Инь и янь Юнны Мориц

   Она – последняя из шестидесятников. Она читала стихи в переполненных залах. Она писала стихи о поэтах, погибших в репрессиях. Ее не печатали долгие  годы.    Сегодня ее песни под гитару поют популярные барды, но даже ее имя стыдятся  произносить собратья по перу. Вчера она воспевала жизнь, сегодня воспевает смерть и призывает убивать. Такое бывает, но редко. Кнут Гамсун получил Нобелевскую премию, его романтических героев полюбили многие, а в старости  имя его произносили с презрением. В юные годы она  попала в Арктику, мир особенных людей и особенной природы,  и получила в наследство дар особенного  взгляда на людей и на природу. Говорят,  десяток ее стихов войдет  в сокровищницу мировой поэзии. Есть у нее и стихи, посвященные растениям, но можем ли мы сегодня говорить о флоропоэтики Юнны Мориц, той Юнны Мориц, что пишет стихи и сегодня каждый день, но перестала быть поэтом?

    Что такое флоропоэтика? Некоторые считают, что это особый язык цветов,  на котором передают свои чувства поэты, обыватели и целые народы. Нет, это особая форма общения между поэтом и миром растений. Мы знаем, что растения существа неодушевленные, но должны относиться к ним так, как будто они наделены сознанием.  Это особое призвание поэта, и оно не каждому дано.

Нас гений выдохнул на землю одинокий,
Чтоб нас вдохнуть. И слышит тот, кто не оглох,
Что вся природа  - это вздох его глубокий,
И вся поэзия – его  глубокий вздох.

   Мориц живет в поэзии  с четырех лет,  и детство ее пришлось на самые голодные военные годы, когда дети готовы были есть все. Может быть,  после таких лет поэзия Мориц приобрела особую твердость. Она морщилась, когда ее называли поэтессой. «Я поэт, а может быть, еще лучше – поэтка, - говорила она». 

Люцерна, клевер и паслен лиловый
Хрустели на зубах моих прозрачных.

А какие строки мы возьмем у поэта для эпиграфа, когда речь заходит о лекарственных травах?

 И чистотел, затягивая ранки,
Сочился в кровь. И это было детство.
 
Проходит детство и война, наступает юность,  и мир сверкает всеми красками.
 
Когда мы были молодые
И чушь прекрасную несли.
Фонтаны были голубые
И розы красные росли.

И кувшинки, распластанные утром в зеркальной   воде, к закату  из блюдец превращались в кувшинчики

Золотые блюдца
В голубой реке.
А на блюдце пчелы
С медом в хоботке.

Стихов, где у поэта идет прямой разговор с растением, у Мориц немного: черемуха, одуванчик, подснежник. Какие образы растений вспоминаются нам у разных поэтов?  Если это Есенин – береза или клен, если Ахматова – серебристая ива над рекой, или липа в Царском Селе.  Куст  красной  рябины или бузины у забора  – это привет от Марины Цветаевой. Какое дерево чаще всего вспоминает сама Юнна Мориц? Наверное, черемуху.  Только у иных поэтов при виде любимого растения стихи льются свободно, у Юнны Мориц наоборот. Словно невидимый судия предстает перед ней

Трудно светиться и петь нелегко.
Там где черемухи светятся пышно

Плащ мой – в серебряной звездной пыли
Путь мой – в черемухе звездной

Некоторые критики считают, что поэзия Мориц окрашена в черный цвет, наверное, это не совсем так, она черно-белая. Инь и янь. У черемухи черные стволы и черные ягоды, но грозди соцветий – белые. И сущность растения черемухи,   и сущность поэзии Мориц  раскрыты в особенном общении, раскрыты в одном стихотворении ,это флоропоэтика высшей пробы.
 
 Я - черная, буду я черной землицей,
Ты - белая, будешь черемухой виться
И черную землю сосать.
И пьяные, белые, пряные
Цветы на дорожку бросать

Контраст может быть и в холодных тонах. Зеленее и голубое. Инь и янь. Когда мы пытаемся понять сущность одуванчик, наверное,  делаем это легко. Сущность его не в зеленых листьях и не в трубчатых стеблях, и не в золотых корзинках, сущность его в семенах с парашютами,  летящих в лазурь.  Не правда ли, вспоминаются кадры из «Аватара», чистые души. Стихи поэта как молитвы, устремляются в лазурь, ног потом опускаются на землю. Найдут ли они благодатную почву, найдут ли они своего читателя?

Все он вспомнил душой окрыленной
И узнал голубую дорогу, -
Одуванчик из бездны зеленой,
Он летит к одуванчику – богу.

А когда мы постигаем сущность подснежника? В весеннем лесу, когда он пробирается из  тьмы во влажной трубочке «зеленого раструба», или у  вокзала, связанного нитками в корзинке продавца? Можем мы понять его сущность в холодной воде пузырька, стакана или кружки, но такое действительно случается и с нами. Инь и янь в прошлой жизни и настоящей.

душа прозрачная оглядывалась молча
и откликалась в прежних оболочках,
подснежник смутно  вспоминает нечто
из превращений, свойственных и нам.

Пройдут годы, поэт вернется на родину в Киев, исчезнут краски молодых стихов   и  перо ее напоится  черными чернилами. Может стихи писать естественно только молодым?!

Перо и  бумага,
Любовь и отвага, -
На чашах качается
Зло и добро.

   Зло пока побеждает. Каждую весну  возвращается зима. Снег выпадает внезапно и ложится на зеленые листья, на зеленую траву, на лесные первые цветы. В народе знают еще более  точную примету: « зацвела черемуха – жди холодов».   Пышные белые кисти покрывает еще более белый снег. Растает снег,  и вся весенняя, мокрая  черная земля под черемухой тоже будет белой от опавших лепестков. Черемуха не погибнет, но плодов у нее не будет. Но  кто знает, может и у поэтов, а может, у всей страны,  после заморозков случается оттепель,  и вдруг появляются плоды – хорошие стихи, хорошие времена?! Будем надеяться


Рецензии
Интересно, с глубоким жизненным смыслом о поэтессе, о её отношениях к природе, о цветах и деревьях. Особенно трогает:

"Люцерна,клевер и паслён лиловый
Хрустели на зубах моих прозрачных".

Вспоминается голодное военное детство, когда мы - дети - по окрестностям деревенским бегали, искали что-нибудь съедобное из растений. Чаще всего это были "столбунцы". Так у нас называли сочные, с кислинкой стебли щавеля. А ещё дикий лук (какой-то из видов дикорастущего лука), тоже приятный на вкус, не горький, сочный, с хрустом на зубах.

Спасибо, Юрий Александрович, за интересный, познавательный рассказ о поэтессе.
С уважением и самыми лучшими пожеланиями, Альбина Васильевна.

Альбина Лисовская   20.10.2022 23:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Альбина Васильевна. Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли .... и ели все, на что сегодня и не взглянем. С дружеским приветом, Юрий

Юрий Панов 2   21.10.2022 03:45   Заявить о нарушении
Я тоже благодарю Вас за эту статью. Прочла с интересом. Но в начале Вы высказали своё мнение о нынешних стихах Юнны Мориц. Тут мне вспомнилось: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"? Сегодняшняя Юнна Мориц выражает свою гражданскую позицию.Позднего Льва Толстого, публициста и философа, тоже осуждали и осуждают: мол, это уже не писатель. Да нет,писатель, но уже публицист. Вспомним хотя бы его "Не могу молчать!"(о почти каждодневных смертных казнях в современной ему России). Ну не мог молчать человек! Сердце стонало!

Надежда Шишмарёва   24.10.2022 14:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда. Мориц давно меня интересовала и томик ранних стихов всегда на полке рядом, брал ее стихи в качестве эпиграфа. Сравнение с Толстым? Вряд ли. Толстой был против всех войн (после Крымской имел право) и против смертной казни. Скорее Пушкин, который в одном стихотворении приветствовал расстрелы повстанцев поляков и в этом его всегда укоряют. Есть , однако, пресловутая красная линия для поэта. Изо дня в день призывать к убийству - это перебор. С дружеским приветом

Юрий Панов 2   24.10.2022 17:49   Заявить о нарушении