На фильм Молох 1999 Александра Сокурова

"Молох" (1999) - первый фильм из кинотетралогии, задуманной режиссёром Александром Сокуровым как новый взгляд на жизнь "великих мира сего".
Помнится, как только этот фильм был снят на излёте 90-х, то почти мгновенно завоевал множество наград на международных кинофестивалях, в том числе приз на кинофестивале в Каннах за лучший киносценарий. Всё потому, что, пожалуй, это до сих пор единственный отечественный фильм, сюжет которого впервые обращён к теме, негласно табуированной в нашем обществе. Сокуров - первый из режиссёров предлагает взгляд вглубь повседневной жизни одного из самых жестоких диктаторов за всю историю человечества - Адольфа Гитлера (в исполнении Леонида Мозгового). При том сей взгляд действительно старается быть максимально очищенным от системы гротескного, карикатурного клише образа фюрера, созданного в советское время. Если вспомнить, то почти во всех старых фильмах его всегда играл один и тот же актёр из ГДР - Фриц Диц. Его имя для советского зрителя всегда ассоциировалось лишь только с этой ролью и стало едва ли не её синонимом. К слову сказать, в этом плане сама Судьба сыграла с Фрицем Дицем весьма злую шутку: будучи всю жизнь убежденным коммунистом и ярым антифашистом, он фактически стал заложником "одной роли" и чуть ли не всю жизнь был обречён играть столь ненавистного ему персонажа...
В сокуровском фильме всё по-другому: видно стремление создателей показать в фюрере обычного человека, который лишь на короткое время наделен властью... Но это бремя власти спадает. И, оказывается, и сам фюрер был просто человеком, типичным немецким буржуа. И у него есть любимая женщина, которая его предано ждёт - Ева Браун (в исполнении Елены Руфановой). И у него есть болезни, сомнения, страхи, обывательские причуды... Есть то место, приехав в которое, он ведёт обычную жизнь: спит, ест, пьёт, ведет философские разговоры, даже смеется... И это место - Баварские Альпы, домик на горе под названием "Кельштайнхауз". Кстати, съёмки действительно были натурными и снимались в настоящей резиденции Гитлера. Она - единственная из всех сохранилась до наших дней. Теперь туда водят туристов. Другая его резиденция - "Бергхоф" - расположенная неподалёку, была разбомблена союзными войсками в апреле 1945 г.
Весь фильм снят в холодных тонах, будто в вечных, горных туманах, в серо-зелёной цветовой гамме, что создаёт призрачность и иллюзорность бытия. Только холодный серый гранит и необъятный простор - это все, что окружает героев фильма. А герои - ближайшее окружение диктатора, всем нам известное по урокам истории...
Но, пожалуй, одних школьных уроков истории будет явно недостаточно, чтобы до конца понять фильм. Перед его просмотром всем не сведующим, пожалуй, необходимо будет обратиться к мемуарной и биографической литературе о герое фильма. Иначе у простого зрителя по мере просмотра возникнет масса вопросов - и фильм покажется из ряда вон странным и непонятным... Например, почему в спальне фюрера висит портрет его матери, который он в многозначительном молчании рассматривает? И что за рисунки, лежащие в кабинете на его столе, рассматривает Ева Браун?...
Обо всем этом - "говорится по умолчанию", в почти парадоксальном безмолвии... Просто фюрер всю жизнь боготворил свою мать и, на самом деле, был непризнанным, весьма неплохим художником-пейзажистом... И все те рисунки, который зритель видит в кадре, действительно принадлежат кисти Гитлера...
Всё это необходимо знать, поскольку Сокуров строит это киноповествование на вот таких вот мелких фактах, которые не каждому известны. "Философия" этого фильма, сотканная едва ли не в стиле Андрея Платонова с её ирреальной "разорванностью" и "соединенностью" мира вещного с миром ментальным, выстраивается в координатах полупризрачного бытия. И перед нами - уже совершенно другой фюрер - не диктатор. Обычный человек, страдающий от собственных страхов: и он не вечен, и он не всесилен. Это страх перед Вечностью, страх так и остаться "непризнанным гением", тем самым "непризнанным художником", которого однажды, по роковой случайности, не приняли в Венскую академию художеств... Этот давний комплекс - основа психологии его личности. Личности, которая могла бы пойти по иному пути: по пути Созидания, а не Разрушения, чтобы войти в историю... Страх кануть в Лету, так и не доказав никому своё превосходство... И в то же время - страх перед собственной "непогрешимостью". Показателен в этом плане разговор со священником.
"Я знаю... всё знаю, если выиграю, то все будут молиться на меня, - говорит фюрер. - А если проиграю, то каждое ничтожество будет вытирать об меня ноги...".
Ещё один страх - это страх перед Смертью, отсюда подсознательное стремление её "победить". Эта мысль проскальзывает уже в самом финале фильма, который более всего производит впечатление. Раннее утро - и вот Ева Браун, вскочив с постели в одной "ночнушке" бежит по длинному холодному коридору проводить того, кого любит, но кто - чудовище для всего остального мира. И вот вдруг это "чудовище" говорит ей: " Самая страшная сила на свете - Красота... Пока Вы живы, буду жив и я...". Это кажется почти немыслимым: но у фюрера тоже есть сердце, пусть каменное. И вот оно сейчас говорит с этой женщиной, сжавшейся на утреннем холоде... И она, видя, как он уходит в себя сидя в машине, цепляется за боковое стекло и робко говорит: "Ну, что ты такое говоришь!.. Смерть - это Смерть. Её нельзя победить"... В этот момент она понимает, что и он не бессмертен. А значит, всё конечно. Для всех.
...Этот фильм, несомненно, требует от зрителя хотя бы на время абстрагироваться от всех стереотипов и клише. Именно поэтому "Молох" можно назвать фильмом из разряда "не для всех". При этом создатели киноленты максимально отстранены от какой-либо оценки. Мы не замечаем их "присутствия" в фильме...
В тетралогию также вошли фильмы - "Телец" (2000), "Солнце" (2004), "Фауст"(2011).

15. 12. 2017


Рецензии