Патрули бывают разные

Патрули бывают разные: внутренние, гарнизонные и несуразные

                Синоним слова несуразный: абсурдный, идиотский, глупый и т.п.

За 25 лет службы в ВС СССР у меня сложилось какое-то особое впечатление о военнослужащих, реализовавших себя в строевых отделах, отделах кадров и комендатурах. Я так и не смог ответить самому себе на вопрос: туда попадают люди с особым складом – психики, ума и т.п., или служба так влияет на них? Не могу сказать, что абсолютно все сотрудники указанных служб вызывали у меня негативное отношение, были и вполне приличные люди, но вот в основной массе…

Самым ненавистным для меня за время службы было назначение в гарнизонный патруль. Вроде бы и цель логичная и понятная: контроль за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими… в общественных местах. Но подменялась она, как правило, квази-целью: “… вести список военнослужащих, получивших замечание за нарушение воинской дисциплины…; по окончании срока патрулирования представить список военному коменданту гарнизона или дежурному по гарнизону (Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

Проступок военнослужащего не имел значения: держал ли он фуражку подмышкой, не отдал воинскую честь, не заметив старшего по званию, расстегнул на жаре в 30 градусов китель, была ли шинель короче установленного стандарта… Каждый такой военнослужащий должен был попасть в список начальника патруля! Потому, что был ПЛАН от комендатуры. И не важно, что за 8 часов дежурства с двумя патрульными-солдатами ты мог не встретить ни одного военнослужащего на своем маршруте.

Вор должен сидеть в тюрьме, а нарушители воинской дисциплины должны были быть!
 
И не дай бог, если при сдаче дежурства твой список окажется пуст. Заключение дежурного по комендатуре: “Товарищ офицер! Службу вы несли плохо. Я вынужден буду представить рапорт вашему руководству”. А это, вполне реально – выговор от начальника строевого отдела, как следствие, задержка с присвоением очередного воинского звания и другие неприятности. Поэтому часто офицеры-обладатели обширного списка делились с теми, у кого он был пуст, дабы “неудачник” смог избежать неприятностей.

Но с высшей степенью идиотизма мне пришлось столкнуться не в Москве, а ранее, во время службы на Байконуре (другие названия – г. Ленинск, Тюра-Там, аэропорт “Крайний”).

Патруль по периметру

В степи, как известно, растительности мало. И коровам, которых содержали местные казахи, проживающие непосредственно в населенном пункте Тюра-Там, за пределами города Ленинск, жрать было нечего. Хитроумные казахи каждое утро загоняли коров в город, а дальше начиналась вакханалия. Голодные коровы разбредались по городу, находили и мордой опрокидывали мусорные баки, пожирая их содержимое с огромным аппетитом. Коровы не брезговали ничем. В ход шли остатки пищи, газеты и даже целлофановые пакеты. Несъеденные отходы из опрокинутых баков ветер разносил по близлежащим улицам, дополняя феерическую картину.

Дабы избежать этого безобразия, комендатурой города Ленинск был создан патруль. В состав патруля входил начальник-офицер и шесть-восемь солдат. Боевая задача – выгонять коров за границу города. Во как! Назывался он “Патруль по периметру”.
Начальник патруля распределял солдат по диаметру города и отправлял на выполнение боевой задачи в одну сторону. Часа через два солдаты возвращались, и начальник патруля направлял их в другую сторону. К сожалению, возвращались и коровы, поэтому свою почетную обязанность патруль выполнял в течение всей смены, несколько часов.

А на следующее утро в патруль заступала новая смена.

Патруль по мотовозам

Основная масса военнослужащих г. Ленинска трудилась на так называемых площадках.
Это – либо пусковые площадки, либо важнейшие объекты вроде монтажно-испытательного корпуса или базы ПВО.

Была площадка, откуда летал Юрий Гагарин и другие космонавты (на фото), площадка, где военные моряки испытывали свое ракетное вооружение, был кислородно-азотный завод.

В общем, площадок было много.

Возили личный состав на площадки мотовозы. Мотовоз – это тепловоз, тащивший за собой вагоны, купейные и сидячие. Контингент мотовозов был разношерстный: гражданские служащие и командировочные, офицеры, солдаты. Езды до некоторых площадок было около часа, а то и больше. Мотовозы были утренние, иногда дневные и вечерние. Вечером после завершения рабочего дня мотовоз вез всех назад в город. При этом пройти от мотовоза до места службы даже несколько сот метров в 45 градусов жары или 30 холода – дело непростое. Были площадки, где не было навесов, и вагоны, простоявшие от прибытия до обратного отправления под солнцем, раскалялись так, что пустыня Сахара показалась бы турецким курортом в бархатный сезон.

Теперь представьте, например, капитанов возрастом под сорок или больше, которые лет 10-15 изо дня в день катаются по одному и тому же маршруту. Как им скоротать время в пути? Всю русскую классику они уже перечитали! Правильно! Спирт: благо дело на Байконуре его было предостаточно. Учитывая температуру в вагонах, можно понять, что не все прибывшие в город после возлияний могли извлечь квадратный корень из 4.

Вот поэтому командованием полигона и был введен “патруль по мотовозам”. Патрулирование осуществлял офицер, патрульных не было. Его задача – пресекать распитие алкогольных напитков (т.е. спирта в различных сочетаниях) во время движения мотовоза. Зачастую начальник патруля прибывал на перрон, отмечался о прибытии. Ехать час-полтора до площадки, ждать там на солнце восемь-девять часов, потом ехать обратно, желающих было немного. А уж конфликтовать с описанными выше капитанами – тем более. По прибытии мотовоза начальник патруля отправлялся в комендатуру сдавать дежурство. В его список попадали только те, кто не мог передвигаться сам и кого некому было доставить до дома к жене. Но такое происходило крайне редко. Признаюсь честно: один раз я на мотовозе прокатился, а далее по наводке бывалых товарищей действовал по описанной схеме.
Наверное, других эффективных методов пресечь пьянство среди военнослужащих в мотовозах у командования не было.

Дезертир

Общая протяжённость железнодорожных путей полигона Байконур – более 500 км. При этом большая часть железки была однопутной. Чтобы составы могли разъезжаться по однопутке в степи были организованы так называемые разъезды. Фактически разъезд – это полуавтоматически управляемая железнодорожная стрелка. Как мне рассказывали, долгое время среди местных казахов не могли найти стрелочника на один из разъездов, пока кому-то в голову не пришла идея назвать должность “Начальник разъезда”. После этого казахи выстроились в очередь.

Как то, когда уже заканчивалась смена патрульной службы по городу, нам сообщили, что из какой-то части полигона сбежал военнослужащий с автоматом. Сдачу смены тут же прекратили, посадили всех начальников патрулей с патрульными на машины, без оружия, и разбросали по ближайшим разъездам. Задача – обнаружить и задержать вооруженного дезертира.

Когда меня и двух солдат-патрульных высадили на разъезде, была уже глубокая ночь. Мы разместились в ветхом сооружении с оборудованием, на передней панели которого мигали, как на новогодней елке, разноцветные огоньки, постоянно щелкали реле. Туалет при этом отсутствовал. А зачем он нужен: кругом безбрежная казахская степь! Рядом с этой сторожкой стояла мазанка, по самые окна зарытая в степной пухляк, где, видимо, и жил начальник разъезда, а также загон с верблюдами. Я приказал солдатам найти место поудобнее и спать до утра, не высовываясь из сторожки. Задачу задержать дезертира, вооруженного автоматом, безоружному офицеру и двум солдатам мог поставить только человек недалекий. Вскоре я тоже заснул.

Проснулся я под утро от скрипа тормозящего товарного состава. Возникла необходимость выйти наружу, в степь. Еще до конца не проснувшись, я брел вдоль товарняка, смотря под ноги, пока почти не уперся в ствол автомата. Подняв голову, я увидел испуганного солдата с направленным на меня оружием, испытав сполна все, о чем так часто пишут: вся прежняя жизнь мгновенно пронеслась передо мной. Секунд десять мы испуганно смотрели друг на друга, после чего я задал потрясающий своей глубиной вопрос: “Ты кто?”. Ответ был такой же глубокий: “Караульный, а вы кто?”. Мое напряжение слегка спало: “И начальник караула есть? Позови!”. Караульный постучал по вагону, дверь товарняка распахнулась, и в дверном проеме появился капитан. Одна половина его лица была намылена для бритья. Я повеселел!

Дальше ничего примечательного не случилось: покурили, потрепались, разошлись. Вскоре за нами приехала машина, и на этом ловля дезертира закончилась. Но те несколько секунд, когда в мой живот был направлен автомат испуганного солдата, запомнились мне на всю жизнь.

Патруль по пляжу

Питейных заведений в городе Ленинск было немного: ресторан в гостинице “Центральная” и два кафе – “Дружба” и “Луна”. Пустовали они крайне редко.
Летом, когда температура поднималась значительно выше 30 градусов, спать было сложно, да и по молодости скучно, поэтому посетители после закрытия заведений, прихватив с собой спиртное, перемещались на пляж Сырдарьи, самой протяженной реки Средней Азии. И хотя глубина в районе Ленинска была смешная, метра полтора-два, случалось, тонули. Дабы избежать этого на пляже была установлена вышка с прожектором, оборудованная громкой связью, на которой дежурил патруль, состоящий из офицера и двух солдат.

Сценарий каждого дежурства, как правило, проходил “под копирку”. Как только на пляже собиралось достаточно разгоряченного спиртным народа, начальник патруля по пляжу по громкой связи объявлял: “Напоминаю, что пребывание на пляже и купание запрещено! Просьба всем незамедлительно покинуть пляж!”. Но народ купался. Южные ночи темные, а освещения на пляже не было, поэтому подогретые алкоголем мужчины и женщины купались, как правило, нагишом.

Начальник патруля делал еще два-три напоминания, на которые всем было наплевать, после чего выдавал патрульным большую корзину, в которую те собирали в темноте все шмотки купающихся. После того, как ловцы белья возвращались, следовало очередное заявление по громкой связи: “Напоминаю в очередной раз, что купание в реке запрещено. Ваша одежда собрана и находится в корзине рядом с вышкой дежурного”. Масса голых мужиков и женщин начинала с картинной руганью перемещаться к вышке дежурного и рыться в корзине, выискивая свое белье. Тут наступала кульминация. Дежурный включал прожектор и направлял его на корзину. Все это было неким заранее известным шоу, участниками которого были купающиеся и патруль по пляжу. Должен признаться, что этот патруль для меня был самым необременительным и веселым. Было мне тогда всего 23 года.

Кому-то может показаться, что все описанное я придумал, но нет! Начальником каждого из патрулей мне пришлось побывать лично.

Автор: старший преподаватель кафедры №25 Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского, КТН, полковник Швыркин Игорь Николаевич.

shvyrkin@yandex.ru


Рецензии
Да, интересная история. У меня тоже много воспоминаний о патруле в Москве, куда я ходил старшим лейтенантом в конце 70-х. Нам тоже представитель комендатуры говорил, что нужно обязательно принести список с нарушителями, а если не принесешь, то напишут письмо в часть, что я плохо выполнял свои обязанности. Несмотря на угрозы я не приносил списка, т.к. не попадались нарушители. А одновременно с офицерами из нашей воинской части , прибывали в патруль и офицеры из академии авиаторов, что была тогда у метро Динамо. Это были слушатели первого курса академии, лейтенанты, поступившие в академию из войск, из глубинки и которые страшно всего боялись. Один их лейтенант мне рассказывал, что специально становился сзади выхода из метро, чтобы его патруля выходившим из дверей метро не было видно. А когда военнослужащий проходил мимо, не увидев патруля, посылал солдата , чтобы тот вернул прошедшего. Тогда были строгие правила. Нарушителю выписывали "явку", то есть требование коменданта Москвы командиру воинской части нарушителя прибыть в понедельник на разбор и занятия в комендатуру. Разумеется, командиры частей, которым приходилось ехать на разбор , устраивали у себя в частях ужасный разнос не только нарушителю, а и его всем вышестоящим начальникам, от командира взвода и выше.
Что касается вашей академии, то я там учился два месяца и был в полном шоке. О моих впечатлениях, написал даже рассказ: http://proza.ru/2017/12/24/1651, "1982 г. Академия РВСН, Хлястиковая болезнь".
удачи вам в творчестве!

Александр Жданов 2   20.10.2022 19:19     Заявить о нарушении