Традиция как истинная основа социальной жизни

          В истории государств, народов конкурируют два подхода в организации социальной и политической жизни: традиционный и рациональный. Традиция, как основание первого подхода, сводится обычно к преданию, к тому, что пришло из прошлого в настоящее. Считается, что в ней «выражен социально организованный стереотип, групповой опыт, который путём пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах» [1]. Однако, несмотря на казалось бы убедительную аргументацию, традиция воспринималась и продолжает восприниматься как негативный фактор социального развития. Начиная с Нового времени, включая наше  Новейшее время, преобладает рациональный подход в решении социальных проблем. Более того, традиция, как фактор индивидуальной и общественной жизни, подвергается ошельмованию за его консерватизм. Традиция при этом трактуется как синоним социальной отсталости, препятствующей личности и обществу в их стремлении к самоидентификации, развитию.
          Победа рационального подхода в организации современной социальной жизни очевидна. Велико богатство теорий и идей, претендующих на руководство в совершенствовании личности человека, организации его общественной жизни. Однако, мы вправе утверждать, что торжество рационального фактора в социальной жизни сменяется разочарованием в нём. В последние годы появляется всё больше явлений, указывающих на принципиальные ограничения рационального подхода в решении проблем индивидуальной и общественной жизни человека. Руководствуясь им, человек приходит в тупик во многих сферах своего бытия: эмоционального и интеллектуального развития, обретения перспектив желаемого будущего, мотивов, стимулов стремления к нему. Привлекательная идея в завоевании человеком свободы обернулась утратой смысла её обретения. Ясно, что рационализм не прошёл испытание временем. Всё более очевидным становится желание человека вернуться к традиции, как форме организации социальной действительности.
          Вместе с тем, необходимо переосмыслить и саму традицию в её исторических, этнических и метафизических истоках. Обвинения традиции в отсталости и консерватизме обусловлены ограниченностью её трактовки, как опыта предшествующих поколений. При этом социальное развитие рассматривается как отказ от прошлого, при котором человек не может обходиться без социальных теорий, идей. Но возникает вопрос: как народы достигли высокого уровня общественного развития в эпохи, предшествовавшие Новому времени. Ответ в том, что, начиная с первобытного общества, набирает силу традиция создания семьи на принципах взаимной любви и ответственности её членов,  иерархии взаимоотношений для обеспечения их благополучия. Традиция организации сообществ (родов, племён), объединённых осознанием общности интересов, удовлетворением их запросов и перспектив лучшего будущего, а также предотвращением возможной вражды между их членами.
           Постижение истоков возникновения традиции, утверждение их в жизни народов позволит возродить её как наставника общественной жизни, придаст ей мировоззренческую легитимность. Метафизика духа [2] пришла к такому постижению. Она доказывает фундаментальную, непреходящую значимость традиции в организации социальной жизни, необходимость следования ей для удовлетворения глубинных интересов человека. Метафизика духа утверждает, что изначальная духовность зарождающегося человека, руководила им в начальный и последующий периоды его жизни. Она наследуется им от первоначала происхождения Вселенной, прошла через горнило Логоса и становление духовно-вещественного мира. Все аспекты жизни человека, характеризуемые как традиционные, соответствуют духовно-системным принципам причинности, свойственные всем природным образованиям [3]. Они характеризуются их внутренней активностью к саморазвитию путём самоорганизации в интересах вышестоящей иерархии, включая высшего иерарха - Метафизическую Реальность Мироздания, следующую за Вселенной. Человек в разной степени следовал им  в отдельных фазах своего становления.
          Таким образом, возвращение человека к традиции в образе жизни означает необходимость его поведения в соответствии с духовно-системными принципами причинности, то есть усиления или обретения им духовности. Провозглашая эти принципы поведения человека, метафизика духа разработала методологию его ценностного саморазвития в рамках метафизического гуманизма [4]. Метафизика духа указала на целесообразность отказа от универсализма в социальной политике, как яркого проявления рационалистических тенденций в сфере общественной жизни. Внедрению в неё традиционного подхода будет содействовать актуализация метафизического гуманизма в социальной жизни, формировании человека и общества, их саморазвития [5].
          Религии, верования содействуют саморазвитию традиции. Являясь её продуктом, они доступно формулируют иррациональную, сакральную сущность традиции. Следование религиозным традициям значительной части  общества, приближает его к традиционному образу жизни. В наибольшей степени это свойственно христианству в его православной  версии. Множественность интерпретаций учения Христа привело к возникновению различных христианских конфесcий. Православие, в отличие от католицизма, протестантских сообществ делая акцент на совершенствование духовного содержания человека, содействует в наибольшей степени возрождению традиционного образа жизни обществ. Традиционные семейные отношения, основанные на любви, христианство возводит в ранг всеобщих. Рефлексируя в сфере духовно-психологических аспектов жизни человека, христианство расшифровывает сакральные аспекты традиции в жизни человека.
           Однако было бы упрощением сводить зарождение традиции только к врождённой духовности человека. Внешние условия жизни людей, факторы, связанные с климатическими, географическими условиями их проживания, также влияют на внутреннюю активность людей, усиливают, либо ослабляют влияние их духовности на поведение. Этим объясняется многообразие национальных традиций в структуре человеческого сообщества. Но есть и другие факторы. Например, всплеск интеллектуального развития человека в эпохи ренессанса, просвещения и промышленной революции повлияло на самомнение человека, рост влияния рацио на индивидуальную и общественную жизнь. Климатические бедствия, невзгоды, войны, экспансии, манипуляции народами влияют на характер естественного проявления традиции народов, ведут к отказу от неё. Этим объясняется многообразие народных традиций. Признание объективности факторов зарождения традиций, уважение их способствует снижению противостояния между народами, инициирует добровольное их интегрирование.
          Противоборство традиционного и рационального образа социальной бытия включает противостояние в нём двух стилей, стимулов жизни человека: развитие и саморазвитие. Первое,  представляет собой процесс внешнего, волевого трансформирования личности. Он основан на признании преимуществ той или иной социальной, психологической теории, формировании на её основе образа социальной жизни человека, его роли в ней. Саморазвитие предполагает осознание человеком глубинных основ его реальной жизни, пред истории её, нисхождения до её корней.  Оно сопровождается осознанием внутренней предрасположенности человека к истокам окружающей общественной жизни, зависимости от неё. При этом поведение и проступки человека должны быть результатом проявления свободы выбора, его внутренней активности к саморазвитию - духовности. То есть реализация саморазвития предполагает соблюдение требований к социальной обстановке в обществе, стране в целом, допускающей возможность поведения человека в соответствии с духовно-системными принципами причинности, включая интересы вышестоящей, высшей иерархии. В этом случае любой поступок человека становится ступенью к совершенствованию его духовной структуры, условием вхождения в  Метафизическую Реальность, метасферу Вселенной [6].
Литература:
      1.Советская этнография. 1981г. Т. 2, с. 80
      2.Сазонов В.Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика духа.  Мировоззренческие основания духовной природы бытия.  Saarbrucken, 2013г.
      3.Сазонов В.Н. Метафизика Мироздания как саморазвитие его духовного первоначала. Труды членов РФО. Выпуск 20, 2018, с.18-30.
      4.Сазонов В.Н. Метафизический гуманизм как методология ценностного саморазвития личности человека. Сб. «Антология современной русской философии» т. 2, с. 362, М. 2018 .
      5.Сазонов В.Н. Актуализация метафизического гуманизма как     переход от универсалистской  модели социального развития к атомистической. Труды членов РФО. т. 20, с. 52-60; М. 2018г.; а также на сайте: Проза.ру
      6. Сазонов В.Н.  Метасфера в триаде саморазвития первоначала Вселенной. Сайт: проза.ру


Рецензии