На фильм Левиафан 2014 реж. Андрей Звягинцев

"Левиафан" (2014) - фильм-притча, наполненный характерными для Андрея Звягинцева мрачными темами бытия "маленького человека". Однако здесь контекст киноленты наполняется дополнительными смыслами, возвращающими нас к архетипам, к древнейшим "вечным" образам. По легенде, Левиафан - мифологическое морское чудовище, упоминающееся во многих древних сакральных текстах, в том числе в Ветхом Завете. Издревле оно вселяет Страх в души людей и беспощадно уничтожает их... В фильме всё это превращается в аллегорию, образ расширяется, отчего усиливается его довлеющая безысходность. Вообще довлеющая безысходность - лейтмотив фильма... Главный герой Николай оказывается в ловушке роковых обстоятельств. Без прикрас показана безжалостность государственной машины, которой потворствует продажная судебная система. Чиновники и попы чувствуют себя властителями судеб и т.д.
В одночасье у Николая и его семьи, имевшей свой дом и земельный участок, рушится всё. Именно суд "именем Российской Федерации" перечеркивает им жизнь, отнимая и без того скудный надел... Негде искать справедливости. Человек делается бессильным перед произволом властей. Левиафан - это и есть то самое древнее чудовище, пожирающее людей, но в образе чиновничьего самоуправства, вседозволенности. И тогда человек теряет Веру... и на первый план выступают философские и остросоциальные вопросы.
Но у Звягинцева не всё так однозначно. Подчас герои сами, не в силах бороться, обрекают себя на верную гибель: в них нет духовности, основ достойного противостояния обстоятельствам, и они всё дальше погружаются в пучину безвыходности, ища мимолетного забвения в бутылке... Но, кажется, это в духе их миропонимания. Трагические обстоятельства обнажают подлинное. Оскудневший разум - вот в чём их беда... или наказание...
Фильм впечатляет образностью. В какой-то момент реальность будто вплывает в границы живописного "сюра" в стиле Сальвадора Дали: на холодном морском побережье - таком же пустом как тёмные океанические воды - на сером безжизненном песке, мы видим остов некоего древнего существа. Неизвестно, какие волны прибили его к берегу и как давно... но от него остался только скелет, всё ещё призрачно и могущественно вздымающийся над этой пустыней. Близ него, объятый простором, сидит человек, маленький, беззащитный, покинутый... Он всё еще жив. Но, кажется, и в нём точно также нет жизни...

24.09. 2017


Рецензии