Социальные манипуляции

                Социальные манипуляции.

                Как это ни прискорбно – манипуляции  стали основой человеческих отношений.
Лучше всего это показал автор Эрик Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди».
И здесь не важна никакая система верований, или, напротив, отсутствие таковой: манипуляции есть и будут.  Они проявляют себя в семьях, между «родитель-ребенок» , «муж-жена», «брат-сестра», между знакомыми, на рабочих местах, в дружбе, в общем, где угодно.  Даже у влюблённых на первых этапах  их связи уже присутствуют манипуляции, этакие маленькие хитрости, хотя бы такие, как "пусть он меня поревнует", или "купить своим ухаживанием"… 
                Самые невинные манипуляции – это условия-ультиматумы. Например: «Если ты не…, то тогда я…».
Самые банальные примеры:
«Если ты не сделаешь этого, то не получишь от меня то-то»,
«Если ты не хочешь, чтобы я смотрел на других женщин – ты должна сбросить вес, привести себя в форму..»,
«Если ты не закончишь четверть хорошо, то тогда я не продлю тебе абонемент на твой любимый кружок/клуб/занятия»..
                Средние по воздействию на психику манипуляции – это обещания-ловушки, которые далеко не всегда исполняются манипулятором.
«Нам будет выделена премия, но получат её только те, кто…»
«Мы должны работать не покладая рук, ради светлого будущего…»
«Я, возможно, на тебе женюсь, если ты будешь действительно хорошей женой и хозяйкой, а пока давай попробуем просто пожить вместе».
В этой категории могут быть какие угодно примеры.
                И, наконец, сильные манипуляции, которые, бывают, ломают человека, это манипуляции- угрозы, манипуляции-шантаж, манипуляции-ловушки.
Здесь примеров может быть сколько угодно, и каждый, наверняка бывал в таких ситуациях. В общем-то, это психологическая вербовка, которая бьёт по самому уязвимому месту, либо по тому аспекту, который человек хочет скрыть, а ему грозят выставить это на всеобщее обозрение, если он не выполнит, к примеру, ряд каких-нибудь требований манипулятора. Как правило, у манипуляторов этот приём срабатывает очень хорошо: взять на испуг, страх, или неготовность человека к чему-то и вытащить из него желаемые действия в обмен на «спокойную жизнь», или на то, что будет не так выгодно подавляемому, но из «двух зол» он всё же выберет меньшее, то есть, согласится на условия.
               Как мы видим, ситуации могут быть совершенно разные, но всех их объединяет одно: навязанные правила игры становятся частью жизни.  Поэтому, манипуляций стало так много, что часто они перестают восприниматься как навязываемые условия,  ибо в отношениях они уже давно  стали нормой. Естественно, это бывает и хорошая, нацеливающая, мотивирующая норма, но тем не менее, это  всё же манипуляция: без её выполнения человек как бы не достоин чего-то хорошего…

               В крупной, то есть масштабной,  социальной сфере, этого «добра» также с лихвой.
               Например,  рынку нужен постоянный рост числа потребителей, для рынка такой рост должен стать  желаемой стабильностью. Причем потребителя «недалёкого»  и достаточно алчного. У производителей свои интересы,  под которые очень успешно  подгоняются такие социальные понятия , как "благополучие,   успешность, статусность, уровень жизни".   Этим очень умело  и  манипулируют целые системы, работающие на  связку «предложение-спрос».  Это тот незримый крючок для многих, на который даже и попадаться не надо: они давно уже его заглотили….
На рынок "успешности" пашут многочисленные звенья одной цепи. Например так называемые "мастера" всех возможных видов НЛП-психологии, симоронщики, управители  судеб, трансерферы реальности, бизнес-мотиваторы, психо и коуч-тренеры, блогеры по успешной жизни, просветлённые гуру по открытию «потока изобилия Вселенной» и другие вершители "по исполнению ваших самых невероятных мечт". Кто же их слушатели и почитатели? Скорее всего, это все те, кто переживает трудный период жизни, также те, кто по каким-то причинам остался без работы, и те отчаявшиеся люди, которым по разным обстоятельствам трудно найти себя в социуме… Чем  активно и пользуется весь этот караван знатоков «вселенской мудрости».
Однако, есть спрос – есть и предложения… По  всей видимости, эта тема  очень актуальна сейчас: в тяжелые времена кризиса… Кто же не хочет быть успешным, уверенным в себе, востребованным человеком в обществе? Кто же не хочет быть финансово обеспеченным, независимым и удачливым? Кто же не хочет быть привлекательным  и сексуальным для противоположного пола?  Тогда вот вам наживка, ловите:
«Вы хотите найти свою любовь и обрести счастье? – тогда вам к нам!»
«Вы хотите сделать себе карьеру? – немедленно зарегистрируйте подписку на мой канал…»
«Вы не уверены в себе? – только мы сможем помочь вам!»
«Не можете найти высокооплачиваемую работу? – мы знаем, как это исправить, приходите к нам, и ваша жизнь непременно наладится!»
«Не знаете, как быть сексуальной? – мы научим вас, как  стопроцентно заполучить мужчину вашей мечты!»
«Жизнь не складывается, никто не понимает, нет желаемой работы, и вы в одиночестве? – не тяните время, вступайте в наш клуб!»
«Вы привязаны к человеку, который бросил вас? – вы попали по адресу: мы немедленно отвяжем вас!»
«Вы связались с нищебродом? Ох,…ну, женщины, надо же ценить себя, зачем же спать с тем, чья зарплата меньше семидесяти тысяч? На кого вы тратите свое время?  – вам обязательно нужно пройти курс наших тренингов по поднятию собственной самооценки»…
«Секреты вечной молодости? – да не проблема, мы поделимся с вами!»
«Проблемы с женщинами? – вперёд, парниша, к нам на пикаперские курсы и ты откроешь «нового» себя!»
«У вас не получилось? – не отчаивайтесь, вероятно вы сами сделали что-то не так, но мы обязательно поможем вам: есть на этот случай другая техника, она чуть посложнее первой, но зато результат впечатлит…»
             Дизайнеры манипулируют словом "мода", придумывая и навязывая "тренды", играя "брендами".
Причем, понятие "мода" уже давно вышло за пределы сферы одежды и дизайна. К моде уже принадлежит и определённый стереотип поведения, например модно быть "мотивированным",модно быть "сексуально раскрепощённым", или эгоистом, "берущим от жизни всё", модно быть первым, ибо если ты не первый - ты лузер.
             Рекламы со своей стороны также пестрят наслаждающимися жизнью людьми, но для это, надо приобрести именно этот «товар»: машину, квартиру, новинку техники,  дачу,  продвигаемые лекарства, итд…   У потребителя в восприятии накручивается  такой психологический эффект, как  «необходимость».
Итог – спрос есть, и  растёт. Манипуляция успешно прошла. И конвейер технических новинок  наполняет этот  рынок с четко рассчитанной скоростью  и продуманными ценовыми категориями для всех слоёв  населения.  Причем всё разворачивается так, что даже не так давно приобретенное «старое»  быстро утрачивает свою актуальность, да и на долгое служение не рассчитано.   У масс  начинается гонка "за успешностью", чтобы не выглядеть хуже, чем остальные в своих собственных глазах и перед лицом окружающих тоже: не дай бог тебя сочтут лузером в этой жизни («не дай боже, ведь как-то  от этого стыдно»). ...
               Естественно,  эта гонка  у многих проходит посредством  кредитов...  Неплохая картина маслом «Жизнь взаймы»...  Плюс  сам  ускоренный темп жизни, сублимированное питание и такая же сублимация в отношениях (что тоже есть манипуляция  потребления одного другим на «взаимовыгодных условия»), напоминающая банковскую сделку (насколько выгодна мне эта связь, эта дружба,  что я получу с этих отношений), итд , всё это приводит к износу всей человеческой системы, к раннему старению тоже. Отсюда уже и у  молодых людей – зачастую  фигуры и осанки стариков, расчетливые , но  потухшие взгляды с ранней  и очень явной усталостью от жизни. ..  Той жизни, которая не наполняет, а забирает энергию, время, здоровье… Всё сублимированное  очень быстро выходит из строя , потому что там нет природного, истинного, добротного, душевного…..   Но есть различные схемы, пути их достижения, есть таймер, ускоряющий эту гонку, есть внедрённые социальные критерии (а куда ж без них?).
                Всё это приводит к печальному исходу: человеческая психика,  впитывающая  в себя  всё  как губка,  ломается,  поддается, переходит в состояние депрессии и безысходности. .  Вечно плохое настроение, постоянный надлом, страхи, опасения, расчёты, просчёты,  подозрения, и в тоже время  какие-то собственные  паутины, которые тоже сплетены для кого-то… В итоге - что внутри - то и на лице...  А на лице – печать  угрюмого старика…
                Этот мир построен на неких столпах , один из которых – конкуренция.  Зависть и алчность - движущие силы. Средство достижения –  очень часто манипуляции.
                Цена высока: потерянное здоровье и ощущение,  что жизнь прошла мимо так и не начавшись...


Рецензии
Здравствуйте, Лара!

Вы к теме манипуляции подошли с профессиональной стороны и всё описали верно, однако я хочу предложить иной — художественный — взгляд. Это миниатюра другого автора, чья страница, к моему величайшему сожалению, закрыта, поэтому не могу дать ссылку, а привожу текст этой миниатюры прямо здесь. Надеюсь, автор не обидится.

* * *

Ах, как она научилась смотреть в глаза, хитрюга… Умно, проникновенно… просто молодец! Схватывает на лету каждую мою эмоцию… да что там! — намёк на эмоцию! стоит просто бровь поднять! — быстренько в свой компьютер всё загружает, плюсы с минусами взвешивает, калькулирует… Очень хочет меня обдурить, не прогадать, не упустить… А то, чего она в данный конкретный момент хочет, зависит, естественно, от её жизненных обстоятельств — тут я, неискушённая в хитрости, совершенно бессильна. Вижу, что дело нечисто, но распутать её планы не в силах.
А она, усмотрев луч из моего сердца, светящуюся золотую ниточку, наматывает её на свой указательный палец.
— Ты не представляешь, что ты для меня значишь… — это её любимый манипуляционный трюк, примитивная лесть называется. — Что бы я без тебя делала?..
Говорится это с опущенными в пол глазами, вполголоса или шёпотом, будто для себя самой, будто это сокровенное… Даже самые подготовленные и опытные на мгновение теряют бдительность — а вдруг это от души… нельзя же постоянно ей не верить!
Где надо, пару слов не договорит, будто стыдливо, где надо — добавит от себя, будто через силу… нарисует картину какую хочет, подпустит тумана многозначительно, из сложного слепит простое, из пустяка — проблему…
Вставит всё это художество в заготовленную раму и продаст дорого.

* * *

На той же странице есть подобного рода миниатюра и о зависти, могу предоставить текст для ознакомления, если заинтересует, сам же попытался описать родную сестрицу упомянутой Вами алчности — жадность (в цикле "Отражения"). Давно пришёл к тому же, что эта парочка (зависть и алчность) в значительной степени определяют особенности массового поведения. К сожалению, осознание этого факта оптимизма не прибавляет, а возврат к "точке ноль" их не обнуляет. Можно долго философствовать на эту тему, поэтому лучше всего будет на этом поставить точку.

Мои наилучшие пожелания!

Андрей Девин   01.11.2022 02:04     Заявить о нарушении
Андрей, только увидела вашу рецензию, прочитаю и отвечу несколько позже,Пока нет возможности, наверно к ночи ближе напишу.

Лара Козиорова   01.11.2022 15:55   Заявить о нарушении
Доброй ночи.
Смотрю - вы от меня ответа не требуете)
Но всё равно есть, что сказать...
Тему я нарочито не раскрыла в том объеме, в котором хотелось бы это сделать, оставив её раскрытой лишь на бытовом уровне. На самом деле, тема много глубже и многограннее, чем ранг социально-житейской сферы.
Но, чтобы мне ее раскрыть так, как мне бы этого хотелось - это надо тогда затрагивать всю сегодняшнюю сложившуюся политич.ситуацию, экономическую, приводить высказывания конкретных людей (начать например с того же Грефа), и протягивать цепочку всё дальше и дальше. Но это бы повлекло за собой возможные проблемы.
Поэтому я остановилась на социально-бытовой сфере.
Ну, а теперь на Ваши слова:
Зависть и алчность - движущая сила. А так как людей с такими двигателями - почти что каждый первый (всяк на своём уровне только), то появляется такой фактор, как конкуренция. ..
Поэтому фраза-вопрос, от которой морготит
"Вы конкурентно способны?", как нельзя точно обрисовывает "дух времени".
Она своими лживыми критериями оценки оценивает успешность и мотивацию в этой гонке, но не оценивает профессионализм: она заменяет его...
Ставить на этом точку, или нет - я не знаю...

Лара Козиорова   02.11.2022 01:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лара!

Помилуйте, требовать ответ на отзыв — это уж слишком! Кто когда захочет и сможет, тот тогда и отвечает. Я сам, например, с этой Вашей репликой смог ознакомиться лишь спустя 20 (двадцать) часов после её появления.
Что касается фразы "Она своими лживыми критериями оценки оценивает успешность и мотивацию в этой гонке, но не оценивает профессионализм: она заменяет его...", тут мне остаётся согласиться, поскольку сам нахлебался этого по самые уши.

Андрей Девин   02.11.2022 21:07   Заявить о нарушении
Да...эти "мотивированные" прут танками по жизни.. Понятно, что исход один: амбиции тупорылых дурней, не знающих сомнений, в лучших вариантах качество превратят в колличество, в худших - нахреначат такого, что вместо слов останется одно тупое молчание...
Посредстаенности правят, увы.

Лара Козиорова   03.11.2022 01:15   Заявить о нарушении
Лара, меня тут мысль посетила применительно к теме Вашей публикации. Как Вы считаете, не является ли разновидностью социальной манипуляции мода? Не секрет, что она чаще возникает не стихийно, а формируется определёнными заинтересованными кругами, и касается это не только одежды. В современных терминах — "креативно", "стильно" и пр., а в основе всё та же пресловутая навязываемая "конкурентоспособность".
Быть может, стоит немного дополнить Ваш текст или написать об этом отдельно?

Андрей Девин   03.11.2022 18:13   Заявить о нарушении
Андрей, спасибо.
Я дополнила статью. Хотя и это не то, что хотелось бы озвучить на самом деле...
Если захочется что-то сказать лично - пишите в личку.

Лара Козиорова   04.11.2022 12:01   Заявить о нарушении