На фильм Ужасно большое приключение 1995

Увлек меня этот фильм. Впервые увидела в декабре прошлого года... Пересматриваю второй раз. Один из тех, что можно пересматривать. Но не для всех рассчитан. Для тонкой интуиции. Для тех, кто любит подумать. Потому что он имеет два плана: то, что на поверхности и то, что внутри... Много скрытого. Но тем он и хорош, что не говорит ничего напрямую. Наверное, ещё привлекает и театральная тема - этот взгляд на типичную изнанку театральной жизни. Про жизнь актёров ливерпульского театра со всеми их комплексами непризнанных гениев... Вообще это один из самых парадоксальных фильмов: один раз увидишь - никогда не забудешь. Сверху (на первый взгляд) чисто английское повествование, подернутое туманной, сонливой дымкой, баюкающей неспешностью... С другой стороны, поднята весьма щекотливая тема, которая раскрывается не сразу. А исподволь. Всё дело - в её подаче, в которой всё также парадоксально отсутствует пошлость: все острые углы сглаживаются за счёт мотива незнания, возводящего фильм чуть ли не к истокам древнегреческой трагедии. Кто хоть немного знаком с теорией античного театра, тот знает, что основу древнегреческой трагедии составлял мотив рокового незнания, предрекавшего ловушку Судьбы: совершение хюбриса (недозволенного поступка). Яркий тому пример - "Царь Эдип" Софокла...
"Ужасно большое приключение" (1995) - фильм, идущий по тому же пути. Но при этом никакой тяжеловесности. Всё как будто полусон, иллюзорная, воздушная неспешность.
Изящество этого фильма - в отсутствии прямоты при наличии простоты. Простота вдруг оборачивается внутренней путанностью, становясь как бы частью английских туманов и типично английской жизни. Сюжет раскрывается медленно, подобно цветку...на приёме парадоксальности: порок при абсолютном отсутствии порока... Молодая, наивная девушка Стелла, мечтающая о карьере актрисы, но поступившая на работу в театр только в качестве статистки, от рождения не знает ни отца, ни матери; и вот теперь - в театре появляется маститый актёр О'Хара... прежние престарелые любовницы пытаются вернуть его внимание, однако не интересуют его до такой степени, что их рвение вызывает у него лишь недоумение... Его привлекает больше Стелла. Каждый из героев фильма в чем-то заблуждается: девушка дарит свою любовь режиссеру Мэридиту - капризному, экзальтированному эгоисту, не может отличить хорошее от плохого, чёрное от белого, живёт в мире фантазий. Хотя с Мэридитом всё совершенно понятно... Она не слушает голос разума, зато каждый вечер слушает в трубке телефонного автомата голос автоответчика, озвученный голосом её матери. Она рассказывает ему свою жизнь, пытаясь хоть как-то заместить это недополученное материнское внимание. Но ничего из этого на самом деле нет. И ее поведение напоминает тихое нервное расстройство. У девочки явно проблемы со сферой коммуникации, поэтому, "общаясь" с голосом автоответчика, она чувствует себя в безопасности. Мы слышим её мысли: "Все смотрят на других... даже когда разговаривают о чем-нибудь... Это непросто"...
- Кто дал тебе жемчуг? - спрашивает О'Хара, глядя на нитку жемчуга вокруг ее шеи...
- ...Она оставила их на моей подушке, обитые вокруг розы...
- Какой прелестный поступок...
Вряд ли Стелла понимает, почему он так говорит: ведь для него жемчуг, обвитый вокруг розы - выражение изящества, символ изысканности, а для нее - всего лишь предательства матери... О'Хара обладает даром любить, а она недооценивает себя, сознательно занижая свою самооценку, говоря, что "дешёвые вещи заворачивают в коричневую бумагу"...
Она не слушает О'Хару, несмотря ни на что здравомыслящего, хорошего человека, и так никогда и не узнает, что он был её отцом. Узнает он... и, впав в состояние аффекта, накажет себя сам. За ошибки прошлого... О'Хара является единственным адекватным, положительным человеком в этом странном, дремотном, порочном мире...
В фильме очень хорошо показана вся разношерстность театральной богемы - этот круг, замкнутый на самом себе, все эти типажи: приспособленцы, подлизы, серые мышки, скрытые геи, откровенные пьянчужки с надломленной душой, престарелые примы, завистники и просто талантливые, чистые люди... Это как свой мир в этом большом мире... как никогда актуально... Этот фильм впечатлит вас и заставит думать образно... искать подтекст.
Острые темы неведения, заблуждения облачены в состояние полусна, настолько смягчены, что в этом подлинная режиссёрская искусность. Это кино не для всех, рассчитанное на камерную аудиторию, со множеством "подводных течений". Поэтому порадует истинных ценителей психологического кино. Игра актёров не оставит зрителя равнодушным. Потому что это - гениально... особая аурность... Жаль, что в России он мало известен.

12. 04. 2017


Рецензии