Сага о купце

В славном шведском городке Бербергене, что на севере, Рагнар Снорсон опять скрывался от гнева конунга Рунольфа. Говорят, он разгневал того тем, что в тихую торговал с норвежцами, но это не точно.

И всё бы хорошо, Рагнар был жив и вполне здоров. Да вот только, в очередной раз, опальный купец остался без гроша в кармане и с пустым желудком вдалеке от дома. Да и товары были утеряны при спешном побеге.

И вот, на городском рынке, где мог бы сейчас успешно торговать, Снорсон бесцельно скитался и с завистью разглядывал разложенные на прилавках яства и кушанья. Так и хотелось ему взять, да и утащить какую рыбку или кусок колбаски. Да вот только сыт ли будешь одной рыбиной? Да если ещё и стража поймает?

Не хотелось ему из-за какой-то мелкой кражи оказаться в лапах разъярённого конунга. А потому беглый купец скользил среди рядов, не в силах выдумать какую-нибудь схему для быстрой наживы. Это продолжалось ровно до тех пор, пока он наконец не увидел старушку, торговавшую рунными подвесками и прочими мистическими украшениями.

План появился моментально. Взяв валявшийся у дороги камень, Рагнар сел посреди рыночной площади и начал ожидать какого-нибудь простака. Ждать пришлось недолго, ибо там же, по нелепой случайности, оказался его старый знакомый, ярл Хоннинг, прибывший в Берберген по указу конунга.

Разумеется, он сразу же подошёл к старому товарищу и по своей наивности по-дружески заговорил с купцом:

- Друже Рагнар! Какая встреча! Что это ты, небось от господина Рунольфа опять скрываешься? Скажи-ка мне, друг, что ж ты тут с камнем посреди рынка сидишь?

- Продаю его. Жалко конечно отдавать, замечательнейший булыжник! Да золото карманы не отягощает, потому и приходится торговать им.

- Сколько стоит то хоть? Может я его куплю, да помогу брату своему, коль ты в беде оказался?

- Три тысячи золотых монет!

- Три тысячи? Ты что же это, дорогой, из ума вышел? Кто ж у тебя камень за такие деньги купит? Такую сумму и сам конунг, налогами, не всякий год соберёт. Вон старушка, что безделушками торгует, так та хоть по медяку продаёт! У неё то они хоть красивые.

- А что ж ты думаешь, что сей камень простой? Похож на её гальку с глупыми письменами?

- А что же, волшебный?

- Да ещё какой! Своих денег точно стоит. Вот скажи, что тебя беспокоит?

- Жена моя, Вилена, всё наследника не принесёт...

- О, ну как раз с этим он и может помочь! Только там, конечно, особый обряд надо сделать. Уверяю тебя, сразу после него родит! Как миленькая родит, да не одного, а с ходу тройню. Думаешь, я сам не пользовался в своё время? Ох, теперь дети по всему свету мои рассыпаны.

- А что же за ритуал такой?

- Э... Нет! Так просто не расскажу! Сначала деньги, а уже потом история. А то может обманешь меня или украдёшь мой драгоценный камешек.

- Я и не думал... - ярл замер в нерешительности.

- Ну раз не хочешь брать, не бери. Вон годи Ульрик предложил мне за него четыре тысячи. Для своих ритуальных дел. Но я всё думал приличнее покупателя найду... Да ещё и скидку сделал тебе, как брату... Но если не хочешь брать, тогда я всё же продам Ульрику, пусть пользуется на здоровье.

- Не смей! Вот кому-кому, а этому змеёнышу годи продать не позволю! Сам же знаешь, этот подонок недавно мне такое нагадал! Месяц назад сказал мне, что я умру от болезни и предательства. А я то живой и здоровый до сих пор! - Хоннинг отцепил свой тяжёлый кошель и кинул купцу, — На! Держи свои деньги! И рассказывай скорее, как пользоваться этим чудо-камнем!

Еле сдерживая хитрую ухмылку, Рагнар начал вещать:

- Вот это уже другое дело! Смотри, чтобы камень сработал как надо, нужно в точности следовать обряду. Отступишь хоть на шаг, накличешь беду! Сначала, в самой тёмной ночи, выйди нагим на улицу, держа камень строго над головой, на вытянутых руках. Затем тебе нужно будет с закрытыми глазами пробежать через лес до ближайшего водоёма, я знаю, у твоего замка есть подходящее озеро. Брось этот камень в воду и крикни трижды своё желание. А затем беги обратно, тоже с закрытыми глазами. И самое главное, пока ты бегаешь, тебя никто не должен видеть!

- А это точно сработает? Как-то странно звучит... Да и булыжник твой получается одноразовый?

- Ничего он не одноразовый! Его же и достать со дна можно. А потом снова использовать. Как я, думаешь, узнал, что он волшебный?

- Так зима же!

- Ну летом можно будет достать! Я так понимаю ты хочешь, чтобы я отдал его Ульрику? Он таких глупых вопросов не задавал...

- Нет-нет! Я за него заплатил и я его использую! Давай сюда!

Так, Рагнар удалялся с рынка, со звенящим кошелём. А Хоннинг остался стоять с камнем в руках. И пока купец пил мёд и веселился в местной корчме, обмывая обман, ярл двинулся в свой замок, дожидаться ночи.

Как только взошла луна, он, в точности следуя инструкциям, вышел с камнем на улицу. Было очень холодно и темно, тем не менее, простаку ярлу удалось добежать до самого озера с закрытыми глазами. Там он, почти околев и смертельно устав, кинул камень в воду, прокричал своё желание и побежал назад.

Кое-как добравшись домой, Хоннинг, естественно, очень сильно простудился. Придворный врач не смог его излечить даже с помощью кровопускания и прикладывания козы к темени. А потому бедный ярл умер в муках всего через неделю, оставшись, и без камня, и без наследников.

Что же до Рагнара? Тот быстро воспользовался смертью ярла, женился на его вдове, с которой у него давно был тайный роман, присвоил замок и жил себе, припеваючи вплоть до следующей своей авантюры.


Рецензии