Октябрь 22 Картинки осени

Ковры из желтых листьев занимают львиную часть двора. Редкое для нашего города зрелище – обычно опавшую листву быстро собирают и складывают небольшими кучами.  Но не сейчас. Дворников давно уже не видно, как не слышно звука работающих тракторов: листья надо грузить, пока их не разметал ветер.   

Почему так? Вероятнее всего у коммунальщиков нет денег. Какое – то натужное,  маловразумительное время, когда идущая в соседней стране война лишает покоя всех, живущих неподалеку. Не до листьев, не до дворников, не до тракторов… И разговоров про них не слышно – только о войне.

Человек, идущий среди тьмы, даже если сам относительно спокоен, как бы передает своё чувство безопасности тем, с кем связан особенно близко, связан духовно. Связь эта не очевидна, но весьма прочна. В военное время  все эти чувства обостряются. Люди практически живут в этой атмосфере, зачастую попадая в поле переживаний других людей, которых они не видели и не знали. Сезон равнодушия здесь заканчивается, уступая место тревоге и ожиданиям.

Совсем не хочется писать о тех, кто эту войну развязал и поддерживает. Такие негодяи были в прошлом, место им найдется и в будущем. Катастрофические последствия массы войн и конфликтов отнюдь - не повод для отказа от их развязывания впредь. Вакцина против агрессий человечеством так и не выработана. Ни один общественный строй, даже самый примитивный, не содержит механизма гашения конфликтов. Казалось бы безобиднейшая трубка мира, и та раскуривается после того, когда вожди обзаведутся достойным набором скальпов своих врагов.

У каждой из воюющих сторон, независимо от справедливости её позиции, есть свои сторонники и противники. По мере развития конфликта именно среди них накапливаются либо удовлетворения от достигнутых успехов, либо горечь и обиды от понесенных утрат. Конфликт в конце концов иссякнет - не важно, путем ли переговоров, применением ли принуждения – но мир будет достигнут. Победитель получит свои репарации, а побежденный их заплатит. Будут ещё суды за военные злодеяния и преступления против человечности. В сухом остатке на несколько поколений вперед останется масса взаимных обид.   

Не останутся в стороне и третьи страны: усвоят военный опыт применения боевых средств, определят перспективы их развития и заказы на изготовление, будут восстанавливать  разрушения. Компенсируют гуманитарные издержки от размещения беженцев. Эмиграция граждан, которые  не пожелавших участвовать в войне, тоже может пойти им в плюс – уезжают люди не бедные, но вынужденные были принять совсем не комфортное решение о перемещении из родных мест.  Хотя бы без жертв и потерь.

Ну, как без потерь? Отъезд за рубеж, разрыв родственных и дружеских связей – всё равно утраты не только имущества и крова, но и времени, которое невозможно обрести вновь. Волны эмиграции имеют свойства отталкивать от родных берегов – назад стихия возвращает лишь самую малость. Да ещё вопрос – полезную ли – на который и ответа нет. Увы!      


Рецензии