На фильм Асса 1987

"Асса" (1987) - фильм, уже ставший классикой кино. История о том, как из-за одного маленького глупца разыгралась большая драма. Сюжет для большинства хорошо знаком: бывшая медсестра Алика приезжает в Ялту, где в ожидании своего возлюбленного Андрея Крымова снимает на одну ночь комнату у певца по прозвищу Бананан. Так завязывается случайное, ни к чему не обязывающее знакомство. Бананан поет в местном ресторане и жаждет романтических приключений, тогда как Алика любит Андрея Крымова - человека, промышляющего преступными финансовыми махинациями и имеющего авторитет у местных.
Действие разворачивается на фоне зимнего ялтинского взморья. Скользкий, ломкий, будто острое стекло, снег, холодное море, бьющее волнами каменный причал, небо, обложенное низкими облаками - в этих пейзажах есть что-то леденящее, тревожное и тревожащее, как мир, в котором нет солнца. Ощущение морозно-сырого морского ветра как отражение зыбкости, нестабильности жизни героев, в которую привносит свою нотку печального цирка местный театр лилипутов.
При присутствии в фильме криминальных фрагментов всё же в нем нет отрицательных героев. Даже Крымов не воспринимается, как злодей. Он способен на чувства. Он способен на любовь. Хоть и очевидно, что убийство Бананана - это преступление. Но это нечто из серии, когда последний нарвался сам.
Бананан по преимуществу глупец. И в первую очередь потому, что ввязывается в союз двух любящих людей. Вот если бы всё было наоборот... но... Бананан не может предложить Алике ничего, кроме глупых, почти детских игр в "communication tube" с трубой. Да, их ребячливые прогулки по парку с фотографированием в фотоавтомате, катание в кабинке по канатной дороге выглядят мило. Но в этом нет ничего глубинного. Нет глубокого чувства. Наверное, поэтому мы видим, как, сидя в кабинке фуникулера, Бананан смотрит на Алику в упор (т.е. в объектив кинокамеры для зрителя), а Алика смотрит куда -то вбок, в свои мысли. Для нее это сиюминутное развлечение, дарующее ребячливую легкость, что-то недополученное в детстве.
Для него это влюбленность, увлечение, которое он с пылким подростковым дерзновением утверждает, нося в ухе сережку с прикрепленной фотографией, сделанной в автомате совместно с Аликой. Незрелая влюбленность нуждается в крикливости, в выставленности напоказ. Именно поэтому он вызывающе отказывается снять сережку в ответ на требование милиционера, пристыдывшего его. Это не форма любви. Это форма подросткового максимализма, не познавшего настоящего чувства. Это всего лишь средство вызова обществу, утверждение собственного "я", в поиске которого находится Бананан.
Сны Бананана - пустая кинопленка, с десятком разноцветных мелькающих мазков, напоминающих бесформенные взмахи кисти по холсту. Они ничего не отражают и ничего не выражают. Они так же хаотичны, как и его сознание, не вобравшее никакого опыта, но жадно жаждущее новых впечатлений. В них царит какая-то абсолютная пустота. Его внутренний мир подобен ребенку, который только -только учится рисовать.
Алика признается ему, что любит Крымова. Это и вправду любовь. И, как всякая настоящая любовь, она немногословна. На вопрос Бананана о том, что у нее с Крымовым, Алика отвечает лишь: "Я люблю его". И больше ничего...
Андрей Крымов намного старше её. Его можно назвать не столько жестким, сколько принципиальным человеком. Он - тот, кто привык жить по законам "теневого" мира, частью которого он является. Но при этом он не утратил способности любить. Он не тиран и не деспот. Он действительно любит Алику. Сильно и молчаливо. Быть может, даже слишком сильно, ибо готов пойти на крайние меры, чтобы устранить соперника.
О его чувстве говорят слова в одной из финальных сцен: "Я люблю тебя больше жизни. Кроме тебя в этой жизни у меня ничего нет".
Заплыв Крымова с Банананом в холодном море был первым предупреждением, которое осталось непонятым: еле живой Бананан доплыл до берега. Ему показали, что он слаб, едва ли не полудохл.
Во второй раз Крымов предложил ему денег, чтобы тот убрался с его дороги.
Здесь Бананану бы и оставить свою юношескую прыть. Но он пошел другим путем, который оказался для него роковым. Роковым ножом под сердце в автомобиле на скользкой дороге.
Любовь подчас сподвигает на отчаянные поступки. Даже слишком отчаянные...
И жизнь двух любящих людей (как бы ни был сложен их путь) может порушить всего лишь один глупец...
Так рушится жизнь и самой Алики, которая поддавшись минутному порыву, впадает в состояние аффекта...

19.07.2019


Рецензии