Образ Великого Петра. Московский дом художников

   Пётр I. Да будет город!

  Автор Софья Афанасьева, 20 лет;
   Ивановская область               
            
               ОБРАЗ ВЕЛИКОГО ПЕТРА. МОСКОВСКИЙ ДОМ ХУДОЖНИКОВ.

   То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

    «Образ Великого Петра» - тема выставки в Московском доме художников. Она работала с 6 сентября по 4 октября 2022 года. Здесь были представлены лучшие работы Всероссийского молодёжного творческого конкурса, организованного Российским военно-историческим обществом.
   Адреса победителей конкурса: Московская область, Москва, Владимирская область, Краснодарский край, Дагестан, Бурятия, Санкт-Петербург, Красноярский край…
   Остановлюсь, потому что придётся ещё много назвать федеральных округов, городов, посёлков. Понятно, что на выставке далеко не все работы, которые были присланы на тот конкурс.

    Значит, Российскому военно - историческому обществу удалось заинтересовать современную  молодёжь биографией Петра Первого, побудить художников  показать русского императора таким, каким они его представляли.
   Побольше бы таких конкурсов среди молодого и не молодого населения России! Подобные соревнования на разные темы объединяют народ, выявляют творческий потенциал, раскрывают таланты. И, что немало важно, заставляют изучать историю страны, биографии личностей, оставивших яркий след в истории России.
   Выставка очень понравилась. Талантливый у нас народ; старшему поколению (пращурам) талантами не уступают потомки!

   Вот таким видел Петра Первого русский поэт Александр Сергеевич Пушкин-
   "СТАНСЫ" (1826 г.):
         
    В надежде славы и добра
Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

   Но правдой он привлёк сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукий.

   Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

   То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

   Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен.
 
   Замечательно у поэта:
«Не презирал страны родной:
Он знал её предназначенье».

                НА ТРОНЕ ВЕЧНЫЙ БЫЛ РАБОТНИК

    В 2022 году – 350 лет со дня рождения Петра I Великого (1672-1725). И если этого человека до сих пор помнят, следовательно, оставил он о себе то хорошее для Отечества, что важно и ценится и сейчас. Пусть будет за скобками то, за что Петра Первого критиковали  при его жизни и после.
   А русский писатель, религиозный философ Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941) в книге об императоре обозвал его, если не ошибаюсь, дьяволом (антихристом). Но всё же не умалил его заслуг во имя благополучия России.

   Выписываю из «Советского энциклопедического словаря» немного, лишь показывающее, что Пётр I действительно, как бы сказали сейчас, работал двадцать пять часов – таковы были его сутки:
   «Государственный, военный и культурный деятель России. Провёл реформы гос. управления  (созданы Сенат, коллегия, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица – Петербург)…

   Вот здесь пока остановлюсь и ещё раз вернусь к произведениям А. С. Пушкина, а именно к «Петербургской повести «Медный всадник», где мечта Петра I: «Здесь будет город заложен»:

          На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

         И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно*
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

         Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво…

   А дальше поэт рассказывает о стройных дворцах и башнях в юном граде; о кораблях, которые устремились к пристаням Невы - «Толпой со всех концов земли»; о мостах; садах, которыми покрылись острова.
  *Здесь такое пояснение А. С. Пушкина:
Альгаротти где-то сказал: «Petersbourg  est la fenetre par laguelle la Russe regarde en Europe» - «Петербург – окно, через которое Россия смотрит в Европу» (фр.).

   Из «Советского энциклопедического словаря» о Петре I:
    «Ликвидируя отставание России от передовых стран Западной Европы, проводил политику меркантилизма в области промышленности и торговли (создание мануфактур, металлургических, горных и других заводов, верфей, пристаней, каналов). Возглавлял армию в Азовских походах 1695-96; Северной войне 1700-21 и других; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражениях при дер. Лесной (1708) и под Полтавой (1709).
   Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии… По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука».

   Победа в Азовских походах позволила Российской империи с 1696 года закрепиться на побережье Азовского моря. А победительный триумф в Северной войне открыл государству выход к Балтийскому морю. Это лишь два примера из многочисленных походов и побед Петра I, русской армии и флота.
   А ещё из его творений – Кунсткамера (от нем. Kunstkammer – кабинет редкостей); теперь - Музей, и многое другое, что, как наследство потомкам, он оставил.
   В разных музеях бережно хранят его ботики – предтечи кораблей его флота.

    Я уверена, что все, кто принял участие в конкурсе «Образ Великого Петра», обязательно читали разную литературу о его жизни и деятельности. Иначе бы они не знали, что этот русский император «На троне вечный был работник». То, что узнали и поняли, видно по работам на выставке.
   Представленная коллекция работ победителей конкурса особенно интересна многообразием образов Петра Первого. Здесь он и молод, и в зрелом возрасте. Сидит и что-то пишет, скачет на коне, торопится куда-то и идёт особенно широким шагом, известным по работам русских художников-классиков.
 
   А здесь он плотник, в фартуке и с молотком в руке; там - на верфи; редко, где он один, везде с соратниками; то смеётся, то сердится. Пётр I, где бы он ни был, везде – хозяин, а не сторонний наблюдатель.
   Все художественные жанры: картины маслом, акварели, рисунки карандашом и, наверное, углем. Скульптуры: бюсты; российский император во весь рост. Металл и керамика. Рисунок на тарелке. Фильмы. Были и миниатюрные работы, требующие схожего усердия, как при подковке блохи.

    Облик юного Петра, выложенный цветной мозаикой - это оригинальная работа Евы Вельш (16 лет, Московская область). Привлекает внимание, если так правильно сказать, коллаж «Первый, Великий, Прекрасный»: молодое красивое лицо Петра и здесь же он повзрослевший на белом коне – автор Мария Румакина, 23 года.
   Умиление вызвали у меня портреты императора, выполненные художниками из разных регионов России и отражающие особенности национальностей. Например, с чертами татарина (Татарстан) или Пётр Первый в черкеске и с кинжалом на поясе. 
   На стендах были литературные произведения участников выставки: сочинения, стихи, зарисовки со страницами жизни и деяний Петра Первого, и его изречения.

                ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ

    На редкой картине или рисунке на выставке не было любимого города императора Петра I и поэта А. Пушкина– Петербурга. Известно, что А. С. Пушкин родился в Москве, в родном городе он мало прожил; лишь приезжал.
  Зато венчался в Москве. И «новобрачные каникулы» он и его супруга – прелестная Наталья Гончарова-Пушкина – провели также в Москве на Арбате (Старый Арбат); в том доме теперь Музей, а напротив – оригинальный им памятник, показывающий счастливый союз мужчины и женщины.
   Молодожёны любили гулять по Тверскому бульвару. Можно предположить, что и сейчас там витают их тени. На площади, примыкающей к Тверскому бульвару, в беседке есть также памятник чете Пушкиных.
   Однако, по всему видно, что сердцем поэт был навечно с Петербургом.

   Рассказывая о выставке, где главное действующее лицо - Пётр Первый, я привожу здесь стихотворения А. С. Пушкина. Объясняю: потому, что не знаю лирических произведений других поэтов, которые бы с такой любовью и так сочно воссоздали образ Петра – яркую, чрезвычайно талантливую личность.
   Да, есть и многочисленные прозаические рассказы об этом русском императоре. Однако, я вспоминаю выставку и понимаю, что здесь нужна лирика, а не проза. В работах победителей конкурса Пётр I – герой, патриот России.
  Если А. С. Пушкин: «Наше всё!». Также можно сказать и о Петре Алексеевиче Романове Первом. Противоречивость его поступков, холерический темперамент, жестокость (чего уж это скрывать), расплата за грехи – другая тема.

   Из «МЕДНОГО ВСАДНИКА»:

            Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей,
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла…

           Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

                РУССКИЙ ОРЁЛ МУХ НЕ ЛОВИТ

   Вместе с картинами, рисунками, скульптурами на выставке были и разные фразы, суждения, изречения Петра Первого.
   Например: «Добро перенимать у французов художества и науки, сие желал бы я видеть у себя, а впрочем, Париж воняет».
   Наверное, где-то есть разъяснения, что имел в виду Пётр Первый под словом «воняет». Может, воняло на улицах города, потому что в те времена не было водопровода и канализации, нечистоты выливали кто куда хотел, а ещё, возможно, – в реку Сену.

   По телеканалу ОТР идёт цикл передач «Хроника общественного быта». 15 октября специалисты по водопроводу и канализации вспоминали ватерклозеты, как о первых попытках устанавливать в домах унитазы, смывы из которых должны были по трубам уходить подальше от человеческого жилья. Нечистоты, которые выливали «под ноги», могли быть причиной страшных инфекционных эпидемий.

   Вроде бы, когда итальянский художник Леонардо да Винчи (1452-1519) приехал в Париж по приглашению французского короля, то был озадачен отсутствием канализации и вонью. В названной передаче было сказано, что Леонардо да Винчи изобрёл ватерклозет. Возможно, так и было. Ведь он был не только живописцем, но и скульптором, архитектором, инженером.
   Но если почти через двести лет после той истории с ватерклозетом, Пётр I сказал, что «Париж воняет», значит то изделие было установлено только во дворцах французских королей.

   Рассказав об изречении Петра I, я никоим образом не хотела как-то оскорбить Париж. Всё человечество в той или иной мере проходило испытание вонью до тех пор, пока инженеры не нашли ту систему канализации, которая работает сейчас.
   Пётр I, был ещё и страстным путешественником. И отовсюду он привозил в свою любимую Россию разные новшества и требовал их внедрять в жизнь. Побывав в Париже, вероятно, и от французов что-то привёз, какие-то «художества и науки».

   Как-то я записала историю ещё об одной военной победе императора Петра, а именно – в Гангутском сражении 7 августа (по новому стилю) 1714 года. На арке, возведённой в честь той победы, было написано: «Русский орёл мух не ловит».
   Кому принадлежит эта замечательная фраза, не знаю. Возможно, Петру Первому. По патриотическому, философскому накалу и остроумию утверждение очень подходит храброму русскому воину, графу Суворову. Да родился Александр Васильевич через пять лет после смерти Петра I.

   Итак, Гангутское сражение. Оно длилось три часа.
   Пётр I разработал такой план: захватить Финляндию и Аландские острова и перенести военные действия на территорию Швеции. Гребной флот (99 галер и вспомогательных судов с десантом) получил команду: прорваться к Або (Финляндия). Захватив острова, русские должны были начать атаку на шведское побережье, высадить десант.
   Шведский флот имел 15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер. Он расположился у южной стороны Гангутского полуострова и готовился защищать Ботнический залив.
   Шведы разделили свой флот и направили 10 кораблей в сторону русских, надеясь на стремительное уничтожение российских судов и десанта. Это была стратегическая ошибка.

   Пётр I это понял и решил воспользоваться неразумной тактикой шведов. А тут ещё и погода помогла – на море начался штиль (полное безветрие). Корабли неприятеля потеряли маневренность. Русский флот взял на абордаж все 10 кораблей шведского контр-адмирала Н. Эреншельда. Это произошло во время Северной войны.
   Результат победы русского флота: шведы покинули Финский залив. Россия установила полное господство в Финском заливе. Это была первая в истории русского флота крупная морская победа; военные действия были перенесены на территорию Швеции.
   Гангут – русское название полуострова Ханко (Финляндия).

   Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!
   Так мечтал А. С. Пушкин. Увы, потом и злоба была, и многое другое. Вот никак не уяснят недруги России, что РУССКИЙ ОРЁЛ МУХ НЕ ЛОВИТ.

                ***   ***   ***
   Замечательно было бы, если бы работы победителей Всероссийского молодёжного творческого конкурса «Образ Великого Петра» погуляли по России. Не думаю, что перевозить их будет трудно, как, допустим, шедевры в тяжеленных рамах из Третьяковской галереи или из Дома-музея русского художника Ильи Глазунова.

   Замечательно было бы, если бы Российское военно-историческое общество издало бы сборник всех тех работ, что были на выставке. Достойны сохраниться на бумаге, а не храниться в коробках какого-нибудь архива или музея.

   Замечательно было бы тот сборник раздать всем библиотекам, а главное – школьным, вузовским. Чтобы можно было свободно книгу полистать и увидеть Петра Первого таким, каким представили его в своих работах участники названного конкурса; удивиться талантам молодёжи России, её желанию изучать и знать историю своего Отечества.

                ЕЩЁ ОДИН ГЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ

    Я имею в виду Московского князя Ивана Васильевича III (1440-1505); из династии Рюриковичей; он был и первым российским государем. Это о нём так справедливо сказал русский историк Николай Михайлович Карамзин:
 «Иоанн украсил, укрепил Москву, оставив Кремль долговечным памятником своего царствования» (из «Истории государства Российского»).
   И не только Московский кремль – детище Ивана III. Ещё много хорошего он оставил в наследство потомкам. Об этом есть в трудах Н. М. Карамзина и историков разных веков.
   
   Не отрицая деяний во благо Отечества Петра I, скажу, что ему повезло больше – о нём не забывают, хоть и прошло почти три века после его смерти. Многочисленные памятники, портреты, исторические монографии и романы, кинофильмы, музеи – это всё о жизни и трудах Петра I.
   2022 год в России посвящён 350-летию со дня его рождения.
   Именно в честь этого события и был организован конкурс и прошла в Московском доме художников выставка «Образ Великого Петра».

   Интересно, кто-нибудь может припомнить хоть что-то, что рассказывало бы о Иване III? Вряд ли. Есть несколько книг. Прошёл по российским телеканалам абсолютно безобразный фильм «София», в котором Иван III присутствует, но мало похож на лидера Руси-России; правит всем его вторая супруга – Софья Палеолог. Что - полный бред!
   Именно он, русский государь, похоронил татаро-монгольское иго.

   Московский кремль – замечательный «долговечный памятник» его царствования, но в Москве нет его памятника. На всю Россию есть только один, но не в городе, где он родился, жил и трудился - собирал воедино русские земли и защищал их от многочисленных врагов.
   По мнению современных историков, Иван III - мало оценённый в России и забытый. Это подчёркивает прозаик Людмила Гордеева в своей исторической монографии "Иоанн III Великий. Первый российский государь. Летопись жизни".
 
    Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) был суровым критиком; как говорят, резал правду-матку, не взирая на лица.
   Но что-то же его поразило в жизни, поступках, характере Ивана III до того, что мнение критика о нём – это ода, элегия:

   «Русская история есть неистощимый источник для романиста и драматика… Какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам… А характеры?..
   Вот могучий Иоанн III, первый царь русский… Душа отдыхает и оживает, когда выходит на сцену этот могучий человек, с его гениальною мыслию, с железным характером, непреклонною волею… ум глубокий, характер железный…
   Иоанн III, которого не без основания некоторые историки называют «великим», не только обнаружил «твёрдую волю, силу характера», но и был «гением в истории».

   Понятие «гения в истории» В. Г. Белинский расшифровывал так:
  «В какой бы сфере человеческой деятельности ни появился гений, он всегда есть олицетворение творческой силы духа, вестник обновления жизни. Его предназначение – ввести в жизнь новые элементы и через это двинуть её вперёд на высшую ступень.
   Явления гения – эпоха в жизни народа. Гения уже нет, но народ долго ещё живёт в формах жизни, им созданной; долго – до нового гения.
   Так, Московское царство, возникшее силою обстоятельств при Иоанне Калите и утверждённое гением Иоанна III, жило до Петра Великого.
   Тот не гений в истории, чьё творение умирает вместе с ним: гений по пути истории пролагает глубокие следы своего существования долго после смерти».

    Это ли не ода: «Душа отдыхает и оживает, когда выходит на сцену этот могучий человек…»?
    Как государственного деятеля, В. Г. Белинский ставил Иоанна III выше Петра I. Ещё в исторических монографиях можно найти такое мнение: первое окно в Европу прорубил Иван III.
   И здесь не может быть никакого спора: пращуры строят и оставляют платформу бытия страны потомкам.

    Зачем, рассказывая о выставке, героем которой был Пётр I, я вспоминаю ещё одного гения в русской истории – Иоанна III Великого (так его называли иностранцы – послы, купцы, гости)?   
   Лелею надежду, а вдруг Российское военно-историческое общество организует и проведёт подобный творческий конкурс о жизни и деяниях во славу России Ивана III. Потом будет выставка победителей (не обязательно только молодёжи, лучше – всех возрастов) конкурса.

   А затем Российское военно-историческое общество напишет просьбу (заявку)в Мосгорнаследие – чтобы «Наследие», в конце концов, повернулось лицом к Ивану III, великому Московскому князю и поставило ему памятник.
   Князю и воину! В его время мальчиков сажали на лошадь чуть ли не с 3-летнего возраста. А Иван III с отцом Василием II ходил в военные походы с 14 лет.
   И надо торопиться. В Москве скоро не останется места для памятников великим и «великим».

                О ДОМЕ ХУДОЖНИКОВ ЗАМОЛВЛЮ СЛОВО

    В один из последних дней работы выставки «Образ Великого Петра» я посмотрела в Доме художников две выставки. Кроме названной, ещё «Симфония света» - прелестная фотовыставка природы Кольского полуострова, окрестностей Белого моря и других районов России.
   Не оставляли равнодушными фотографии, которые можно назвать, акварелями Её Величества Природы: «Гобелен полярной тундры», «Пламя леса» и «Осенний вальс деревьев» (Уссурийская тайга), «Рубиновый лес», «Каменный шторм», «Скальный дуэт» …

   На фото потрясающее разнообразие природы: вода и Луна, разные типы деревьев и кустарников, цветы и ягоды. А время, в основном, то, что у А. С. Пушкина:

                Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
                Последние листы с нагих своих ветвей;
                Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
                Журча, ещё бежит за мельницей ручей,
                Но пруд уже застыл…   (Осень. 1833 г.)
   
    На двух названных выставках я напиталась прекрасным творчеством – людей и природы. Но уходила из Московского дома художников (МДХ) расстроенной.
   МДХ – словно сирота; пусто, сиро; шаги единичных посетителей на широченных лестницах  слышны на всех этажах – так было тихо. Пустые гардеробные. Это меня удивило.
   Давно не была в МДХ. Но какое-то время тому в этом Доме было многолюдно, празднично; выставки, магазины, кафе (не только кофе, но и разнообразная еда). Словом, там бурлила жизнь.
   Между прочим, это громадное, многоэтажное здание. Несколько лет назад там была открыта Новая Третьяковка. От одной из сударынь из охраны я услышала такую остроумную фразу: «Вход в Дом художников с запада». Следовательно, в Новую Третьяковку – с востока.
 
   Что случилось с МДХ?
    Возможно, там намечена какая-то реконструкция. Но от пустых залов, коридоров, фойе Дома тянуло такой тоской, сиротством, что я могу предположить: туда давно не ступала нога и не глядело око министра культуры РФ, руководителя департамента культуры Москвы, депутатов Мосгордумы. Есть и Союз художников.
   Не думаю, что пустоту и некую безжизненность в МДХ можно объяснить лишь последствиями коронавируса (не приезжали гости).

   Когда я шла к Крымскому мосту, то в подземном переходе увидела много картин, выставленных на продажу. Там холодно, сыро, ветрено, что плохо для людей и полотен. А рядом пустует МДХ.
   Только не надо бесконечно утверждать, что всё упирается в деньги. Кстати, о деньгах. Сегодня услышала по ТВ информацию о Президентском фонде культурных инициатив (надеюсь, что правильно запомнила). Из названия ясно, что можно получить средства для развития интересных  культурных дел.
   МДХ имеет крышу над головой. Нужны идеи и инициатива. У меня теплится надежда, что пустота в Доме связана с каким-то переустройством. И что там вскоре вновь будет бурлить жизнь.
-------------------
 На опубликованной фотографии Пётр I... связан из ниток. Присмотритесь! Талантливая работа.

   20 октября 2022 года


Рецензии
Очень интересный, увлекательный репортаж, Лариса!
Только серые личности не вызывают бурного обсуждения, потому что кто хочет чего-то добиться для других, тот идёт против течения, вызывает бурные волны и завистливые охи ахи. Такие люди есть навигаторы, целеустремлённые маяки. Они притягивают, но мало кто их оценивает во всей полноте.
Личность Петра Великого есть личность всей России. Он её сын, он её муж, он её ратник и поборник.

Алексей Суслов   03.05.2023 05:57     Заявить о нарушении
Алексей! Благодарю за доброжелательный отзыв.
Разделяю Ваше мнение и Вашу благодарность Петру Первому. Если посмотреть на карту России и мира, отметить все точки, где умудрился побывать этот оригинальный и энергичный мужчина, то получится рисунок - как большое, ветвистое дерево.
Мнение о Петре Первом разное. Например, "клеймил" царя русский писатель, философ Дмитрий Мережковский. Да, Пётр Первый -"и он был грешен". Особенно в отношениях с сыном.
А для России Пётр Первый, конечно, сделал очень много важного, полезного. Согласна: навигатор, маяк, сын, ратник, муж (? Потому что "Россия" женского рода?), отец, наставник... Патриот Отечества!
Желаю Вам удач во всех Ваших делах!

Лариса Прошина   03.05.2023 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.