Отличие философского метода от научного. 2 часть

Итак, прерогативой философии является деятельность по осмыслению взаимопроникновения субъективного и объективного. Но каков механизм такой деятельности?
Для начала отметим, что философский метод не заменяет и не подменяет научный, у них разные задачи. Научный метод позволяет создать механизм, то есть последовательность событий, предопределённых причинно-следственной связью - и в этом его предназначение. Воздействуя на элементы созданного научным методом механизма, мы получаем необходимый результат. Но сама необходимость результата далеко не всегда (хотя и может быть) является следствием научного требования, иначе - частью другого механизма. В реальной человеческой жизни эмоции, чувства, страсти предопределяют деятельность людей не меньше, чем рассудок, логический ум - то есть один из двух двигателей человечества не только не поддаётся объяснению, но и сам управляет умом, этим орудием научного метода.
Отсюда сами учёные нередко становятся орудием низменных страстей и побуждений, бед и преступлений. Как говорится, создаёт бомбу учёный, а как её применить решает политик. Но из чего исходит сам политик? Или, если поставить вопрос шире, из чего исходит тот двигатель, который не подчиняется строгому научному рассуждению?
Вот мы и подходим к проблеме взаимодействия субъективного и объективного - можно ли человеку управлять своими чувствами, и если можно, то как? Ответ на этот вопрос находится в двух плоскостях - эмпирической и теоретической.
Эмпирическая часть есть набор правил, следуя которым, как неявно предполагается, можно жить правильно. Такие правила называют мудростью. Предполагается, что мудрость сама по себе способна влиять на чувства, формируя их в некотором ментальном пространстве. Достоинством мудрости является их краткость и афористичность, т.е. доступность максимально широкому кругу лиц и очевидное влияние на чувственность. Недостатком её является аксиоматичность и дефрагментированность, то есть, отсутствие такого качества, которое имеет научный метод - способности к созданию механизма.
Теоретическая часть заимствует у эмпирической её свойство влиять на чувственность, однако добавляет элемент научного подхода - опору на научные достижения и системность - взаимосвязь элементов эмпирической части в единое целое. Так появляется философия.


Рецензии