Богема
Итак, только став взрослым и хорошо освоив французский язык (прожив в Канаде около десяти лет), я понимаю и с ходу перевожу французские песни, среди которых "Богема" поныне остаётся моей любимой. Я не возьмусь здесь переводить её полностью. Скажу лишь, что песня повествует о воспоминаниях взрослого человека и состоявшегося художника, воскрешающего в своей памяти трудные годы его молодости. То время, когда со своей возлюбленной он, будучи бедным мастером, снимал комнату на Монмартре. Песня о первой любви, родившейся как удивительный цветок в неплодородной почве нужды и лишений. «Надо же, и ведь любили друг друга. Я — нищий художник. И ты — натурщица, позирующая обнажённой. В кафе по соседству... за миску горячего супа у меня брали картины... мы бежали с тобой домой и, сидя у печурки, читали стихи, забывая о зиме. Богема — это значило, мы были молоды. Это значило, что мы с тобой были безумны. От нашей любви».
Мы с Наташей не были безумно влюблены друг в друга. Сто́ит сказать честно, что любви у нас не было. Нас просто влекло друг к другу. И всё. Я был мальчиком и "изящным блондином". Изящным блондином называла меня учительница географии. «Эй, там! Не болтать! Изящный блондин и его компания на задних партах!» — так обыкновенно говорила Диана Тимуровна.
Что о Наташе, то она с родителями переехала в Москву из Краснодарского края за пару лет до нашего знакомства. Была она девочкой, опережающей по своему физическому развитию московских сверстниц. Всё женское в ней было выразительно развито, чем Наташа и привлекала к себе взрослых мужчин. Я же был домашним мальчиком, любящим читать. И для Наташи я был домашним — во всех смыслах этого слова.
Общаясь, мы много где появлялись вместе: в кинотеатре, в бассейне, на дискотеке. И всюду с Наташей знакомились взрослые парни. При мне она была сдержанной к ухаживаниям. Смущалась. Помню, как жарким маем отправились мы с ней загорать в Серебряный бор. Двое мускулистых мужчин стали ухаживать за моей подругой. Полагая, что я её младший брат, они решили отправить меня за мороженым, чтобы остаться с ней наедине. Я, разумеется, никуда не пошёл. В таких ситуациях, как и в тот раз, я привычно насмехался над ухажёрами, подтрунивая на тему тайной болезни "сестрёнки", называющейся энурезом. На вопрос — а что это такое? — я отвечал: «Это такое, когда жених утром просыпается в мокрой постели по вине его возлюбленной». А случалось мне говорить и так: «А ещё у Мариэлзаде́, — я придумывал ей диковинные имена, — бывают судорожные припадки, во время которых она обильно пускает слюну, разбивая голову об асфальт». Говоря всё это, я старался выглядеть убедительным: жалостливо смотрел на "сестричку", поглаживая её руку. И всё выходило правдоподобно. Наташа мне иногда сама подыгрывала, когда ухажёры не вызывали у неё расположения: она закатывала глаза и трясла головой, скрещивая перед собой свои руки. И уже я помогал ей: «Ой, вызывайте Скорую, начинается припадок!» Кавалеры моментально испарялись. Уходили, не оглядываясь, ибо красотки-кликуши всегда отпугивают воздыхателей. Молниеносному исчезновению повес я бывал несказанно рад. Иногда же — после очередного "спектакля" — я слышал в свой адрес чудесное слово "идиот", но только в том случае, если я перебарщивал с ролевым описанием болезненной склонности "хворой сестрёнки" мочиться в свои юбки-колготки. Наташа не обижалась. Она, полагаю я, ценила во мне юмор и живость ума, ибо сама не была обделена этими способностями. Опять же, нравилась ей моя начитанность. Я много шутил, общаясь с ней. Мы много смеялись, ибо стоили — один другого.
У нас с ней не было уютного неказистого гнёздышка, как у героев из песни Азнавура. Не было и своей печурки. И стихи Наташа не любила. Мы не жили вместе и не вели домашнего хозяйства. И будущего у нас не могло быть. От слова "совсем", как теперь говорят. Наши родители не одобряли выбор каждого из детей. В моей семье Наташа считалась "опытной девицей". Так и говорили: «Тебе опытная южанка звонила». Я не понимал, что это значит. Меня же невзлюбили её бабушка и мать. В связи с чем посещение мной её дома было под запретом. Но мы с Наташей Терещенко встречались. Месяца полтора. Вплоть до окончания нами школы.
Обыкновенно, устраивая свидания, мы катались на троллейбусах. Денег у нас не было и не могло быть. Я прежде подрабатывал только однажды — прошлым летом — до того успешно сдав экзамены. В этот раз до летних экзаменов было ещё далеко. Короче, трудовых денег у меня не было, а карманная мелочь у меня водилась от случая к случаю.
Итак, садились мы с моей подругой на "Букашку" и катались часами. Маршрут троллейбуса "Б" был кольцевым. Мы, не всегда имевшие возможность пойти к кому-либо в гости, ездили на общественном транспорте, сидя у передних дверей. Они не открывались. Нас ничто не беспокоило и никто не тревожил. В те годы — в восьмидесятые — в дневное время суток пассажиров в салоне практически не было, и "Букашки" ползали полупустыми. Контролёры на маршруте нам никогда не попадались. Это было наше любимое место — двойное у не открывающихся дверей. Очень уютное. Оно словно и служило нам нашей печуркой. Теперь я это так вижу, отчётливо разбирая слова любимой французской песни: «... и, сидя у печурки, читали стихи, забывая о зиме». Стихи мы не читали, а болтали обо всём. Смеялись. Просто молчали, глядя в даль. А за нашим окном бушевал май. Рано или поздно, нас примечали водители. Кто-то из них, смотря через зеркало в салон троллейбуса и встречаясь со мной взглядом, подмигивал мне. Кто-то из водителей, выходя поправить троллейбусные рога (панто́графы) и возвращаясь в водительскую кабину, поднимал вверх большой палец руки, кивая в сторону моей спутницы. Так поступали только водители-мужчины, видимо одобрявшие мой выбор.
Совершив два-три троллейбусных тура по Садовому кольцу, мы выходили на свежий воздух у одной из станций метро. Осоловевшие, мы долго ещё могли брести вдоль улиц, держась за руки. Иногда Наташа брала меня под руку и опускала свою голову мне на плечо. В эти минуты сердце моё наполнялось чистой радостью. Я не испытывал никаких плотских волнений, но только чувство тихого восторга. Особенно тогда, когда она мне пела на английском языке. А я развлекал её французскими песнями из репертуара Сальваторе Адамо или Жоржа Брассенса, выученными мною наизусть. Некоторые из встречавшихся нам прохожих с интересом нас разглядывали в такие минуты. Оглядывались.
Конечно, ещё мы ночами болтали по телефону. Шептались, чтобы никого не разбудить. Перед тем, как отправиться спать, она вновь и вновь просила меня спеть ей по-итальянски "Спокойной ночи, мой цветочек" из сборника "Ри́кки э По́вери". Песня повествует о вечернем телефонном разговоре влюблённых, разлучённых обстоятельствами. И я вполголоса пел в трубку: «...мне нужно, чтобы ты была рядом, хотя и такого сближения мне недостаточно... грусть пройдет завтра утром... птицам на ветру не больно распрямлять свои крылья, у них они меньше, чем мои крылья любви к тебе... и от рассвета до заката пернатые не так одиноки под солнцем, как мы с тобой этой ночью. Пусть же она для тебя будет спокойной». Такие взрослые песни я пел своей подруге, едва ли в то время постигая всей полноты чувств утончённой итальянской лирики.
На следующий день я снова встречался с Наташей. Гуляя после уроков, мы бродили по московским дворикам. Однажды нас увидел мой приятель. А жили мы с ним в одном доме, но в соседних подъездах. Как-то Серёга спросил меня удивлённо:
— Костик, чем ты смог увлечь такую красавицу?
Наташа и впрямь была красива. Даже её пышные волосы казались мне особенными. И они удивительно пахли теми духами, которых я ей никогда не дарил. А покупал я Наташе только мороженое, о чём и сказал приятелю.
— Офигеть! — помню ответил тот. — Ну, ты её... таво́?
— Ты о чём? — спросил я удивлёно.
На Востоке говорят: «Укажи собаке пальцем на Луну, и собака будет смотреть на... палец». Так было и с Сергеем. Конечным итогом наших прогулок с Наташей он мог видеть только интимную близость. Физический контакт человеческих тел. Это для него было главным. А я Серёге втолковывал про нечто возвышенное: про чудесное и непостижимое небо человеческих отношений. Но Сергей не видел "Луну". Не мог. Спустя годы я скажу, что Елисеев безусловно был прав. Финал чувственных отношений мужчины и женщины один: с романтических высот все мы, в конце концов, ниспадаем к мягким перинам постели, ломая свои ангельские крылья.
В ту пору я и не представлял себе как всё "это" делают с девушками. Я прежде только пару раз прижимал к себе девчонок. И одной из них была вспотевшая толстуха из пионерского лагеря, вышагивавшая в обнимку со мной медленный танец на дискотеке. А как и когда нужно подступаться с мужскими желаниями к взрослым красоткам вроде Наташи, я и не догадывался. Что я мог понимать в страстных порывах, московский пятнадцатилетний пацан?!
Приятель мой тоже не знал. Он многое умел на словах, а на деле не мог осилить и школьной программы. Был он упёртым второгодником, повторно застрявшим в шестом классе. Ему грозил перевод в "лесную школу", — как в СССР называли образовательное учреждение для детей с задержкой психического развития. Хотя я, надо сказать, Серёгу умственно неполноценным не считал. Я полагал о нём, что он очень ленив и медлителен.
И вот Сергей мне говорит однажды:
— Знаешь, она жалеет тебя. Ей тебя жаль.
— А за что меня жалеть? — удивился я. Серёга ничего не ответил. У меня же сгустился какой-то липкий осадок на душе.
Спустя пару дней я спросил Наташу, когда мы поднялись на лифте на её этаж и принялись прощаться после очередного свидания:
— Почему ты встречаешься со мной?
Она задумалась и ничего мне не ответила. Но вдруг поцеловала меня. По-взрослому, касаясь своим языком моего языка. Я почувствовал гамму новых вкусов: поцелуя, губ и помады. Вкус карамельки мне был известен. Наташа любила сосательные конфетки. И вот, целуясь, я стал нежно сжимать её грудь, потом гладить её спину, соскальзывая ладонями на её попку. Она обнимала мою шею и пальцами теребила мою белокурую шевелюру.
— Тебе пора! — сказала она уверенно и одновременно тихо. Но имела в виду она иное: — Ко мне нельзя, — взволнованно произнесла Наташа, — выйдем через чердак на крышу.
Мы поднялись на последний этаж. Пошли по лестнице вверх, миновав открытую дверь решётчатого ограждения. Я до сих пор помню всё, что случилось потом. Там — в машинном отделении лифта. Хотя по сути сказать, — глядя с высоты прожитых лет, — ничего особенного в тот вечер не произошло. Но в годы моей щенячьей юности всё произошедшее воспринималось мной как свершившееся чудо. Долгое время я вспоминал тот яркий миг нашего свидания над кровлей дома. Сознательно ворошил в собственной памяти ужасное моё волнение, охватившее меня под жидкие аплодисменты стуков работы мотора лифта и щелчков автоматических реле. Правда, навсегда запомнились мне особые сладостные ощущения в конце всего. В тот поворотный момент они мне показались абсолютно новыми. Запомнил я и то, что на полу валялись матрас и подушка. Это помещение было местом импульсивных свиданий. Неказистым гнёздышком любви. Наташа и вправду была искушённой в некоторых вопросах. Но мы с ней не легли на импровизированное любовное ложе. Просто я остался стоять на ногах, а она передо мной опустилась на корточки.
Никогда больше мы с ней не были близки. Тот опыт над чердаком — в машинном отделении лифта — был первым и последним разом, когда «моя натурщица позировала мне обнаженной». Конечно, она не раздевалась. Это фраза из песни Азнавура "Цыганщина". Так переводится слово "богема". Но Наташа — там, над крышей дома — стала на миг и на последующие годы — моей женщиной. Это убеждение жило со мной до той поры, покуда я не встретил Оксану. Но это сюжет другой новеллы.
Наташа же после того свидания стала мне необъяснимым образом близкой, будто родной. Но был ли я её художником? Стал ли я ей ближе хотя бы на миллиметр? Вряд ли.
С тех пор, мы виделись реже и реже. Если мы и прогуливались, то она никогда потом не опускала своей головы мне на плечо. Не брала под руку. Странно, но вскоре она перестала искать со мной встреч. Совсем. А я томился и скучал. Недолго. Наташа не звонила мне, возможно и потому, что настала пора вступительных экзаменов в институт, и она была занята. Я же после выпускных экзаменов в школе, подал документы в медицинское училище. Наши пути с Наташей больше не пересекались. В её двор я перестал хаживать совсем. Поступив в институт на факультет английского языка, она до сентября с родителями уехала на Кубань. Я её вспоминал некоторое время. Говорят, до отъезда из Москвы, Наташу видели идущей в обнимку с каким-то коренастым брюнетом. Но это было сюжетом уже не нашей с ней песни. Я же был зачислен в медицинское училище на фельдшерское отделение, окончив восьмилетку. Лето провёл на даче.
Сегодня в Интернете про троллейбус под буквой "Б" можно узнать следующее: «... троллейбус "Б" ушёл в историю, маршрут продолжает обслуживаться автобусами». Про Наташу никакой информации в Интернете я не нашёл. Ни в одной из социальных сетей. Дом, где она жила, стои́т и поныне. Над крышей второго подъезда возвышается машинное отделение лифта, выкрашенное в белый цвет. То самое.
Свидетельство о публикации №222102000689