Куклы автоматоны в XVШ в. и даже раньше

ВКонтакте
Людмила Синкевич
13 окт в 21:15
Здравия всем!!!!
Ооооочень хочется рассказать о новом для меня направлении роли куклы.

Отправила сегодня Ольгу Вячеславовну Богданову в Москву по приглашению Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований (НСМИИ РАН) принять участие спикером в работе Международного конгресса «Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction», мероприятия которого пройдут в период 2022–2023 годов на базе Московского физико-технического института (МФТИ).

Конгресс нацелен на создание условий для развития среды Science Art, обеспечение условий для плодотворной кооперации ученых, творцов и деятелей культуры и искусства, на выявление возможностей открытого сотрудничества между ними.

Главное академическое событие Конгресса— Международная конференция 12-16 октября 2022 года, которая соберет более 100 российских и зарубежных спикеров и более 1000 участников.»

Как я поняла, она единственная из Пермского края, принимает участие в этом мероприятии.

Открытие было вчера, естественно, она задержалась - сегодня проводила экскурсию в рамках социальной программы края, а завтра у неё там выступление по очень серьёзной теме: «История развития куклы от автоматонов XVIII века.».

Да,оказывается, уже в ХVIII веке кукла была использована в разработках ученых.
Я читала информацию, и поражалась достижениям – хотела написать учёных, НО тот создатель не был, как таковым учёным, он был «мастер-часовщик».

В Википедии написано: «Кукла с механическим приводом, выполняющая действия по заданной программе. Автоматоны можно считать первыми в мире роботами, хотя сам термин был введён только в XX веке чешским писателем Карелом Чапеком. Некоторые из них могли выполнять комплексные движения, например: писать, играть на музыкальных инструментах».

"В 1774 году при дворе только что вступившего на трон Людовика XVI появился уникальный человек.
Это был мастер-часовщик Пьер Жаке-Дро, кудесник, который впервые в истории продемонстрировал придворным нового монарха «живой механизм».
Мальчик, на вид лет пяти, сидел на искусно вырезанным столом, писал пером на листе бумаги, следил взглядом за написанным, а закончив, начинал сначала.

Мальчика «Каллиграфа» можно считать одним из первых роботов в истории.

Он появился на свет в 1773 году и мир еще не знал аналогов этому изобретению по технологии.

Механическая кукла выглядела совсем как искусная игрушка, но стоило ей начать двигаться, все замирали от восторга и трепета. Действие механизма было настолько слажено, что казалось, будто мальчик осознает каждое свое движение: повороты головы, движение руки, написание фразы каллиграфическим почерком и так далее.

Кукла получила название автоматон.

Швейцарский часовщик Пьер Жаке-Дро в последствии представил ко двору еще несколько своих виртуозных вещиц – апофеозом ее карьеры стала кукла-музыкантша.

Механизм, описывающий девочку лет 8 в пышном платье 18 века, которая сидела за простеньким клавесином и играла.

В репертуаре «Девушки-музыканта» было около 5 композиций.

Особенность была в том, музыка не была записана заранее, как можно предположить.

Механизм действительно заставлял пальцы куклы каждый раз отбивать по клавишам и наигрывать мелодию.

Для юной музыкантши даже была разработана система имитации дыхания – платье вздымалось в области груди, придавая изобретению особенную живость.

Созданные почти 300 лет назад, все живые куклы, созданные Дро бережно хранятся в Музее искусства и истории Невшателя.

Соответствуя швейцарскому штампу о качестве, механизмы до сих пор исправно работают.» (dzen)

                Дополнение к тексту в ВК:

    "Технологии 18 века. Загадочные механические куклы  (dzen)
 
Друзья, оказывается, что прошлое не совсем такое, как это описывается в учебниках и показывается по телевизору. Оно намного интереснее и загадочнее, чем мы думаем.

Ну а я начну серию статей про необыкновенные технологии Европы 17-18 века, результаты которых находятся в музеях, не скрываются, но подаются как обыкновенное чудо созданное уникальным мастером.

Вы слышали про такого гениального мастера как Пьер Жаке-Дро.

Он конечно не Левша, но есть версия, что слово АнДРОид - это производное от его фамилии.
 
А он изобрел и изготовил удивительных роботов, механические куклы могли выполнять определенные действия.
 
Музыкант — это девушка, играющая на органе и состоящая из 2500 деталей.

Музыка не поддельная, она не записана и не проигрывается музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касается пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб.

Кукла даже «дышит» (можно увидеть, как двигается грудь) и совершает некоторые движения, как настоящий музыкант, а глаза её следят за тем, куда двигаются пальцы.

Девушка может проигрывать пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дро — Анри-Луи Жаке-Дро.

Художник — это автоматон, созданный в 1773 году и состоящий из 2000 деталей. Он может рисовать три картинки: портрет Людовика XV и его собаку с надписью «Mon toutou» (с фр. — мой пёсик), королевскую чету Марию Антуанетту и Людовика XVI, а также сцену с Купидоном, управляющим колесницей, запряжённой бабочками.

Механизм состоит из системы кулачков, которые управляют движением руки в двух измерениях, а также отвечают за подъём карандаша.

Помимо этого автоматон ёрзает на стуле и периодически сдувает пыль с карандаша.

Каллиграф — это самый сложный автоматон, завершённый в 1772 году и состоящий из 6000 деталей.

Используя механизм, схожий с рисующим мальчиком, он может писать текст, состоящий из 40 букв.

Текст закодирован на колесе и буквы выбираются последовательно друг за другом.

Мальчик использует гусиное перо, которое он периодически макает в чернильницу, при этом встряхивает перо, чтобы предотвратить кляксы.

Глаза автоматона двигаются вслед за текстом, и голова поворачивается к чернильнице, когда он макает в неё перо.

И снова у нас есть большой вопросительный знак рядом с его образованием. Предполагалось, что он станет священником, поэтому он изучал теологию и философию.

Но откуда ни возьмись пришло родство с наукой и механикой.

И как мы знаем, времена, так или иначе, были очень благоприятны для проектирования и строительства некоторых " опережающих свое время " механизмов, таких как часы с яйцом Кулибина и часы с павлином.

Я лично думаю, что технология была на совершенно другом уровне, чем мы привыкли думать.

Но, естественно, мы вынуждены поверить, что некоторые парни были просто на несколько световых лет впереди обычных людей в те дни.
Те же самые обычные люди, которые всего несколько лет назад писали и испражнялись за занавеской в Версальском дворце.

Кстати, эти куклы-автоматы до сих пор ДЕЙСТВУЮЩИЕ!!!!

Они находятся в музее искусств и истории в городе Невшталь в Швейцарии

• Смогут ли сейчас такое сделать выпускники технических вузов?

• Могли ли в 18 веке такое делать кустарным способом "сверходаренные" люди или были технологии, производство....которые потом были утеряны и цивилизация откатилась назад, оставив некоторые артефакты недавнего прошлого?

• Почему эту технологию из кукл не перенесли в другие отрасли....и даже простейший велосипед придумали через столетие, ведь он технически проще.

• Возможно, что многим вещам просто приписали авторов, "легализовав" их в современной истории?
 
===
            Древняя робототехника — автоматон (drive2)

Понятие Автоматон (automaton, от греческого ;;;;;;;;; — действующий по собственной воле), кукла-автомат — самостоятельно действующий механизм (или совокупность механизмов), выполняющий с помощью внутреннего устройства определенный набор действий по жёстко заданной программе без непосредственного участия человека и имитирующий форму и движения человека либо животного.

Мифы разных народов с древнейших времен упоминают о механизмах, которые можно идентифицировать как автоматоны.

Так в «Илиаде» Гомера рассказывается о том, как бог Гефест отковал необычные треножники для прислуживания гостям:

«…Двадцать треножников вдруг он работал,

В утварь поставить к стене своего благолепного дома.

Он под подножием их золотые колеса устроил,

Сами б собою они приближалися к сонму бессмертных,

Сами б собою и в дом возвращалися, взорам на диво» (пер. Н. Гнедича).

А в «Одиссее» упоминаются бессмертные собаки (золотая и серебряная) которых Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя феакийцев Алкиноя.

    В мифе о Дедале говорится, что он не только высекал из мрамора скульптуры, но и заставлял их двигаться.

    Древнегреческий поэт Пиндар (522–442 до н. э.) писал о статуях с острова Родос, двигавшихся по колдовской воле жрецов Тельхинов.

    В еврейской мифологии царь Соломон построил трон с механическими животными, которые приветствовали его, когда он садился на него — орел возлагал корону на его голову, голубь приносил ему свиток Торы, а золотые бык и лев помогали ему подняться на трон.

    Рассказывают об автоматонах и многочисленные китайские легенды.

Давайте узнаем об этом всем подробнее …

    В средние века подобные истории можно встретить в сказках «Тысячи и одной ночи», где упоминаются медные и железные статуи, оживлённые джиннами.

Впрочем, известно и о реальных механизмах, построенных в древнейшие времена.

Уже тогда автоматоны широко использовались в ритуальных целях.

    Так, например, известно, что в Древнем Египте жрецы хранили статую Осириса, в глазницах которой в нужный момент вспыхивал огонь, а другие храмовые статуи имели механические руки управлявшиеся жрецами.

Геродот упоминает говорящие статуи, которые стояли у ворот египетских храмов, изрекая волю богов.

Они могли поворачивать головы, открывать глаза, ходить и… «по ночам охраняли храмы от грабителей».

    В Древней Греции искусственных людей (автоматоны), называли андроидами, а их создателей – тавматургами.

    В античном мире автоматоны использовались не только в ритуальных целях, но и в качестве игрушки и инструмента для демонстрации научных принципов, как например механизм, построенный греческим математиком Героном Александрийским.

Устраивались также кукольные хороводы — куклы закреплялись на большом диске, который вращался под напором водяной струи, исполняли весьма затейливые танцы.

Одним из древнейших автоматонов о котором имеются достоверные сведения, считается механизм, сделанный в IV в. до н. э. греческим математиком Архитом Тарентским.

Это был деревянный голубь, летавший «с помощью тайной пружины и опускавшийся на землю без малейшего затруднения».

Служанка-автоматон — изобретение Филона Византийского, механика III века до н. э.

Это чудо древнегреческой робототехники предназначалось для вполне логичной цели — она наполняла чашу вином, смешивая затем его с водой.

Подача жидкостей происходила из двух контейнеров с трубками, помещённых внутрь механизма.

   В древнем Китае изготовлялись автоматоны, приводимые в движение пороховыми взрывами.

Известны также и китайские куклы, которые кувыркаются под воздействием помещенной внутрь ртути, своей текучестью изменяющей центр тяжести.

Лао-Цзы упоминает об автоматоне построенном для императора Му Чжоу (1023-957 до н.э.) механиком Ян Ши – механическом «человеке» в натуральную величину.

В V веке до нашей эры философ Мо-цзы писал о своем современнике Лу Бань, сделавшем искусственных деревянных птиц, которые могли летать.

   В середине VIII века в дворцовом комплексе Багдада были построены первые автоматоны приводившиеся в движение силой ветра. Тогда же Халиф аль-Мухтар изумлял посетителей багдадского двора деревом из золота и серебра, в кроне которого на все голоса распевала целая стая механических птиц.

В IX веке братья Бану Муса изобрели автоматон играющий на флейте, который они описали в своей книге.

Али ибн Халаф аль-Маради написал в XI веке «Книгу тайн» — трактат, полностью посвященный постройке сложных автоматонов.

В ней он описал конструкцию тридцати одного автоматона.

   В начале ХIII века арабский механик Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари написал трактат «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» («Книга знаний об остроумных механических устройствах»).

В этой богато иллюстрированной книге он описал весьма сложные механизмы – например автоматон-лодку с четырьмя механическими музыкантами.

Здесь также описывался автоматон «часы-слон», копию которого сегодня можно увидеть в торговом центре «Ибн Батута» в Дубае.

Абу аль-Из ибн Исмаил ибн аль-Раззаз аль-Джазари Иллюстрация в «Книге знаний об остроумных механических устройствах».
Часы-слон, 1206 г.

   С некоторым опозданием появились автоматоны и в средневековой Европе.

Есть легенда, что середине ХIII века монах-доминиканец Альберт фон Больштедт из Кёльна, прозванный современниками Великим, сделал железную служанку, которая умела ходить, двигать руками и даже говорить.

Согласно другому варианту этой легенды автоматон Альберта Великого был не «служанкой» а «говорящей головой».

Впрочем, финал у обеих версий легенды печально одинаков — Фома Аквинский, ученик Альберта, посчитал автоматон дьявольским творением и разбил его молотом.

   Существует также легенда о летающей железной мухе построенной Альбертом В. Рожером Баконом (1214-1294 г.).

Впрочем, имеются и вполне достоверные сведения о автоматонах построенных в Европе тринадцатого века.

   Так архитектор из Пикардии Виллар де Оннекур в своей рукописи по архитектуре, написанной в тридцатых годах тринадцатого века, описал зооморфные конструкции автоматонов, а также автоматона-ангела, который постоянно поворачивается лицом к солнцу.

   А в конце тринадцатого века Роберт II, граф Артуа в своем замке построил увеселительный сад, в котором для развлечения были устроены автоматоны – обезьяны-марионетки, механические птицы, механизированные фонтаны.
Парк славился своими автоматонами еще в пятнадцатом веке, но был разрушен английскими солдатами в шестнадцатом веке.

   В эпоху Возрождения идеей создания автоматонов увлекались Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Галилео Галилей, Хуанело Турриано.

Леонардо да Винчи принадлежат чертежи автоматона датируемые приблизительно 1495 годом. Это была человеческая фигура в средневековых доспехах.

Как и многие другие изобретения Леонардо, он не был построен.

Однако в наше время итальянские исследователи по этим чертежам воссоздали замысел да Винчи.
Этот автоматон может двигать руками, поворачивать голову и садиться.

   В 1560 году придворный механик императора Священной Римской империи Карла V Хуанело Турриано сделал механического монаха.

Автоматон ходил, крестился, поднимал распятие в левой руке, подносил крест к губам и целовал его, двигал глазными яблоками и шептал беззвучные молитвы. Автоматон передвигался на колёсиках скрытых под монашеским одеянием.
Сегодня он хранится в Смитсоновском институте в США.
Другой дошедший до наших дней автоматон Х. Турриано – «Лютнистка» был поострен им еще раньше в 1529 году.

   В семнадцатом веке искусство создания автоматонов получает распространение во Франции.   

В 1649 году, для будущего короля Людовика XIV находившегося тогда в «нежном возрасте», ремесленники построили автоматон состоявший из нескольких миниатюрных придворных дамам, лакеев и лошадей, запряженных в экипажи.
Музыкальный автоматон – Шарманка. Франция,  1875 г.

   Множество разнообразных автоматонов создали немецкие механики.
В основу их действия был положен часовой механизм.

   Вскоре подобные механизмы широко распространились по всему миру.

Так «итальянский» автомат отца Себастьяно был «подобен движущейся картине, по жанру – опере.
Вся картина была шириною 16 дюймов и 4 линии, высотою в 13 дюймов и 4 линии, а толщиною в 1 дюйм».

   Сохранились свидетельства существования автоматонов и в допетровской Руси.
В частности имеются свидетельства того, что у Ивана Грозного был механический автоматон-слуга — «железный мужик».

Купец Йохан Вем в своих дневниках приводит о нем следующие сведения: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах …

Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался».

   А у царя Алексея Михайловича в Коломенском дворце по разные стороны от трона стояла пара механических львов, способных копировать некоторые движения настоящих животных.

   Дальнейшие свидетельства существования «русских» автоматонов относятся уже к петровской и послепетровской эпохам.

Существует легенда о том, что после смерти Петра Великого его вдова императрица Екатерина I приказала сделать «Восковую персону» – механическую куклу, которая была точной копией почившего.

У «Персоны» с помощью специальных шарниров двигались руки и ноги, а на голове был парик из волос Петра I.
Изготовление этого автоматона якобы было поручено русскому естествоиспытателю, ученому и государственному деятелю Якову Брюсу.
Впрочем, эта легенда имеет весьма слабое документальное подтверждение.

   Автоматон «Рыцарь» воссозданный по рисунку Леонардо да Винчи.

Зато точно известно, что российский архитектор итальянского происхождения Джованни Фонтана создал «механического дьявола».

   В XVIII веке своими автоматонами славились французские механики Ж. де Вокансон и Пьер Дюмулен.

   Механик и часовщик Жак де Вокансон создал известный автоматон «Крысолов». Это был «пастух», который играл на барабане и флейте (причем имел весьма разнообразный репертуар).

Этот автоматон был представлен автором Французской академии наук и имел большой успех.
В 1738 году Вокансон построил свой второй автоматон «Ударник» который играл на цимбалах и барабане двадцать различных мелодий.

А в 1739 году изобретатель построил автоматон известный как «утка Вокансона» или «утка, принимавшая пищу».
Этот механизм стал первым способным имитировать процесс потребления пищи.

   Другой изобретатель восемнадцатого века Фридрих фон Кнаус создал один из первых пишущих автоматонов.

   Пожалуй, самым известным в истории создателем автоматонов был швейцарский часовщик из Ла-Шо-де-Фон Пьер Жак Дро.

Три его шедевра – «Пианист», «Художник» и «Писатель» вызывали удивление и восхищение современников.
«Пианист» — автоматон исполненный в виде женщины играющей на пианино состоит из двух с половиной тысяч деталей.
Он не только играл на пианино — у него двигались глаза, руки, он «дышал» и даже кланялся в конце каждой музыкальной темы.

«Художник» состоявший из двух тысяч деталей изображал ребенка, рисующего сидя за столом. Он мог выполнять до четырех рисунков, а также имитировал поведение человека – двигал руками, глазами и даже дул на бумагу, чтобы удалить лишний карандашный порошок.

И наконец «Писатель» — самый сложный из трех автоматонов, состоит из шести тысяч деталей.
Этот автоматон мог написать с помощью пера краткий текст размером до сорока слов, а также весьма успешно имитировал поведение пишущего человека.

Все три автоматона сохранились и их можно увидеть в Музее искусств и истории Невшателя (Швейцария).

Вот тут мы очень подробно рассматривали Робота возрастом в 250 лет работает и сейчас.

   А в 1770 году изобретатель Вольфганг фон Кемпелен, служивший при дворе австрийской императрицы Марии Терезии, придумал для неё шахматный автоматон – «Турок», ставший впоследствии героем одной из фантасмагорий Гофмана.
В течение более восьмидесяти лет «Турок» обыгрывал почти всех соперников, пока не выяснилось, что под шахматным столом прятался живой шахматист.

   В XVIII веке большую популярность приобрели так называемые театры автоматонов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками.
В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куклы-музыканты.

После завода пружины они начинали двигаться: скрипач водил смычком по крошечной скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши инструмента, арфистка перебирала струны арфы.
Пружина приводила в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий.

   Чрезвычайно популярны автоматоны были в Японии и Китае XVIII-XIX веков.
В Китае в эту эпоху получают распространение часы-автоматоны.
А в Японии — автоматоны-каракури.

   Выделяются три типа таких автоматонов: «Butai Karakuri», которые использовались в театре; «Zashiki Karakuri» — предназначенные для развлечений и «Dashi Karakuri» — использовавшиеся во время религиозных праздников.

Автоматон Karakuri Ningyo. Япония, Вторая половина XVIII — XIX первая половина века.

   В 1845 году австрийский эмигрант Йозеф Фабер выставил в США «Удивительную говорящую машину», представлявшую собой механическую голову, отвечавшую на вопросы загробным монотонным голосом, на разных языках (но с немецким акцентом).

Управлял машинной речью сам изобретатель с помощью клавишного инструмента, заставлявшего вибрировать по-разному настроенные металлические пластины.
Его следующий автоматон «Эуфония» даже пел.

   В 1868 году американский механик Цадок Дедерик изобрёл «парового человека», способного «тянуть в кэбе груз как три лошади, впряжённые в такую же повозку».

   Вообще период между 1860 и 1910 годом считается «золотым веком автоматонов».

   В те годы в Париже процветало множество небольших семейных предприятий специализировавшихся на их изготовлении.

Так производство механических кукол, которые могли ходить, открывать и закрывать глаза, наладил часовщик Ж. Н. Стейне.

Французский часовщик и ювелир Леопольд Ламберт в 1887 году основал в Париже компанию по выпуску музыкальных кукол-автоматов.
Через год он уже получил золотую медаль на выставке в Барселоне, а в 1889 году — в Париже.
Многие из его автоматонов сегодня украшают коллекцию французских кукол-автоматонов представленную в Национальном Музее Монако.

   Славились своими куклами-автоматонами французские фирмы «Виши», «Леопольд Ламбер», «Флейшманн и Блёдель» (головы для их изделий поставляли в основном немецкие производители).

   Французский иллюзионист (прозванный отцом современной магии), начинавший свою карьеру как часовщик, Жан Эжен Робер-Уден использовал автоматоны в своих представлениях.
Из них самые известные — поющий «Бюст певицы» (впрочем, пел не автоматон, а спрятанная за кулисами живая певица) и «Кондитерская Пале-Рояль» — механический официант, разносящий по залу еду и напитки.

   Но с началом Первой мировой войны производство автоматонов практически сходит на нет.

   В ХХ веке на смену хитроумным атоматонам пришла эпоха массовой заводной игрушки.
Что же касается старинных автоматонов, то они заняли свое место в музеях и частных коллекциях.

   Но в том же ХХ веке возникло и особое направление в изготовлении автоматонов – аниматроника.
Аниматроника это разработка и изготовление человекоподобных развлекательных машин для киноиндустрии и парков аттракционов.

Особенно преуспела в этом компания «Walt Disney Pictures».

А вот в театре кукол автоматоны почти не используются.
Причина этого кроется в том, что в их работе роль актера сведена к минимуму.

Из немногих случаев их использования можно, пожалуй, вспомнить лишь спектакли «Три толстяка» по Ю. Олеше (кукла наследника Тутти) и «Соловей» по Г.-Х. Андерсену в московском Театре кукол имени С. В. Образцова.

(masterok.livejournal)
===

   Автоматоны — роботы прошлого. Лучшие из них сделали еще в XVII веке
(disgustingmen)
   
   Механические люди и звери — автоматоны — развлекали королей, шахов и царей, пугали грешников и рекламировали мастерские часовщиков.

О самых выдающихся примерах старинных роботов, в том числе и в России — и еще немного про фейковых — в нашем тексте.

Вам знакома легенда о пражском Големе?

Его создал ученый и мыслитель Лёв бен Бецалель (1512-1609), проживавший в Праге.
Огромный глиняный человек, в рот которого вкладывалась табличка с именем Бога, исполнял приказания своего создателя и помогал ему в хозяйстве.
Но однажды Голем (по-еврейски – «дурак») сбежал, начал крушить все вокруг и убивать людей.

Только рабби Лёв смог остановить его, вырвав изо рта табличку.
Голем развалился и его части, по преданию, до сих пор хранятся в Староновой синагоге в Праге.

Конечно, маловероятно, чтобы Лёв, крупный галахический авторитет, друг и учитель астронома Тихо Браге, создавал человекоподобные механизмы.

А вот лечить умалишённых ему иногда приходилось, и, по-видимому, легенда о Големе основана на реальном прецеденте, когда один из слабоумных «пациентов» рабби, человек огромного роста и физической силы, который, возможно, помогал ему в хозяйстве, вырвался из комнат, где его держали.

   Легенда, впрочем, отражает постоянную мечту человека о создании чего-то себе подобного, чтобы: 1) переложить на него какие-то свои функции; 2) удивить окружающих; 3) наконец, почувствовать себя Творцом.

      Андроиды древности
   Автоматоны — это механические устройства, имитирующие деятельность живых организмов.

Сведения о первых автоматонах встречаются с древности.

В «Одиссее» Гомера упоминаются золотая и серебряная собаки, которых бог Гефест выковал, чтобы они охраняли дворец царя Алкиноя.
Иудаистские тексты рассказывают о троне царя Соломона, что на его шести ступенях стояли пары золотых львов и орлов.
Царь, поднимающийся к трону, нажимал ногами на ступени тронного места, и звери начинали двигаться.
«Все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться.
Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.
Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону»

    Эта легенда вдохновила множество тронных мест, стремившихся уподобиться трону Соломона, например, тронное место императора Константина (10 век, Константинополь), оснащенный рыкающими львами и поющими птицами.

    Был такой трон и в России!

Автоматон царя Алексея Михайловича.
В 1672-1673 годах иноземец, часовых дел мастер Петр Высоцкий создал во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском механических львов для тронного места царя.

Сделанные из металла и покрытые овчиными шкурами, они издавали рычание при помощи мехов, которыми из соседней с тронным залом комнаты управляли дворцовые слуги.

   Современная реконструкция тронного места Алексея Михайловича в Коломенском дворце. Львы рычат и вращают головами — но эти эффекты достигнуты уже вполне современными средствами.

   Автоматоны широко использовались в ритуальных целях в Древней Греции, откуда и пошло слово андроид — с греческого «человек, мужчина» с суффиксом oid — «подобие» — «человекоподобный».

В ходе ежегодных Элевсинских мистерий были задействованы механические скульптуры богов.
Геродот упоминает говорящие фигуры на входе в храмы.

Известно, что Архит Тарентский (428 – 347 до н. э.) создал летающего деревянного голубя на пружинном механизме, пролетевшего около 200 метров, а в III веке до н.э. Филон Византийский изобрел механическую служанку, которая смешивала вино и воду в одном сосуде благодаря простейшим законам физики.

Как и Филон Византийский, Аль-Джазари, помимо создания игрушек, совершил прорыв в механике.

В  своей «Книге знаний об остроумных механических устройствах» он впервые описал коленчатый вал.

Благодаря этому изобретению была создана лодка с четыремя механическими музыкантами, способными играть разные мелодии, причем их можно было каким-то образом программировать.
   
         Роботы Востока

Развивавшие свою науку отдельно страны Востока тоже делали свои автоматоны.

    Известно, что в XI веке в Индии была написана «Самарангана сутрадхара» — трактат по архитектуре и механике, включавший в себя описания автоматонов, в том числе даже механических пчёл.

   В Японии автоматоны носят своё название – куклы Каракури.
Они были трех видов: театральные, миниатюрные (домашние игрушки) и религиозного назначения – эти участвовали в праздниках и церемониях, так же, как автоматоны в Древней Греции.

Мода на каракури в Японии продлилась с XVII до XIX века. Вот один из них.

   Автоматоны-фейки: Турок-шахматист и Железный мужик Ивана Грозного

Конечно, под видом автоматонов иногда демонстрировались игрушки, управлявшиеся сидевшими внутри людьми.

Самый знаменитый из таких фейков – шахматный автомат «Турок», которого в 1769 году в Вене представил его создатель барон Вольфганг фон Кемпелен (1734-1804).

Деревянная фигура турка в тюрбане и с трубкой сидела за большим ящиком, на котором находилась доска.
Перед сеансом изобретатель открывал дверцы ящика и показывал внутреннее устройство «турка».
Чтобы начать игру, Кемпелен заводил механизм, крутя ручку, и турок, взяв фигуру, делал первый ход в партии.
Автомат требовал постоянного подзавода – барон делал это после каждых 12 ходов.

Автомат неизменно обыгрывал своих соперников.

Император Иосиф II решил показать ее в Европе – в Париже автомат обыграл Бенджамина Франклина, американского посла во Франции, а затем был представлен Екатерине II в Петербурге.

Императрица пытливо рассматривала механизм, не в силах поверить в его реальность, потом пыталась купить его у Кемпелена, но изобретатель отказал – дескать, автомат требует обслуживания, которое может обеспечить только он сам, а переезжать в Россию барон не может.

После смерти Кемпелена в 1804 автомат приобрел Иоганн Мельцель, музыкант, приятель Бетховена и авантюрист.

В 1809 автомат в Вене играл в шахматы против Наполеона – и обыграл его! Сохранилась запись этой партии, подарившей миру так называемый «дебют Наполеона» – неуклюжую попытку императора поставить машине детский мат.

Конечно, в автомате сидел человек.
Секрет был раскрыт в 1834 году Жаном Муре – одним из шахматистов, игравшим за «турка»; он просто взял и выложил все в газетной статье.

Мельцель к тому времени уже гастролировал в Америке, но и там разоблачение настигло его – в 1836 разгромную статью об автомате опубликовал писатель Эдгар Аллан По.

Мельцель вскоре умер, а автомат попал в музей в Филадельфии, где его подробно изучили и где он сгорел в 1854 году.
 
Шестерни и механизмы, которые показывали публике перед представлением, были в ящике лишь для отвода глаз.

Там оставалось достаточно места для взрослого человека в положении полулежа.

При открытии дверец его скрывала система зеркал.
Настоящих механизмов было два: рычаги, с помощью которых игрок из ящика управлял движениями турка-манекена, и система, показывавшая игроку ходы.

Фигуры имели магниты, а под каждым полем доски внутри ящика висел шар на вертикальной нити.
Когда фигуру поднимали – и убирали магнит – шар опускался, а при ходе на пустую клетку до этого висевший свободно шар поднимался вверх.

Против Наполеона в 1809 году играл сильнейший шахматист Австрии, Иоганн Баптист Альгайер.

Также за автомат выступали англичанин Уильям Льюис, француз Аарон Александр и другие.

За свою историю из 300 сыгранных партий автомат проиграл шесть.

    Отдельно скажу про гуляющий несколько лет по сети фейк о «железном мужике Ивана Грозного».

Якобы некий купец Йохан Вейм в своих дневниках пишет: «Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах и ссадинах». Далее описывается, что автомат прислуживал гостям за столом.

Иногда также указывается, что дневник Вейма был найден в Нидерландах историком Питером Дэнси.

Попытавшись проверить источники этой цитаты, я узнал, что ни историка Питера Дэнси, ни купца Иохана Вейма, видимо, не существует, а источником является статья Андрея Сидоренко в газете «Аномальные новости».

   Ложность сведений подтверждают и сотрудники музея «Александрова слобода», которые уж побольше нашего знают о временах Ивана Грозного.

   Величайшие из автоматонов – куклы Жаке-Дро

Настоящие европейские автоматоны были куда скромнее. Играть в шахматы они, конечно, не могли.

В 1560-х годах король Испании Филипп II заказал у мастера Хуанело Турриано, придворного механика Карла V (император Священной Римской империи) механического монаха.

Автоматон выжил, хранится в Смитсоновском институте в США и дает представление о техническом уровне автоматонов того времени.

   Такие или подобные механизмы применялись в Италии, где древнегреческий опыт был возрожден: в церквях можно было видеть механических дьяволов, корчивших страшные гримасы.

   К XVIII веку стали появляться автоматоны посложнее, например, игрушки изобретателя Жака де Вокансона.

Его робот-флейтист действительно играл на флейте – меха нагнетали воздух, а пальцы брали правильные аккорды и вели мелодию.

Автоматон «Ударник» играл до 20 различных ритмов на цимбалах и барабане.
Но больше всех прославилась утка, которая «ела» пищу и потом испражнялась. Конечно, пища падала в один резервуар внутри утки, а из другого через некоторое время вываливался заранее заложенный туда птичий помет.

Но вершиной искусства автоматонов считаются три куклы Пьера Жаке-Дро: «Музыкант», «Писарь» и «Рисовальщик».

Созданные в 1770-х годах, они хранятся в музее в Невшателе, на родине изобретателя, и работают до сих пор!

Пьер Жаке-Дро родился в кантоне Невшатель в 1721 году и уже с 16 лет занимался созданием сложнейших часов, в которых он использовал механизм автоподзавода, а также встраивал в них музыкальные автоматы и оснащал движущимися фигурками.
 
В 1758 Жаке-Дро отправился в Испанию, где ему удалось продать королевскому дому несколько своих аппаратов за фантастическую сумму в 2000 золотых пистолей – это около 17 килограмм золота!

Конечно, после такого заказа Жаке-Дро стал европейской звездой, посвятил себя полностью часовому делу и в качестве вершины своего искусства создал свои автоматоны. Вот как они работают.

https://www.youtube.com/watch?v=bY_wfKVjuJM

«Писарь» — самый сложный из шедевров Жаке-Дро. Он состоит из более чем 4000 деталей и способен написать текст длиной не более 40 знаков, причем пишет он гусиным пером, которое обмакивает в чернильницу.

Автомат регулирует наклон и нажим пера в зависимости от буквы, следит глазами за своим письмом и даже стряхивает капли с пера.
Все это происходит благодаря тончайше настроенному кулачковому механизму.

Более того – механизм можно программировать, меняя местами соответствующие буквам кулачки!

«Музыкант» и «Рисовальщик» – автоматоны попроще.

«Музыкант» в форме девушки, играющей на настоящем органчике.
Она покачивается в такт, «дышит» и может исполнять несколько мелодий на выбор.

«Рисовальщик» может рисовать Людовика XVI и Марию-Антуанетту, собачку и Купидона в райском саду.

Поразительно, с каким изяществом и мягкостью до сих пор работают все создания Жаке-Дро!
 
Георгий Манаев | 02.07.2019

===

Я постараюсь прикрепить фото, на котором 3 игрушки, созданные Дро, но хотелось бы показать и фото, на котором с «оборотной стороны» показан механизм «Музыкантши» и Мальчика «Писца».

Фото игрушек взяты в свободном доступе сети Интернета.

Автоматоны Пьера Жаке-Дро


Рецензии