Послесловие о святителе Дионисии Ареопагите

Характерно, что итальянские историки философии Джованни Реале и Дарио Антисери во втором томе "Западной философии от истоков до наших дней" пишут об авторе "Ареопагитик" как о Псевдо-Дионисии: "Из греческих авторов наибольшее влияние оказал на Эриугену Псевдо-Дионисий (возможно, он был судьёй в Ареопаге, где состоялась встреча с апостолом Павлом). Когда выяснилось, что сочинения были скомпонованы много позже автором неоплатонической формации, то появилась приставка "псевдо"". Любопытная гипотеза, но всё-таки какой же человек, если принять написанное Дарио и Антисери, мог взять да и по- или переправить сочинения святителя Дионисия Ареопагита на неоплатонический лад, коли чуть ли не до 13-14 веков господствовало признание авторства именно Дионисия? Примечательно, что монофелиты (еретики, полагавшие, что во Христе лишь одна воля - Божественная) обращались к "Ареопагитикам" с тем, чтобы оправдать свою ересь; соответственно, они признавали не только авторство святителя Дионисия, но и авторитет его как ученика святого апостола Павла. Такие послесловные заметки.


Рецензии