Мавзолей в Сайраме
Времени — водосток...
Хоть и много воды утекло в нем подобно в арыке...
Но гамма восторгов и грусти во мне к нему — разве испиты?
Да нет — не испиты.
И что-то туда, как и встарь мою память на всех парусах восхищенья и неги несет.
Туда, где толпою промелькнувших надежд вся поляна восторгов истоптана в ток и ногами избита.
И где все дороги и тропки напутствий желанных, и лет восхищения давно экскаватором строек изрыты...
Он майскою маковой степью опять в моей памяти яркою песней цветет.
...
Сайрам.
Пригород южного города Чимкента, города, который я в большинстве своих рассказов и повестей, а также в одноименном своем романе я вывел под романтичным восточным названием Сары-Сарайск.
Тихий. Сонный. Заштатный. С букетом неброских мавзолеев.
Относящих на пару веков нас в прошлое.
Более ничего, не считая полуразвалившейся, и предназначенной к сносу узбекской мечети, медресе ли, с ее точеными колоннами на автобусной остановке.
Сайрам — это, прежде всего, узбекский пригород города.
Когда-то до нашествия Чингис-хана это был, рассказывали, известный город, этим же нашествием и сметенный.
В этом пригороде жила узбечка Кумри (Ее затейливое имя я уже не помню, но помню ее как неплохого архитектора), работавшая в нашем отделе генплана и архитектуры архитектором в известном водохозяйственном институте союзного значения, где мне пришлось работать.
Несколько поездок туда оставили в моем архиве и памяти трогательную грусть и очарование блужданий по нему в желании отыскать в нем нечто сногсшибательное и сверхъестественное.
Но там, кроме нескольких довольного скромного вида мавзолеев и мечети (медресе ли) с остатками арабской вязи на потолке обнаружить наше любопытство так и не смогло. Этот мавзолей на фото — один из них. Более чем непритязательное и от этого более чем интересное своим ароматом тех лет сооружение.
Еще запомнилась ночь за ним на пасеке в паре километров от него.
Ночь, пав резко на окрестности его, обволокла плотной пеленой и погасило разом резкие очертания пламенеющих гор. Неподалеку от нашей стоянки стояло дерево. Которому я не знал ни тогда, ни теперь названия, увязанная ленточками ткани. Рядом с ним была тут могила какого-то святого. Шумела чуть в стороне река. Ровно и монотонно выстукивали цикады о наковаленки тишины свою немолчную музыку.
Колыхалось беззвучно вдали на горизонте факелы завода фосфорных солей.
В небе, распластавшимся широким достарханом для пира — пылали отяжелевшие крупные звезды.
А рядом сидевший казах в первозданном запустении под боком большого города влюбленно втолковывал мне слова о величии того, чем полнилась история этих мест, скрытых ночью.
Де город, мол, этот был основан чуть ли не Александром Македонским...
И был из него до самого Туркестана, а это, ни много ни мало, сто с лишним километров пути, по которому не покорившиеся монгольскому завоевателю защитники его в ночь ушли. Само собой, спрятав в нем несметные сокровища.
И я удивления его рассказу возвышенному и красочному во всех отношениях не выказывал, с деланным пониманием слушая его и зная истинную ценность его рассказу. Цветистое бахвальство местных жителей, когда речь касалась порой самого заурядного факта местной истории, была мне не вновь.
...
Но в чем–то, как я теперь понимаю, резон тут в этой его полусказке был.
Сайрам теперь давно — городской район.
А сам Туркестан, предельно некогда заштатный городок, стал вдруг как бы по мановению волшебной палочки культурным центром тюркского каганата, вдобавок отобрав у областного центра привилегию еще и быть областным центром.
Ссылаясь на то, что там есть давних лет мечеть, которую мы все порывались съездить посмотреть, а вот как-то не сумели.
Хотя строили ее во времена Тамерлана. И к величию казахской государственности, я это по старым прописям сужу, а не новым, отношения она как бы и не имеет.
...
Вот от тех лет под ногами хрустнули осколки от одного из тех посещений его двумя более чем выцветшими фотографиями (дело нешуточное — им полвека), никакой ретуши к которым я добавлять уже по определению не хочу.
https://ok.ru/profile/459972409179/statuses/154800351195995
Свидетельство о публикации №222101900866