Начало постбиографии С. Н. Иконниковой 1930-2022

11 октября 2022 года, на подходе к 92-летию не стало Светланы Николаевны Иконниковой – серьезного многогранного ученого, выдающегося наставника, подготовившего большое число классных социологов и культурологов, организатора науки и сильной личности, верной идеалам шестидесятников. Ее наследие: более 400 научных работ, в том числе 12 монографий, под ее руководством защитили диссертации 63 кандидата и 15 докторов наук. Многие поколения студентов и аспирантов изучали культурологию по учебникам, написанным ею.
...Окончился жизненный путь Светланы Иконниковой,  ушла еще одна значимая фигура ленинградской социологической школы, но сделанное Иконниковой остается с нами навсегда...


Не помню, чтобы нас кто-либо знакомил. Я пришел в социологию в конце 1960-х, когда социологов в Ленинграде было немного, и, по-моему, в той или иной степени все знали друг друга. В центре города в тогдашнем Доме политпросвета, наверное, звучит странно, был один центров зарождающейся социологии.  Достаточно регулярно там проходили общегородские семинары, на которые собирались все. Я был человеком новым и, конечно, многого в докладах, дискуссиях и отношениях между людьми не понимал. Я приближался к 30 годам, возраст будущих, а отчасти уже тогдашних, мэтров заключался в узком интервале вокруг отметки в 40 лет. Все были молоды и желали как можно больше сделать в лишь создававшейся социологии. Наверное, кто-то, указав на молодую красивую женщину, сказал мне: «Это – Светлана Иконникова», обо мне кто-то, скорее всего, сказал ей: «Этот парень – математик, работает у Андрея Здравомыслова». Таких было мало, и нас запоминали.


Полтора года назад я написал небольшой текст о С.Н. Иконниковой, начинавшийся словами: «Дорогая Светлана, закрутился, никак не откликнулся на твой юбилей, 90 лет – весьма достойная дата. Не сложилось у нас интервью, видит Бог, мы начинали. Жаль, но все равно ты присутствуешь в истории нашей социологии, которую я пытаюсь воссоздать, и, конечно, ты – одна из ярких фигур в процессе становления и развития ленинградской социологической школы. Воспоминания многих из моих собеседников позволяют понять и описать контекст твоего движения в социологию и собственно твою научную и педагогическую деятельность. Я написал небольшую книжку о Володе Ядове, опубликовал немалую часть моей переписки с Игорем Коном, провел интервью с Альбертом Барановым, Андреем Здравомыслов и Аллой Русалиновой. Здесь и твое начало» [1].
В основании [1] лежит «больше, чем статья»  В. Шаронова и С. Синецкого «Гравитационное поле С. Н. Иконниковой» с подзаголовком, раскрывающем содержание проведенных ими поисков  - «Биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой)» [2]. Статья – многоплановая, и один из ее фокусов – обстоятельное рассмотрение предбиографии Иконниковой, т.е. это основательный историко-социологический анализ ее многопоколенной семьи, начиная с прапрадеда. Там же дан набросок биографии Иконниковой, которая, несомненно, привлечет внимание новых когорт историков отечественной социологии и культурологии. А то, что такой интерес будет, можно не сомневаться.


Анализ трендов развития отечественной социологии указывает на рост внимания исследователей к проблематике социологии культуры. И здесь можно воспользоваться разработками Иконниковой категории топохрона, открывающей путь к измерению пространственно-временного континуума сложных культурологических образований. Так А.В. Бондарев и Л.М. Мосолова в их недавней публикации отмечают, что С.Н. Иконникова еще в 1990-х годах «с присущей ей гениальной прозорливостью предрекала, что “в будущем возникнет топографическая культурология, анализирующая генезис исторических форм культуры и архитектонику культурного пространства России и других стран”» [3].


Мой опыт изучения жизненных путей людей, оставивших заметный след в науке и культуре, показывает познавательную и методологическую плодотворность разделения биографии и судьбы — понятий близких, но имеющих разную субстанциональность. Для меня биография — это совокупность всех действий и мыслей человека, приходящихся на годы его жизни. Все, что происходит после этого, — дальнейшее движение истории, развитие сферы деятельности, в которой человек работал, и прочее — не в силах изменить траекторию его жизни и окружавшее его некогда социокультурное пространство, ибо все это уже произошло, состоялось, ушло. Но время придает прожитой человеком жизни новый смысл, детерминирует, проявляет его судьбу. Судьба — это комплекс всего, что предопределяет биографию человека (предбиография), наполняет его жизнь (собственно биография) и связано с ним после ее завершения (постбиография). У биографии есть начало и конец, судьба же теоретически бесконечна. Судьба — более многомерна, чем биография.


По моему мнению, в историко-науковедческих отечественных работах, касающихся становления современного этапа советской/российской социологии, сюжеты судьбо-биографического рода специально не рассматривались. Прежде всего, это может быть объяснено дальнозоркостью истории, ей необходимо время, чтобы понять и оценить истинные масштабы сделанного тем или иным социологом. Второе: существующие методологические сложности в исследовании этой проблемы просматриваются уже на стадии очерчивания того, что такое судьба и как она может анализироваться. И третье: задумываясь о судьбе человека, а тем более – пытаясь  заглянуть в нее, биограф испытывает определенный душевный дискомфорт. Он взваливает на себя огромный груз, погружает себя в сложное нравственное пространство, ведь определение судьбы, если отвлечься от деталей, — это формулирование своего рода приговора. Прав С. С. Аверинцев, указывая на родственность слов «суд» и «судьба».


В богатой постбиографической жизни исторических личностей невозможно отделить факты от мифов, и дело не в ограниченности информационной базы, а в психологии людей. Например, в уже написанных биографиях Владимира Высоцкого, умершего в 1980 г., по историческим меркам – недавно, уже сложно отделить правду от мифов, вымысла. И в будущем отфильтровать одно от другого будет невозможно, ибо каждый, кто возьмется за описание его жизни, будет не только читать его стихи, слушать его песни, но вынужден будет постоянно обращаться к тому, что уже опубликовано до него.


Лишь в исключительных случаях историки, биографы имеют дело с биографиями «в чистом», как правило же, — с судьбами. И чем более продолжительный временной интервал разделяет биографа и биографируемого, тем тоньше оказывается собственно биографический пласт и тем сложнее выделить его из судьбы.


В начале века в процессе работы над биографиями выдающихся людей мира американской рекламы и создателей выборочной технологии изучения общественного мнения  я ощущал, что характер моего поиска во многом определяется моим знанием их постбиографий. Возможно, в еще большей степени я находился во власти судеб Б. А. Грушина, Ю. А. Левады и В.А.Ядова, когда уже после их смерти писал о них.
Мифологизация образа человека, «пропитывание» биографии судьбой происходит за несколько десятилетий, а часто и значительно быстрее. И есть моменты, способствующие мифологизации образа того или иного человека, ускоряющие ее. Во-первых, это бедность, неполнота информации о жизни человека, иногда — в силу стечения жизненных обстоятельств, например утраты «материализованного прошлого»: документов, следов деятельности человека; в других случаях это про исходит в силу личностных особенностей человека, его стремления «закрыть» свою жизнь от других.
Природа второго обстоятельства коренится в восприятии современниками личностей, оказывающихся в центре важных исторических событий. Так, все перипетии давления властей на Ю.A. Леваду, поводом для которых были его «Лекции по социологии», и его стойкое сопротивление этим акциям сразу внесли его биографию в историю становления советской социологии. Поэтому на протяжении значительной части жизни Левады его биография оказалась вплетенной в его судьбу. Существовал человек, и существовала легенда о нем.


Временем и ходом событий жестко определено: завершилась биография С.Н.Иконниковой, начинается её постбиография и закладывается взгляд на ее судьбу.  И как все это будет протекать, теперь во многом зависит от нас, ее современников.

Литература

1. Докторов Б. Светлана Иконникова. Траектория ее предбиографии // http://proza.ru/2022/03/21/166.
2. Шаронов В.И., Синецкий С.Б. Гравитационное поле С. Н. Иконниковой (биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой) // Вестник культуры и искусств. 2020. № 4 (64).
3. Бондарев А.В, Мосолова Л.М. Научно-образовательные топосы культурулогии в культурном пространстве Санкт-Петербурга // Общество. Среда. Развитие. – 2021, https://www.terrahumana.ru/arhiv/21_03/21_03_11.pdf.


Рецензии