Империя, которую создал Айсин-Горо
Предки маньчжур упоминаются в летописях и дипломатических актах под разнообразнейшими этнонимами: мохэ, йюмыны, су-шэни, чжур-чжэни, ню-чжэни, тунгузы, эвены, эвенки, дауры, богдойцы... Издревле славились они как искуснейшие на Дальнем Востоке лучники и наездники, а в 581 году н.э. китайского императора Вэнь-ди буквально поверг в ужас боевой танец, исполненный членами мохэского посольства ... В конце VII века чжурчжэньские племена основывают на северном побережье Жёлтого моря державу Чжэнь-Го , вскоре переименованную в Бохай-Го (иероглиф "Го" означает "государство"). В 926 г. страну Бохай, вкупе с северными китайскими провинциями, завоёвывает кочевой народ кидани … Возрождённое в начале XII века - под новым именем Цзинь-Го – Чжурчжэньское царство гибнет в 1234 году под ударами Чингизидов. Крепости были сровнены с землёй, богатства расхищены, уцелевшее население рассеялось. По отрогам Большого и Малого Хинганов, Сихотэ-Алиня и Станового хребта, по таёжным дебрям Амурского и Енисейского бассейнов... Живую память солнечной империи Бохай бережно хранят северные чжурчжэни: оленеводы-эвены Оймяконского нагорья, обитающие близ знаменитого "полюса холода"… Между тем, в XVI-XVII столетиях южные чжурчжэни сподобились не только возродить из пыли и праха средневековую державу Цзинь-Го, - но даже утвердить свою власть над соседним Китаем: вплоть до Синьхайской революции 1911-12 годов, в Пекине царствовали императоры чжурчжэньской (маньчжурской) крови. Один из них - Цянь Лун (годы жизни 1711 - 1799, годы правления 1736 - 1796) - посвятил своей прародине вдохновенные строки:
В этой стране изумрудны луга, здесь ключи ледяные,
Воздух прозрачный, седые священные горы...
В этой прекрасной стране жители духом прямые:
Храбрый народ, породивший вождя Айсин-Горо!
Воспетый Цянь Луном предок Айсин-Горо (он же Нурхаци) может по праву считаться ключевой фигурой маньчжурской истории. Он родился в 1559 году в верховьях реки Сунгари, у подножия священной горы Чанбайшань, в семье одного из многочисленных чжурчжэньских князей. Когда в 1582 г. его отец пал жертвой междоусобной вражды, - Айсин-Горо, вместе с 13-ю сохранившими верность вассалами, покинул родные края. Кому-то даже число 13 приносит удачу… Чанбайшаньские изгнанники неплохо отличились на поприще кондотьеров. Четверть века странствовал Айсин-Горо по джунглям, горам и пустыням; в непрестанных битвах и набегах наращивая боевой опыт... И в 16О8 году пробил его звёздный час: Айсин-Горо возглавил восстание конфедерации чжурчжэньских племён, состоявших на тот момент в подданстве китайской династии Мин (главной причиной мятежа послужили непомерные налоги). Одержав серию блестящих побед, повстанцы в следующем, 16О9 году добились независимости от Пекина. Так возникло ядро новой Чжурчжэньской державы. Из уст в уста передавались рассказы о неустрашимом полководце; от тёплых вод Жёлтого моря до суровой Амурской тайги прославлялись бродячими певцами подвиги Айсин-Горо!.. Кстати сказать, Айсин-Горо создал весьма оригинальную систему военного управления и комплектования. Наличный состав своей армии, охватившей почти всё взрослое мужское население конфедерации, - он в 16О9 г. разделил на 4, а затем на 8 равных частей. "Он воинам знамёна дал" – пелось в чжурчжэньской песне. Первые 4 знамени были моноцветные: белое, жёлтое, синее и красное (все знамёна - треугольной формы). В 1615 г. к ним добавились 4 окаймлённых знамени. Соединениями-"знамёнами" командовали дутуны, подчинённые государю напрямую. Изначально каждое "знамя" составляло корпус из 5 полков 5-ротного состава. А в дальнейшем, поскольку знамённая служба была для мужчин чжурчжэньского корня наследственной, численность контингента возрастала пропорционально естественному приросту... Роты разворачивались в батальоны, полки - в дивизии. Если при Айсин-Горо общая численность знамённых войск составляла порядка 6О тысяч сабель, то к началу ХХ века возросла до 4ОО тысяч...
На состоявшемся в феврале 1616 г. съезде чжурчжэньских князей маститого вождя провозгласили императором (в чжурчжэньском языке императорский титул обозначался монгольским словом "богдыхан" - то есть"священный хан"). Тогда же Айсин-Горо взял себе фамилию Цзинь ("Золотой"), а империю свою нарёк Цзинь-Го: в честь прежнего государства чжурчжэней. Можно сказать, что из мелких черепков ему удалось склеить прекрасную, звонкую вазу!.. Через два года богдыхан начал новую войну с Китаем ; в 1621-м отвоевал древний Мукден (основанный чжурчжэнями-бохайцами в 918 г.) и сделал его своей резиденцией. Местные китайцы (ханьцы) сочли за лучшее присягнуть на верность новому повелителю; "параллельное" китайское название Мукдена - Шэньян - было официально изменено на Шэньцзин: "процветающая столица"... В 1623 году неутомимый Айсин-Горо приступил к освобождению Ляодунского полуострова. Стройными рядами двинулись на юг, к Жёлтому морю, четыре корпуса чжурчжэньской кавалерии (знаменитый полуостров Ляодун - исконная земля чжурчжэней-йюмынов)... Для Айсин-Горо эта война стала последней. Скончался доблестный богдыхан в 1626 году, после поражения в битве с китайцами за портовый город Нинъюань... Некоторые авторы приписывают Айсин-Горо ещё два судьбоносных исторических деяния. Он разработал стройную систему чжурчжэньской письменности (на основе Монгольского алфавита). И, кроме того, дал своему народу новое, более громкое имя. Чжур-чжэни стали мань-чжурами: "полноправными обладателями". Такое имя ко многому обязывает... Переименование, конечно же, коснулось исключительно подданных богдыхана; прочие племена чжурчжэньского корня сохранили свои местные названия (дауры, эвены, эвенки,орочоны,ламуты) или же обобщённые : чжурчжэни, тунгузы ...
По другой версии, переименование нации произвёл в 1636 г. Абахай - наследник Айсин-Горо, его 14-й сын. Одновременно Абахай поменял отцовскую фамилию Цзинь на созвучную : Цин . В результате, династия маньчжурских богдыханов стала тёзкой древней китайской династии, один из представителей коей - знаменитый Цин Ши-Хуан-ди - воздвиг в III в. до Р.Х. Великую пограничную стену... Нетрудно догадаться, что в акте перемены фамилии просматривались честолюбивые притязания богдыхана на Пекинский престол - который и был завоёван в 1644 г., вскоре после смерти Абахая. При численном соотношении маньчжур и китайцев - примерно 1 : 1OO! В это время на богдыханском троне сидел 6-летний сын Абахая, Шуньчжи. В союзе с китайским генералом У Сань-Гуем, маньчжуры выбили из Пекина отряды узурпатора Ли Цзы-Чэна (принадлежавшего к тоталитарной секте "Белый лотос"). И перезахоронили со всеми подобающими почестями легитимного императора Чжу Ю-Цзяня (покончившего самоубийством накануне захвата столицы дерзкими сектантами). После чего царственный младенец Шуньчжи был провозглашён наследником павшей династии Мин. Так зародилась маньчжуро-китайская державная уния: Дай-Цин-Го! Великое Государство Цинов. Или – в дословном переводе: Великое Чистое Государство. Его столицей и богдыханской резиденцией стал Пекин, за Мукденом также была сохранена часть столичных функций (единственным общим для Маньчжурии и Китая министерством был МИД, находившийся в Пекине). В дальнейшем, Шуньчжи восстановил сожжённый сектантами величественный Храм Предков (Тай-Мяо, основан Минскими императорами, располагался к востоку от площади Тянь-ань-мынь). Теперь в нём были выставлены для поклонения таблички с именами Айсин-Горо, Абахая и их супруг… В 1651 г. был отреставрирован (из личных средств Шуньчжи) полуразрушенный буддийский храмовый комплекс Юнганг. В пещерных храмах появились новые статуи просветлённого Сакья-Муни Будды, стены же были украшены портретными фресками маньчжурских государей. И весьма символично, что в следующем, 1652 году в Пекин прибыл V Далай-лама (1617 - 1682). Духовный глава Тибета заявил о своём желании стать вассалом маньчжурской династии Цин. В память об этом судьбоносном визите, в Пекине была построена Белая пагода…
Для личной охраны богдыхана были выделены 4 гвардейских батальона (по одному от каждого "знамени"). Эти батальоны (ставшие наследственными) были расквартированы в хотонах (переулках) Пекинского Внутреннего города... За два с половиной века в Пекине сложился специфический диалект маньчжурского языка. Сейчас, увы, он практически вышел из употребления, а было время, когда пекинские гвардейцы ездили учить родной словесности детей маньчжурских солдат в далёком Синьцзяне...Помимо естественного прироста, пополнение знамённых войск шло за счёт приёма добровольцев - г. о. из числа северных чжурчжэней (дауров, солонов и других). Они получили статус "новых маньчжур" (ичэ-маньчжур), в отличие от "старых" (фэ-маньчжур), участвовавших в завоевании Китая... Кроме того, в 1685 г. перешли в маньчжурское подданство казаки Албазинского войска, основанного в 1665 г. Атаманом Никифором Черниговским (его биография, также как и биография Айсин-Горо, подобна приключенческому роману!). По достоинству оценив своих прежних боевых противников - мудрый богдыхан Кан-си (сын Шуньчжи) включил иммигрантов-албазинцев в состав "жёлтого с красной каймой знамени". Которое - наряду с белым и жёлтым "знамёнами" - принадлежало к элитным формированиям (ими командовали принцы императорской крови). Многие албазинцы покрыли себя славой в горах, степях и оазисах Восточного Туркестана. Некоторые же - пополнили ряды гвардейского батальона "жёлтого с красной каймой знамени", расквартированного в северо-восточных хотонах Внутреннего города (система великолепных каскадных прудов, вырытых и одетых в белый мрамор пекинскими албазинцами, уцелела, по крайней мере, до 1997 года). И маньчжуры, и албазинцы все поголовно были возведены в ДВОРЯНСКОЕ достоинство.
Итак, напомню, в 1644 году царственный младенец Шуньчжи положил начало маньчжуро-китайской державной унии: Дай-Цин-Го.
«Завоеватели-маньчжуры ввели в Китае новые, благодетельные для страны порядки»
(как писал немецкий географ Вильгельм Сиверс)
Два мощных фактора способствовали и, в сущности, предопределили столь парадоксальный поворот событий. Во-первых, трудноразрешимый территориальный спор Китая с Маньчжурией. Во-вторых – затяжная гражданская война в Китае, ослабившая мощь Срединной империи... В известном смысле, завоевание Пекина при богдыхане Шуньчжи явилось логическим завершением освободительных походов его деда Айсин-Горо. Ибо династическая уния Маньчжурии и Китая послужила надёжнейшим гарантом ненападения Китая на Маньчжурию... Короче говоря, Абахай был по-своему прав, когда взял курс на овладение Китайской державой. Однако, при этом он совершил один весьма грубый просчёт, в дальнейшем (в ХХ веке) обернувшийся для маньчжурской нации великими бедствиями. Данным просчётом как раз и была вышеупомянутая перемена фамилии. Есть все основания полагать, что при ином раскладе, вспыхнувшая в Китае в 1911 г. Синьхайская революция имела бы своим последствием формальное расторжение Маньчжуро-Китайской династической унии, аналогичное произошедшему в 19О5 году расторжению унии Шведско-Норвежской. Для Маньчжурии подобный вариант явился бы наименьшим злом. Но этого не случилось ! Ибо громогласно провозглашённое д-ром Сунь Ят-Сеном "освобождение Китая и Монголии от маньчжурского ига" обернулось на деле продолжительным господством китайских милитаристов над Маньчжурией (1912 - 1931 годы) и кратковременным - над Внешней Монголией (1918 - 1921 годы).
Поразительно, что ни одна из великих держав не сочла возможным усомниться в "правах" новорождённой Китайской республики на маньчжурские провинции Мукден, Гирин и Хэйлунцзян. Разгадка данного парадокса кроется в лингвистическом казусе XVII столетия... Общеизвестно, что китайцы (ханьцы) никогда не называли свою страну Китаем. Русское слово "Китай" и староитальянское "Cathay" восходят к вышеупомяну-тому воинственному племени киданей (кара-китаев)... Тогда как в большинстве китайских самоназваний используется иероглиф "Чжун" ("средина") : Чжун-Го ("Срединное государство"), Чжун-Юань ("Срединная равнина"), Чжун-Хуа ("Срединный цветок"). В официальных актах династии Юань (отрасль Чингизидов) империя именовалась Дай-Юань-Го, т.е. "Великое государство Юаней" ; в актах династии Мин : Дай-Мин-Го. Вполне естественно, что и богдыхан Шуньчжи нарёк подвластное ему государственное объединение: Дай-Цин-Го. А поскольку находившийся в Пекине МИД был общим для Маньчжурии и Китая министерством, - то и все международные трактаты заключались от имени Великого Цинского государства; даже в тех случаях, когда конкретный документ затрагивал чисто-китайские или чисто-маньчжурские интересы. И вот здесь-то возник казус! Дело в том, что многие иностранные названия Китая (Чжун-Го) исторически восходят к древней династии Цин (246-2О7 г.г. до Р.Х.) : французское Chine, английское China, итальянские China и Cina, немецкое China, румынское China (Кина), арабское 'Син' и т.д. Что и породило великую путаницу : переводчики вышепере-численных наций смешали новых Цинов с древними, а Дай-Цин-Го отождествили с Чжун-Го. Там, где в китайском тексте договора фигурировало "Дай-Цин-Го" - они ставили "Chine" или "China". Стало быть, когда в китайском тексте династическая уния Китая с Маньчжурией подразумевалась, - во франко- или англоязычном варианте уния игнорировалась! Так происходила невольная дезориентация мирового сообщества...
Следует особо подчеркнуть, что для русских актов середины XVII в. антинаучное отождествление Чжун-Го и Дай-Цин-Го не было характерно. Первые сведения о Мань-чжурском богдыхане были доставлены в Россию прославленными землепроходцами В. Д. Поярковым и Е. П. Хабаровым, совершившими - соответственно, в 1643-45 и 165О годах - плавания по Амуру. В поярковском отчёте упоминается могущественный хан "Боброй"; Хабаров приводит более точную транскрипцию монголо-маньчжурского титула: "Богдой" (это было в начале царствования Шуньчжи). На какое-то время в русской литературе утвердились, в отношении маньчжур, наименования "богдойцы", "богдойские люди" (то есть подданные богдыхана); Маньчжурию называли "Богдойской землёй". Данная терминология исключала какую-либо возможность для произвольных отождествлений, ибо по-китайски императорский титул звучал иначе, и богдыхан для маньчжур был тянь-цзы или хуан-ди для ханьцев... Однако ж, в дальнейшем, невероятное смешение понятий произвёл русский дипломат румынского происхождения Н.Г.Милеску-Спафарий. В 1675-76 г.г. он возглавлял Великое посольство к императору Дай-Цин-Го Кан-си . Перевалив в январе 1676 г. «через Торгочинские горы» (это – монгольское название Большого Хингана), Николай Милеску в своём "Дорожном дневнике" нарёк этот хребет –
"рубежом китайским первым".
Для сравнения : казачий десятник Игнатий Милованов,проследовавший в Пекин тем же маршрутом шестью годами ранее,писал более корректно:
"Мы ехали от Нерчинского острогу до первых богдойских людей, до торгочин (а торгочины живут кочевные) 17 дней"...
Милеску же, по возвращении в Москву, засел за написание серии историко-географических трудов, на сотню лет ставших классическими. Одна из его книг носит поразительное название:
"Сказание о великой реке Амуре, которая разграничила русское селение с китайцы"!
А ведь Милеску-Спафарий отлично знал разницу между китайцами и маньчжурами (которых он именовал "богдайскими татарами"), - ибо другое его сочинение как раз посвящено истории непростых взаимоотношений этих народов :
"Книга, а в ней повесть как в нынешнем веце богдайские татаровя одалели и завладели чють не все Китайское государство, такоже и обычай их татаров и бой описуется".
Итак (подчеркну ещё раз!): Милеску-Спафарий не мог не знать, что Приамурье является маньчжурским (богдойским), а отнюдь не китайским краем... Теперь уже трудно понять, что заставило маститого дипломата проигнорировать самоочевидный факт династической унии Маньчжурской и Китайской империй? Имело ли здесь место слепое следование конструкциям родного, румынского языка – или же то был сознательный политический подлог ? - кто может сказать ...
Сейчас Маньчжурской страны не существует! Есть экономический район Дунбэй, объединяющий три пограничных провинции на северо-востоке "Китайской Народной Республики". "Дун-Бэй" как раз и означает по-китайски: "Северо-Восток". Коротко и ясно! Более того : в середине ХХ века услужливые советские филологи пытались вовсе изгнать из русского языка термины "Маньчжурия", "маньчжурский", заменив их везде и всюду "Дунбэем", "дунбэйским" (к счастью, подленькая инициатива не увенчалась успехом). А в КНР в это время набирала обороты «аграрная революция», приведшая к массовому голоду 1957-61 годов. В пекинских ресторанах выдавали тогда по карточкам чашку супа и маленькую рыбку. А в провинции 3О миллионов человек стали жертвами безумного (или – дьявольски умного?) коммунистического эксперимента! На этой волне в 196О году, в Пекине был уничтожен храм Тай-Мяо, реликвия династии Цин (где хранились имен-ные таблички богдыхана Айсин-Горо , его жены и потомков). Маоисты сровняли Тай-Мяо с землёй, а на его месте воздвигли помпезный Дворец культуры. Коммунистической культуры. Так совершилось ритуальное убийство (или попытка убийства) маньчжурского народного духа!.. Ещё в 1957 г. Чжоу Энь-Лай рапортовал о "скором завершении исторического процесса" ассимиляции маньчжур:
- Их осталось сейчас мало! - торжественно возвестил он с партийной трибуны.
Лично мне бы очень хотелось, чтобы Приморскому краю РФ возвращено было имя Восточной Маньчжурии. И не должно быть Лазовского района в Приморском крае! Не должно быть и памятников Сергею Лазо - большевику и садисту! (а памятник есаулу Валериану Бочкарёву - должен быть) Реке же Партизанской (названной в честь красных партизан) следует вернуть древнее маньчжурское имя Сучан. Во имя Истины и Справедливости! В память об Империи, которую создал Айсин-Горо.
Впервые эта повесть была опубликована в альманахе «Перекрёсток цивилизаций», № 1 / июль 2О18 г.
Свидетельство о публикации №222102101065