На фильм Убить дракона 1988, реж. М. Захаров

Тот фильм, который нужно посмотреть всем. А тем, кто видел — пересмотреть: "Убить дракона" М. Захарова (1988). Уж слишком сильны аллюзии, ставшие чуть ли не "вечными мотивами".
Зачастую в сложные периоды истории именно жанр сказки становится аллегорическим инстументом "говорения правды", когда говорить правду бывает запрещено. И в этом нет сарказма, нет иронии.
Сказка — это всегда иносказание жизни, мир в миниатюре с элементами волшебства. На сказках учат детей быть добрыми, отличать Добро от Зла. Сказочные образы — вечные архетипы, преломление исторического и культурного сознания всех времен и народов. Они всегда узнаваемы. Они всегда универсальны. В этом их смысл...
Фильм снят по пьесе Евгения Шварца "Дракон", написанной драматургом в 1942-1944 годах в ленинградской эвакуации ("Дракон" входит в трилогию пьес-памфлетов наряду с "Тенью" и "Голым королём". Да-да, вы не ослышались...). За основу пьесы-сказки взят сюжет народов Юго-Восточной Азии о драконе, которого нельзя победить, потому что победитель сам обращается в дракона, и только юноша с чистыми помыслами действительно может убить чудовище.
Экранизация Марка Захарова отличается и от текста древней легенды, и от текста пьесы Е. Шварца: если в пьесе благородный Рыцарь Ланцелот сражается с драконом, летя на воздушном шаре, и при этом обладает способностью становиться невидимым, то в пьесе он летает на ковре-самолёте... Также и финал фильма остаётся не оптимистичным, а открытым — он не даёт чёткого ответа на вопрос о будущем. Ланцелот, идя сквозь запорошенную снегом местность, встречает на пути группу детей, которые, не замечая его, с радостью бегут к некоему мужчине, который привлекает их внимание образом воздушного змея в небе. Он держит его на верёвочке в воздухе, и змей кажется совсем не страшным: это муляж, бутафория, игрушка для развлечения из папье-маше.
Ключевое слово здесь "образ": змей неживой и ненастоящий. Он лишь зловещее и предостерегающее напоминание о прошлом, о "побежденном драконе", к которому никогда не следует возвращаться... И вот мужчина со змеем и Ланцелот как два противоборствующих героя, окруженные радостными детьми, уходят в неизведанную даль будущего...
Кто же такие герои этого фильма и этой пьесы? Это тоже сплошь символы.
Ланцелот — поначалу "прохожий", странник, человек, прибывший из чужих, далеких и незнакомых местным жителям краев. Он зарос щетиной и весь в лохмотьях. Его никто не узнаёт. Он чужак для всех. Он некий "подозрительный иностранец", который "умирал три раза" и любит пошутить. Но как уж начнёт шутить,то и не остановится. Он как будто забыл, кто он на самом деле. Но вот, видя страдания угнетенного народа, он вдруг преисполняется благородством и хочет сразиться с трехголовым драконом, который правит вот уж 400 лет...
Ланцелот подходит к зеркалу, сбривает щетину острой бритвой, облачается в костюм, повязывая на вороте белой рубашки галстук — чёрную ленту из волос служанки... Таков один из этапов становления героя волшебной сказки, описанной в известной всем филологам монографии "Морфология сказки" В. Я. Проппа. Это действие — и есть инициализация героя (его перерождение), когда он был одним, но стал другим. Кстати, и упоминание о "трех смертях" героя, пройдя через которые, он постоянно воскресал — это тоже инициализации... Как в детской игре — "Умри-воскресни"... Пройдя преображение, Ланцелот вспоминает, что он, оказывается, Рыцарь из древнего рода рыцарей, и его миссия — убить дракона и подарить людям Свободу... Но людям ещё предстоит убить дракона в самих себе — то есть убить Рабство в своей душе...
Эльза — не только самая прекрасная девушка Города, которую отдают замуж за дракона. Это ещё и символ Угнетаемой Страны, которая и после победы над драконом рискует попасть в жёны к полубезумному, но трусливому Бургомистру. Не случайно Эльза — дочь Архивариуса. Архивариус — это История, которая всё помнит и всё хранит в своих архивах. Любая Страна — это порождение Истории...
В пьесе Е. Шварца люди, спасаемые героем, в большинстве своём полагают, что жизнь под властью дракона вполне терпима; с жестокостью и притеснениями они свыклись. Каждый надеется, что хуже не будет. Ведь вступать с драконом в бой — верная смерть. Эти люди не особенно хотят, чтобы их спасали, им не нужна свобода, они предпочитают быть в рабстве, лишь бы господин оказался помягче. Лишившись одного тирана, они с удовольствием готовы пойти под власть другого. Герой с удивлением обнаруживает — для того, чтобы освободить людей, убить дракона недостаточно.
Однако финал пьесы — более однозначный, обнадеживающий в отличие от фильма: рыцарь Ланцелот женится на Эльзе, дочери Архивариуса, но ему впереди предстоит ещё много работы: нужно пробуждать человеческие качества в оставшихся горожанах и учить противостоять их "дракону" в собственной душе...
Кто бы мог подумать ещё год тому назад, что мы все окажемся внутри какой-то сказки...

29.04. 2021


Рецензии