О гранёном стакане

-Ну, чего ты на меня зеньки вылупил? - зло спросил гранёный стакан мальчишку, не спускающего с него глаз уже минут пять.
-Чево? - переспросил мальчик.
-Что, говорю на меня смотришь? Не нравлюсь? - звякнул стакан.
-Не знаю... - неопределённо пожал худенькими плечами мальчик.
-Как тебя зовут-то знаешь? - снова спросил стакан.
-Знаю, - кивнул мальчик.
-Ну и как? - уточнил стакан.
-Ярослав, - поковыряв пальцем в носу ответил мальчик.
-Это тебя так в честь Ярослава Мудрого что ли нарекли? - усмехнулся стакан.
-Не знаю, - пробурчал мальчик.
-Раз не знаешь, значит точно не в честь его!!! А что ты вообще знаешь? - спросил стакан.
   Мальчик повернулся было уйти, как стакан внезапно понял, что он сейчас потеряет единственного человека, который за много лет впервые обратил на него внимания и сказал:
-Ты это... не обижайся... не привычно мне, что на меня смотрят, хочешь, ты у меня что-нибудь спроси.
-А почему ты такой грязный? - спросил мальчик.
-Я не грязный, я — пыльный. Это коллекция пылинок всех тех жизненных дорог, которые я прошёл за всю свою жизнь.
-Нет, ты грязный, - возразил мальчик. - Вон на тебе засохшие капли, пятна и разводы.
-Это не разводы. Это пробники всех напитков, которые были мной продегустированные. Я их храню, на память,
-А почему ты сломанный? - с интересом наклонив голову спросил мальчик.
-Я не сломанный, я -сколотый! - гордо ответил стакан.
-А почему ты это сейчас так сказал, с гордостью, что ли... - удивился мальчик.
-Как почему? - удивился в свою очередь стакан. - Ну-ка скажи мне, что украшает мужчину?
-Популярность, большое количество подписюнов в соцсетях, крутая тачка (правда я пока о дорогом самокате мечтаю), айфон последней марки, куча денег, внимание девчонок и яхта, - перечислил мальчик.
-Обалдеть... - после долгой паузы, видимо перебирая в уме слова, чтобы выбрать самое цивильное по смыслу выдохнул стакан...
-Почему? - наивно спросил мальчуган.
-Да просто в моё время мужчин украшали шрамы, - задумчиво произнёс он.
-Шрамы??!! - воскликнул мальчик, - Так это же не красиво, вот татухи — это да...
-Боже мой....- прошептал стакан... - Вот дожил-то до чего... Ты мне вот что объясни, старику. Ну вот, допустим, Отправишься ты с девочками, айфоном, кучей денег поплавать, а вас раз и шторм унесёт на какой-нибудь остров. Яхта сломается, из запасов только остатки крупы, соль и бутылка воды. Вы как готовить еду себе будете?
-Закажем! - ответил мальчик.
-Как закажете, куда? Интернета нет! - категорично заявил стакан.
-Как совсем? - испугался мальчик. - Такого не бывает.
-А ты достань сейчас свой телефон и посмотри! - хмыкнул стакан.
-Ой... А чего это он …. а где... Папа!!! - крикнул мальчик и бросился к стоящему неподалёку мужчине.
-Какая же наивность и не приспособленность... - тяжело вздохнул гранёный стакан.
    Ярослав вскоре вернулся и сказал:
-Папа сказал, что интернет появится, как только мы поднимемся наверх, просто здесь не берёт.
-Ага, а на острове совсем брать не будет, - пробурчал стакан. - Так как готовить будете?
-А чего я? Пусть девчонки готовят, их с детства этому учат! Должны уметь и кормить мужчин! - заявил мальчик.
-Должны, - согласился стакан и спросил. - А может девочек сейчас тоже воспитывают так, что её украшает не готовка, а: салон красоты, шопинг, пятый разм... ой, рано тебе ещё об этом... Ну, в общем, не приготовление еды. И как?
-Ну, я не знаю... Просто нальём воды, насыпем крупу и соль. И всё...
-И «Мишкина каша» будет готова!!!! - звенящим хохотом пронзил тишину антикварного магазина старый гранённый стакан.
-Почему Мишкина? Ярославкина будет тогда!!! - засмеялся мальчик и внезапно увидел, что смех стакана внезапно оборвался.
-Ярослав, как придёшь домой, забудь на время про свой айфон и прочитай рассказ «Мишкина каша», уж порадуй хоть этим меня старика... - серьёзно сказал стакан.
-Хорошо, - тихо сказал мальчик. - Раз ты так хочешь.
-Хочу — хочу, тебе полезно будет, а теперь слушай меня внимательно: если в меня налить воду до верху, то это будет 250 миллилитров, если до ободка, то это 200 миллилитров.  Что касается круп, то кроме геркулеса, объем входящий в меня составляет примерно от 180 до 220 грамм. Геркулес 90 грамм. Сахар и соль обычно кладётся по вкусу или на глаз. Лучше понаблюдай за мамой или спроси. С пропорцией крупа-вода примерно одинаково на 1 стакан крупы 2 стакана воды. Исключение пшенка и ячка там три стакана воды...
-А овсянка? Мама поутрам всегда её варит? - вздохнул мальчик.
-С овсянкой по- другому: 1.5 стакана овсянки на литр воды... - ответил гранёный стакан.
-Я так всё не запомню, - тяжело вздохнул мальчик...
-Вот видишь, а говорил, что это просто сварить кашу... - заметил стакан.
-Откуда ты всё это знаешь? - спросил Ярослав.
-А ты поживи с моё, - покивал головой граненый стакан. - Хочешь я расскажу, как мы, гранёные стаканы появились на свет?
-Хочу. Я люблю всякие истории, - кивнул мальчик.
-Ну, слухай. Потом что запомнишь, может рассказ когда напишешь, меня вспомнишь, мне приятно будет, - сказал стакан.
-А как ты узнаешь, что я написал ? - спросил Ярослав.
-Почувствую, - ответил граненый стакан.-Ну слушай сюда.... Дело это было давнее. При царе Петре Первом на флоте стали биться стаканы. То ли от сильной тряски на морях-океанах, то ли моряки так буйствовали выпимши, не в том суть. А в том, что однажды владимирский стекловар Ефим Смолин подарил царю первый граненый стакан. Он не был похож на меня, потому что его выдували и гранили вручную. Петру стакан пришёлся по нраву, но он его всё-таки умудрился разбить со словами: «Стакану быть!» Однако, не смотря на это гранёный стакан поступил на службу отечеству и флоту и вошёл в широкий обиход. И он действительно, благодаря своим граням, был более крепок и реже разбивался при падении с метровой высоты...
-Ого! - округлил глаза мальчик.
-Шло время. Стакан продолжал свою жизнь. И не простую жизнь. Он был увековечен в романсе  на слова Гридова и музыку Прозоровского:
«Стаканчики гранёные
Упали со стола.
 Упали да разбилися,
 Разбилась жизнь моя»
 в исполнении знаменитого певца Петра Лещенко и в картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».
-А почему в романсе они разбились? Они же не должны? - нахмурился Ярослав.
-Потому что автору нужно было сравнить что-то прочное с жизнью человека, с его характером и когда человек становится слабым, то и хочется, чтобы не только он был таким... Не знаю, понимаешь ли ты о чем я...
-Понимаю, - кивнул мальчик. - когда я болею, мне всегда кажется, что и мой любимый Медвежонок болеет... Не так обидно...
-Точно! - кивнул стакан. - Так вот... гранёный стакан получил повсеместное применение: и в кабаках, и в трактирах и корчмах и прочих питейных заведениях, где собиралась непритязательная публика, которая, подвыпив, обращалась со стаканами крайне неосторожно. Преимущество гранёного стакана перед цилиндрическим не только в том, что его сложнее разбить, но и в том, что при падении он не укатывался далеко. Видимо, в одном из таких заведений родилось прозвище «Маруськин поясок», означавшее часть стакана, не имевшую граней. Выражение «Налей по маруськин поясок» быстро расползлось по всей России.
-Так вот, значит, почему на тебе много капель и разводов, - кивнул головой мальчик. - Раз тебе много лет и ты прошёл много всяких мест и из тебя пили много всяких напитков...
-Нет, мой милый друг, в этом ты не совсем прав. Моя история жизни началась в 1943 году. В то время из профессий решили убрать рабочую специальность — посудомойщицу, потому что все сферы питания получили в пользование посудомоечные машины. А гранёные стаканы старого образца не помещались в устройство, и тогда придумали таких, как я. Но мне там не нравилось и я сделал попытку оттуда сбежать!
-Как? - оживился мальчик.
-Упал на пол, в надежде, что разобьюсь на мелкие стёклышки, - ответил гранёный стакан.
-Но тебя бы выбросили бы? - испугался Ярослав.
-Ну и что? Зато девочки, которые собирали стёклышки, собирали бы мои частички в свои коллекции. Но мне не повезло. Я остался целый, и тогда я стал падать ещё чаще и, в итоге, от меня решили избавиться, - продолжил рассказ стакан.
-Как? - снова испугался мальчик.
-Меня передали на железную дорогу, как самого неустойчивого, - ответил улыбаясь стакан.
-А там разве нужны не устойчивые? - нахмурился мальчик.
-Ты когда-нибудь ездил на поезде далеко? Ну, например, в другой город? - спросил граненый стакан.
-Нет, - отрицательно покачав головой сказал мальчик.
-Попроси папу и маму пусть свозят куда-нибудь поближе, и обязательно попроси чай у проводника, - посоветовал стакан.
-Хорошо, а зачем? - спросил Ярослав.
-Затем, чтобы увидеть, что каждый гранёный стакан подают в красивейшей оправе подстаканника!!! - мечтательно произнёс стакан.
-А что такое подстаканник? - спросил мальчик.
-А вот это тебе тоже ещё придётся узнать, только чур, условие: до поездки на поезде ты не будешь смотреть в интернете, что такое подстаканник, хорошо? - прищурился стакан.
-Хорошо, - улыбнулся Ярослав и признался. - С тобой так интересно, хотя ты и такой...
-Какой? - напрягся гранёный стакан.
Ярослав стал быстро думать, что бы сказать такого , чтобы не обидеть своего собеседника.
-Обычный, - наконец робко произнёс мальчик.
-Да, я обычный, поэтому я легко и раскрываюсь перед тобой. Вон видишь рядом стоит расфуфыренный китайский сервиз, так слова не скажет — строит из себя... - фыркнул гранёный стакан.

-Ярослав, нам нужно идти, - окликнул мальчика папа.
-Ну, папа... - проканючил мальчик.- Ещё пять минут.
-Мама ждёт, да и магазин закрывается, - сказал отец.
- Ты иди, - сказал мальчику стакан. - Даже если больше не встретимся, то ты всё-таки прочитай "Мишкину кашу" и прокатись на поезде? Хорошо?
- Хорошо... - смаргивая влагу с ресниц сказал Мальчик.
-Ну, идём, - потянул сына за рукав в двери отец.
-Подожди, - мальчик освободил руку и подошёл к продавцу.
- Сколько у вас стоит старый гранёный стакан? - спросил он и услышав цену попросил.- Не продавайте его никому...


П.С. Продолжение следует.


Рецензии
Наташа интересная твоего разлива версия или легенда о жизни гранёного стакана.

Наташа, а ведь и есть советская версия происхождения гранённого стакана с ободком.

Утаила, или она пожалуй не для маленьких мальчиков.

С уважением, Николай С.

Николай Скороход   26.10.2022 23:25     Заявить о нарушении
Николай, здравствуй. Не утаила, видимо просто сама не знаю её. Напиши в комментарии))). Кстати, продолжение выставила о жизненном путешествии стакана.

Наталья Куфина   27.10.2022 10:25   Заявить о нарушении
Наташа, выполняю твою просьбу, всё из интернета:
Советский граненый стакан – настоящая легенда и символ, который может потягаться по популярности и узнаваемости с медведем, чебурашкой, водкой и автоматом Калашникова. На самом деле сложно будет отыскать в советском «фольклоре» вещь, которая был бы окружена большим количеством мифов. Итак, об этом предмете посуды и символе советского общепита поподробнее.
Первым делом стоит ударить по мифу о количестве граней. На самом деле у классических советских граненых стаканов было не только 18 граней. Были также стаканы 20, 14, 12, 16 и даже 10 гранями. Выбор такой формы обусловлен причинам исключительно прагматичного толка – стакан с четным числом граней намного проще массово производить. Тоже самое касается объемов. Граненые советские стаканы бывали на 50, 100, 150, 200 и 350 мл. Стоимость стакана колебалась от 3 до 14 копеек.

Кроме того, правильная геометрическая форма делала стакан очень прочным и хорошо защищённым от падений, что значительно повышало его ценность для использования на объектах общепита.
Впрочем, существуют весьма «поэтичные» версии о том, что 16 граней символизировали число республик СССР! А верхний ободок, объединяющая и руководящая роль компартии.
Но похоже это только версия, документами это не подтверждено.

С уважением, Николай С.

Николай Скороход   27.10.2022 15:06   Заявить о нарушении
Николай, спасибо. Вот насчёт количества 16 граней, республик, почему его ещё называли Маленковским и сколько стаканов нужно, чтобы достичь высоты одной из советских скульптур - это всё будет в третьей части))). Я просто думала, что, может, там что-то не из совсем или совсем не из приличного))). Мало ли, какие байки и мифы были в мужских кругах о гранёных стаканах))).

Наталья Куфина   27.10.2022 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.