. После обеда группы уезжавших экскурсантов и оставшихся в «Искорке» менялись местами. Оставшиеся в «Искорке» переходили на творческие площадки: игра по мегакарте Брянской области, турнир по сбору спилс карт области и викторина, а ещё дополнительные мастер-классы. Каждый за три часа успевал посетить все площадки — недаром списки детей уточнялись до трёх часов ночи. А после ужина новые творческие площадки и мастер-классы. На следующий день всё повторилось, только ехали уже в Трубчевск с посещением музея и планетария.

     Признаюсь, порой я не верила, что дети смогут осилить урок. Например, «Глиняная игрушка». Представить сложно, что за один час каждый ребёнок слепит из глины игрушку, которая засвистит. Но к концу занятия, когда глина ещё не просохла, раздались первые звуки. Восторг детей — и улыбка мастера. Сырая глина шутила над детьми, сминаясь под нажатием их пальцев, свист пропадал. Беда. Но мастер не давал ей одолеть ребятами: вновь приходил на помощь.  Сделанные свистульки звучали в «Искорке» все оставшиеся дни фестиваля на разные голоса.
Впервые я увидела, как поэтапно рисуют акварели. Сначала мне совсем не нравилось то, что видела на бумаге, установленной на мольберты. И хоть целый час находилась рядом, даже не уловила момент, как всё преобразилось: на бумаге возникли красивые осенние пейзажи. И у всех разные. А до этого ребята на цветной бумаге исполнили пастелью натюрморт.
     Два часа беспрерывной работы, но на лицах ребят нет следов от усталости. Может, человек, увлечённый рисованием, не замечает ни времени ни потраченных сил? Интересно, это касается любого дела, которое творится с желанием и душой? У всех ли так происходит или только у талантливых? Но здесь ведь финалисты конкурсов.
А ещё — «Потешная игрушка». Показалось, что за два часа обучения на этом занятии побывали все. Валяние — особая техника рукоделия. Мастера валяния создают забавные детские игрушки. За один час игрушку не свалять, но каждый освоил технику и сделал цветок. Значит, настоящие мастера были в гостях у «Искорки».

     Сейчас расскажу о пролитых слезах на творческих площадках. Нежданных. Непредсказуемых.
     Викторину о композиторе Матвее Блантере придумала душа и вдохновитель фестиваля Елена Сухинина. Она переживала, как воспримут дети старые песни, которые, вероятно, и не знают?
     Елена рассказала биографию Матвея Блантера, а затем по мелодии надо отгадать, какая это песня? Сначала не отгадывали. А потом присутствующий член жюри, Наталья Шестакова, и учительница из Климово стали узнавать мелодии и запели песни. Дети посмотрели на них с удивлением. Но на следующей песне они им уже подпевали. Когда зазвучал вальс, то удивляться пришлось старшим: пели многие, а часть детей танцевала. «Катюша» знакома всем, и песня совместилась с танцами.
И тут рассказ Елены о песне «Прасковья» на стихи Михаила Исаковского. В народе песню называли «Враги сожгли родную хату».
«Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?...»
     Слёзы выкатились из моих глаз непроизвольно, постаралась смахнуть незаметно и тут заметила, что все присутствующие тоже, стесняясь своих слёз, пытаются незаметно промокнуть их.
     Трагедия судьбы солдата понятна всем и трогает особенно сейчас, когда наши молодые мальчики и зрелые мужи защищают русский мир.
     По окончании викторины с второй группой заметила, как после выхода из клуба детей вслед за ними пулей вылетела Елена. Оказалось, она больше не могла сдержать потока слёз. Елена рассказала ребятам, что когда на концерте эту песню впервые исполнил Марк Бернес, то все присутствующие встали. И только в клубе началась песня «Прасковья», сегодняшние школьники встали и стоя прослушали песню до конца.
Какие это были слёзы? Печальные, потому что есть непоправимые потери у воинов. Радостные, что дети знают о Великой Отечественной войне, принимают сегодняшний день и способны сострадать.

     Особые творческие программы «Бальный этикет», «Традиции дворянского костюма XVIII – XIX века», «Танцы Тютчевской эпохи» — подготавливали детей к предстоящему баллу. А вы думали? Впереди у нас БАЛ!
     С утра последнего дня фестиваля все на автобусах отправились в усадьбу Тютчева в Овстуг. Несмотря на конец сентября, усадьба встретила нас цветущими розами,. Наверное, они не цветут здесь только под снегом.
     С пруда, завидев экскурсантов, вперевалочку вышли утки и, совершенно не боясь, потопали навстречу людям. Девчонкам, которые на свежем воздухе раскрыли пакетики с чипсами, пришлось поделиться.
     А к нам с Натальей приближались два белых лебедя. Шли покачиваясь, не спеша, остановились на приличном расстоянии, вытянули шеи в знаке вопроса, мол, где обещанное угощение? Мы жалели, что ничего не припасли. Лебеди даже не заподозрили, что мы пришли без еды. Один лебедь выдвинулся вперёд, дошёл до Наташи и стал щипать её юбку. Это не помогло. Лебедь недоумевал: что, мы и сейчас его не покормим? Отвернулся от нас и с гордо поднятой головой ушёл, выражая всем своим видом, что не понимает, зачем приезжают сюда люди, как не повидаться с ним? Так где угощение?
     В усадьбе Тютчева я была не один раз, как и в музее. На одном мероприятии нас даже кофе угостили. Я потом всем хвасталась, что пила кофе в домике Тютчева. Поэтому не знаю, как случилось, что я впервые поднялась на второй этаж дома? Во всём доме портреты членов семьи Тютчева и его друзей.
     И вдруг для меня произошло открытие, когда я заглянула в книжный шкаф. Конечно, судить могу только по корешкам книг: заметила книгу Карамзина на русском языке, а все остальные книги, попавшиеся на глаза, были на иностранных языках, скорее на французском. Ах, наши великие классики, откуда такое преклонение перед иностранным? Или это скромность? Как иначе понять предпочтение читать и говорить в те времена на французском? Или я сужу только по Фёдору Тютчеву? Известно, что у него при жизни были изданы только две книги, и то его с трудом уговорил на этот шаг Тургенев. Сам Фёдор Иванович Тютчев относился к своему творчеству несерьёзно: писал стихи на вырванных откуда-то листках бумаги, говорят, порой даже на салфетках.
     В следующей комнате на стене под стеклом я как раз и увидела такой листок со стихотворением, написанным его рукой. Стихи, известные мне с детства.
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
     Наверное, в нашей стране трудно найти человека, который бы не знал эти стихи. И тут меня ждало второе открытие: на листке в стихотворении, написанном на русском языке, некоторые буквы были латинскими. Обратилась к экскурсоводу, не подводит ли меня зрение? Зрение не подвело. Экскурсовод объяснила, что эти стихи написаны выздоравливающим Тютчевым после инсульта, когда рука ещё плохо его слушалась, а мозг выдал вот такое смешение языков.
     Раньше я не задумывалась, что это стихи не молодого Тютчева, а зрелого человека. После болезни — а такая ясная мысль. Словно в ответ на разговор с кем-то написал: как спорил со всеми, кто не верил в Россию.
     После смерти Фёдора Ивановича любовь и память жены и детей подвигли их на создание музея, сделали его творчество достоянием народа на века.
     Нам кажется, что по другому и быть не могло. Хочется, чтобы и сейчас каждый не забывал о предыдущих поколениях своего семейного рода. Бессмертный полк помог сделать это почётным делом.

     А впереди нас ждал бал.
     Бал проходил в здании дворца культуры Овстуга. Участники фестиваля оставляли куртки на сидениях в зрительном зале, но сами не садились. Как можно садиться, когда на тебе прекрасное бальное платье?
     Девочки собирались кружками и о чём-то говорили. Знаете, иногда, просыпаясь ранним утром, когда тишину ещё не победили звуки проезжающих машин, слышишь птичий щебет и замираешь от предчувствия счастья. Вот и сейчас вокруг меня смешались шорохи от бальных нарядов, перешёптывания и тихие смешки.
     Напомню, в финале фестиваля участвовали сто сорок школьников. И почти все девочки были в бальных платьях, которые привезли из дома.
     Мальчики от девочек не отстали: некоторые были даже во фраках. Ходили в них, не знаю почему, важными.
     Все перешли в огромный зал, где распорядители бала по всем правилам встречали гостей.
     Недаром все дни в «Искорке» на творческой площадке обучали и манерам, и этикету, и танцам Тютчевской эпохи. Что неудивительно, ведь наш фестиваль имени Ф.И. Тютчева «Есть целый мир в душе твоей».
     Сто сорок участников парами разместились в зале: приветствие организаторов и пары начали танцы с полонеза, подчёркивая возвышенный характер праздника.  Добавлю, что в бальных нарядах были не только дети, а и устроители фестиваля. Их улыбки и блеск в глазах доказывали, что он настоящий, этот бал.
     В перерывах между танцами объявляли победителей конкурсов и вручали подарки две добрые и красивые феи бала, они же организаторы фестиваля: Эллада Смирнова и Елена Сухинина.
     Бал восхитил меня. Для многих этот бал в жизни — первый. И, признаемся честно, неизвестно, сколько в жизни этих детей будет таких балов. Хочется верить, что будут. А сейчас я чувствовала, что нахожусь в сказке.
     Два часа пролетели, как миг. Нас уже ждали автобусы, чтобы попасть на обед в «Искорку». Прошло меньше часа, и автобусы уже готовы отвезти нас по домам.
И вот тут пролились потоки слёз. Мы сначала заволновались, вдруг что-то произошло? Но выяснили, что девчонки не хотели расставаться и уезжать из «Искорки». Успокаивали их, что в наше время с интернетом, это не навсегда — обязательно ещё встретятся.
     Когда я приехала домой, меня забросали вопросами о здоровье, о проливных сентябрьских дождях.
     Дожди? Какие дожди? Вспомнила, что видела лужи на дорожках в «Искорке». А дожди не помню.


Рецензии
Женя! Какое же большое и важное дело вы делаете для подрастающего поколения! Я горжусь, что знакома с Вами, с Вашим добрым и неутомимым талантом приносить добро людям.

Только так можно вырастить счастливых и полноценных граждан страны.

Спасибо за интереснейший и подробный рассказ! Познавательно, радостно и глубоко.

С теплом , улыбкой и пожеланием не останавливаться на достигнутом и продолжать свою неутомимую деятельность, радуя людей делами и умным, добрым нежным творчеством,

Ирина Литвинова   09.02.2023 12:38     Заявить о нарушении
спасибо вам.)
Только это же не я, а люди победили в конкурсе и получили деньги - президентский гранд.

Евгения Шапиро   09.02.2023 21:07   Заявить о нарушении