На фильм Господин оформитель 1989, реж. С. Тепцов

Сценарий фильма "Господин оформитель" (1989, реж. С. Тепцов) был написан по мотивам рассказа Александра Грина "Серый автомобиль". Сейчас трудно поверить, что эта картина некогда задумывалась просто как дипломная работа выпускника ВСКР...
"Господин оформитель" снят в лучших традициях декаданса начала ХХ века. Он не только презентует внешнюю эстетику той эпохи (признанной одной из самых красивых и странных в истории философии и искусства), но и буквально по кусочкам воссоздаёт то мироощущение. Он проникнут сплетением мрачных, мистически-мистериальных взглядов "старших" символистов, предчувствующих приход "новых зорь", и эстетико-философского понимания образа Вечной Женственности, характерного для Блока.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты,
— есть у него такие строчки, написанные в 1901 году. Если в начале у "младосимволистов" приход Вечной Женственности как высшей, спасительной силы, ассоциировался с бесспорным просветлением, гармоничным изменением мира, то впоследствии как раз возникали эти самые "подозрения", что Её явление может быть связано с чем-то страшным.
Концепция "умирающей красоты", развитая в фильме, — прямиком из символизма. Причём эта красота — мистическая, хрупкая, непонятная одновременно. Отсюда и название той странной мелодии, звучащей из шарманки в самом начале — "Умирающая любовь".
Вообще эпитет "странный" наиболее приемлем для этого киноповествования, как для прозы Булгакова. С ней, пожалуй, роднит его всё тот же "мистический реализм". В "Господине оформителе" также есть свой Мастер — Платон Андреевич (Виктор Авилов), который вечно соревнуется с Творцом в стремлении создать непревзойденный шедевр оформительского искусства, но тот ему постоянно мешает. Так представлена тема творца и творения. Платон Андреевич одержим идеей создать лучший манекен — куклу для оформления витрины одного из ювелирных магазинов. Место действия — Петербург, 1900-е годы. Некогда моделью для его работ была Анна Белецкая — молодая девушка 16 лет, умершая от чахотки. Мастер душевно привязывается к ней и тяжело переживает её уход, который совпадает с творческим кризисом. Но вот — Судьба даёт ему шанс, и в его сознании вспыхивает безумная идея...
Цветовая гамма фильма тоже подчинена эстетике декаданса: цветная съёмка в антураже старого Петербурга перемежается с чёрно-белым, очень контрастным видеорядом в режиме "сепия". Диалоги сменяют фрагменты напряженного молчания, сопровождаемые мистическими, почти запредельными по своему звучанию музыкальными композициями С. Курёхина, а также демонстрацией символистских карандашных рисунков той же эпохи (в фильме использованы картины Жана Дельвиля (1867—1953) — бельгийского художника-символиста, писателя и теософа).
Всё это создаёт ощущение некоей макабрической* тревожности, которой пропитано данное киноповествование.
Отдельной оценки заслуживает безупречно подобранный актёрский состав. "Господин оформитель" — кинодебют Виктора Авилова. Почти невероятно, но актёр с такой необычной, выделяющейся из ряда других внешностью, никогда не имел актёрского образования и долгое время работал водителем. А в 1987 году играет в "Гамлете" на Эдинбургском театральном фестивале. Тогда же британская пресса назвала спектакль лучшей зарубежной постановкой великой трагедии за последние четыре десятилетия. В театральном музее Эдинбурга хранится гипсовая маска, снятая с Авилова — Гамлета. Его внешность, на первый взгляд нисколько не отвечающая канонам красоты, но при этом обладающая неясным притяжением, пришлась как нельзя кстати в "Господине оформителе".
Исполнительница же главной женской роли — Анна Демьяненко — до съёмок в фильме была обычной пионер-вожатой. Её кукольная, почти фарфоровая красота удачно сыграла на контрасте с Авиловым. После выхода "Господина оформителя" Анна Демьяненко больше не снялась ни в одном фильме...
Почти сразу после выхода фильм стали показывать в видеосалонах, и судя по всему, он производил неизгладимое впечатление на публику.
Моя мама примерно в это же время тоже отправилась его смотреть, но не смогла досидеть и до половины фильма: он вызывал у неё чувство подсознательного, непреодолимого ужаса. При этом она понимала, что фильм ей нравится, и это, бесспорно, очень сильная работа. Но впечатлительность и чувство страха буквально вытолкнули её тогда из зала, о чём она рассказала мне впоследствии. В августе 2005 года мне было 17, когда мы вместе начали смотреть этот фильм, который по случайности показывали по телевидению. Тогда он пришёлся ко времени и к месту...
"Господин оформитель" тоже произвел тогда впечатление, но чувства ужаса не вызвал, поскольку внимание сконцентрировалось на восприятии картины в целом.

7. 02. 2019


Рецензии