На спектакль Семинар 2011 Терезы Ребек
Леонард прекрасно понимает, что щадящей похвалой (этаким, «поглаживанием по головке») из них, впавших в амбиции, не выбить эту отстраненность от жизни, искусственность, напыщенную патетику. Они не умеют жить, как следствие, писать. Они сидят в этой квартирке и никуда не выходят, витая где-то в облаках. Их нужно спустить с небес на грешную землю…
Леонард буквально выплёвывает в них свои скабрезные замечания на грани фола. Его слова нарочито циничны, язвительны, колки, ядовиты. Он смакует собственную иронию, и может показаться, что он зациклен на теме секса (в пьесе много сниженной разговорной лексики), но это лишь приём речевой манипуляции: пошлым эротизмом слов Леонард нападает на собеседников, вырывая их из их же искусственного мирка. В этом и насмешка, и вид пассивной агрессии. Он будоражит и провоцирует. За этим скрывается и его собственное эмоциональное выгорание, его собственный творческий кризис. Но в отличие от своих подопечных Леонард раскован, раскрепощен. Именно поэтому ещё в самом начале он бросает правдивую фразу: «Нужно быть собой». В этом суть человеческого и писательского таланта. Все остальные что-то из себя строят. А он – нет.
Он спешит жить: ищет себе приключений, уезжая в Сомали; переспит с Иззи и Кейт (возможно, это единственный способ привести их в чувства), прослыв разратником, пропадает в барах. Он хочет видеть и чувствовать жизнь, напитывая себя впечатлениями и ощущениями, полнотой существования. Он ищет новых ощущений для себя, в то время, как эти молодые люди и девушки закрылись в своей коробочке, лелея в себе эфемерную «гениальность». Они эмоционально и жизненно незрелы. Он зрел и опытен. Он всё прошел и позволяет себе такую роскошь говорить правду в глаза. Это задевает остальных, и они чувствуют себя униженными и оскорбленными.
Наконец, вскипает даже тихоня Мартин, посылая Леонарду своё громкое, почти истеричное “fuck you!”. И это подвигает Леонарда на длинный монолог: он останавливается у дверей, обрисовывая нелёгкую судьбу даровитого литератора, которая может постигнуть и Мартина, если тот не научится жить и оттачивать свои навыки, преодолевая критику. Ту же самую судьбу, которая когда-то постигла и самого Леонарда…
Театральный спектакль тем и хорош, что всегда позволяет увидеть актёра (и человека) в живом пространстве и реальном времени (в отличие от экранного действа). Плюс любительская съёмка усиливает эффект без прикрас: всё максимально естественно. Здесь без труда можно заметить, что у Алана Рикмана действительно длинные стройные ноги, гордая посадка головы. Он осанистый (это определение подходит к нему больше всего), и это позволяет зрителям разглядеть его даже с дальних рядов. На момент постановки ему 65.
У актёров здесь нет каких-то костюмов со специфической атрибутикой. Обычная повседневная одежда.
Спектакль «Семинар» по пьесе Терезы Ребек шел на Бродвее в Театре Джона Голдена с 11 ноября 2011 по 6 мая 2012 гг., получив впоследствии массу положительных откликов. Также «Семинар» был номинирован на театральные премии “Outer Critics Circle” и “Drama League Awards”, но не получил номинации на премию “Tony”.
21. 11. 2019
Свидетельство о публикации №222102001597