На фильм Закрой мои глаза 1991 реж. Стивен Поляков

«Закрой мои глаза» (1991) – психологическая мелодрама Стивена Полякова. Ричард (Клайв Оуэн) и Натали (Саския Ривз) – брат и сестра, с детства сильно привязанные друг к другу. Ими владеет странное, почти болезненное одиночество в этом мире. Страшась самих себя, они ощущают непреодолимое и возрастающее взаимное притяжение.
Ричард, получив выгодное предложение о работе, уезжает в другой город. А Натали, спустя какое-то время, удачно выходит замуж за Синклера (Алан Рикман) – спокойного, уравновешенного и состоятельного человека. Жизнь в достатке, размеренность, любовь мужа – казалось бы, что может быть лучше?.. Однако семейную идиллию нарушает третий – брат, приехавший навестить свою сестру. Его вторжение – тайное, скрытое, по-сонливому вползающее, будто змея… Натали и Ричарду какое-то время удается скрывать свою связь. Но чем дальше, тем более опасной становится эта одержимость… Кажется, что Синклер довольно долго не замечает, что происходит, и остается индифферентным. И это вполне в характере героя. Опять-таки повторяется мотив «слепоты», но здесь «слепота» мнимая… Синклер флегматичен, но умён. Да, он пасует перед посудомоечной машиной, которую не знает, как включить и выключить… На первый взгляд, он может показаться слабым, безвольным… Но он проявляет удивительную стойкость, столкнувшись с непредвиденностью. Его невозмутимость – некий внутренний барьер, который он ставит между собой и этой из ряда вон выходящей ситуацией. Его сила – в его душевной тишине, в великодушии, которое он проявляет к Натали, натирая мазью её больную ногу… «Я ничего не хочу знать…», - спокойно говорит он так, словно ему всё давно известно. В этом плане сам Алан Рикман даёт очень меткую характеристику своему герою, говоря, что «он просто молча заботится о ней», несмотря ни на что, и это действительно «одна из его сильных черт», в то время, как "он попадает в ловушку непростой ситуации в отношениях – да такую, о которой он слыхом не слыхивал и вообще понятия не имел. Он и не чаял когда-нибудь столкнуться с таким; в его мире такого просто не существовало".
Это разность мировосприятия и различие состояний психики... Именно поэтому в комфорте богатой жизни у Натали возникает повышенная тяга к дискомфорту, обостряется её душевное нездоровье, поскольку в ней изначально отсутствует внутреннее равновесие... Она не готова к такому подарку, который преподносит ей Судьба. Это и есть отклонение от нормы...
В каком-то плане Синклер относится к Натали и Ричарду как врач к пациентам. Ведь они действительно нездоровы. Поэтому Синклер воспринимает поведение жены скорее не как измену, а как болезнь… Это и помогает ему их обоих простить…
Можно сказать, что с этого фильма начинается некая «антология человеческих страстей» в фильмографии Алана Рикмана – линия запутанных историй, обнажающих тёмные уголки человеческой души, попадающей в ловушку скрытых, саморазрушительных желаний и соблазнов. Эта сюжетная линия затем, видоизменившись, продолжится в «Ужасно большом приключении» (1995), а её апофеозом станет «Тёмная гавань» (1998)[«тёмная гавань» - это ещё и аллегория, ср.: тёмные воды человеческого сознания]. К слову сказать, и «Тёмная гавань», и «Закрой мои глаза» обладают схожей атмосферностью, сюжетностью, подобным друг другу рисунком кадра. И та, и другая истории разворачивается внутри сытого, зажиточного класса, пресыщенного спокойной, размеренной жизнью. Если в «Ужасно большом приключении» запретная тема кровосмесительных отношений смягчена мотивом трагического неведения, то в ленте «Закрой мои глаза» её откровенную преступность уже ничего не скрашивает. Инцест между братом и сестрой носит характер болезни, одичалой страсти… Таким образом, все три истории выстраиваются в определенную линию: «трагическое неведение» - «преступная страсть» - «грехопадение».

9.09. 2017


Рецензии