На фильм Парфюмер 2006

Снятый по одноименному роману немецкого прозаика Патрика Зюскинда в 2006 году, этот фильм несомненно произведёт на вас неизгладимое впечатление. Сам роман был написан ещё в 1985-ом, но выдержан в традициях литературы эпохи Просвещения. Его язык обращает нас cкорее к XVIII веку, нежели к современности. В нём есть что-то от стиля Мишеля Прево или Жан-Жака Руссо и других писателей-просветителей с их тягой к дидактичности, к постижению наук и разумной человеческой природы. С другой стороны, это история об исключительном таланте, о гениальности, употребленной во зло, об одержимости собственным талантом и фанатизме...
Эта история о парфюмере Жан-Батисте Гренуе именуется ещё как история "о человеке, не знавшем любви". Грязная рыночная площадь, лица черни, будто сошедшие с гравюр той эпохи, кровожадная толпа, вечно жаждущая "хлеба и зрелищ" - всё это искусно создаёт в фильме антураж XVIII века. Здесь всё строится на антитезе, стыке разного рода контрастов. "В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей..." - этой фразой открывается киноповествование, обнажающее антиномии "вонь/благоухание", "жестокость/любовь"... Именно в такой обстановке, под грязным прилавком рыбной лавки, у торговки и рождается Жан-Батист Гренуй. Рождается без какой-либо любви или чувства сострадания к себе, словно отброс, брошенный в кучу помоев... И, поскольку он никогда не знал, каково это быть любимым, то и не умеет любить сам. Зловещая трагедия личности, обладающей лишь одним даром - непревзойдённым сверхтонким нюхом. Эта способность, вскормленная в среде отвратительных запахов, становится провозвестницей его маниакальной одержимости... По рождению обреченный жить среди низших слоёв населения - простолюдинов - Гренуй стоит в грязи на мостовой и босой, видя за витриной парфюмерного магазина совсем иной мир: мир богатых, знатных женщин, мир достатка и изысканного благоухания... Этот мир манит его запахами. И каждая из представительниц прекрасного пола обладает для него своим неповторимым ароматом.
Влюбившись однажды в торговку персиками, которая шла посреди серых улиц, немытых горожан и будто вся светилась чистотой и белизной кожи, Гренуй - этот человек, не знающий любви - решается на своё первое преступление. Отныне он будет собирать ароматы самых прекрасных из прекраснейших девушек и создавать парфюмерные эссенции, чтобы однажды достичь совершенства...
... Антуан де Риши, богатый и знатный сановник из Грасса, выступает его антагонистом. Антуан де Риши любит свою дочь Лауру, пожалуй, той самой сильной, беззаветной отеческой любовью, на которую способно большое, благородное сердце. Ведь Лаура - это единственное, что осталось в его жизни. Его свет, его сокровище, его дорогой Цветок, который он всеми силами пытается уберечь от смертельной опасности...
...По сути, Гренуй изобретает мощнейший афродизиак, который приводит толпу на площади в состояние массового экстатического восторга, вызывает подобие массовой галлюцинации, дурмана. И горожане падают ниц... Антуан де Риши оказывается среди них самым сильным, ибо на него некоторое время не действуют чары этого пьянящего, ароматического яда, ибо его душа немеет от боли... Но даже и он, максимально приблизившись к Греную, становится бессилен. И это, бесспорно, самый сильный момент всего фильма...
Фильм очень не простой, временами шокирующий. Ну, а финальные сцены вас потрясут... Стоит смотреть.

17.05. 2017


Рецензии
Да, смотрела. Но сначала прочла книгу. И то и другое - выше всяческих похвал.

Авотадлос Анеле   11.03.2024 14:18     Заявить о нарушении