Репортаж
жанр - психологический триллер
Проблематика.
Личность и высшая власть.
Замысел, мотивировка и фабула
Первый кадр. Телевизионная хроника о криминале. (1/3 минуты)
В прессе нагнетается психоз о криминализации общества , о заказных убийствах, о новом переделе собственности и т.д. (тематика первого кадра фильма).
Второй кадр. Знакомство зрителя с героиней, возвышенной и романтичной девушкой. (1/2 минуты)
Для героини фильма - молодого выпускника журфака МГУ, криминал где-то далеко в стороне, все это происходит не с ней, все это как чужой сон. У неё свой мир и своя радость - красный диплом отличника и должность тележурналиста на одном из каналов центрального телевидения. Героиня сбегает со ступенек здания МГУ к стайке подруг.
- Ну как с работой?
- В Останкино тележурналистом.
- По блату!?
В ответ героиня машет красным дипломом выпускника МГУ: "Вот мой блат!"
Третий кадр. Первое задание. (1/2 минуты)
Тематика первой работы ненавязчиво подсказана начальником (редактором канала). Тот тайно получил заказ на передачу сверху, и отрабатывает его. При этом, однако, делает вид, будто бы тема выбрана журналисткой самостоятельно ("К нам обратились ...Вот тебе телефончик. Разберись и решай что делать"). На самом деле предложение начальника для журналистки - императив, от которого нельзя отказаться.
Журналистка должна провести серию репортажей о неком громком конфликте (банкротство крупного завода, отстранение директора, увольнение рабочих, захват рабочими территории завода под руководством отстраненного директора, объявление ими бессрочной забастовки). В репортажах следует рассказывать о ходе конфликта, о действиях Правительства, брать в студии интервью у высокопоставленного чиновника Правительства и директора завода.
Руководитель канала дает журналистке напутствие: "Гони вовсю. Это телевидение. Здесь главное - успеть подать информацию вовремя. Опоздаешь - и ты уже никому не интересна!".
Действия фильма стремительно разворачиваются.
Четвертый кадр. Встреча с властью. (2 минуты)
Героиня встречается с чиновником у Белого Дома для обсуждения будущего интервью. Он на мерседесе с личным шофером везёт её на Воробьёвы горы для спокойного разговора. Они гуляют на фоне МГУ и Лужников, беседует. Выясняется, что оба - выпускники МГУ...
Весь разговор не слышно. Звучит лирическая музыка, соответствующая характеру сцены. Идут мимо бюстов великих ученых. Он церемонно им кланяется и представляет им героиню.
Пятый кадр. Телехроника. Первый репортаж героини. (3 минуты)
Все идет стандартно для телевидения. На экране мелькают кадры цехов завода, лица рабочих... Диктор называет цифры убытков бюджета от остановки завода....
На экране героиня, чиновник и директор завода. Идет разговор. Опытный чиновник "ловит" директора на неопытности и "выставляет" его как главного виновника неудач завода. Тот невнятно отпирается, что мол это сговор с целью захвата собственности и т.п. (как это бывает в таких случаях).
Чиновник делает вид, что стоит горой за завод, коллектив...Высокопарно заявляет о необходимости прекращения "беспредела", защиты интересов России. Произносит туманные фразы о верховенстве закона.
На самом деле чиновник выполняет заказ - путем организации телепередачи прикрыть чьи-то жесткие действия, создать впечатление объективности власти, "выпустить пар". Героиня об этом узнает лишь в конце фильма.
Настроение героини формируется следующим образом. Она не вникала в детали проблем завода, да и не могла бы их понять. Но она настроена радостно и по женски счастлива. Она оказалась в эпицентре значительных событий. Она восхищена своим контактом с высшей властью. Деловитый и уверенный чиновник Правительства кажется ей значительным и даже загадочным, как сама власть. Глядя на него, героиня искренне верит в мудрость власти и её способность защитить справедливость. Ей кажется, что проблема завода вот-вот будет решена по крупному, по государственному, в духе распространенных иллюзий о торжестве демократии и интересов личности.
Шестой кадр. Текущая работа в студии. Новости (1 минута)
Следующий репортаж откладывается из-за занятости эфирного времени - трансляция внеплановой поездки Президента. А тем временем проблемы завода не решаются. Наоборот, они становятся запутанней, подвисают. Ожидаемые решения властью не принимаются. А телевидение и газеты уже увлечены политическими сенсациями и новыми происшествиями. (В фильме все это должно быть изображено серией коротких кадров, обрывков телефонных разговоров и т.д. )
Темп фильма замедляется. На лице героини задумчивое выражение. Она бродит по кабинетам, слушает, листает газеты... И вдруг узнает, что что конфликт на заводе усиливается. На его территорию ворвались люди в масках, захватили кабинет директора, разогнали митингующих. Есть жертвы.
Героиня искренне негодует. Почему власть бездействует? Нужно срочно продолжить передачи. Для неё правота коллектива завода очевидна. Она взволнована судьбами людей.
Героиня вдруг ощущает, что вокруг неё давно уже возник вакуум. Начальство от разговоров уклоняется. Очередной репортаж не назначается.
Нужно немедленно выяснить с начальством отношения.
Седьмой кадр. Выяснение отношений с начальством. (1/3 минуты)
Героиня навязывает руководителю редакции разговор. Тот делает ей замечание о том, что отзывы на передачу нелестные, "Вы что-то там напутали...". Но она горячо настаивает на продолжении репортажей. Руководитель туманно обещает ей искать возможность продолжить репортажи.
Восьмой кадр. Телефонный разговор с чиновником (1/3 минуты)
Героиня договаривается с чиновником о скорой встрече для обсуждения следующей передачи. На самом деле тому следующая передача уже не нужна. Заказ выполнен и это определяет последующие события фильма. Но от встречи чиновник не отказывается. Он относится к героине снисходительно. В конце фильма выяснится, что он - товарищ её отца и что он сделал два дела. Пристроил девушку к большому делу и выполнил заказ. И лишь некоторые случайные обстоятельства раскроют его истинное лицо перед героиней и зрителями.
В телефонном разговоре с героиней чиновник откровенно замечает, что "то , что случилось с заводом и есть демократия. Она к нам пришла, а мы её не узнаем."
Девятый кадр. Угрозы. (1 минута)
Незадолго до назначенного часа встречи героиня выходит из телецентра. И вдруг звонит её мобильный телефон. Ей угрожают, советуют остыть. Грозят и в адрес чиновника. (Как выяснится позже, этот звонок - незапланированная акция. Чья-то самодеятельность. Может друзей Витька Ампилова...)
Героиня -в шоке и столбенеет. С ней такой впервые. Очнувшись, она звонит чиновнику чтобы предупредить об опасности. Того нет на месте. Героиня думает, что он уже вышел на встречу и начинает торопиться на встречу.
Десятый кадр. Несостоявшаяся встреча. (3 минуты)
Героиня несётся по городу на встречу с чиновником. Подбегает к проходной Белого Дома. Мечется, смотрит на часы... Но чиновник не приходит на встречу.
Героиня звонит ему в приёмную. Там отвечают, что тот занят. Звоните чуть позже. В следующий звонок ей говорят, что чиновник уехал в командировку и просил передать, что, скорее всего, в передачах принимать участие не сможет.
Героиня обескуражена. Она пытается рассказать секретарше чиновника об угрозах в адрес её шефа. Та смеётся "Что Вы несёте, милочка! Вы знаете кому Вы звоните?" и советует не принимать угрозы всерьёз.
Героиня звонит редактору на телевидение. Тот возмущается: "У тебя "крыша" есть? Ах, нет! Ну тогда зачем ты полез в эту кашу и всех нас подставила? Сворачивай передачу! Камеру больше не дам."
Героиня продолжает телефонные звонки. И вдруг узнаёт, что директора после его посещения Москвы прямо у трапа самолета арестовали и "шьют" организацию беспорядков. Следующий звонок - домой маме узнать как дела. А та вдруг взволнованно говорит, что младшая сестренка героини слишком долго гуляет на улице и уже два часа как не пришла домой. Мама очень волнуется.
Героиня в полном отчаянии. В памяти всплывают сцены насилия.... Появляется унизительный страх за маленькую сестру, родителей... Нужно немедленно что-то делать. Она бегло рассказывает маме по телефону об угрозах и обещает немедленно приехать домой искать сестренку и рассказать все отцу.
11-й кадр. Героиня всё узнаёт (3 минуты)
Героиня влетает в квартиру и застывает в изумлении. За столом сидят мама, отец и ... чиновник. Весело беседуют. Сестренка прыгает рядом.
Её встречают, начинают успокаивать. Чиновник рассказывает, что положение завода безнадежно и директор неправ, что телепередача была нужна, что без банкротства плохого директора не снимешь, что вместе с отцом он (чиновник) придумали ей хорошее дело для карьеры на телевидении и договорился с редактором... "Раз уж ты журналистка и играешь во взрослые игры, то будь беспристрастной и готовой ко всему. А угрозы - чья-то злобная самодеятельность. В случае чего - разберемся."
И вновь героиня в шоке. Она вдруг отчетливо поняла, что его обманули, одурачили, использовали и бросили один наодин с неизвестной опасностью. Что она стал пешкой в чьей-то игре.
"Значит Вы всё подстроили? Может и звонок с угрозами тоже придумали в воспитательных целях! Я к Вашим играм никогда не привыкну!".
Героиня плачет. Мужчины продолжают веселый разговор. Мама из стеснения перед важным гостем молчит, хотя и сочувствует дочке. Сестренка прыгает по комнате...
Двенадцатый кадр. Личная вендетта. (1/2 минуты)
Заключительный кадр. (Возможно, что этот кадр в фильме - необязательный.
В раздумьи героиня приходит на место, где недавно пережила стресс - к зданию Правительства. Она идет вокруг здания и сквозь решетку ограды видит неприступное, мощное и помпезное здание с круглой башней, попирающей само небо. Она опускает голову и видит квадрат гранитного цоколя здания. Лицо её становится суровым, сосредоточенным. Она поняла, что эта власть для неё чужая, что власть к ней безразлична, что власть ничего у неё не попросит, а если захочет - все отнимет. Она не защитит. За всё нужно платить самой и сполна. Он размахивается и бросает как гранату микрофон в гранит. Это - решение. Это - ответ и вызов.
1. 1/3 минуты
2. 1/2 минуты
3. 1/2 минуты
4. 2 минуты
5. 3 минуты
6. 1 минута
7. 1/3 минуты
8. 1/3 минуты
9. 1 минута
10. 3 минуты
11. 3 минуты
12. 1/2 минуты
ВСЕГО: 15,5 минут
Свидетельство о публикации №222102001015