ПВО против УПА часть 21 Долаючи тишу...

По документам сайта "Память народа". Все события, подразделения и фамилии подлинные

Все познается в сравнении. Автор уже упоминал, что рассказы украинских националисток о пытках НКВД и ужасах ГУЛАГа слабо согласуются с их весьма завидным долголетием и последующей работой в советских учреждениях советской Украины, наподобие детских садов (Галина Дидик) и ателье (Дарья Лещак). Примеры Ольги Илькив - руководительницы Львовской женской агентурной сети ОУН, дожившей до 101 года, связной Шухевича Дарьи Гусяк, умершей в 98 лет, связной УПА на Волыни Тамары Криштальской дожившей до 95 лет, резко контрастируют с трагической участью замученных бандеровцами советских зенитчиц - Анны Дунаевой, Веры Тимофеевой, Людмилы Лебедевой, смолинских мучениц 14 августа 1944 года, Раисы Широковой, группы Зинаиды Тужилкиной и других. И это автор не учитывает девушек, погибших в неравных боях с боевиками УПА.
В 2018 году на Украине вышла книга историка Марты Гавришко "Долаючи тишу. Жіночі історії війни" (Преодолевая тишину. Женские истории войны). В этой книге собраны десятки интервью с участницами УПА, которым на тот момент уже было за 90 лет. В этих беседах престарелые "упивки" (это вовсе не уничижительная кличка, а исторический термин - "Жінка-упівець (учасник УПА – Українська Повстанська Армія).") спокойно рассказывают про убийства бандеровцами польских женщин и детей и украинок, заподозренных в связях с Советской властью. Ганна Бігун - "Уночі повісили в Крилосі дівчину Стефу. Прикріпили табличку «За зраду!» ; Євгенія Гимон - "Дванадцятирічну (двенадцатилетнюю) Марійку Павлюк знищили за те, що видала криївку, де ховалися хлопці (бандеровцы). Смертю покарали і її маму. Служба безпеки ОУН провела слідство. Прийшли до хати тої Марійки. Вона казала, що мстилася за тата, якого вбили партизани (бандеровцы)"; Марія Пастух - "У лютому 1944 року повстанці з місцевими вбили чоловіків;поляків, у травні – їхніх жінок і дітей....Убили вагітну (беременную) братову жінку – польку Ганну Костишин – і їхню 2;річну донечку Оленку". Марія Пастух - "Ганні Думі відрізали груди, язик і викололи очі за те, що до неї заходив гарнізонівець (военнослужащий ) Архип. Люди питали підпільників (бандеровцев), за що її вбили, бо була тиха і спокійна дівчина. Їм відповідали: «На допитах (допросах) у лісі вона зізналася, що вагітна від Архипа»" - т. е. девушку замучили только за то, что она была беременна от возлюбленного - красноармейца.
Все эти зверства совсем не помешали участницам УПА активно содействовать бандеровцам. Затем идут рассказы про аресты, пытки и выживание в ГУЛАГе. Однако ниже автор размещает группу фотографий упивок во время нахождения в местах лишения свободы. Читатели сами могут судить о внешнем виде "жертв тоталитарного режима" зайдя на дзеновский вариант статьи "ПВО против УПА часть 21 Долаючи тишу"
Следующая группа фотографий сделана уже после освобождения и возвращения на западную Украину. Судя по ним, ярые националистки вполне благополучно чувствовали себя при "радянської злочинної влади". Неизгладимое впечатление производит снимок 1976 года пропагандистки - разведчицы ОУН Екатерины Максимович, после отбытия лагерного срока ставшей учительницей английского языка в Николаевской школе № 2 на Львовщине.
Родные сестры Степана Бандеры - Оксана, Мария и Влада, арестованные органами госбезопасности за националистическую деятельность дожили соответственно до 91 года, 75 лет и 88 лет. Оксану и Марию арестовали в мае 1941 года, однако сестры благополучно пережили военное время, были освобождены в 1960 - м году, но не выпущены на Украину, т.к. отказались публично осудить деятельность брата и проживали в селе Сухобузимском Красноярского края. Они обе получали пенсию - Мария по инвалидности, Оксана с 55 лет. Оксану ,имевшую онкологию, прооперировали в 1974 и спасли жизнь советские врачи - "москали". Марта умерла в 1982 году, а к Оксане в 1989 приехали украинские националисты и увезли на родину, где она дожила до 2008 года. Влада была арестована в 1946 году вместе с мужем - руководителем Калушского провода ОУН Давидюком. Поскольку у нее было шесть детей, то средней сестре Бандеры было разрешено вернуться на родину уже в 1956, после чего она благополучно дожила до 2001 года. Фотографии прилагаются.
А вот от замученных советских зенитчиц осталась буквально пара фотографий. И никто из них не имел детей, и внуки потом не родились. Только забытые документы посмертных наград и заброшенные могилы на военных кладбищах Западной Украины ...может ли быть хуже? Может. Это когда не оставалось ни могил, ни орденов, а в списках потерь появлялась фраза - "пропала без вести при нападении бандеровцев..."
Зимним вечером 14 декабря 1944 года на посту ПВО у деревни Семигинов Дрогобычской области (Львовщина) дежурила группа из пяти девушек - красноармейцев. Все они служили в 100 ОБ ВНОС в 4 -й роте. Весело переговариваясь между собой девчонки и не подозревали, что вошедшая в село банда УПА из 200 боевиков уже охватила их смертельным кольцом. В 18 - 00, подобравшиеся боевики произвели бросок и ворвались на пост. Далее цитата из ЖБД 8 корпуса ПВО. "Личный состав НП в количестве пяти человек бойцов - девушек бандитами уведены с собой. Землянка взорвана...При уходе банды были слышны крики бойцов - девушек".
По документу потерь личного состава удалось установить их данные. Девушки были призваны в Красную Армию из Саратовской области. Начальник поста младший сержант Иванова Анна Егоровна (25 лет) из села Новомихайловка, ефрейтор Талалуева Любовь Алексеевна (21 год) поселок Екатериновка, Сенева Зинаида Ильинична (22 года) село Колено, красноармеец Швачкина Татьяна Федоровна ( 21 год) село Романовка, ефрейтор Плеханова Мария Ильинична (23 года) - родственников не имела, призвана Дергачевским военкоматом. И это все.
Где их гнали, издеваясь зимой? Где пытали - в снегу, или в подземном бункере - крыивке? Какие муки они приняли перед смертью? В какой глухомани лежат их безымянные останки? Ничего не известно. Тех погибших девушек, чьи тела удавалось найти, по крайней мере хоронили с воинскими почестями и представляли к наградам. А тут нет и этого. Формально даже нельзя заявлять, что зенитчиц пытали и убили, не имея документов, хотя всем понятно какая страшная участь ждала их. Возможно след можно еще отыскать в архивах госбезопасности....И ведь это не один такой случай и не два, и также бесследно пропадали мужчины - зенитчики. И ни следа, ни памяти, ни памятника всем им - навсегда исчезнувшим....

"Не зажечь свечи за здравие и нельзя в помин души.

Мне досталось испытание быть ни мертвым, ни живым.

И взлетев в объятья вечности словно птицы над рекой.

Мы в бою пропали без вести, не найдя в земле покой....."


Рецензии