На фильм Белая свадьба 1989, реж. Жан-Клод Бриссо

Вообще-то я не склонна плакать при просмотре фильмов... Точнее, я думаю, сопереживаю героям, и сюжет меня трогает. Но чтобы сидеть и слёзы лить — это нет. Или тогда уж фильм должен быть очень сильным, затрагивать какие-то струны души.
В этом плане фильм "Белая свадьба" (1989, реж. Жан-Клод Бриссо) — редкое исключение. Даже при всём моём спокойном, но уважительном отношении к французским фильмам в целом. "Белая свадьба" (1989) попалась на глаза примерно 4 года назад и приковала внимание. Впечатления остались до сих пор.
Казалось бы, девочка — ученица старших классов — влюбилась в своего преподавателя. И что здесь такого? Вполне "избитый" сюжет... Но при просмотре почему-то слёзы катятся сами собой. Наверное, потому, что ни одна подобная история не была показана настолько правдивее и трогательнее, чем эта.
Фильм сам по себе очень даже французский. Но действительно до глубины души потрясает здесь игра Ванессы Паради в дуэте с Бруно Кремером (он известен нам ещё по сериалу "Спрут", который в 90-е не смотрел разве что ленивый). Героиня Ванессы Паради — полудевочка/полудевушка по имени Матильда, отосланная нерадивыми родителями на учёбу в другой город и фактически брошенная на произвол судьбы...
Её преподаватель по философии Франсуа Эйно проникается к этой изящной и не по годам умной девочке симпатией, испытывает какую-то меру ответственности за её дальнейшую судьбу. И здесь его охватывает внезапный сердечный порыв, бурная страсть к Матильде.
Всё это показано удивительно не пошло, а наоборот, очень сентиментально и красиво, с французским эротизмом (в хорошем смысле этого слова). И этим "Белая свадьба" отличается, например, от фильма "Шарлотта навсегда" (1986) со скандально известным Генсбуром. Кто увлекается авторским кино, тот поймёт, о чём идёт речь.
В "Шарлотте навсегда" при просмотре тебя не покидает некое ощущение грязи, почти преступной двусмысленности происходящего. Хотя в кадре на поверхности не происходит ничего запретного, но фрагментарно кадр просто "падает" на грани фола. При том соли этому фильму придавало ещё и то, что в кадре с отцом снималась его реальная дочь Шарлотта Генсбур (та самая, которая потом подрастёт и сыграет главную роль у Ларса фон Триера в фильме "Антихрист"). Тут следует учитывать, что при жизни сам Генсбур как человек, певец и актёр был склонен эпатировать публику.
В "Белой свадьбе" (1989) — всё наоборот. Кадр трогает сердце. Сюжет — тоже. В лице Матильды к Франсуа приходит настоящая, глубокая любовь. Любовь не глупой девочки. Наоборот, Матильда умна как взрослая женщина, она умеет любить. И для неё Франсуа — не просто мимолётное увлечение. Она во всём умнее и глубже него. Он же поступает не очень красиво: не может либо уйти от жены и остаться вопреки всему, либо с самого начала не морочить Матильде голову и не заходить слишком далеко. По натуре он слишком слабый и нерешительный. Преподаватель философии, но живущий в плену условностей и предрассудков. Ему очень сложно начать новую страницу в своей жизни, перевернув старую. Он хоть и старше, но в чём-то глупее Матильды, страшась самого себя и будущего. Он в чём-то нечестен перед самим собой, перед своей женой, перед Матильдой ("поступить непорядочно" — это называется) . Хотя ему можно бы было быть уверенным в искренности и силе чувств этой девочки... Но, как говорится, "кто не рискует — тот не пьёт шампанского!"


Рецензии