Шило и Ядерная Физика

"Кто-то любит самогон, а кто-то хлещет пиво.
Кто от водки без ума, а кто - наоборот.
Только более всего уважает шило
Наш ракетно-ядерный, океанский Флот..."

©"Шило". Ю.Козлов, М.Чурбанов, 1998.


Произошёл этот случай, скорее всего, на втором курсе обучения нас в родной системе - "Голландии". Не помню уже, столько лет прошло. В памяти осталось только то, что было это в аккурат перед сессией, на которой среди прочего сдавали мы и ядерную физику (ЯФ). Преподавала нам её Ирина Васильевна Вах, умнейшая женщина. ЯФ мне нравилась, предмет давался мне легко, и со сдачей предстоящего экзамена я не видел никаких сложностей. Но судьба распорядилась несколько по-иному.


Училищный караул, назначаемый из курсантов, охранял, в том числе и многочисленные склады, расположенные чуть выше курсантской столовой (пост №3). Вот в один из них, шкиперского имущества, и были выделены мы однажды в количестве трёх человек. Работа нехитрая - принеси-унеси-подай-передвинь. Всё изменилось, когда пришла очередь кантовать стандартную 200-килограммовую бочку с техническим спиртом (шилом). Опыта такой работы у нас не было. В результате уже через пару минут тёмно-зелёный цилиндр закрутился и стал падать, грозя оторвать мне кисть правой руки. Двое моих однокашников отскочили, а я лишь успел немного выдернуть руку буквально из-за среза бочки. Тупой удар пришёлся на безымянный и средний палец правой руки. Боли я сначала не почувствовал, к тому же мои пальцы буквально спас огромнейший рулон обычной серой (обёрточной) бумаги. Я и сейчас считаю, что если бы мою руку припечатало к стене, два пальца неминуемо бы укоротились на две трети своей длины.

-"Ты как?!!" - подскочил ко мне испуганный, похоже, больше меня мичман.

-"Терпимо!"

-"Давай, дуй в санчасть!!"

По выходу из склада шок прошёл, и стало невыносимо больно. Я не придумал ничего лучше, чем прополоскать изуродованную руку в глубокой прохладной луже, с чистой, на первый взгляд, водой (накануне шёл дождь). Стало полегче. Спустился я по трапу, зажимая левой рукой правую (платок пришлось выбросить - кровь сочилась вполне себе обильно), да и прибыл в приёмный покой. Дежурная медсестра была дамой в возрасте, опытной. И первым делом, быстренько сказав мне пару ласковых, открыла кран с горячей водой, и тщательно, хозяйственным мылом, промыла мне рану.

-"Терпи!"

Я, ****ь, чуть на стенку не полез!!! Но, как ни странно, после этой "процедуры" я вполне себе успокоился.

+ФОТО+ №1

Ну не знаю, как кого, а лично меня сонно-дремотная атмосфера нашего училищного лазарета абсолютно к подготовке не располагала. Я пытался читать довольно-таки полные свои конспекты, учебник, но в результате не выучил почти ничего. Через несколько дней меня выписали.

Стиснув зубы, я решил в последний день забить на подготовку. А заняться вот чем - используя опыт старших товарищей (моих погодков из роты капитана 3 ранга Торганова), изготовить "патронташ" (*).

На экзамене нас всех ждал сюрприз - подготовка велась на досках, мелом. А не за столами (ручка + бумага), на что, вообще-то, мы надеялись. С нервами в ту пору у меня был полный порядок, виду я не подал, что-то я безусловно знал и так. Плюс билет попался по знакомым темам. Надо сказать, что руку мне перемотали в санчасти на совесть. Со стороны впечатление было такое, что я рукой пытался схватить ( а может быть - отбить? ;) артиллерийский снаряд ненавистного вероятного противника. И тут вдруг, импульсивно, я достал шариковую ручку, соответствующую номеру моего билета, покрутил её немного в левой руке, а затем - взял её в зубы!

Наша преподавательница мгновенно это увидела, подошла ко мне, но спросила совсем не то, что я предполагал:

-"Вы… плохо себя чувствуете?"

Ну а что можно было ожидать? Она же в первую очередь Женщина, Мать?! Как тут не пожалеть несчастного очкарика, все её лекции сидевшего в первых рядах и добросовестно их конспектировавшего?!! И что я должен был ответить - да нет, всё в порядке, я просто формулы списать пытаюсь - отойдите в сторонку и не мешайте мне, пожалуйста? Ну, то что я в данном конкретном случае просто свинья и сволочь - вполне себе возможно. Что во мне помер великий актёр - я и так говорил (и говорю) окружающим, при случае.

-"Есть немножко…" - скорчив подобающую рожу, поэтому ответил я, вполне себе натурально побледнел (со слов очевидцев - моих однокашников, трудившихся у своих досок) и подошёл к заботливо распахнутому окну. Подышать. Надышавшись, я скопировал мелом на доску всё, что мне было нужно. Не торопясь, и с каким-то откровенным цинизмом. Сколько раз мне пришлось для этого доставать волшебную ручку - я уже не помню.

Главное тут был - результат. В конце концов, кисть своей правой руки уродовать я никого не просил. Да и служа уже офицером (жизнь заставила), изучил все необходимые премудрости ядерной физики в полном объёме. Необходимые уважающему себя начхиму атомной подводной лодки, имею я ввиду! То есть - в части касающейся. А не на уровне обладателя Нобелевской премии, конечно.

P.S. Средний и безымянный пальцы правой руки болели ещё, правда периодически, довольно долго. Но сейчас уже иногда только ноют - на перемену погоды. Да и то всё реже и реже.

Так что, мои уважаемые читатели, шило действительно оставило глубокий след в моей жизни. Как в прямом, так и в переносном смысле! ;)
(*) Подробнее об этой, нехитрой в общем - то, технологии - читай мой рассказ "Госпожа Органическая Химия", раздел "сноски".

+ФОТО+ №2

Приложение №1. Ядерная физика напрямую связана и с наукой на три весёлых буквы - ОМП (оружие массового поражения). Вверху перед Вами первый лист конспект-лекции, входившей в папку сборника по общей подготовке, хранившегося в документации командира одного из отсеков нашей 149 -ой подводной лодки. Ностальгирую я по тем временам. Текст - вполне себе понятен. Даты проведения (например, в старшинских тетрадях) проставлялись карандашом. А выводы по занятию, тренировке (например, в папках, откуда вышеуказанный листочек родом) писались на отдельном листочке. Через несколько лет листочек менялся! Что экономило кучу времени. И бумаги, вообще-то, огромнейшее количество. В результате личный состав знал то, что ему положено. Все были довольны. И никаких компьютеров, принтеров, саморазмножающегося бумаготворчества. По крайней мере, в таком, воистину диком объёме, как в эпоху "формирования нового облика ВС РФ". Апофигеем этого формирования, лично для себя, я считаю следующий случай. Занёс я как-то в канцелярию Кольской флотилии пару документов. Время было уже нерабочее. Но я застал четыре старших офицера одного из отделов за увлекательнейшим занятием - на одном столе огромная кипа документации, а они (каждый за своим столом) - Триколоры и Андреевские флаги на заглавных листах цветными карандашами закрашивают… Вот, знаете, честно, приличных слов нет это прокомментировать - одни маты!

+ФОТО+ №3

Полагаю, что современным офицерам, служащим уже "в облике", бумажной работы только прибавилось. Ну, а когда Армия и Флот занимаются, в первую очередь, бесконечной бумагоотчётной ***нёй, вместо того, чтобы заниматься настоящим делом - к войне готовиться, стоит ли после этого вообще чему-либо удивляться в окружающей нас реальности?!!

19.10.2022

.


Рецензии