О землях. Часть пятая

          ЗЕМЛИ ВОЙСКА ЗАПОРОЖСКОГО НИЗОВОГО. ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

          В марте 1654 года польские войска напали на только что присоединённые к Русскому царству земли Войска Запорожского. Началась тринадцатилетняя русско-польская война, именуемая польскими историками «Русским потопом». Как и большинство войн, она шла с переменным успехом. Выигранные русско-казацкими войсками сражения и захват земель и городов Речи Посполитой чередовались с временными неудачами и людскими потерями. К концу 1655 года боевые действия были перенесены непосредственно на земли коренного населения Польши и Литвы [1].

          Небольшая зарисовка событий тех лет. Битва под городком Озёрное близ урочища Озёрная Стрелка (ныне село Озёрная в 20 верстах на северо-запад от Тернополя и в 14 верстах на юго-восток от Зборова), в которой 9 – 12 ноября 1655 года сошлись русско-казацкие (менее 10000 русских воинов и до 34 казацких полков, менее 38000 казаков) и польско-татарские войска (численностью от 60 до 100 тысяч воинов). После того, как татарам не удалось в боях разгромить окружённые русские войска боярина Василия Васильевича Бутурлина [ум. в 1656 году] и бывшего под его началом воеводы Петра Ивановича Потёмкина [годы жизни с 1617 по 1700 год], а также казаков Войска Запорожского, крымский хан Мехмед Четвёртый Герай (Гирей) [годы жизни с 1610 по 1674] пожелал вступить в переговоры с гетманом Богданом Хмельницким [годы жизни с 27.12. [6.01].1595[6] по 27.07[6.08].1657 года] [2; 2а; 3; 4; 5; 6].

          Подробности сражения. 9 ноября 1655 года русско-казацкое войско подошло к Озёрной и начало переправляться на другой берег реки. Первыми переправлялись полки Богдана Хмельницкого под прикрытием полков боярина Василия Бутурлина. 10 ноября, когда казаки уже переправились, и начал переправу русский обоз, «на обозы наши присылал хан многих людей и велел ударить со всех сторон, спереди на обоз гетмана Богдана Хмельницкого, а с левой стороны на обоз товарища моего окольничего и воеводы Андрея Васильевича Бутурлина [по прозванию «Клепик»; ум. после 1676 года], а позади на мой... и товарища моего стольника и воеводы князя Григория [Григорьевича] Ромодановского [ум. 15[25].05.1682 года] обоз, [чтобы] обозы наши у переправы разорвать», – писал Бутурлин. Бой длился весь день. Нападение хана было отбито. Обоз и люди переправились «все в целости» [2; 7; 8].

          Обращаясь к сказанному выше, замечу, что в середине 17 века князья и бояре могли быть «товарищами», так что слово «товарищ» очень старое. И, в данном случае, не столь важно, происходит ли это слово из тюркского языка («tavar esh» – «имущество, скот, товар менять»), как считал создатель самого большого по охвату издания о происхождении слов русского языка Максимилиан Романович Фармер [годы жизни с 28.02.1886 по 30.11.1962 год], или из древнерусского языка («товар, товарище» – «стан, военный лагерь»), как полагал выдающийся знаток истории русского языка Павел Яковлевич Черных [годы жизни с 9.07.1896 по 10.08.1974 года], с 1954 года работавший в МГУ им. М. В. Ломоносова [9; 10; 11].

          Продолжим. «11 ноября русско-казацкие войска собрались вместе и встали рядом с городком Озёрное. Хан прислал к гетману Хмельницкому послов, требуя разорвать союз с русскими и выдать ему воевод и русские войска. Послы получили [решительный] отказ: [гетман Богдан] Хмельницкий «и полковники говорили, что они нас... с государевыми ратными людьми не выдадут и головы свои положат за нас», – сообщал Бутурлин. После этого хан вновь попытался [разбить русско-казацкие войска], пытаясь «обоз... разорвать». Понеся значительные потери, ханским войскам пришлось отступить. Русско-казацкие войска [почти] не пострадали: «государевых ратных людей убитых нет и з бою разошлись в целости [из боя вышли целыми], а ранено... во всех полках двадцать человек»» [2].

         После битвы «хан пожелал иметь свидание с Хмельницким, на что неустрашимый полководец тотчас согласился, взял в залог нескольких мурз и с немногими людьми отправился к повелителю крымцев», – писал об этих переговорах русский историк, тобольский и виленский губернатор Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский [годы жизни с 5[16].11.1788 по 25.01[6.02].1850 года]. «Могамед [Мехмед] принял с великим гневом Хмельницкого, поднёсшего ему, по восточному обычаю, дары; бросил их на землю, начал упрекать союзом с московитянами, а не с крымцами, против поляков. Хмельницкий со своей стороны напоминал хану о сражениях Берестечском [Берестецкая битва 8[28].06 – 30.6[10.07].1651 года] и Жванском [осада Жванца в октябре – декабре 1653 года], на которых татары столь постыдно изменили казакам [14а; 14б; 14в]. Хан присоединил к гневу угрозы, ссылался на великую силу татар, под предводительством Батыя приведших в трепет Россию, Польшу и Германию. «Ужели, – отвечал на сие хладнокровно Хмельницкий, – ты думаешь, хан, устрашить меня [как] хлопца малоумного. Ведаю, что татарские царства – Сибирское, Казанское, Астраханское и иные многие, откуда бесчисленные войска ордынские на войну исходили, – вам уже помощи не дадут, находясь под Скипетром Российским. Что же упомянул ты о Батые, славнейшем Вожде вашем, то помысли: война подобна мечу обоюдному; снисканное Батыем потеряно было Мамаем»» [2; 12; 13; 14].

          Батый – монгольский хан, завоеватель Киевской Руси (годы жизни с 1209[10] по 1255[6] год) [15]. Мамай – хан Золотой Орды, проигравший в 1380 году Куликовскую битву русскому войску (годы жизни с 1335 по 1380 год) [16].

          «Хан требовал, чтобы Хмельницкий порвал с [Русским царством] и выдал хану всех русских воевод. Когда в этом было отказано, ханский посол Сефер Казы-ага предложил, чтобы полки Хмельницкого шли отдельно от русских полков, что дало бы возможность татарам напасть на русских. Это предложение Хмельницкий также отверг. В результате переговоров, Хмельницкий «помирился на том, что хан с татарами [обязуется на Поднепровье] и на черкасские города войною не ходить и полякам на них помощи не давать, и [c] царского величества воеводами и с ратными людьми не биться, и царского величества людей и черкас, которые взяты в полон, отдать», а Хмельницкий обещал «быть с ним (ханом) в приязни... и на Крым не ходить»» [2].

          Таким образом, «12 ноября 1655 года Богдан Хмельницкий заключил с ханом Мехмедом соглашение о перемирии, согласно которому стороны обоюдно обязались воздержаться от нападений на города и земли друг друга и произвести обмен пленными. После чего крымские татары сняли осаду с обозов и ушли в молдавские земли, а оттуда … вернулись в Крым. Для русского войска поход закончился в декабре под Белой Церковью, где войска были распущены по домам» [17].

          «После сих переговоров оба противника расстались, питая взаимную друг к другу ненависть. Возвратясь в Чигирин, Хмельницкий отправил к государю [царю Алексею Михайловичу] благодарственное письмо от [всего Поднепровья] за освобождение сего края от «египетского ига польского» и за принятие под крепкую Его Высокомонаршую руку. В сём письме желал он, между прочим, царю возвращения наследственного достояния: Волыни, Покутья, Полесья и прочих российских земель, находившихся тогда во владении поляков…» [13; 14].
         
           Эти же события в изложении польских и киевских «исследователей» представлены как предательство Богданом Хмельницким присяги Русскому царю: «В результате [переговоров с ханом], … Богдан Хмельницкий был вынужден 23 ноября 1655 года подписать договор, обязывающий его оказывать вооружённую помощь Речи Посполитой, и разорвать связи с Россией» [18; 19]. Откровенная и ничем не подкреплённая ложь. Впрочем, такой же лжи об этом времени более чем достаточно и в российской части «всемирной паутины», прежде всего в «Википедии».

          Не могу не вернуться к осаде Жванца и не сказать об этом несколько слов.

          Итак, осада запорожскими казаками во главе с гетманом Богданом Хмельницким города Жванца (ныне село Жванец, что стоит на Днестре в 6 верстах к северу от Хотина и в 20 верстах на юг от Каменец-Подольского Хмельницкой области), в котором укрепились войска Речи Посполитой, длилась с сентября по декабрь 1653 года и была последним крупным событием восстания Хмельницкого перед тем, как оно переросло в Русско-польскую войну 1654 – 1667 годов [20].

          Численность войск Речи Посполитой достигала 50 тысяч человек. Польские укрепления были окружены казаками Богдана Хмельницкого численностью 30 – 40 тысяч человек и 20 тысячами татарских всадников. К концу осады королевские войска испытывали голод, свирепствовали болезни. Поступившие полякам со стороны Влахии и Венгрии подкрепления не превышали трёх тысяч человек. Польские войска «таяли» и теряли боеспособность. Их поражение было неизбежно, если бы не измена Крымского хана Ислам-Гирея [Ислама Третьего Герая, годы жизни с 1604 по 1654 год], который в тайне от гетмана вёл с поляками двусторонние переговоры, в результате которых польский король Ян Второй Казимир обязался выплатить хану 100 тысяч злотых и позволил татарам на протяжении 40 дней грабить и угонять в полон русское население на Волыни. Осада завершилась. Войска разошлись.  Казаки остались ни с чем, потеряв за время осады несколько тысяч человек (поляки – 7 – 10 тысяч) [20].

          Измена татар и заключение польско-татарского союза существенно ухудшили положение Войска Запорожского и сделали неизбежным принесение казаками присяги Русскому государю.

          В ходе вспыхнувшей в 1654 году Русско-польской войны в состав Русского царства наряду с другими были возвращены (или присоединены) города Белая, Дорогобуж, Невель, Полоцк, Рославль, Дисна, Друя, Орша, Копысь, Глубокое, Озерище, Могилёв, Шклов, Смоленск, Витебск. Города добровольно переходили на сторону Русского царя, сдавались на милость победителя или были взяты с боем в ходе Государева похода с мая по ноябрь 1654 года [2; 21]. Известно, что при выступлении в поход войскам был отдан строгий приказ царя, чтобы «белорусцев православной христианской веры, которые биться не учнут», в полон не брать и не разорять [2; 22].

          Казацкие войска тоже не сидели сложа руки. Были взяты Гомель, Чечерск, Пропойск (ныне Славгород), Речица, Рогачёв, Новый Быхов… «Стоит отметить то, что запорожские казаки [Ивана Никифоровича] Золотаренко [шурин Богдана Хмельницкого; ум. 17.10.1655 года] не выполнили условия капитуляции Гомеля, взяли в плен большинство сдавшихся и увели их на [гетманские земли]» [2; 23].

          В следующем 1655 году русскими и казацкими войсками среди иных земель и городов были взяты Минск, Вильна (ныне Вильнюс), Ковно, Гродно, Люблин, Туров, Пинск. К концу 1655 года вся Западная Русь, кроме Львова, Бреста, Слуцка, Старого Быхова (под Могилёвом) и Несвижа оказалась занятой русскими и казацкими войсками [2].

          «[Военный поход] 1655 года затянулся… [и] закончился лишь в начале зимы. Только после этого [царь] Алексей Михайлович получил возможность свидеться с родными. 7 декабря, остановившись в селе Кубинском, он обрадовал родных долгожданным известием: «А я наскоро еду: готовтеся с радостию восприяти меня грешного». В Москве царю была устроена пышная встреча. Алексея Михайловича чествовали как победителя и защитника православия. Особую значимость происходящему придало участие во встрече трёх патриархов – Иерусалимского, Антиохийского и своего Московского» [24].

          Посмотрим на великолепие встречи глазами современника и её участника (некоторые исследователи относят это описание к февралю 1655 года, но записано оно в «Полном собрании законов Российской Империи» сразу после 29 декабря 1655 года и перед 1656 годом) [25].

          «2. Перед пришествием Царского Величества и в вечер, и с утра, как Царское Величество с места, [в котором Царское Величество ночевал], пошёл [в Москву], из пушек многажды стреляно…
          3. После того шло 60 знамён стрельцов, подо всяким знаменем 18 или 20, а много то 24 человека их было, те все шли впрямь [прямиком] в город.
          4. Потом шли из города многие попы в ризах по два человека в ряд, шапок на главах не имели, и звонили во все колокола везде в городе и на Дворце.
          5. Пред ними несли два образа на долгих жердях, как крёстное знамение.
          6. После них великий, златом оправленный фонарь, а в нём горели многие вощаные свечи; и несли тот фонарь также на жерди, а при нём четыре злачёные круглые звезды и крест великий злачёный и хорошо писаный; и многие чудные злачёные и хорошо писаные образы, а при них книги, красным бархатом обложены, а на них Херувимы и Серафимы на золоте писаны, которые несли попы … в ризах, а при них многие запалены свечи и кадила.
          7. После того шёл Думный Дьяк Алмаз Иванов со всеми своими дьяками.
          8. Потом Патриарх, а имел в руках посох, серебром обложенный, а на верху его крест, а на главе [патриаршья] шапка, золотом, жемчугом и многим драгоценным каменьем устроена, а на ней крест; а провожали его два человека духовного чина.
          9. После него ещё два Патриарха шли: один Иерусалимский, а другой Антиохийский, в таких же одеждах, как и он сам.
          10. А как пришли на лобное место, и обычные попы пошли мимо того места, а Патриарх с иными властями и с образАми, на то место пошли и по своей вере пели и кадили.
          11. А после того, они первым извычаем с того места пошли Царское Величество встречать…
          12. В это время часть стремяных стрельцов Царского Величества, которые на службе были, шли.
          13. За ними несли дары Царскому Величеству от честных людей, от гостей и от иных, а тех даров было …
          14. 5 серебряных блюд, 4000 золотых, покрыты красною тафтою, 20 кубков позолоченных, 44 золота, 20 сороков соболей, рукомойник с мисою, а в ней хлеб да соль.
          15. За ними шли 7 рот нужных [так записано] драгунов на лошадях.
          16. Потом Царского Величества некоторые полковники, потом конюший приказчик, а за ним Царского Величества 40 лошадей, осёдланных в хороших конских нарядах и в нИзанных чепраках.
          17. Меж теми было 7 лошадей, покрытых красными долгими покровами до земли…
          18. За ними шли многие литавры и трубачи, и сурначики [пояснение ниже].
          19. За ними 2 знамени.
          20. Потом Царского Величества приступ [приступок, небольшое возвышение], покрытый червчатым бархатом, несли 2 человека.
          21. Потом несли одеяло.
          22. За ним Царского Величества вели лошадь, в хорошем конском наряде, а с левой стороны у седла сабля оправлена драгим каменьем.
          23. Потом герб Царского Величества, орёл на драгоценном покрове, вышит золотом.
          24. После того [была] другая лошадь Царского Величества, золотом покрыта, и на луке сабля такова же, какова и на первой лошади.
          25. Потом … шли преж именованные образы по своему извычаю, с попами и с Патриархами, а пред ними люди дорогу чистили…
          27. А пред Царским Величеством шёл Князь Борис Иванович Морозов среди иных двух Бояр.
          28. А за ним шёл Царское Величество, а провожали его с одной стороны Сибирский царевич, а с другой – один из думных людей, Ртищев называемый.
          29. Пред Царским Величеством несли Знамя Государево, а за ним шёл Царское Величество в белой собольей шубе с широким собольим ожерельем, без шапки.
          30. После Царского Величества шёл Грузинский Царевич … пятнадцати или шестнадцати лет, а провожали его два [человека].
          31. После людей духовного чина пред Царским Величеством шли многие робята в белых одеждах, которые листки в руках держали и по ним пели, а те все с попами шли пред Царским Величеством на Лобное место; и Царское Величество, пришедши на Лобное место, трижды Великому образу поклонился, а потом пели и кадили.
          32. В это время двое великих саней Царского Величества проехали в город, а в санях только по одной лошади, а у них на головах перья, а при тех санях бежали с обеих сторон тридцать алебардников с алебардами.
          33. А потом после многих благословлений поднёс патриарх Царскому Величеству крест, который он целовал…
          35. После того указал государь всего мира [у всех] о здоровье спросить, которые вокруг Лобного места стояли, а весь мир [все] в землю челом ударили и Царскому Величеству многолетствовали; после того первым обычаем впрямь [прямиком] в город до церкви, [что] Софией именуется, шли» [25].

          Немного подробнее остановлюсь на военной музыке середины семнадцатого века. Музыка сопровождала воинов на поле боя и в походах, звучала во время праздничных шествий, приёма послов, въездов и выездов царского двора [26].

          «От военных музыкантов того времени зависели быстрота, слаженность и чёткость сложных перестроений боевых порядков на ратном поле. Стрелецкие головы [полковые военачальники] заранее обговаривали план предстоящего боя, определяли порядок развёртывания сил, последовательность действий и условные сигналы. Видимые сигналы передавались яркими знамёнами и бунчуками. Звуковые сигналы, именовавшиеся в военном деле «ясаками», подавались музыкальными инструментами, полный набор которых находился в распоряжении каждого воеводы и включал в себя набат (огромный медный барабан), тулумбас (небольшой медный барабан), накры (род литавр), сурны (большие трубы), сипоши (дудки из ивовой коры [гобои, сиповки – поперечные флейты]). В приложении к Воинскому уставу «Роспись ясакам царского стана» 1655 года описываются различные звуковые сигналы: «вступление в поход» («бить по большому набату тихим обычаем»), «тревога», или «всполох» («бить по большому набату скорым обычаем беспрестанно»), «сбор сотенных голов к царскому шатру» («трубить в сурну»). Особый ясак извещал о победе» [26; 27].

          Вот интересное свидетельство управления боем с помощью «ясаков» [звуков], издаваемых музыкальными инструментами: «Старшие всадники привязывают к своим сёдлам по небольшому медному барабану, в который они бьют, отдавая приказание или устремляясь на неприятеля. Кроме того, у них есть барабаны большого размера, которые возят на доске, положенной на четырёх лошадях. Этих лошадей связывают цепями, и к каждому барабану приставляется по восьми барабанщиков. Есть у них также трубы, которые издают дикие звуки … Когда они начинают дело или наступают на неприятеля, то вскрикивают при этом все за один раз так громко, как только могут, что вместе со звуком труб и барабанов производит дикий, страшный шум» [27].

          Часто во время царских выездов из Кремля в ближние дворцы и монастыри шествие сопровождалось громкой стрелецкой музыкой. «В руках стрелецких музыкантов москвичи видели в основном трубы, бубны, сурны и сопели [продольные свистковые флейты]. Соответственно музыкальным инструментам именовались и исполнители – трубники или трубачи, накрачи или накрачеи, суренщики или сурначи [сурначики], сопцы, набатчики, барабанщики, литаврщики и сиповщики» [27].

          «Барабаны, появившиеся в стрелецких полках в начале семнадцатого столетия, изготавливались умельцами в виде деревянных вызолоченных лукошек. Два обруча сохраняли упругость двух туго натянутых кож. Сохранившиеся до наших дней изображения стрелецких барабанов донесли образцы росписи этих музыкальных инструментов, выполненной в виде узких длинных треугольников;– «клиньев», как их тогда называли, отображавших цвета полковой [одежды]. За изготовление барабанов отвечали стрелецкие приказы, так как от попыток приобретения барабанов за границей пришлось быстро отказаться из-за их дороговизны …: барабан стоил в три раза дороже мушкета… Барабаны хранились в специальных кожаных чехлах, прозванных нагалищами или чемоданами [слово «чемодан» заимствовано из татарского языка]» [27; 28].
 
          «Барабанщики вместе с музыкантами-сиповщиками, игравшими на духовых инструментах, составляли отдельное подразделение внутри каждого приказа [полка], приписанное, как правило, к первой сотне. На вооружении у них, как и у знамёнщиков, были только сабли» [27].
 
          «Все музыкальные инструменты хранились в стрелецкой слободе в съезжей избе (полковом штабе). Здесь же под надёжной охраной находились полковые знамёна, штабные бумаги, среди которых важное место занимали поручные записи (письменные обязательства верно служить государю)» [27].

          «А что до самой музыки, то все приезжавшие в Россию иностранцы описывают её весьма громкою, оглушительною и нестройною, не столько способною услаждать слух, сколько наводить ужас». Вот впечатление очевидца-иностранца: «все [стрельцы] кричат как бешеные, едут без всякого порядка, обгоняя друг друга и поднимая такой крик, что слабый и малодушный неприятель от него одного обратился бы в бегство» [27].

          Военные музыканты стрелецких полков стремились оказать мощное воздействие на противника, ошеломить его, запугать, «внушить мысль о неминуемом поражении, гибели и возможном плене и тем самым внести посильную лепту в общую победу русского войска» [27].

          Почему-то вспомнилась песня «Старый марш» на слова уроженца города Полтава Михаила Владимировича Владимова (годы жизни с 7.11.1924 по 7.04.2003 года) и музыку Людмилы Алексеевны Лядовой (годы жизни с 29.03.1925 по 10.03.2021) [29; 30]. Стало вдруг интересно, а где марши, написанные после 24 февраля 2022 года? Где, например, новый «Антифашистский (точнее, антинацистский) марш», написанный кем-нибудь из «заслуженных» или «народных»? Какая музыка звучит в военкоматах, в воинских эшелонах? Что поют бойцы маршевых батальонов? Где новые песни, которые объединяют страну? Какие песни и марши греют души солдат, помимо советских и вечного «Прощания славянки», написанного в 1912 году в Тамбове Василием Ивановичем Агапкиным (годы жизни с 22.01[3.02].1884 по 29.10.1964 года)? Кстати, мало кто знает, что именно Агапкин дирижировал сводным оркестром на знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве [31; 32].

          Неужто до сих пор в войсках звучит «Взвейтесь, соколы, орлами» – песня 1835 года о совместных российско-прусских манёврах [учениях], которые с 15 августа по 15 сентября 1835 года вблизи города Калиш (Польша) проводили Император и Самодержец Всероссийский Николай Павлович Первый (годы жизни с 25.06[6.07].1796 по 18.02[2.03].1855 года) и прусский король Фридрих Вильгельм Третий (годы жизни с 3.08.1770 по 7.06.1840 года) [33]?

          В середине 1980-х годов я два полных года горланил её как запевала роты на все загорские дали. Не сохранилось сведений о том, кто и в каком году первым запел эту песню в комсомольской роте. По крайней мере, всем, кто с нами служил, это было неизвестно. История этой песни нам, солдатам, также была неизвестна, как, впрочем, и нашему замполиту с особистом. В нашем исполнении песня звучала так.

Запевала.
Взвейтесь, соколы, орлами,
Полно горе горевать!
То ли дело под шатрами
В поле лагерем стоять.
Все хором.
То ли дело под шатрами
В поле лагерем стоять.

Запевала.
Там, когда заря настанет,
Строй пехотный зашумит,
Барабаном в небо грянет
И штыками заблестит.
Все хором.
Барабаном в небо грянет
И штыками заблестит.

Запевала
Загремит она войною
Богатырская игра,
Строй на строй пойдёт стеною,
И прокатится «Ура»! «Ура»! «Ура»!
Все хором.
Строй на строй пойдёт стеною,
И прокатится «Ура»! «Ура»! «Ура»!

          Что сказать о тексте: народное творчество, но маршировали мы всегда бодро!

          Продолжу задавать вопросы. Где, позвольте полюбопытствовать, новые песни, которые подстёгивают как плетью? Где что-то подобное песне «Тачанка», написанной в далёком 1937 году, в исполнении, например, Рената Исламовича Ибрагимова [годы жизни с 12.11.1947 по 14.05.2022] [33а; 33б]?

         Довольно вопросов о песнях. А где, позвольте спросить, свежие театральные постановки об антифашистской борьбе? Что «ОБ ЭТОМ» можно посмотреть в московских театрах? И где, например, басня «Про медведя и собаку»? ГДЕ то, что называется нерусским словом «ИДЕОЛОГИЯ»?

          Под ответом я не имею ввиду известный город, название которого переводится как «Жёлтая акация». Просто мне, как выпускнику социологического факультета МГУ, непонятно отсутствие госзаказа на всё, перечисленное выше. Или же следует допустить нелепое предположение о том, что на всех, к кому обращались, напало творческое бессилие? Хорошо, оставим «служащих театров», композиторов, поэтов и писателей в покое. Но добротный полноформатный документальный фильм о зверствах нынешних нацистов и иностранных наёмников сделать-то можно? Взять за основу хотя бы «Обыкновенный фашизм» Михаила Ильича Ромма (годы жизни с 11[24].01.1901 по 1.11.1971 года), созданный в 1965 году [34; 35].

          Новые нацисты-бандеровцы и их хозяева представляют себя волками, которые гонят оленя и вот-вот разорвут. Сравнение неверное. Россия уж точно не олень. Лось, по меньшей мере (хоть я и не считаю подобное сравнение уместным). А лось, как известно, ударом переднего копыта может сломать берёзу или прошибить охотника насквозь. А может и медведю пробить живот и порвать внутренности [36; 37; 37а]. Прошу прощения за «невкусные» подробности, но во «всемирной паутине» ежедневно читаешь такие новости про Нижнее Поднепровье, Донбасс и Белгородчину, что волосы дыбом встают.

          Если же фашисты сами думают о себе как о бесстрашном лосе, который никого и ничего не боится в состоянии гона, то представьте себе его нападение на тепловоз (Россию). Один удар – и от лося останется туша, которая легко превратится в гору мяса, шкуру, хорошие рога и копыта [36]. Но оставим в стороне сравнения с животными. Поднимемся на другой уровень осмысления событий 2022 года.

          Большинство людей считают, что главными ценностями для человека являются Родина и семья или своя «вторая половина», другие – личная свобода, здоровье и жизнь, третьи – деньги, слава, положение в обществе, четвёртые – власть, пятые – вера. Ценностей много, и у каждого они свои. ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИИ – ПОСТАВИТЬ ЗАЩИТУ РОДИНЫ КАК ЦЕННОСТЬ на первое место в жизни человека (во всяком случае, такова одна из главных целей). Убедить человека в том, что, борясь с нацистами и защищая от них Родину, человек защищает всех, кто ему дорог, мстит за смерть родных и близких, за разорение домашнего очага; что, совершая это, он получает почёт и уважение, помогает семье деньгами и может упрочить своё положение в обществе по завершении боевых действий, если … Вот с этим «ЕСЛИ», со страхом боли и непоправимого, с неизвестностью, да много ещё с чем, идеология и должна ежедневно бороться.  Бороться песнями, маршами, умным подбором исторических сведений, театральными постановками, правдой о нацистах, баснями и стихами. Задам ещё один вопрос. Где стихотворение уровня бессмертного «Убей его!», написанного Константином Симоновым (годы жизни с 15[28].11.1915 по 28.08.1979 года) в июле 1942 года [38]?

В чьих современных стихах звучит призыв, похожий на строки:
«Так хотел он, его вина –
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его – пусть будет вдовой,
Пусть исплачется не твоя, а его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать» [39]?

          Да, стихотворений о событиях на Донбассе 2014 – 2022 года написано немало. Но уровень осмысления происходящего, но яркость образов, но выверенность слов – не те. Нет ярости. Не клокочет всё внутри. Не жжёт. А должно жечь!

          Как можно обойтись без описания образа врага-нациста? С кем идут боевые действия? Родственники воюют с родственниками? Русские с русскими? Поднепровцы с поднепровцами? Нет! Нет! И ещё раз нет! Идёт война людей с нацистами-нелюдями. И это должно быть понятно каждому и в России, и за её пределами. Кто такие нацисты, где они, кто их пособники и хозяева – тоже должно быть известно каждому. На чьей стороне правда, и за кем будет победа – опять же, все должны понимать.

          Конечно, правда и победа была и будет на стороне Руси-России, её народа и её союзников. Это для дворян (бывших и нынешних) Западной Европы, как, впрочем, и для польской шляхты война была больше похожа на охоту (отсюда и сравнение стран-противников со зверями) или развлечение. Вспомним, как поляки ехали на Пилявецкую битву 1648 года [40]. Наследники ордынцев в Крыму и причерноморских степях жили набегами: военные походы крымских татар больше были похожи на грабежи. Для русских же война всегда была работой. Вот и сейчас пришло время ратиться. Не мириться до настоящего удара по врагу в полную силу, не торговать ничем, не вести переговоры с врагом, а бить в полную силу. Не обращать внимания ни на какие слёзы, уговоры, увещевания, просьбы, предупреждения, заклинания, крики, вопли, ругань, угрозы и проклятия с ТОЙ стороны. Наказывать, вернее, уничтожать нелюдей-нацистов и забирать их земли, используя все имеющиеся средства. Причём, бить, прежде всего, именно по нацистам, где бы они ни находились. Бить тем оружием, которым их можно достать даже из-под земли.

          Источником, корнем зла является украинский национализм. Он не верхушечный. Он гораздо шире, старше и глубже бандеровщины. Он появился ещё в начале 17 века, когда слово «укрАина» ещё не было в ходу. Он направлен, прежде всего, против русских. Он похож на корень растения «хрен обыкновенный». Выкопать раз и навсегда сразу не получится. Прорастёт из остатков корешков с глубины два метра и более. Как «проросли» наследники бандеровщины. Как появилась сама бандеровщина. Не хотел я об этом писать, но, видимо, придётся (в одной из следующих частей очерка). Уж больно поверхностно об этом сейчас судят. А ведь УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ – ЭТО ОДНА ИЗ ОПАСНЕЙШИХ И ВРАЖДЕБНЫХ РОССИИ И РУССКИМ ИДЕОЛОГИЙ, которую разделяют десятки сотен тысяч человек к юго-западу от российской границы и в Северной Америке. Надеюсь, что большая часть населения Поднепровья этим недугом не страдает. Во всяком случае, решение населения Херсонской и Запорожской областей о присоединении к России свидетельствует об этом.

Продолжение следует.

          ИСТОЧНИКИ:

1. Русско-польская война (1654 – 1667) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Русско-польская_война_(1654—1667)

2. Битва под Озёрной [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Битва_под_Озёрной

2а. КАМПАНИЯ 1655 г. [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://runivers.ru/ doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=148720

3. Бутурлин, Василий Васильевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Бутурлин,_Василий_Васильевич

4. Потёмкин, Пётр Иванович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Потёмкин,_Пётр_Иванович

5. Мехмед IV Герай [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Мехмед_IV_Герай

6. Хмельницкий, Богдан Михайлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Хмельницкий,_Богдан_Михайлович

7. Бутурлин, Андрей Васильевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Бутурлин,_Андрей_Васильевич

8. Ромодановский, Григорий Григорьевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Ромодановский,_Григорий_Григорьевич

9. Товарищ [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Товарищ

10. Фасмер, Макс [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Фасмер,_Макс

11. Черных, Павел Яковлевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Черных,_Павел_Яковлевич

12. Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Бантыш-Каменский,_Дмитрий_Николаевич

13. История Малой России от водворения Славян в сей стране до уничтожения Гетманства [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://runivers.ru/ bookreader/book18607/#page/236/mode/1up

14. Бантыш-Каменский, Дмитрий Николаевич. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства: в 3-х частях: с девятнадцатью портретами, пятью рисунками, двадцатью шестью раскрашенными изображениями малороссиян и малороссиянок в старинных одеждах, планом Берестечскаго сражения, снимками подписей разных гетманов и предводителей казаков и с картою, представляющею Малороссию под владением польским в начале XVII века. – Изд. 4-е, печатано с 3-го без изменения. – Санкт-Петербург; Киев : Южно-Русское книгоиздательство Ф. А. Иогансона, 1903. – 609 с.

14а. Берестецкая битва [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Берестецкая_битва

14б. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 15 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2022/01/20/21 [Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222012000021]

14в. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 36 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2022/03/01/21 [Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222030100021]

15. Батый [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Батый

16. Мамай [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Мамай

17. Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг. [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://runivers.ru/
18. Bitwa pod Jeziernа [Электронный ресурс Интернет]. Wikipedia. URL: https://pl.wikipedia.org/ wiki/Bitwa_pod_Jeziernа

19. Битва під Озерною [Электронный ресурс Интернет].  Вікіпедія. URL: https://uk.wikipedia.org/ wiki/Битва_під_Озерною

20. Битва под Жванцем [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Битва_под_Жванцем

21. Государев поход 1654 года [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Государев_поход_1654_года

22. Курбатов О. А. Государев Смоленский поход 1654 года // «Седмица». – 2004.

23. Золотаренко, Иван Никифорович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Золотаренко,_Иван_Никифорович

24. Андреев Игорь Львович. «Алексей Михайлович» [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=160452&p=84

25. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. 1649 – 1825 гг. [Том 1, с 1649 по 1675 год. – Санкт-Петербург : 1830. – 1072 С. С. 374 – 375] [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://runivers.ru/ bookreader/book9809/#page/692/mode/1up

26. [Опубликовано 13.11.2019. Полозова Ирина Викторовна. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2015]. Музыка при царском дворе в середине – второй половине XVII в. Как отражение тенденций переходного времени в истории России | Московское государство [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://moscowstate.ru/ muzyka-pri-tsarskom-dvore-v-seredine-vtoroj-polovine
27. [АЛЕКСАНДРЪ. Литературно-исторический журнал. 24.12.2022. Владимир ГАЗЕТОВ, Максим ВЕТРОВ]. Стрелецкая музыка | АЛЕКСАНДРЪ [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://alexlib.ru/ obshchestvo/rossiya- rodina-lyubov/streletskaya-muzyka/

28.  Происхождение слова чемодан. Этимология слова чемодан в словаре Фасмера [Электронный ресурс Интернет]. URL: https://lexicography.online/ etymology/vasmer/ч/чемодан

29. Владимов, Михаил Владимирович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Владимов,_Михаил_Владимирович

30. Лядова, Людмила Алексеевна [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Лядова,_Людмила_Алексеевна

31. Прощание славянки [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/ wiki/Прощание_славянки

32. Агапкин, Василий Иванович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Агапкин,_Василий_Иванович

33. Взвейтесь, соколы, орлами! (песня) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Взвейтесь,_соколы,_орлами!_(песня)

33а. Тачанка (песня) [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тачанка_(песня)

33б. Ибрагимов, Ренат Исламович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Ибрагимов,_Ренат_Исламович

34. Обыкновенный фашизм [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Обыкновенный_фашизм

35. Ромм, Михаил Ильич [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Ромм,_Михаил_Ильич

36. Гон (Дмитрий Кукоба 2) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2020/12/29/643

37. Аркашкины рассказы. Дуплет (Саша Немиров) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2019/09/12/623

37а. Чом-Чорос (Александр Рош) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2020/07/29/1050

38. Симонов, Константин Михайлович [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Симонов,_Константин_Михайлович

39. Убей его! [Электронный ресурс Интернет]. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Убей_его!

40. История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 35 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2022/02/28/11 [Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222022800011]; История Поднепровья и рода Беспояско. Глава 36 (Дмитрий Беспояско) [Электронный ресурс Интернет]. URL: http://proza.ru/ 2022/03/01/21 [Дмитрий Беспояско, 2022. Свидетельство о публикации №222030100021]


Рецензии
Большая работа.
С новым годом.
Поддержу.

С уважением,

Виктор Николаевич Левашов   31.12.2022 23:07     Заявить о нарушении
Спасибо!
Работаю над следующей главой.
С Новым Годом!
Пусть он будет в 100 раз лучше!
С уважением,
Дмитрий Беспояско.

Дмитрий Беспояско   01.01.2023 00:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.