В советском Казакстане
По окончании Комвуза в 1926 году Пелагея Ильинична, уже с мужем, была направлены в Казакстан* в Семипалатинскую губернию пропагандистами от ЦК. Но работать супругам пришлось за десятки километров друг от друга. Пелагея работала в русском селе Камышинское, а затем в алтайском селе Солдатово, населённом древними кержаками.*
В этих районах при инициативе Калмыковой были организованы политшколы партактивов, состоялись перевыборы сельсовета, потреб- и сельхозкоопераций в пользу бедноты; открыты клубы с самодеятельностью и избы-читальни, для проведения политических бесед, докладов учителей, агрономов, ветеринаров, фельдшеров. Вместе с местными партийными и комсомольскими организациями пропагандистка Калмыкова разрабатывала план привлечения местных женщин-кержачек, казашек, татарок, русских к общественной работе.
Но как можно было осуществить этот план освобождения женщин разных национальностей и родовых традиций на практике? Где бы Пелагея ни останавливалась, всюду встречала тайную злобу мужчин - сторожилов этих мест. Все её начинания с помощью комсомольцев, милиции, слушателей партшкол и молодёжных активистов, сопровождались постоянными угрозами со стороны ненавистников Советской власти: кержаки грозились сжечь «дьявольские капища», кулаки стреляли в окна, насиловали, избивали активистов. Но молодые идейные руководители держали себя стойко, фанатично преданные строительству нового общества, как они считали, равноправного и счастливого для всех.
Особенно бесправными казались Пелагее Калмыковой казашки. В казакские аулы, раскинувшиеся на сотни километров пустынных ущелий, молодой пропагандистке приходилось заезжать на короткий отдых. По народным законам гостеприимства, их, путников, всюду встречали радушно: быстро резали и разделывали барашка, накрывали столик среди юрты, рассаживались на свернутые ватные одеяла, и начинали угощать с неспешной беседой.
Вера и традиции жителей Казакстана строго разделяли роль и обязанности в быту мужчин и женщин. Муж – добытчик, а жена – домохозяйка.** Роль женщины делать всё, что скажет мужчина, безо всякого обсуждения, она рожает детей, воспитывает, ведёт хозяйство, моет, убирает, ухаживает за своими стариками и пожилыми родственниками мужа. А если жена постоянно занята, устаёт или плохо выглядит, муж вправе подобрать развлечение на стороне, или, если позволяет достаток, взять ещё жену, помоложе. А молоденькую девушку в доме обязательно все будут учить, как надо работать на мужа и для семьи, терпению и всеугождению.
Что бы ни произошло в семье, для общественности и родственников виновата в этом бесправная жена, которая где-то не досмотрела, вовремя не ублажила.
Поэтому, среди сидящих за столом, кроме советского партработника Пелагеи, женщин не было, они все находились за пологом. Их данная роль состояла в том, чтобы накрыть на стол, сварить, подать вовремя и убрать. К концу пиршества, по традиции, старшие жёны встали за спинами мужчин и принимали от них кости с кусочками недоеденного мяса.
А пропагандист ЦК П.И. Калмыкова рассказывала за столом киргизцам, кто её послал в эти края, объясняла, из кого состоит ЦК партии, как Коммунистическая партия помогает батракам, беднякам, пастухам кочевых народов выйти из-под зависимости от баев казакских, от русских кулаков, от калмыцких зайсанов.
Прощаясь, Калмыкова раздавала свои угощения ребятишкам, мужчины жали её руку, а женщины подходили, стараясь приобнять, что-то тихо говоря ямщику.
По дороге ямщик, который и переводил речь Пелагеи за столом на местный язык,* был заметно удивлён: «Ты смотри-ка, темные-претемные, а всё поняли, как настоящие люди».**** И ещё передал Калмыковой просьбу женщин приезжать к ней с жалобами.
Вскоре в Солдатово, действительно, приехали с десяток, явно не богатых кайсаков на маленьких лошадках. Через хозяина дома, где квартировала Пелагея, дядю Трафима, они передали, что приехали жаловаться, так как женщина - пропагандист сама велела приезжать, когда появится нужда.
Гостей пригласили в комнату, усадили за стол, поставили самовар, наварили мяса, картошки. Жалобщиком оказался молодой, высокий, худой киргизец, который не плохо говорил по-русски. Парень раньше зарабатывал, нанимаясь к русскому кулаку, а теперь пас овец. Молодой человек полюбил девушку как раз из того аула, о котором шла речь выше. Но старый бай, бывший аксакал заприметил красавицу, и объявил её отцу, что берет девушку в жены, порадовав обещанием богатого калыма. Отец-несказанно рад, но девушка-против, и молодые не хотят, чтобы их разлучили.
По местным традициям – всё справедливо, девушку выдают замуж по взаимному согласию жениха и отца невесты. Но та вспомнила беседу, которую «русская» вела в её родной юрте о новых законах, о надёжных защитниках женских прав, и послала своего юношу в надежде на эту защиту новой власти.
Шестидесятилетний дядя Трофим, один из ссыльных при царском режиме поселенцев, живо заинтересовался романтическим делом молодых людей и энергично взялся помочь Пелагее. Они написали заявление в уездный суд на имя председателя Уисполкома и секретаря Укома РКП(б).
Весной в селе, на самой большой поляне между гор, Уездные организации провели открытый суд. Все близлежащие аулы были оповещены о предстоящем мероприятии и караваны верблюдов и лошадей потянулись к Солдатово. Киргизы -кайсаки раскинули шатры двумя лагерями: во главе с баем и его многочисленной семьёй – один, и второй – с бедняками.
Подъехали представители Укома РКП(б) и Уисполкома. В центре за столами, сидя на стульях, расположились представители судебных органов, переводчики. Остальные: люди из окружающих сёл и хуторов, заполнившие поляну, сидели прямо на траве, застланной старым войлоком, а то и просто на корточках. Разбор дела продолжался два дня.
Инициаторов судебного разбирательства бедняков – кайсаков поддерживали делегатки и комсомольцы, вселяя им уверенность в справедливость Советского правосудия. Невесту постоянно охраняли, опасаясь провокации со стороны её же отца.
Закончился советский судебный процесс справедливым решением и, по древним традициям, тоем - киргизским торжеством. Как писала П.И. Калмыкова в своей работе: «Бая осудили на уплату большого штрафа отцу невесты, жениху и невесте, а также беднякам, которых он разорял. Все это он должен был уплатить деньгами или скотом. И немедленно…Это событие было самой сильно действующей пропагандой за Советскую власть». Можно только догадываться, как это решение советского суда потом было воплощено в жизнь…
С этих пор Пелагее ездить верхом по поселениям в ущельях Алтайских гор стало особенно опасно. Как-то, выехав для очередного инструктирования пропагандистов одной политшколы, Калмыкова встретилась с группой казаков. К счастью, это оказались друзья жениха, которые ехали предупредить о готовящемся покушении бая на неё, молодую большевичку. Конечно же, Пелагее стало теперь особенно страшно. Но преданная делу партии, она не могла пойти на попятную и продолжила свои поездки. Однако, теперь она как бы случайно каждый раз встречала своих друзей. Они постоянно сопровождали и охраняли её.
ПРИМЕЧАНИЯ
*Казакстан – «казачий стан», «страна казаков». Именно так, через «к», именовался русскими этот народ до 1936 года, пока в феврале 1936 году Постановлением ЦИК и СНК КазаКской ССР ”О русском произношении и письменном обозначении слова ”казак” сказано, что последняя буква ”к” заменяется буквой ”х”. Слово «казак» использовалось для обозначения свободного, вольного человека любой национальности, отказавшегося жить, подчиняясь властям. Со времён Пугачёвского бунта современных казахов называли «киргиз-кайсак». В состав теперешнего Казахстана вошли земли сибирских, оренбургских и уральских казаков.
*Наречие киргизского языка.
**До принятия мусульманства у казаков-киргизов был матриархат.
***Кержаки - русские старообрядцы, гонимые представителями русской православной церкви и Романовыми после реформы патриарха Никона.
**П. И. Калмыкова «О работе среди женщин в период существования женотделов»
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/10/19/1158
Свидетельство о публикации №222101901118
В любом случае в месте, где были дикие аулы, теперь благодаря Калмыковой цивилизация. Помнят ли казахи?
Владимир Иноземцев 19.10.2022 16:59 Заявить о нарушении
Елена Витальева 19.10.2022 21:03 Заявить о нарушении