AlphaZero и революция знаний
Древняя настольная игра в шахматы сыграла значительную роль в истории искусственного интеллекта, хотя и в основном как химера. Отцы-основатели вычислений, такие как Алан Тьюринг и Клод Шеннон, понимали, что простой алгоритм может неплохо играть в игру, что было продемонстрировано Тьюрингом и Дэвидом Чамперноуном в программе «бумажная машина» в 1948 году.
Поскольку первые компьютеры были очень медленными, они также предполагали, что для того, чтобы когда-либо бросить вызов людям-гроссмейстерам, машина должна будет подходить к шахматам как человек, используя избирательные алгоритмы, основанные на знаниях. Грубая проверка каждого возможного хода — миллионы вариантов всего за несколько ходов — явно была слишком медленной.
Конечно, эти светила не могли знать, что скорость компьютерной обработки скоро начнет расти в геометрической прогрессии с появлением интегральных схем. Гордон Мур постулировал свой одноименный Закон только в 1965 году, через двенадцать лет после трагической и трагически преждевременной смерти Тьюринга.
Также как в в жестких ограничениях сонета или хайку может быть великая красота, ограничения первых компьютеров вынуждали программистов проявлять творческий подход и экспериментировать. Они решали вопросы ИИ, которые были намного шире, чем скромная игра, которую они пытались победить. Может ли программа учиться на своих ошибках вместо того, чтобы каждый раз повторять одни и те же ошибки? Можно ли привить машине интуицию? Что имеет значение при определении интеллекта или метода? Если человеческий мозг — это просто очень быстрый компьютер, что происходит, когда компьютеры становятся быстрее мозга?
Кроме того, интересна роль шахмат как символа в распространении Вычислительной теории разума (ВТЗ). К 1997 году компьютерная публика не была удивлена тем, что Deep Blue может играть в шахматы на уровне чемпиона мира. Они были поражены тем, что человек может конкурировать с машиной в преследовании, которое большинство считает упражнением в расчете. Мне приписывали сверхчеловеческие, «компьютерные» способности, тогда как на самом деле считалось, что человеческое мастерство в шахматах основано больше на распознавании образов и пространственной визуализации, чем на счете или других сильных сторонах компьютера.
К сожалению, оказалось, что ответы на все эти глубокие вопросы не нужны для создания машины, которая победит чемпиона мира по шахматам. Еще в конце 1970-х все лучшие программы были построены по одной и той же модели: машина Шеннона «Тип А», которая использовала поиск методом грубой силы, минимаксный алгоритм и всю скорость, которую могли обеспечить процессоры того времени. Сообщество программистов обрадовалось быстрому прогрессу в силе, но разочаровано той прямолинейностью, с которой он был получен. Это было так, как если бы цель построить робота-альпиниста, способного покорить Эверест, была достигнута с помощью гигантского танка, преодолевающего прямую линию к вершине. Когда в 1983 году аппаратная машина Кена Томпсона Belle достигла уровня мастерства, запись была на стене — даже если многие из нас будут отрицать это еще десять лет. Это делается не для того, чтобы принизить достижения команды Deep Blue или поколений блестящих шахматных программистов и изобретателей, которые были до них, а только для того, чтобы оценить их с точки зрения ретроспективы. Это важный урок: наши первоначальные представления часто далеки от истины, когда мы сталкиваемся с прагматичными результатами, которые дают машины. Нашим интеллектуальным машинам не нужно подражать нам, чтобы превзойти нашу производительность. Они не должны быть идеальными, чтобы быть полезными, они должны быть лучше человека в конкретной задаче, будь то игра в шахматы или интерпретация снимков рака.
Когда эпоха противостояния человека и машины подошла к концу, в 1998 году я создал Advanced Chess, чтобы исследовать потенциал человека и машины. В очередной раз шахматы оказались удобной лабораторией для экспериментов, которые имели гораздо более широкое применение. Открытие состояло в том, что превосходный процесс координации между ними был важнее, чем сила человека или машины. Эта формула, очевидно, имеет срок годности в небольшой закрытой системе, такой как шахматы, где машины постоянно совершенствуются, но акцент на улучшении интерфейсов и процессов совместной работы стал общепринятым в открытых, реальных областях, таких как анализ безопасности, инвестирование и т.д. и программное обеспечение для бизнеса.
К 2017 году рейтинги топовых шахматных программ были для Магнуса Карлсена тем, чем Карлсен является для сильного клубного игрока. Они используют гигантские дебютные книги, терабайты таблиц финальных игр и многоядерные процессоры, которые делают ваш iPhone быстрее, чем Deep Blue. Трудно было представить, что мои любимые шахматы могут предложить что-то еще в своей прежней роли лаборатории познания, и программисты игр с искусственным интеллектом перешли к видеоиграм и го, более сложной математически игре для машин.
На самом деле именно программа Го привела к возвращению шахмат в центр внимания ИИ. AlphaGo от DeepMind вышла за рамки чистой грубой силы, чтобы конкурировать и побеждать лучших игроков в го в мире. Тогда больший сюрприз, генериc под названием AlphaGo Zero, легко превзошла своего великого предшественника, отказавшись от встроенных человеческих знаний и научившись играть лучше, играя против себя. Увидев этот важный результат, мне, конечно же, пришлось спросить Демиса Хассабиса из DeepMind, когда он собирается обратить внимание своей машины на нашу любимую игру. Люди и машины относительно плохо разбираются в Го из-за его сложности. Много ли можно было улучшить в шахматах? Сможет ли алгоритм-самоучка конкурировать с лучшими традиционными программами после десятилетий вложения в код как можно большего количества человеческих шахматных знаний?
Как мы теперь знаем и как подробно описано в этой книге, ответом было громкое «да». AlphaZero доминировала против сильнейшей в мире традиционной программе Stockfish 8 в двух матчах, несмотря на то, что рассчитала гораздо меньше позиций.
Сила AlphaZero впечатляет, но его метод гораздо важнее. AlphaZero не просто применяет человеческие знания и анализирует миллиарды позиций для создания ходов — сначала он создает собственные знания. И, судя по его результатам и моим наблюдениям, знания, которые он генерирует для себя, уникальны и превосходны. Мы не просто получаем более быстрые результаты, как с помощью калькулятора. Вместо открытки из далекой страны это телескоп, который может позволить нам увидеть все своими глазами.
И хотя шахматный стиль вряд ли представляет большой интерес для поклонников ИИ, я был очень рад увидеть динамичный, жертвенный стиль AlphaZero. Не только потому, что она отражал мой собственный, но и потому, что она могла так играть и побеждать против устрашающе точной элитной программы. Вместо того, чтобы перемалывать шахматы в пыль утомительным и непонятным маневрированием, AlphaZero предпочитает фигурную активность и атакующие возможности.
Конечно, машина-самоучка не использует подобные человеческие эвристики, хотя мы не можем не использовать их сами, говоря о ее игре. Она не мыслит категориями жертв или чего-то еще. Это просто воспроизведение того, что работает лучше всего, как и любая другая программа. Разница заключается в пути, который необходимо пройти, чтобы добраться до цели, и в объективном превосходстве результата. Вместо предубеждений вековых человеческих шахматных знаний AlphaZero выделяет самое важное за считанные часы.
Одним из прозвищ великого Капабланки было «Шахматная машина», что отражало его непобедимую последовательность. Возможно, в будущем AlphaZero тот, кто играет «как шахматная машина», будет больше похож на Алехина, с ослепительными жертвами и любовью к неуравновешенным позициям!
Влияние такой системы в других областях трудно переоценить — опять же с той оговоркой, что шахматы — это закрытая система, где вся информация известна, и никакая новая информация не может быть введена. Тем не менее, виртуализация данных — это огромный путь. AlphaZero не нужно кропотливо анализировать миллионы человеческих игр, когда она может сыграть против себя больше игр за несколько часов, чем когда-либо было зарегистрировано в истории человечества.
Одно из следствий заключается в снижении превосходства сбора данных и знаний, созданных человеком, особенно в закрытых системах и элементах открытых систем, которые можно эффективно разбить на закрытые. Например, беспилотные автомобили Google проехали миллионы миль по дороге, но виртуально — миллиарды миль. Tesla нанимает цифровых художников и дизайнеров видеоигр, чтобы улучшить моделируемую среду вождения, в которой они тренируют свой автопилот. И хотя это не идеальная замена реальной вещи, симуляции будут только улучшаться, а их скорость только увеличиваться.
По мере того, как машины станут умнее, нам придется преодолеть нашу паранойю и предрассудки. Это следующий этап сотрудничества человека и машины, чтобы признать, что машинные знания и суждения могут превосходить наши собственные. Вместо того, чтобы просто использовать машины в качестве инструментов — модель «кентавра» — машины становятся экспертами, а люди будут присматривать за ними — я называю это моделью «пастух».
Системы машинного обучения, такие как AlphaZero, несовершенны, и это, пожалуй, самый трудный для преодоления предрассудок — наше требование, чтобы наши машины были полностью свободны от ошибок, а не просто превосходили их. Например, исследования показывают, что люди предпочитают диагноз, поставленный доктором-человеком, а не компьютеру, даже если им говорят, что машина более точна.
Это не совсем иррационально, поскольку будут редкие случаи, когда системы ИИ не смогут обнаружить исключения из своих правил, в то время как люди могут мыслить творчески и адаптивно. И мы не должны недооценивать силу эмпатии и важность отношений между людьми во всех аспектах построения лучшего общества. Технологии — это средство для достижения цели, а не цель. Люди также склонны к догматическим слепым пятнам и отсутствию объективности, поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы наши предубеждения не передавались нашим цифровым творениям. Нет особого смысла в создании искусственного интеллекта, который только быстрее совершает те же самые ошибки.
AlphaZero потряс шахматы до основания, но это лишь крошечный пример того, что нас ждет впереди. Измочаленные дисциплины, такие как образование и медицина, также будут потрясены, хотя и медленно, улучшенными результатами, обещанными анализом ИИ, если мы им это позволим. Даже если AlphaZero снова выглядит концом пути для шахмат как предмета исследования машинного познания, я очень рад видеть, к чему это приведет.
Гарри Каспаров, Нью-Йорк, декабрь 2018 г.
Источник: Game Changer AlphaZero’s Groundbreaking Chess Strategies and the Promise of AI (Matthew Sadler, Natasha Regan)
Свидетельство о публикации №222101900910
На самом деле стоит обратить внимание на то, что работа человеческого разума далека от идеи шахмат, так как шахматы требуют свертки и кодирования визуального поля в символьную информацию и оперирование символьной информацией, оценкой качества ходов, подбором комбинаций и так далее - и все это соответственно уводит человека в измерение звуковых и символьных ассоциаций, так человек привыкает рассуждать логически с помощью слов и символов в процессе шахматной игры, а это не типично для именно эволюционного процесса развития наших ментальных способностей, которые связаны более с визуальным полем.
Быть может успех некоторых шахматистов конечно обусловлен тем, что они имеют или развили когда-то визуальную память, так что им легко запоминать шахматные позиции и легко ассоциировать их с разными вариантами ходов, которые они могли видеть в своей практике или читали о них в книжках, так что такие шахматисты просто имеют некоторую расширенную базу данных и поэтому более успешно ориентируются в хорошо вычисленных позициях, что дает им некоторое преимущество, но с другой стороны возможны и другие варианты, то есть полностью логические системы размышлений над шахматными ходами - то есть чисто символьный и математический подход к шахматам - по-моему это ближе к компьютерному мышлению, который демонстрирует ИИ, так как вычислять визуальное поле и делать визуальные ассоциации для машины это дорого, впрочем дорого это и для человека, так как требует участия гораздо большего числа нейронов, которые в свою очередь требуют больших затрат ресурсов, что делает визуальные стратегии значительно менее экономичными, и возможно на каком-то этапе развития - значительно менее успешными, так как подход полной логики перебора всех логических вариантов и их оценки - более рационален, нежели чем ориентирование в уже готовом, но несравненно менее обширном поле известных вариантов ходов, выраженных визуально.
Я бы сказал, что шахматы как и компьютер конечно плохо влияют на развитие человеческих качеств в том смысле, что теряется внимание к визуальному полю, к ощущениям и чувствам, которые позволяют точнее вычислять и ассоциировать состояния реальности - просто трудно представить шахматиста, который бы был бы более или менее успешен и не испытывал некоторой степени аутического расстройства, вызванного тем, что ему приходится долго сидеть за доской и созерцать узор из черно-белых клеток и шахматных фигур, которые конечно далеки от природных резонансов, делающих нас более живыми, подвижными и мудрыми в отношении жизненных ситуаций, которые конечно обладают более высокой степенью важности - даже один человек может быть важнее, нежели чем тысячи сыгранных шахматных партий. Спасение людей, счастье людей - вот что важно, а шахматы - это игра прошлого, которая была популярна лишь потому, что стимулировала военно-стратегическое мышление людей, которые должны были заботиться о людях и о государствах, все это конечно еще имеет некоторую степень актуальности на сегодня, но помоему послее развития идей математика Нэша о коллективных не конкурентных стратегиях игр - шахматы утрачивают свои позиции, так как более актуальна становится тема нахождения общих и мирных решений жизни.
Егор Фёдоров Петренко 10.06.2025 14:08 Заявить о нарушении
Большое спасибо за столь развёрнутый комментарий. Тема шахмат мне близка, так как значительную часть своей жизни я провёл в околошахматном мире. Играю я на уровне 2-3 разряда, но мне интересно всё что связано с пошаговыми играми и, в том числе, с шахматами. Можно сказать, что интерес шахматам у меня появился достаточно недавно - несколько лет назад, когда стал решать задачи на сайте chess.com и стал находить решения там, где сначала казалось решений нет. И вот именно нахождения ответа там где казалось равная ситуация меня и заворожило. До этого я немного занимался шахматами, но этого "щёлка" у меня не было. Меня также интересует всё что связано с историей развития шахмат. Например , как распространилось правило, что первым ходом пешки могут пойти через поле. Раньше такого правила не было и пешки могли пойти только на одно поле. Также мне было бы интересно почитать, например, как появилось и установилось правило "взятие на проходе". Хотя я читал в одном источнике, что итальянцы были категорически против этого правила и говорили, что "в Италии взятие на проходе никогда не станет правилом игры". В общем вот такая картина. Ещё мне нравятся шахматы тем, что для того чтобы прогрессировать в игре нужно прилагать значительные усилия. И предела совершенствованию практически нет. Как сказал Капабланка о шахматах: "Научиться играть в шахматы легко. Трудно научиться играть хорошо".
Фимобустор 10.06.2025 15:39 Заявить о нарушении
Кстати у прирожденных лидеров значительно развит другой тип интеллекта - духовно-экзистенциальный - то есть некоторый тип интеллекта, который направлен на поиск глубоких причин решения проблем жизни, который конечно должен учитывать всю целостность процессов бытия и опираться на все остальные виды интеллекта.
Но я понимаю вас, тем более шахматы игра мирная и на самом деле люди, которые играют в шахматы учатся особенному качеству - мирно решать конфликты, как это не парадоксально - в наше время, нахождение с опонентом за одним столом при условии, что оба испытывают большой стресс и напряжение умственных сил в статистическом смысле приводит к обучению всего общества новой реакции - решать проблемы не грубой силы, а за счет применения интеллекта и логики, и при этом так же не забывать про уважение к противнику - все это очень хорошо, но конечно не стоит забывать про другие направления развития интеллекта.
Егор Фёдоров Петренко 10.06.2025 16:45 Заявить о нарушении
Я тоже общался с пришельцами и они сообщили, что наличие скотобоен и нарушение природного баланса приводит к имунной реакции Земли, которая начинает подавлять естественное развитие интеллекта у землян и снижать их уровень нравственности, понижая потенциал развития коммуникации до уровня войн, межличностных и внутриличностных конфликтов - хотя это скорее идея, которую я понял в процессе общения, так как их ответ был очень развернутый, но если все собрать получается примерно такая картина - люди убивают животных - от скотобоен начинает фонить негативными вибрациями, которые можно уловить с помощью более чувствительных электромагнитных сенсоров настроенных на радиоволновое, сантиметровое и милиметровое излучение и далее эти вибрации вызывают реакцию биополя планеты, из-за чего из под поверхности Земли начинают вылезать имунные существа - эфирные сущности и эти сущности начинают подключаться к людям через эфирные каналы в их биополе, искажая их мысли, сновидения и чувства - как бы оскверняя людей и от этого происходят всевозможные кошмары и конфликты в нашем обществе - в общем в некотором смысле цивилизация майя показанная в фильме Апокалипсис Мела Гибсона - пример вырождения людей, которые не остановились на поедании животных, а решили далее приносить человеческие жертвы - дальше уже нет предела - и цивилизация рушится, так как даже сам по себе акт убийства живого существа искажает природную нравственность человека.
Есть еще один замечательный фильм - Планета Ка-Пэкс с Кевином Спейси - в этом фильме показывается обратная сторона потребления мяса - люди в каком-то смысле получают обратный удар от ноосферы планеты, которая показывает, что это поведение не приемлемо, так как ведет к общему страданию.
Решение конечно этих проблем достаточно простые, но они требуют распространения в обществе и информационной работы, чем я собственно и занимаюсь, и конечно планирую дальше расширять свое влияние на общество, так как это имеет смысл - улучшать поведение будущих людей через информационное воздействие.
Егор Фёдоров Петренко 10.06.2025 17:06 Заявить о нарушении
В каком-то смысле фильмы - это оптико-визуальные "шахматные партии" режиссеров и сценаристов, которые пытаются передать некоторые истины, порой даже может быть послания иного мира, так как все на самом деле можно воспринимать как колебания в различных диапазонах частот существования и все эти колебания можно дискретизировать с помощью логики и двоичных чисел, так что все это может быть в некоторой степени похоже на шахматные партии цифровых компьютеров 101010 - следующий ход...
Иногда интересно изучать ход мыслей людей, но конечно гораздо интересней найти алгоритм развития собственной мысли. Просто мы живем в среде, в которой развитие мыслей людей уже в некторой степени реализовалось - и у всего общества есть множество файлов-фантазий или файлов-документов, которые люди изучают в рамках культурного развития, или как элемент развлечений, но все это конечно уход от логики и образной силы природы, которая является источником для развития нашего мышления.
Само слово мышление происходит от слова мышь - то есть маленький зверек - мысь, которая может растечься и побегать по древу...
Если мозг это дерево, то мысь это электромагнитный импульс, управляемый вниманием как фокусом голограммы, которую мы воспринимаем в своем разуме - и эта голограмма многомерна, в ней очень много деталей - она фрактальна - подробна и она может быть красивой и нравится нам, если она соответствует красоте образов природы...
Изучение этой многомерной фрактальной подвижной голограммы - сперва тела, затем и окружающего мира - вот он наш мир - это не маленькая доска с 64 клетками - это вся поверхность планеты с ее сложным рельефом, с ее цветами, с ее формами, с различными явлениями жизни на ней... С людьми, которые тоже обладают разумами...
Эмпатия - вот то качество, которое не хватает нашей цивилизации - мы слишком привыкли смотреть на бумагу, на доску, на витрину, но менее теперь на человеческое лицо - чувствовать мир другого человека, понимать другого человека - вот что стоит помнить и не забывать, погружаясь в мир шахмат...
Нужно не утерять эту способность.
Егор Фёдоров Петренко 10.06.2025 17:22 Заявить о нарушении
Книга показалась мне интересной, хоть и достаточно сложной для восприятия. Книга была написана в середине 20 века и это вторая книга Андреева, так как первую уничтожил КГБ СССР. Я согласен с вами в том, что мы воспринимаем далеко не весь мир вокруг нас.
Что же касается убийств животных ради мяса, то я очень надеюсь на проект "мясо из пробирки", который обещает сделать мясо из пробирки доступным по цене. Буквально вчера я интересовался состоянием дел и узнал, что 1 килограмм мяса курицы стоит порядка 13 долларов. Надеюсь пройдёт ещё не слишком много времени и мясо из пробирки будет конкурентно по цене с мясом живой птицы или поросёнка. Также планируется получать и молоко из пробирки. Я бы стал потреблять эти продукты, так как этически и мне жалко животных.
Фимобустор 10.06.2025 19:19 Заявить о нарушении
Фимобустор 10.06.2025 19:29 Заявить о нарушении
Возможно йога является универсальным учением, то его разделяют многие цивилизации нашей Галактики, но при этом нравственность йоги более подходит для светлых миров, так как базовый набор правил йоги - ям - мораль или морально-нравственные запреты - этого не достаточно для спасения ближних и поэтому такой уровень морали не подходит для миров, в которых еще не решена проблема преступности, где собственно нарушаются правила йоги, там лучше подходит христианская мораль, а именно правила - спаси, сохрани, объясни, подари, сбереги - все это нужно понимать в отношении людей - ближних, живых существ, а также имущества и мыслей, и конечно о себе тоже нельзя забывать.
Контакт просто будет происходить открыто, если мы даже просто выйдем на этические параметры уровня йоги - то есть освоим ям и ниям на практике, тогда дзета-ретикуланцы и другие космические люди перестанут нас боятся в смысле доверительного близкого общения и они смогут общаться с нами на прямую, пока что мы еще слишком близки к образу старшных харконенов и тиранозавров, которые не могут обойтись без мяса - это я думаю не просто страшно, но и не красиво с точки зрения людей космических.
Егор Фёдоров Петренко 11.06.2025 04:59 Заявить о нарушении
Пирамиды тоже очень интересный объект с точки зрения математики, так как устанавливает соотношение констант и даже имеет некоторую мистическую связь с константой скорости света, которая была получена сравнительно не давно по историческому времени, по сравнению с временем существования трех великих пирамид Гизы.
Есть фильм "Космические врата" - там есть указания о том, что это действительно дзета-ретикуланский проект, так что это мой вам подарок от любителя шахмат. В нем ответ для чего были нужны пирамиды Гизы.
Егор Фёдоров Петренко 11.06.2025 05:06 Заявить о нарушении
Кстати проект Общее дело уже существует - можете посмотреть сайт - очень хорошое направление развитие - распространение среди молодежи информации о не доспустимости токсикаций, наркотиков, и девиантного поведения - это ведет к оздоровлению нравственности и повышению здоровья нации - что очень позитивно скажется на развитии нашей цивилизации - в проекте можно участвовать в качестве волонтера.
Сайт проекта: http://obshee-delo.ru/
Егор Фёдоров Петренко 11.06.2025 05:14 Заявить о нарушении
Я участвовав волонтёром в разных организациях, общим числом около 10, наверное.
Большим плюсом волонтёрства является то, что люди работают как свободные личности и по своему желанию, чего, наверно, часто не хватает в работе по найму.
Фимобустор 12.06.2025 16:15 Заявить о нарушении