На Фильм Разум и чувства 1995

"Разум и чувства" (1995) - фильм, который отлично подойдёт всем любителям творчества Джейн Остин - зачинательницы классического дамского романа - да и просто тем, кто хочет расслабится под неспешное, чисто английское повествование о старой жизни и, конечно, тем, кто просто хочет повысить себе настроение. Не прогадаете.
Полковник Брэндон - так это вообще заглядение. Как действительно со страниц старых книг сошёл. Волшебный, необыкновенный. Прямо мечта. Особенно это умиротворенное, спокойное лицо, когда он читает Марианне сонет Шекспира: "Ничто не исчезает на земле, / Утерянное здесь прибой пригонит к берегу иных морей/Здесь нет потерь. Всё обретешь,/ Коль ищешь...".
Подобно хорошему, старому произведению литературы, здесь всё раскрывается постепенно, не прямолинейно, а исподволь. В словах, в тонкостях поведения героев. Глубокое содержание натуры выражено имплицитно (скрыто) и в традициях реализма.
Юная Марианна - милая, чистая девушка из хорошей, но, волею Судеб, обедневшей семьи, по своей наивности и неопытности не может поначалу отличить достойного человека от мелкого и ничтожного. Она без памяти влюбляется в мистера Уилаби - лондонского фатоватого дэнди, схожего с пушинским Онегиным. Но внутри он - пустышка, и это видно уже по тем язвительным репликам, которые он то и дело отпускает.
Полковник Брэндон - его противоположность. Сдержанный и смиренный, немного печальный, но необыкновенно мягкий внутри, как дуновение ветерка у виска, он всегда молчаливо рядом и терпеливо, безропотно добивается благосклонности Марианны. О возрасте героев мы можем только догадываться по намекам. Так, из уст третьих лиц, мы узнаем, что у полковника Брэндона есть своя непростая история: лет 20 тому назад он имел любовь к девушке, чья жизнь окончилась печально. И опечалила его. Из чего мы можем сделать вывод, что он минимум лет на 20 старше самой Марианны, которой 19-20 лет... Но вот теперь Марианна напоминает ему эту старую любовь. Так в "Разуме и чувствах" виден переход - грань между сентиментальностью и реализмом.
Разницу между Уилаби и полковником Брэндоном можно увидеть даже в мелочах. И эти мелочи становятся знаковыми, символичными. Стоит обратить внимание даже на, казалось бы, незначительное - дарение цветов обоими Марианне, когда та, подвернув ногу, пребывала в постели. Посмотрите, какие букеты преподносят ей тот и другой. Букет полковника Брэндона настолько же красив и изящен, как и сама душа полковника Брэндона. Его выражение - Любовь. Букет же Уилаби собран из простых, полевых цветов, которые на тот момент умиляют Марианну, поскольку её сердце влюблено именно в Уилаби. Но это тот случай, когда простота букета - символ истинного отношения (чем он проще, тем не серьезней и, в буквальном смысле слова, приземленней чувства. Ведь полевые цветы сорваны "с земли"). Иными словами, "простота хуже воровства".
Если посмотреть этот фильм, то становится ещё более непонятным, почему же при жизни к Алану Рикману прицепился этот странный "ярлык" актёра, "играющего злодеев": едва ли в его фильмографии найдется более 2-3 ролей, которые действительно окрашены маской "злодейства" (это касается одной из первых ролей в "Крепком орешке" и роли в фильме "Страна в шкафу"). Вот, пожалуй, и всё. Вероятнее всего, это кто-то некогда один "ляпнул", весьма поверхностно знакомый с фильмографией актера. И с этого момента все остальные подхватили... Но это не соответствует действительности.
Не злодей О'Хара из "Ужасно большого приключения" (1995) (хотя в нём затронута весьма щекотливая тема, но ее мотив можно соотнести с мотивами древнегреческой трагедии, где незнание трагического героя вовлекает его во власть рока - "злой Судьбы". Вспомним "Царя Эдипа" Софокла. По факту это то же самое). Не злодей даже рикмановский культовый профессор Северус Снегг из "Гарри Поттера" (ибо по справедливому замечанию самого Алана Рикмана:" Не понимаю, что же такого плохого сделал профессор Снегг, кроме как спас Гарри Поттера?") Действительно, ничего плохого и не сделал. Только постоянно спасал из переделок самого Гарри Поттера, а заодно и его друзей - придурковатого Рона Уизли и всезнайку Гермиону Грейнджер. При том, что образ, благодаря безупречной актёрской игре, вполне себе самостоятельный и явно перерастает рамки этой тинейджерской сказки-"фэнтэзи". С его глубокой внутренней драмой вечной любви и преданности долгу он вполне тянет на готический образ из байронического романа.
Так что на звание актёра, "вечно играющего злодеев", вполне может претендовать скорее Хью Грант. В "Разуме и чувствах" он как раз исполняет роль Уилаби, а в "Ужасно большом приключении" - самовлюбленного, склонного к психопатической экзальтации режиссера театра. В то время, как Алан Рикман - вновь его антипод, О' Хара - актер, видящий истину. Интересная закономерность, не правда ли?.. И в том, и в другом фильме Алан Рикман и Хью Грант противопоставлены друг другу. И это антиномия "добро/зло" соответственно.
Я думаю, будет правильным сказать, что в Алане Рикмане есть очень тонкий и ценный талант передавать очень сложные, смешанные оттенки чувств необыкновенной человеческой натуры. Передавать, не говоря ни слова. А это не каждому дано. Далеко не каждому... Секрет прост: он не был фальшивым. И это видно во всём: в том, как он играет, и как по-доброму тепло и скромно общается с людьми.
Кстати, название "Разум и чувства" - это тоже антиномия. Но заканчивается всё, как и положено, хэппи эндом...


Рецензии