Введ. понят. техноряд при анализе сл. тех. систем

В качестве предисловия:
Современное развитие техники порождает много вопросов у нестандартно мыслящих людей. С начала двадцатого столетия она эта техника семимильными шагами вдруг начала бурно развиваться. Что же произошло и происходит сейчас в мире техники? Что заставляет технику совершенствоваться, становится более доступной и привлекательной для людей?. Может Хайдеггерская потаённость в "вещах" - иными словами потенциальные свойства "вещи" или Гегелевское - "вещь в себе" раскроют картину феномена техники. Возможно раскроют, но не до конца. Без деятельности людей и их мотивации к совершенству самой техники невозможен этот феномен. В данном сочинении (статья была написана в 2006 г.) я хочу показать на основе сложных технических систем (прежде всего саморегулирующих систем) логику развития самой техники, увязав её развитие с видами человеческой деятельности при этом использовав, введённого мною, понятие - техноряд.Интересным представляется мне исследования саморазвивающихся систем, но в этой статье я лишь сделал попытку, с помощью понятия-техноряд, обозначить проблемы которые могут, на мой взгляд, возникнуть в процессе освоения саморазвивающихся систем. В статье часто используются термины техника и реже термин технология, в чём разница этих терминов? Слово - техника, отсутствует в англоязычной среде, ему нет аналога - перевода. Предпочтение отдаётся понятию технология и это понятие, по моему мнению, более точно описывает процессы связанные в том числе и с изучением феномена техники, в этом случае рефлексирующее мышление охватывает не только фрагменты изучаемого объекта, но и более явственно обнажает связи этих фрагментов, в результате этого мы имеем более полную картину технических явлений. И ещё, В.С. Стёпин обосновывает разницу между саморегулирующими и саморазвивающимися системами, например биологических и социокультурных. (Эти системы детально не исследовались в статье, но возможные вопросы о них могут возникать у читателя). В чём разница? Саморазвивающаяся биологическая система рассматривается в её эволюции в изменении видов или изменение внутри вида. Саморегулирующиеся-биологическая система без этих изменений "здесь и сейчас". Социокультурная саморазвивающиеся система в её историческом развитии. Социокультурная саморегулирующаяся - также без социальных и культурных изменений - "здесь и сейчас". (см. Вячеслав Семёнович Стёпин - Википедия "Беседа с академиком В.С.Стёпиным", записанная философом В.Г. Будановичем - беседа-картинка находится внизу справа).
Ещё, важный момент, при изучении саморазвивающихся систем, а это возможно, если рассматривать её как саморегулирующаяся систему - "здесь и сейчас", необходимо использовать "категориальную сетку", в которую входят - понятия часть и целое, причина и следствие и т.д., так вот, в этом случае они должны изменятся сами и они тогда достаточно точно описывают процессы саморазвивающихся систем в их развитии. При рассмотрении саморегулирующихся систем в технике эти понятия "категориальной сетки" остаются неизменными.
И ещё-хочу показать наглядный пример саморегулирующейся системы-это современная бытовая стиральная машина, загрузил программу, закинул про стирочный материал , включил автомат и машина сделает всё что заложено программой. Может ли стиральная машина рассматриваться , как модель саморазвивающейся системы, может, но в этом случае она должна воспроизводить компоненты , составные части самой машины к изменяющейся программе, что пока недостижимо в принципе. Даже современные роботы о которых говорят с восторгом не являются  саморазвивающиеся системами. Правда, В.С. Стёпин утверждает, что современные телекоммуникационные сети (напр. интернет) представляют собой модель саморазвивающейся системы, возможно, но в этой модели самоизменяются лишь некоторые программы, что заложено в самих программах, но это, по моему мнению, совершенно недостаточно для признания её саморазвивающейся системой.
И пожалуй, главное- человеческое мышление устроено так и только так что способно изменятся  только под воздействием технологического уклада (сюда я не отношу людей занимающихся наукой-они мыслят гораздо шире и обстоятельства технологического уклада ими учитываются). Так, вот нынешний технологический уклад представлен саморегулирующими системами, значит большинство людей сейчас мыслят не изменяющими категориями и понятиями, но с изобретениями саморазвивающихся технических систем (человекоподобных систем) наше мышление неизбежно должно быть другим, более системным и гибким. Каким оно будет покажет время. 


Представление о техноряде.
               
Cложные современные технические системы могут быть объектом исследования при выявлении законов развития техники. Что же представляют собой сложные технические системы? Как отмечается в статье «Техника в ее историческом развитии»: «К сожалению, в современной литературе еще нет универсальной общепризнанной квалификации техники. Обычно квалифицируют по отраслям экономики (техника промышленности, сельского хозяйства, транспорта), по отдельным видам производства (авиационная техника, металлургическая техника и т.д.). Иногда технику подразделяют исходя из её естественнонаучных основ (ядерная техника, вычислительная техника и т.д.). Сложность разработки классификации техники заключается также в том, что она имеет различные формы, которые ей придают любой зависимости от необходимости решения, возникающих задач реальной действительности. Техника может иметь форму инструментов (сверло, молоток), машин (универсальный токарный станок, турбогенераторов) приборов (часы, вольтметр) из этих и других простых элементов техники создаются сложные технические системы» [ Техника в ее историческом развитии 1979 10]. Как видим, сложные технические системы представлены здесь как множественный набор технических средств для выполнения какой-либо деятельности.
При анализе сложных технических систем прослеживается следующее: все эти системы имеют искусственное происхождение и состоят из менее простых технических составляющих. Остановимся на этих двух положениях. Как отмечает Гюнтер Рополь в статье «Техника как противоположность природы». «В изображении предстает нам некоторая новая действительность, природе противопоставляется некоторый новый проект, который нельзя обнаружить в природной действительности и который соотнесён исключительно лишь с человеческими целями; колесо, кривошипный привод, генератор, лампа накаливания, льдо генератор, транзистор - это лишь некоторые из изобретений, которые не имеют в природе никого аналога» [Гюнтер Рополь 1989, 208]. Подробнее остановлюсь на втором положении, так как оно более созвучно с предметом моего исследования. Все сложные технические системы образовались из менее простых технических составляющих. Эти простые технические составляющие можно определить как фрагменты технорядов технических систем.
Подобные примеры организации систем машин из технических составляющих можно найти в работах К. Маркса. Так, например, он отмечает: «Простые орудия, накопления орудий, сложные орудия с одним двигателем - руками человека, приведение этих инструментов в действие силами природы; машина, система машин имеющихся автоматически действующие двигатели - вот ход развития машин» [К.Маркс, Ф. Энгельс. IV, 156]
Эти технические составляющие являющиеся результатом деятельности человека были изобретены и изготовлены с помощью орудий, приспособлений, инструментов т.е. с помощью определенного ряда технических средств. Этот ряд технических средств можно определить как составляющие техноряда. Более того,системы машин,предназначенные для выполнения какой-либо функции, выступают как самостоятельные техноряды сложных технических систем. Для возникновения системы машин необходимо наличие в них простых машин, здесь прослеживается логическая взаимосвязь возникновения составляющих техноряда систем машин. Они, по общепризнанной типизации относят к простым системам и структурно входят в состав сложных (больших) технических систем.
Как отмечает В.С. Стёпин: «Большие системы имеют целый ряд новых характеристических признаков. Он дифференцируются на относительно автономные подсистемы, в которых происходит массовое, стохастическое взаимодействие элементов» [ Вопросы философии 2003, 6]. Известно, что сложные (большие) технические системы относят к саморегулирующим системам. Примером таких систем может быть телекоммуникационная система. Основной ее функцией является достоверная передача и обработка информации в аналоговой или цифровой формах. Эта сложная система состоит из систем машин, оборудования, каналов связей, ВЕБ узлов для организации глобальной сети Internet и т.д. Кроме этого имеются программы функционирования телекоммуникационной сети, использующая принципы обратной связи. Полный набор всех этих артефактов составляет самодостаточные техноряды, водящиеся в состав надежно функционирующей телекоммуникационной системы.
Надежность и устойчивость функционирования этой системы определяется надежностью и устойчивостью работы составляющих системы. Они созданы и обслуживаются набором технических средств, предписаний, инструкций, принадлежащих к своим конкретным режимам функционирования и имеющие свои техноряды, которые могут выполнять роль артефактов в этой системе.
Простой набор артефактов присутствующих в техноряде не позволяет осуществить конкретный режим функционирования, для этого необходим способ взаимодействия  компанентов внутри техноряда, т.е. наличие влияния технологии в процессе деятельности человека.
В монографии «Философия техники: история и современность» отмечено, что для происхождения техники необходимо различать технику, технологию и деятельность. «Если не различать указанные три плана и объекты – технику, технологию и деятельность, то невозможно ничего понять. Эти же три плана и объекты изучения задают ту позицию, с точки зрения которой, целесообразно осуществить генезис техники».[Розин В.М., Горохов В.Г. и д.р. 1997].
Введение понятия техноряд в научный оборот позволит расширить наше представление о возникновении техники, т.к. оно увязывает взаимовлияние этих трех планов – объектов в единое целое.

Обоснование понятия техноряд
При обосновании исхожу из следующего: все сложные технические образования состоят из более простых технических составляющих, изучение которых по отдельности не даёт целостного знания, лишь совместное увязывание свойств составляющих – артефактов при различных взаимодействиях, рассмотренных в хронологическом или логическом порядке дает полное представление о функционировании сложных технических систем, т.е. речь идет о технорядах. Техноряды имеют устойчивое образования лишь при функционировании системы и проявляются в разных функциональных режимах. Так, например, современная радиоэлектронная станция за слежением воздушного пространства имеет режимы:обнаружение цели, опознавание цели и при необходимости, сопровождение цели, а также передачи данных в координационный центр. При этом узлы, устройства,компоненты этой системы участвуют в формировании разных режимов в составе системы, так и в отдельности в зависимости от логаритма управления и поставленными задачами перед персоналом этой станции, очевидно также что для выполнения этих режимов, компоненты этой системы должны обладать свойством унификации. Если экстраполировать эти представления о функционировании подобных сложных технических систем в социальную область, основу которой составляет совокупность видов человеческих деятельностей, то можно утверждать;
1. Каждый вид деятельности имеет свой техноряд, выступающий как основное средство воздействия вида деятельности  на объект воздействия.
2. Схожие артефакты конкретного техноряда могут входить и в другие техноряды.
3. Конкретный техноряд существует пока есть конкретный вид деятельности,
4.Техноряды могут видоизменяться из-за изменения, дополнения, исключения артефактов из структур технорядов. Исключенные артефакты могут быть предметом исследования другого вида деятельности. Так, например, археология исследует орудия труда используемые при обработке земли, при выделке шкур животных в древности. Подобные конструкции этих орудий, приспособлений не используются в современных производствах, хотя сами виды деятельностей существуют до сих пор.
5. Техноряд проходит стадии возникновения, модернизации и исчезновения, которое происходит вместе с исчезновением вида деятельности.
Данный подход при обосновании техноряда, как понятия, позволяет включить его в оборот научного знания при изучении феномена техники, законов развития техники, познания законов функционирования сложных технических систем в том числе и саморазвивающихся систем.

Особенности применения понятия техноряда в практике
    Как отмечается в статье доктора философских наук И. Мешенева «Проблема методологической функций философии в практических задачах должна являться одной из главной в направлениях в современной философской мысли» [И.Мешенев 1985]. В реальной практике при функционировании сложных технических систем приходится сталкиваться с такими явлениями как сбои (например, кратковременная потеря информации в телекоммуникационных системах), аварии, отказы и т.д. Это необходимо учесть при обосновании понятия техноряд. В этом случае техноряд выступает как идеализированный, а сложная техническая система при изучении рассматривается абсолютно надежной, устойчивой и нормальное функционирование ее зависит только от внешних воздействий.
      При рассмотрении возможности применения понятия техноряд к анализу сложных (саморазвивающихся) систем, выделим следующие:
1. по определению техноряды включают в себя только искусственно созданные технические составляющие (артефакты).
2. саморазвивающихся технических систем как самостоятельных и функционирующих независимо от диалога человека, пока в практике человеческой деятельности нет.
3. по определению техноряд (идеализированный) существует, когда есть вид деятельности и эта деятельность носит внешний характер для простых, сложных (саморегулирующихся) систем. В.С. Степин отмечает: «Для саморазвивающихся систем операции деятельности перестают быть чем-то внешним по отношению к развитию системы, а предстают как процесс – компонент включенного в это развитие».[В.С.Степин 2003, 8 — 14].
4. основным признаком сложных (саморазвивающихся) систем является воспроизведение составляющих систем благодаря внутренним взаимодействиям и функционировании их только в составе систем.
Исходя из выше изложенного, можно говорить лишь о технологическом освоении сложных (саморазвивающихся) систем В.С. Степин отмечает: «Сегодня познавательное и технологическое освоение сложных (саморазвивающихся) систем начинает определять стратегию переднего края науки и технологического развития. К таким системам относятся биологические объекты, рассматриваемые не только в аспекте их функционирования, но и в аспекте развития, объекты современных биотехнологий и прежде всего генетической инженерии…».[Там же,7].
Элемент искусственного влияния присутствует в саморазвивающихся системах, например, генетическая инженерия – это изобретение человека и как всякое изобретение может быть отнесен к артефакту. Он составляет техноряд, обслуживающий деятельность генетической инженерии при функционировании саморазвивающиеся системы. Полученные в результате генетического воздействия на биологический объект новые материалы приобретают свойства, которые можно назвать — искусственно приобретенные свойства.        При функционировании сложных технических систем может возникнуть большое количество технорядов и видов деятельности человека. На практике виды деятельности могут совпадать и иметь разные техноряды по степени насыщенности артефактами и по уровню развития отдельных артефактов. Техноряды, имеющие более совершенные артефакты можно определить как самодостаточные для получения лучшего результата в процессе деятельности человека. Рассмотрим вариант, когда виды деятельности и составляющие технорядов совпадают. Примером этого могут служить спортивные соревнования, в частности игра в шахматы.
Шахматы как объект деятельности игроков отвечает требованиям сложных (саморегулирующихся) систем, стохастическое взаимодействие элементов (фигур шахматного поля) прямые и обратные связи между свойствами фигур, алгоритмы управления (правила игры) и т.д. Как отмечает Я.Г. Рохлин (известный автор трудов по истории и технике шахматной игры): «Шахматы несомненно, возникли их фантазии и живой потребности человека в такой форме умственного соревнования, в которой при первоначально равных условиях элемент «чистого случая» не мог иметь место, а результат спора (диалога) зависел от разума и воли шахматистов» [Я.Г.Рохлин 1975,6]. Под разумом и волей шахматистов он несомненно имел в виду и способность наиболее полно реализовать свойства фигур на шахматном поле. Эта способность выступает как мастерство владением шахматами, говоря современным языком, лучшее владение техникой игры. В нашем случае победитель тот, у кого более совершенная технология развертывания свойств элементов техноряда (фигур) в процессе деятельности (игры) соперников.
По структуре образования артефактов в технорядах их можно классифицировать на материальные, виртуальные (пример-работа на удалёнке с помощью компьютера) и смешанные. Материальные техноряды имеют материальную основу (приборы, устройства, машины и т.д.) и при формировании, разработке техноряда происходит вещественное,физическое изменение свойств элементов составляющих его. В виртуальных же преобладают невещественные артефакты (информация, видеоряды, знаки, модели,схемы), свойства которых приписаны, «наделены», выявлены в процессе формирования и функционирования техноряда. В смешанных технорядах присутствуют (взаимосвязываются) материальные и виртуальные артефакты. При создании, разработке,использованию артефактов  исполнителю необходимо, по моему мнению задать и ответить на вопросы:
1.Что это такое?, т.е. присуще ли исходному «материалу» потенциальных свойств для реализации замыслов исполнителя при создании артефактов.
2.Что из этого получится?, т.е. получим ли ожидаемый результат при функционировании техноряда, сформированного из новых артефактов, в составе проектируемой системы, обладают ли составляющие техноряда заданной исполнителем необходимой унификацией в составе этой системы.
3.Как это соотносится с человеческой деятельностью?, т.е. обладают ли созданные артефакты «пластичностью», универсальностью, безопасностью, востребованностью и другими свойствами при использовании его в других видах человеческой деятельности.

                Выводы
         Основной проблемой при изучении явлений техники, генезиса техники, связи техники с
. обществом, наукой, природой и других вопросов, связанных с понятием техники является отсутствие общего учения о технике. Как отмечает Гюнтер Рополь в статье «Наука о конструировании и общее учение о технике»: «В общем до сегодняшнего дня всё ещё отсутствует общее учение о технике; отсутствует всё ещё то, что в начале 19 столетия вкладывалось в понятие общей технологии» [Гюнтер Рополь 1989, 318 ]. Составной частью учения о технике является раскрытие сущности технических явлений. Как отмечает Хайнрих Бек в статье «Сущность техники»: «Сущность техники является чем-то техническим в том смысле, что лежит в основе всех технических явлений и предметов, вместе взятых, и поэтому имманентна им; сущность - именно то, что делает их техническим».[ Хайнрих Бек   1989, 172].
      Основной целью данной статьи является открытие в технических явлениях нечто сходное и оно - это сходное должно обладать свойствами, определёнными такими философскими категориями (свойствами категориальной сетки) как устойчивость, изменчивость, часть и целое, отношение и т.д. Сами технические явления изменяются, усложняются т.е. проявляют себя по разному в зависимости от действующего окружения и человека. Этому сходному присущему и всем сложным техническим системам может  отражать понятие - техноряд. Действительно, составляющие сложных технических систем имеют не однозначные функции; одна из функций - это воспроизводящая функция, нацеленная на получение конечного результата всей системы, другая функция - функция поддерживания «жизнедеятельности» как составляющих этой системы так и самой системы в целом. Исследовать эти разные функции (связи) наиболее точно по моему мнению, возможно, лишь используя новые понятия и представления. Одним из таких понятий может быть понятие техноряд. Понятие техноряд при этом выступает переработанной формой представлений о технических явлениях и становится объектом рефлектирующего мышления при осмыслении феномена техники. Гюнтер Рополь в статье  «Моделирование технических систем» отмечает: «Однако в действительности техника охватывает множество ориентированных на потребности, искусственных, предметных образований (артефактов), множество человеческих деятельностей и устройств, в которых эти артефакты применяются».[Гюнтер Рополь 1989, 325]. Cуществование конкретного техноряда неразрывно связано с параметром социокультурной среды в которой происходит функционирование сложной технической системы - с видом деятельности. Более того, отношение техноряда и вида деятельности опосредовано связано через категорию отношения производящего (мастера) к производимому (или изделию). «Исчезновение или уничтожение одного члена необходимо ведёт к исчезновению и уничтожению другого» [Аристотель 1976, I 49], однако данное утверждение по отношению техноряда и вида деятельности справедливо лишь для нормально функционирующих систем, а не для систем, находящейся в статическом состоянии. Известно, что для полного и точного изучения любых явлений применима диалектическая логика, основателем которой был Гегель, выдающийся немецкий философ. Она, эта логика приписывает, при поиске сущности явлений, изучать эти явления  в том числе и через призму их внутренних  изменений. В данной статье, для введения понятия техноряд была попытка использовать  как формальную логику Аристотеля, так и  диалектическую логику Гегеля.


                литература

Техника в ее историческом развитии 1979 - Техника в ее историческом развитии, Академия наук СССР. М.: Наука – 1979.
Гюнтер Рополь, Хайнрих Бек 1989 — Философия техники. ФРГ. М.: Прогресс – 1989 (перевод).
К.Маркс, Ф. Энгельс. IV - К.Маркс, Ф. Энгельс. Сочинение. том.IV.
В.С.Степин 2003 - В.С.Степин // Вопросы философии М.:  2003. №8 С.6,7,14.
Розин В.М., Горохов В.Г. и д.р. 1997 Розин В.М., Горохов В.Г. и д.р. Философия техники: история и современность Монография института философии РАН 1997.
И.Мешенев 1985 - И.Мешенев Проблема наук разработки региональных методологий технических наук Сборник Наука и техника в условиях НТР В.В.Арменешко, П.С. Дошлевой АН СССР М.:1985.
Я.Г.Рохлин 1975 «Книга о шахматах» Я.Г.Рохлин, Советская Россия, М.:1975.
Аристотель 1976 - Аристотель. Сочинения в четырех томах. М.,1976.

2020г


Рецензии