На фильм Фонтан 2006, реж Даррен Аронофски
К слову сказать, (как и вся символическая, образная система координат, создаваемая режиссёром с завидным постоянством) имена героев здесь "говорящие" (как их обычно принято называть в литературоведении): Крео (creo) с латыни переводится как «я творю», а с испанского — «я верю». Полное имя Иззи (Izzy Creo) можно перевести с испанского языка (Si, yo creo) как «да, я верю». Так, даже через имена между героями уже возникает диалог, что лишний раз подчёркивает их неразрывную связь на всех уровнях.
Сознание Тома Крео на протяжении всего фильма существует в трёх плоскостях, две из которых пространственно-временные, а третья - ментально-космическая:
1. Том творит, живёт и мучительно работает в условно настоящем времени. И всё события задаются состоянием его жены, повседневным поиском спасительного лекарства на основе экстракта дерева из Центральной Америки. Это мир материальный, осязаемый, с более-менее опознаваемыми временными рамками;
2. Пространство романа "Фонтан", который пишет Иззи, переносит зрителя во времена Средневековой Испании, "святой Инквизиции" и крестовых походов. Здесь герои приобретают новую ипостась в узнаваемых образах: Великий Инквизитор, угрожающий Королеве - очеловеченный символ грозящей смерти (исхода жизни); верный рыцарь (конкистадор) - ипостась Тома, спасителя Королевы Испании, сама Королева - это Иззи;
3. Ментально-космическая плоскость - в ней критерии времени и пространства отсутствуют. Это некая неизвестная точка бесконечности вне каких-либо координат. Она зависает где-то далеко в звёздном пространстве, как нечто абстрактное и медитативное. Здесь Том - подобие буддийского монаха, ищущего просветления и замирающего в позе лотоса внутри некоей совершенной круглой сферы. Его голова обрита наголо; его руки обвивает татуировка в форме годовых колец деревьев. Это единственный символ времени, которому нет конца, и одновременно кровная связь Тома с самим Деревом, которое он стремиться оживить. Дерево - символ Жизни и его жены.
Всё три плоскости существуют одновременно в сознании и бытии героя, олицетворяя сложное внутреннее состояние и утверждая неоднозначность человеческой жизни вообще. Так в фильме проводится мысль о том, что человеческий разум имеет непосредственную связь с высшими сферами и может присутствовать сразу в нескольких плоскостях. Номинально роман "Фонтан" - это литературная плоскость, а ментально-космическое пространство - это сон Тома Крео, который он видит в развитии каждую ночь.
Безусловно обращает на себя внимание и цветовая гамма киноленты: здесь вы не найдете ярких, бьющих в глаза цветов. Наоборот, все события проходят в полутьме. И все тона - исключительно тёмно-коричневые и золотистые. Глухой свет задаёт перспективу "потёмок исканий", "сумерек" напряженной внутренней и внешней работы на грани отчаяния. Золотисто-солнечные тона - символ жизни, света (который, несмотря ни на что, горит и отражается даже в свете множества лампочек и свечей). Это и некая высшая космическая субстанция, далёкая "умирающая" (по повериям майя) звезда, которая, взрываясь, продолжает жить в сотнях новых... Это и нирвана, высший покой, просветление и катарсис. Есть только жизнь и бесконечное её продолжение.
Композитором фильма выступил Клинт Мэнселл (известный ещё по фильму "Ван Гог. С любовью, Винсент", 2017). В 2007 году "Фонтан" номинировался на премию «Золотой глобус» в категории «Лучшая музыка к фильму», и безусловно музыкальное сопровождение - неотъемлемая составляющая того сильного впечатления, которое производит сама кинолента в целом.
8. 12. 2018
Свидетельство о публикации №222102001531