Родина народов арийской расы, где она была и отчег

Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута
;
А старая взпомнымо
а та о вЪмы речемо
ПредЪ бя родъ Слвенъ у горiЪхъ велiцЪ высоцхЪъ
Тамо земле ратi а дба овна i овча хрантi поасiтi въ тревiЪхъ
ЕдiнЪ ста iже людiе пробудiтiся
а комонiе под облацы страху вопiяшетi слыша
а тоii страхомъ объятлii убрежетiся
бо яшетi не можахуся
Бя по сiя мор а глд велiк
А iзшед iзъ края Iньска
пред очi iдуща камо зрящетi
шедша мiмо земе Фарсiiстi
а iдша далецЪ
яко не дбана овцЪмъ земеЪ тая
Iдша горЪма
i вiдЪша кменiе
а тоiя просъ не сЪяте
такоже мiмо iдша
А зрятi ступi квЪтна а зленая
Тамо сташа лЪта два
а по нiмъ мiмо iдша по нЪ
якъже хiснiцы поокаша
Мiмо iдЪ КаялЪ
iде ду НЪпрЪ
яко тоii вскЪi прЪ гранiщiтi iма
а ворозi злыя преткновЪнiе бя
на тоii НЪпрЪ iматi
Iма усЪдiтiся родъ Слвенъ
А тоii бя огнiщанi
якоже iма кiiждыi дiроу земну
а огнiще Сварогу слвiтi
а ДажьБгу кii же суть во СврзЪ ПрчстЪi
Перуну а СтрiБгу яковыi громы а блiскы пвелЪваяi
I СтрiБгъ вЪтрiе ярiтi на земь сiа iме
I тiымъ ЛадоБгъ iже правi
лады родовстii
а благстi всящестii
I КупалБг яковыi до мытнiщi правiтi iмЪ
а всящеская омовенiя
А ЯръБгъ iже правi Яры квЪтна
А Русалi i Воднiщi
А ЛЪсiщi А Домовiщi
А i Сварог тоiiмi правi
Всякъ Ръдъ iма Щуры а ПраЩуры
яковii суть пред вЪцы умретi яша
Тоiiмъ Бгъмъ почiтанiя iмеме датi
а одъ Нi Радощ iмiеме
Дощ. 38 И старое вспомним мы, и том, о (чем) ведаем, речем мы. Прежде был род Славный в горах очень высоких. Там землю раяли (пахали) и заботились об овнах и овцах, хранили (оберегали) и пасли (их) в травах. Однажды (один раз) случилось (стало), что люди пробудились и коней под облаками со страху вопиющими услышали, а те, страхом обьятые, уберечься то старались - и не могли (не можахуся). Был после того (по сия) мор и глад велик. И, выйдя из края Иньского, идя, куда глаза глядят (пред очи идуща камо зрящети), шли мимо земли Фарсийской (Фарсы - Парсы - Персы, Фарсийское море - Персидское море - Каспийское море. Персия происходит от Persis, греческой передачи древнеперсидского слова Parsa), и пошли дальше, так как не благоприятна земля та. Шли горами (Горная система Эльбурс (буквой зю)) и видели каменья, а на тех просо не сеять, также мимо шли. И узрели степи цветущие и зеленые. Там остановились лета на два, а потом мимо шли (через эти степи), потому как хищники (стали) появляться. Мимо идя Каялы (на рЪцЪ на КаялЪ, у Дону Великаго - скорее всего, Калка Великая, ныне р. Маныч, старо-готское Гудило), пришли к Непре (Днепру), так как та всякой пре (войне) границу имеет, и враги злые преткновенние на той Непре имели. И поселился (оседло - постоянно) род Славен. И были те огнищане, потому как имел каждый дыру земную (ямка в земле) и огнище, Сварога славить и Даждьбога, которые суть во Сварге Пречистой, Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. И Стрибог ветры ярит на землю (имеет). И тем (?) Ладобог, который правит ладом родовственным и благостями всяческими. И Купалобог, который мытницами правит (имеет) и всяческими омовениями. И Яробог, который правит Весной цветущей. И Русалии и Водничи. И Лесичи. И Домовичи. Да и Сварог ими правит. Всяк Род имеет Щуров и Пращуров, яковые суть века назад умершие наши. И тем Богам почитание имеем (нам надобно) дать, а от Них - Радощ имеем
А.П. Чайковский. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута (Материалы к историко-географическому исследованию арийской проблемы). М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. 425c.
Предисловие В науке давно известны два старые недоумения, два вопроса, на которые не нашлись еще положительные ответы. Один из них относится к области истории, другой - к области географии. История не знает еще, для какой страны и где написаны открытые в Индии и вывезенные в Европу арийские священные книги - Авеста и Риг-Веда, хотя узнала уже из этих книг, что составлены они гением арийской народности и для народов этой расы; но где эти народности имели одну общую родину, этого истории пока еще не выяснила. География, в свою очередь, тоже не узнала еще, чему приписать и чем объяснить явно видимую перемену течения двух больших рек в Средней Азии, несомненно, иначе орошавших прежде среднеазиатскую равнину. И та и другая проблема, как видно, лежит еще в области неизвестного.
Между тем, если следовать указаниям арийских книг относительно общих земель арийских народов в древности и совместной тогда их жизни на какой-нибудь одной территории, то представляемые Авестой и Риг-Ведой данные настолько полно совпадают и сливаются с географическим остовом Средней Азии, что без колебания заставляют здесь искать общую родину народов Арийской расы. Такое мнение оказывается тем более вероятным, что почва Туркестана сохраняет явственные следы случившегося здесь величайшего геологического и затем гидрологического потрясения, на которое жалуются и о котором говорят авторы арийских книг; так что в этом, очевидно, грозном событии легко видеть столько же убедительное, сколько понятное объяснение не только того, почему арийские народы не могли здесь оставаться и должны были отсюда уйти, но и того, когда и отчего наступило явно видимое перерождение среднеазиатской речной системы, совершенно извратившее первоначальную природу этого края.
Таким образом изучение почвы Туркестана по самым древним источникам, какими являются арийские книги, представляет большой научный интерес, так как на арене этой страны получает, по-видимому, свое положительное объяснение проблема о родине Арийской расы.
Посильному рассмотрению арийских источников с этой стороны посвящена настоящая работа.
Вместе с этим необходимо сказать заранее, что нам пришлось коснуться вопроса о родине Арийской расы только потому, что он неожиданно оказался на той самой дороге, по которой мы шли к рассмотрению совсем другого вопроса, гораздо менее сложного и совсем не такого большого, как проблема об арийской родине. Нас интересовало очень давно собственно известный амударьинский вопрос, и ему посвятили ранее несколько небольших работ; следуя при этом за уходившими все дальше и дальше в глубину истории источниками, мы приведены были наконец к арийским книгам, в которых нельзя было не видеть, что не только амударьинский вопрос находит здесь свое полное и определенное разрешение, но что он неразрывно связан с оставлением арийскими народами равнины Средней Азии, в которой находилась их родина. Арийские книги ясно указывали на гидрологический переворот в речной системе той страны, где жили арийские народы; и так как из всех стран общего европейско-азиатского материка одна только Средняя Азия подтверждает фактическую справедливость такого показания явным изменением течения своих больших рек, то сам собой напрашивался вывод, что эмиграция арийских народов последовала из Средней Азии и началась тогда, когда вся речная система этой страны была коренным образом потрясена, а Сыр-Дарья и Аму начали изменять свое прежнее течение на новое, затопляя материк и тем лишая населявшие их берега народы возможности пользоваться водой из рек с оросительными целями.
Обе проблемы сливались, таким образом, в одну и ставили нас в необходимость рассматривать их в непосредственной связи; вот почему мы должны были коснуться вопроса о прародине Арийской расы в настоящей работе.
Относительно титула Арийская Раса необходимо тоже сказать, что под ним мы разумеем все индоевропейские народы обоих материков, родство языков которых заставляет предполагать общую их когда-то и где-то родину. Общая родина и язык у огромной группы народов справедливо предуказывают вероятную общность физиологического в ней типа людей, которые действительно и составляют белую расу; а в нее входят все арийские народы по своему бледнолицему типу. Кроме того, после появления арийских племен в Индии во времена доисторические, когда они там начали складываться в монархию, то первая династия получила название Чандраванса или лунная династия, как о том говорит г. Вивиен де Сен-Мартен в своем замечательном исследовании о географии и этнографии арийской книги Риг-Веды. Появление в Индии белых лицом арийцев и положило, вероятно, основание к известному там делению населения на две расы: солнечную и лунную; первую составил, по-видимому, обожженный солнцем тип аборигена страны, вторую - похожий по цвету лица на лунный свет тип пришельца. Таким образом, называя арийские народы отдельной расой, мы делаем это непроизвольно, а следуем примеру, положенному очень давно в Индии.
;
Часть первая. Общие данные для определения места родины Арийской расы
История не нашла еще на материке Азии той области, где зародилась и жила Арийская раса, впоследствии заселившая огромный пространства двух материков; неизвестна еще и та повелительная причина, которая сдвинула арийцев с места и заставила бросить свою родину. Древняя история встречает арийские племена уже в движение, появившимися в Индии, Передней Азии, на Балканском полуострове в Европе, но где находился исходный пункт арийских передвижений и чем оно было вызвано, это остается еще скрытым за пределами истории в глубине веков. Пророк Иезекиил, высланный с другими евреями в начале V века до Р.Х. в Вавилон на реку Ховар, левый приток реки Тигра в Иране, в XXXI главе своей книги говорит в аллегорическое форме про какое-то мировое потрясение в Азии, в стране Асур - шум падения которой привел в трепет народы -, так что - ушли оттуда все народы земли и оставили ее -, но никто из историков, как кажется, не ставил этого события в связи с оставлением Арийской расой своей родины. Между тем сказание пророка потому заслуживает особенного внимания, что он указывает, отчего это произошло...
;
Для большой наглядности и лучшего понимания того, какой была речная система в Азии до переворота, и какой она стала потом, приводим графическую схему (с.199)
;
Заключение Мы подошли к концу нашей работы и далее итти нам некуда; если и могут быть еще где-нибудь найдены более ясные и менее символические указания, скрывающие те реальные события, которые погубили Aрию в ее целом, то по всей вероятности этого надо искать в позднейшей, т.е. в упаведической литературе, из которой г. В. де С. Мартен цитирует фразу о том, что "Сарасвати потерялась в земле", или в пельвийских толкованиях Авесты, на которые ссылается г. С. де Герле относительно "потонувшего города"; но эта литература нам в подлинниках недоступна, а переводов ее мы не знаем.
Но нам кажется, что и тот материал историко-географического характера, который извлечен нами из арийских книг далеко, может быть, неудовлетворительно, завел нас настолько в глубину древности, что пришлось коснуться даже мифологии, чего мы не предвидели вначале и на что натолкнулись только потом, благодаря ссылкам на нее Страбона. Мы сами немало удивлены теми выводами, какие приходилось делать из того, что говорят источники; мы не выдумывали и не искажали фактов и брали только подлинные выражения источников, стараясь понять и растолковать внутренний смысл фраз в тех случаях, когда они скрывались в символическом языке гимнов или Авесты. Может быть не все мы толкуем правильно, не во всем угадываем действительный смысл символов, но главные вопросы, на которые наше изследование стремилось дать ответ, кажется нам, получили достаточное освещение.
На вопрос, - где была общая родина Арийской расы? – материалы нашего изследования говорят, что по показаниям хранившихся книг этой расы она была там, где была потрясена большая речная система и вследствие того потеряно "золотое" для края и народа "руно воды". А так как, из всех стран общего азиатско-европейского материка мы находим одну только Среднюю Азию в состоянии потрясения и полного перерождения ее колоссальной речной системы, то без недоумения должны дать положительный ответ в том смысле, что родиной этой расы была именно эта обширная страна и никакая другая. Отсюда сам собой вытекает ответ и на другой вопрос: для какой страны, где, когда и для какого народа написаны арийские книги? - они написаны для арийских народов тогда, когда они еще жили на берегах семиречного бассейна Средней Азии. Когда же главная река бассейна прекратила потом свое течение, то арийские народы вынуждены были бросить свои земли и разсеяться, так как исчезнувшая река перестала подавать воду на поля, оборудованные исключительно на искусственное орошение, оставшиеся же сильные притоки затопили земли Арии.
В этом же ответе кроется ответ и на чисто географический вопрос: чем объяснить и чему приписать явно видимую перемену течений двух больших рек в Средней Aзии? — это надо приписать тому и объяснить тем, что далеко за пределами известных уже времен истории, здесь последовало землетрясение в области Иссык-кульской долины, которая от того осела и оторвала самые сильные источники у главной реки, замкнув их в озере. Тогда течение реки остановилось и все земли равнины потеряли воду для искусственного ее орошения; бывшие же, на равнине огромные притоки исчезнувшей реки, с громадным дебитом и подъемом воды в летнее половодье, лишившись регулирующего влияния пропавшей главной реки, всею своею стихийной силой обрушились на материк, затопляли его каждогодно, пока не проложили себе новых русел к Аральской низине, в которой и установились.
В этом же ответе кроется ответ и на чисто географический вопрос: чем объяснить и чему приписать явно видимую перемену течения двух больших рек в Средней Азии? - это надо приписать тому и объяснить тем, что далеко за пределами известных времен истории, здесь последовало землетрясение в области Иссык-кульской долины, которая от того осела и оторвала самые сильные источники у главной реки, замкнув их в озере. Тогда течение реки остановилось и все земли равнины потеряли воду для искусственного ея орошения; бывшие же на равнине огромные притоки исчезнувшей реки, с громадным дебетом и подъемом воды в летнее половодье, лишившись регулирующего влияния пропавшей главной реки, всею своею стихийной силой обрушились на материк, затопляли его каждогодно, пока не проложили себе новых русел к Аральской низине, в которой и установились.
Таким образом оба интересовавшие нас вопроса сливаются в ответах в сущности в один и тот же, объясняя с одной стороны, место прародины индо-европейских народов, а с другой - географический факт перемены течения двух больших рек Средней Азии. Нам кажется, что Арийская проблема находит в собранном нами материале свое положительной решение.
Более 40 лет тому назад простое любопытство дилетанта увлекло нас на путь разыскания данных об одной только аму-дарьинской проблеме. Нам казалось невозможным согласиться с тем, чтобы Аму-Дарья ни с того, ни с сего повернула в другую сторону, или что она никогда ничего подобного не делала, как думает геология; мы старались найти причину и искали источников. Случайная – а может быть и счастливая - догадка, подкрепленная общей топографией Средней Азии о том, что сухое русло Узбой не есть старое течение Аму, а только последнее звено, низовье другой реки, потерявшей свои истоки в явно осевшей Иссык-кульской долине и в замкнувшемся в ней озере, раздвинули вопрос и подняли к нему еще больший интерес, указавший на его утилитарную сторону. Источники вели нас все глубже и глубже в древнейшие времена, пока из труда г. Ж. Масперо мы не узнали, что арийские народы бродили по берегам Сыр Дарьи и Аму, разсеивались по их верховьям и покидали равнину Средней Азии. Г. Ж. Масперо ссылался при этом на арийские книги; и вот в них, наконец, удалось найти правильный ответ, как мы думаем, не только на аму-дарьинскую, но и на тесно и неразрывно связанную с ней проблему о родине Арийской расы (с.396-398)
А.П. Чайковский. Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута (Материалы к историко-географическому исследованию арийской проблемы). М.: Типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и Ко, 1914. 425c.
; ; буквица Ять, звучит как ие, образный смысл - Истинно Есть


Рецензии