Советская баня в воспоминаниях психолога

Психологическая тема о том, какие воспоминания из «детска» позволяют нам познать себя.

«Счастливая, невозвратимая пора детства!
 Как не любить, не лелеять воспоминания о ней?».  Лев Толстой


Грешная моя душа, - очень люблю деревенскую баню. И где бы ни носила меня судьба, всегда просила хозяев затопить её, если у них была эта роскошь.
Странно, но в детстве, - я не любила эти процедуры.
А почему так?
Психологи говорят, что вся наша жизнь и склонности формируются «из детска»:
- «Воспоминания являются причинами выбора определенных жизненных целей, —и   то, как сложится личная жизнь, как ни странно, - зависит тоже от детских переживаний».
Баня в нашем поселке была общественная. Построил её фабрикант Арсений Иванович Морозов - прекрасно образованный, - правнук легендарного основателя династии Морозовых - Саввы Васильевича.
По вероисповеданию он был из семьи староверов, и поэтому питейных заведений никогда не было на его территории.
Все он делал, как бы в глазах Бога.
Строил добротно и на века: баню, школу, больницы и дома с кухней и прачечной для рабочих… Все стоит до сих пор, как новенькие. Только церковь, построенную из лиственницы, сожгли в 1960 году.
А на этом месте поставили пивнушку, и соответствующая «воня», - душевная и физическая распространялась на школу и детсад, стоящие поблизости…
Вернусь к повествованию о бане.
Здание было из двух этажей: на первом прачечная с душем, которая функционировала каждый день; на втором сама баня на 500 человек, а в цоколе котельная для отопления и нагрева кипятка.
Потолки в бане были около семи метров. Лавки из целого мрамора по шесть метров в длину, и в метр шириной.
К каждой паре скамеек подставка для таза, и мощный медный кран с холодной водой и кипятком.
В субботу - женский день, а в воскресенье - мужской.
Буфет - обязательнейший атрибут советской бани с соответствующим ассортиментом: соки, бутерброды, холодные котлеты и пиво…
Перед входом в баню, на фасаде рядом стоящего здания, висел огромнейший плакат, на котором был изображен горящий дом с испуганным ребенком и грозными словами:
«Не досмотрела только раз, - все уничтожил ке ро газ».
Хозяюшка с шайкой, идущая в баню, прочитав, - задумывалась:
«А я-то, - все выключила? А -а!».
И некоторые после столь грозного напоминания, стремглав бежали домой, чтобы выключить забытые чайник или утюг.
Так вот, опять к бане….
Женщины приходили со своими тазами и замком для шкафчика, в котором оставляли вещи.
Очередь была всегда, - аж до первого этажа, а иногда стояли и на улице.
Ну, а те, кто не брал отдельный «гардероб», проходили вне очереди и брали казенные шайки: это были одинокие пенсионерки, получающие мизерные пенсии (19 рублей), и многодетные мамы с детьми.
Вешали свои «одежки» на крючок, а белье в узел на лавки. Были случаи, что пока люди мылись, пропадали их наряды, но у нас воровать было нечего, поэтому мы спокойно оставляли вещи.
Проходили мы в баню под презрительными взглядами и неприятными для меня репликами из длинной очереди согражданок:
- «Наплодили нищету…и прут без очереди».
Может я затрону неприятную тему, но что было, то было.
После войны народ был дружнее, а «богатенькие», те кто просидел на складах в тылу, или привезшие с войны вагоны барахла, - сидели тише воды, - ниже травы.
Побаивались слов фронтовиков:
 - «А, ты где был, браток, когда я кровь проливал?»
Но после 60 годов все изменилось, во всяком случае, - в центральной России.
Тогда власть вывезла с улиц инвалидов и калек безногих, - фронтовиков.  Отправили их в спец приюты с глаз долой, из сердца вон, чтобы не напоминали о «неприятном» сытенькой части населения.
В семьях служащих и начальников были один, редко два ребенка. А в семьях рабочих четверо, пятеро и больше. Многодетные семьи рабочих жили очень скромно. Были льготы, но их приходилось унизительно испрашивать, собирая чуть ли не каждый месяц десятки справок и, получая при этом от начальницы стола или руководителя, - презрительное:
-«А кто тебе велел рожать, - мы не обязаны кормить твоих детей. Думать надо было».
  - Зачем плодить нищету?
Эта фраза стала звучать уже слишком часто.
По телевизору показывали матерей с орденом героинь, но это почетно было в восточных республиках, а не в центральной России.
И если это была большая семья, то к ней было соответствующее отношение соседей – из-за её низкого социального статуса, - бедности.
Почему же рабочие, не взирая на такое отношение, имели много детей?
Дело в том, что после войны в основном, это были вторые браки.
Мужья погибли, а их молодые вдовы выходили замуж за холостых фронтовиков, которые не поехали в свои деревни, а по призыву «партии» приехали на стройки Москвы и областей её.
В новых семьях мамочки рожали деток, сколько Бог даст. Ведь мужья были в основном деревенские, и жили по патриархальным правилам: дети кормильцы родителей в их старости… Да и запрещены были аборты в стране, но на начальствующих сей закон  не распространялся.
В то время вошли в обиход телефонное право и взятки в медицине…
- Так вот, поднимаемся мы со своими узелками на второй этаж бани, а вслед нам громкие оскорбления из очереди:
-«Нарожали и везде без очереди» …….
Мама с достоинством проходила мимо полных и худых, хорошо одетых, но убогих душою тетенек, и при них ласково созывала нас по имени, как цыплят:
- «Галя, Оля… пойдемте быстрее…».
Располагались мы в помывочной все на одной лавке: места хватало.
Мама сначала мыла большеньких, а потом младших.
Освободившись от мыла и мочалки, я начинала путешествовать по огромной бане.
Заприметила, что тетки заходят в какую-то низкую дверь в конце зала, и долго не выходят оттуда.
Решила проследовать за одной, которая зачем-то держала сухие ветки в руках.
- Зашла и ахнула.
- Так это настоящий ад! В церкви я видела похожую картину…
- Духота, темно, ничего не видно, и только вопли: ах, ох, ой…
- Подумала, если их здесь так сильно бьют, то почему же они идут сюда?
- Поискала в густом пару ту женщину, за которой я шла сюда. А она лезет по ступенькам на самую высокую полку. Там, оказывается ещё этаж, где вообще ничего не видно, и оттуда-то и раздаются эти крики.
Пока я разглядывала, что - да как здесь, кто-то меня как хватит чем-то огненным. Оказалось, что та добрая тетенька мокрыми ветками.
Сама хохочет, и приговаривает:
- «Ну, что девонька, понравилось, - може ещё?».
Я с позором ретировалась…, - наказана за  любопытство.
Больше всего мне нравился в бане душ.
Красота, лей сколько твоей душе угодно.
- Ей то, - угодно!
Но подходили дамы и прогоняли меня со словами:
- «Тут и другие есть, - сполоснулась и иди отсюда».
Но все хорошее заканчивалась очень отвратительной для меня процедурой:
- Одевание после бани, было для меня, - прямо садистской операцией.
Мама, как будто специально, я тогда так думала, надевала на мое чистое тело колючее платье, и шерстяную кофту.
Я сопротивлялась, как могла, и просила дать мне ту одежду в какой пришла, но мама была неумолима, и приходилось подчиниться.
Выходили мы из бани, - румяные, держа в руках узелки, и опять через шеренгу женщин с тазами.
- Либо я уже не обращала на них внимание, либо они стали добрее.
Но многие приветствовали маму словами:
- «С легким паром!».
А она неизменно благодарила их словами:
- «Спаси, вас Господи».
Ни на одной женщине, когда мы мылись в бане, я крестиков не видела.
Не крещенные или боятся показать, что они верующие?
А если сняли Крест, значит не верят Богу? Так батюшка говорил…
Может, поэтому и говорила мама им эти слова, чтобы напомнить о Боге!
Белова О.В.
2022 год.

PS:
Все ли воспоминания полезны с точки зрения православной психологии?

- Наши воспоминания – это огромный ресурс для позитивных размышлений о ценности прожитых лет.
Не нужно пытаться изменить прошлое, ведь это наш опыт, наш багаж.
Но мы можем придать воспоминаниям новый смысл через осознание того, что человек действительно есть великая ценность, дороже всего мира, как образ Божий, как призванный быть чадом Божиим, «причастником естества Божия» (2 П 1,4), и стать действительно счастливым.

«Мы вспоминаем то или иное событие потому, что в этот момент испытываем те же эмоции. Грустное настроение вызовет грустные воспоминания, чувство тревоги заставит вспомнить пережитое беспокойство.
Воспоминания — фундамент, почва, по которой мы ходим. Они влияют на наш выбор и на судьбу, и управляют нами. Поэтому, в течении всей земной жизни, Господь дает познать человеку, что без Бога он ничто, он раб своих страстишек и раб бесов.
Чем больше воспоминаний, тем мудрее и опытнее мы становимся, — это своеобразный урок психологии для нас.
Так например:
-  Люди, которые добились хороших результатов, сделав карьеру, помнят себя активными, с самостоятельной позицией. «Я сделал, я сказал, я попробовал, я полез, я добежал, я прыгнул и т. д.»

- Если женщина, зациклена на своей внешности, то будет часто вспоминать, как в детстве, тетушка или бабушки ее перекармливали….
- Когда человек часто вспоминает и жалуется, что нечего было есть, или не было игрушек, то это говорит о его нереализованности и неудовлетворенности своим положением.
- Воспоминания о детских проступках говорят о том, что во взрослой жизни человеку не хватает ярких моментов, надоело однообразие.
- Если человек часто говорит о несуществующих подвигах в его жизни, значит ему нужно
Воспоминания христианина— это школа духовной жизни.
И в эту особую школу каждый приходит в свое время, в зависимости от своего обращения к Истине, но есть опасность миновать её совсем.


Рецензии