На фильм Господин оформитель 1989, реж. С. Тепцов
"Господин оформитель" снят в лучших традициях декаданса начала ХХ века. Он не только презентует внешнюю эстетику той эпохи (признанной одной из самых красивых и странных в истории философии и искусства), но и буквально по кусочкам воссоздаёт то мироощущение. Он проникнут сплетением мрачных, мистически-мистериальных взглядов "старших" символистов, предчувствующих приход "новых зорь", и эстетико-философского понимания образа Вечной Женственности, характерного для Блока.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты,
— есть у него такие строчки, написанные в 1901 году. Если в начале у "младосимволистов" приход Вечной Женственности как высшей, спасительной силы, ассоциировался с бесспорным просветлением, гармоничным изменением мира, то впоследствии как раз возникали эти самые "подозрения", что Её явление может быть связано с чем-то страшным.
Концепция "умирающей красоты", развитая в фильме, — прямиком из символизма. Причём эта красота — мистическая, хрупкая, непонятная одновременно. Отсюда и название той странной мелодии, звучащей из шарманки в самом начале — "Умирающая любовь".
Вообще эпитет "странный" наиболее приемлем для этого киноповествования, как для прозы Булгакова. С ней, пожалуй, роднит его всё тот же "мистический реализм". В "Господине оформителе" также есть свой Мастер — Платон Андреевич (Виктор Авилов), который вечно соревнуется с Творцом в стремлении создать непревзойденный шедевр оформительского искусства, но тот ему постоянно мешает. Так представлена тема творца и творения. Платон Андреевич одержим идеей создать лучший манекен — куклу для оформления витрины одного из ювелирных магазинов. Место действия — Петербург, 1900-е годы. Некогда моделью для его работ была Анна Белецкая — молодая девушка 16 лет, умершая от чахотки. Мастер душевно привязывается к ней и тяжело переживает её уход, который совпадает с творческим кризисом. Но вот — Судьба даёт ему шанс, и в его сознании вспыхивает безумная идея...
Цветовая гамма фильма тоже подчинена эстетике декаданса: цветная съёмка в антураже старого Петербурга перемежается с чёрно-белым, очень контрастным видеорядом в режиме "сепия". Диалоги сменяют фрагменты напряженного молчания, сопровождаемые мистическими, почти запредельными по своему звучанию музыкальными композициями С. Курёхина, а также демонстрацией символистских карандашных рисунков той же эпохи (в фильме использованы картины Жана Дельвиля (1867—1953) — бельгийского художника-символиста, писателя и теософа).
Всё это создаёт ощущение некоей макабрической* тревожности, которой пропитано данное киноповествование.
Отдельной оценки заслуживает безупречно подобранный актёрский состав. "Господин оформитель" — кинодебют Виктора Авилова. Почти невероятно, но актёр с такой необычной, выделяющейся из ряда других внешностью, никогда не имел актёрского образования и долгое время работал водителем. А в 1987 году играет в "Гамлете" на Эдинбургском театральном фестивале. Тогда же британская пресса назвала спектакль лучшей зарубежной постановкой великой трагедии за последние четыре десятилетия. В театральном музее Эдинбурга хранится гипсовая маска, снятая с Авилова — Гамлета. Его внешность, на первый взгляд нисколько не отвечающая канонам красоты, но при этом обладающая неясным притяжением, пришлась как нельзя кстати в "Господине оформителе".
Исполнительница же главной женской роли — Анна Демьяненко — до съёмок в фильме была обычной пионер-вожатой. Её кукольная, почти фарфоровая красота удачно сыграла на контрасте с Авиловым. После выхода "Господина оформителя" Анна Демьяненко больше не снялась ни в одном фильме...
Почти сразу после выхода фильм стали показывать в видеосалонах, и судя по всему, он производил неизгладимое впечатление на публику.
Моя мама примерно в это же время тоже отправилась его смотреть, но не смогла досидеть и до половины фильма: он вызывал у неё чувство подсознательного, непреодолимого ужаса. При этом она понимала, что фильм ей нравится, и это, бесспорно, очень сильная работа. Но впечатлительность и чувство страха буквально вытолкнули её тогда из зала, о чём она рассказала мне впоследствии. В августе 2005 года мне было 17, когда мы вместе начали смотреть этот фильм, который по случайности показывали по телевидению. Тогда он пришёлся ко времени и к месту...
"Господин оформитель" тоже произвел тогда впечатление, но чувства ужаса не вызвал, поскольку внимание сконцентрировалось на восприятии картины в целом.
7. 02. 2019
Свидетельство о публикации №222102001518