Правда - критерий истины?

С детства нам вкладывают в сознание разные жёсткие клише, с которыми мы порой идём через всю жизнь. Их порой очень сложно изменить, потому что они крепко внедряются и укореняются в мозгах и застревают в них железобетонной конструкцией.

Вот, например, фраза «Практика – критерий истины». Вроде бы всё ясно без дополнительных комментариев. Но если разбираться по сути и глубже, то возникает много дополнительных вопросов. Например, а сама практика должна соответствовать каким-то критериям естественности, правды жизни? Иными словами, только правдивая практика, выстроенная не на искусственных схемах и кем-то придуманных рукотворных процессах, может привести нас к Храму. Значит ли это, что сама по себе истина – это правда, приобретённая на практике, в процессе движения и постижения непростых процессов бытия?

Но ведь каждый из нас движется по своим «неведомым дорожкам», своими «неведомыми путями», пытается постигнуть свою правду-истину.

Выходит, что у каждого из нас «своя правда»? И практика не всегда оказывается критерием «общей истины»?

Вот на ресурсе с одним из авторов у меня состоялась дискуссия на эту непростую тему.

Привожу её для других, кто хотел бы подключиться к данному разговору.

А.Ч.: Каждый проживает свою жизнь, имеет своё восприятие мира, а значит и свою правду! Но это не означает, что эта правда единственно правильная! Свою правду надо уметь понять относительно других правд и совместно выработать единый НРАВСТВЕННЫЙ закон! Вот с этим как раз проблема!

С.Б.: Не согласен. На основании " у каждого своя правда" никогда не выработается ничего единого, потому что каждый будет считать, что правда-то у него. Надо понять, что у каждого своё собственное видение мира, но совершенно незачем это видение называть правдой.
Единый нравственный закон вырабатывать не надо, он уже есть - Закон Божий, которому на протяжении сотен лет подчинялись очень многие люди до того времени, как на него организовали гонения все, кто желает подчиняться только закону денег. «У каждого своя правда. Почему это неправда».

А.Ч.: А как тогда эту "единую Правду" найти или создать? Палкой вбить или всех насильно в церковь затащить? Реально как этого добиться?
Насильно мил не будешь. Каждый должен сам искать и найти истину, и пока нашедших её будет достаточно много, мир не погрузится в хаос.
Вот вы сами и написали: каждый должен пройти свою дорогу, и свою правду! Но найти в себе силы и способность через знания и опыт соединить свою Правду с другими для солидарного развития!!!

С.Б.: Вы взялись говорить о правде, а сами говорите неправду. Я не писал, что каждый должен найти свою правду, а написал, что каждый должен сам искать и найти истину.
Если Вам так нравится соединять свою "правду" со множеством других "правд" - пожалуйста, будьте как все, которые ищут не пойми чего, не понимая, что уже потеряли самое главное.

А.Ч.: А что такое истина, как не движение к Правде?
Мы уже с вами переходим в разряд разобраться "по понятиям".
Вот одно из утверждений понятия "правда":
Правда - это верное утверждение; то, что соответствует представлениям об истине. «Сказать правду».
Или у вас какое-то другое понимание и сочетание правды и истины?

С.Б.: Я понял, что Вы меня поняли, но мой ответ Вас не устроил. Истина не может быть движением к правде. Истина - это то, что есть независимо от Вас, от меня, или от кого-либо другого. В плане нравственном истина - это Закон Божий. Лучшее понятие правды - у Даля В.И. в "Толковом словаре русского языка": «правда есть истина, взятая в жизнь».
Поэтому не истина есть движение к правде, а правда есть движение к истине.

А.Ч.: Я вполне согласен с утверждением, что "правда есть движение к истине".
Только истина как данность - это немного сказочное понимание действительности существующего мира. Даже если принять за основу, что "правда есть истина, взятая в жизнь". Социальное пространство тоже формируется людьми, несмотря на "высший суд". Но тут уж у каждого своя правда, как считать и какую точку отсчёта брать за основу! :-)

С.Б.: Не обольщайтесь! Вы не формирователь социального пространства, а его потребитель, даже вернее сказать, продукт. Так же, кстати, как и я, и все остальные.
Формируют социальное пространство две могущественные силы, две идеологии: вера в Бога и вера в деньги. Всё остальное - их производные, в той или иной степени. Вера в Бога предлагает свод нравственных принципов (один из главных: люби ближнего так же, как самого себя), которые позволяют сохранять гармонию человеческих отношений. Вера в деньги предлагает всё, что угодно - лишь бы человек не задумывался ни о смысле жизни, ни о своём ближнем, а заботился только о самом себе. Вера в деньги даёт реальную свободу (понимаемую, как полная безответственность за содеянное) исключительно сверхбогатым, остальным - не более, чем её иллюзию. Чтобы закамуфлировать бездну между сверхбогатыми и остальными, придуман термин "средний класс" - это те, которые живут вроде бы как богатые, хотя всё куплено в кредит, то есть они по сути дела - нищие, зависимые от сверхбогатых.
Вера в деньги путём революций создала "демократию", удобную ей тем, что система "демократических выборов" позволяет подкупать избирателей и манипулировать итогами выборов, оставляя реальных кукловодов за кулисами создаваемого театра абсурда.
Вера в деньги не останавливается ни перед чем, чтобы низвести человека до состояния полной подконтрольности себе. Для того и обезьяну объявили предком человека. Для того и совесть назвали проявлением комплекса неполноценности, который необходимо изживать. Для того придуманы десятки гендеров и поощряются любые развлечения - главное, чтобы человек не задумывался, для чего же он живёт.
Принципом "У каждого своя правда" снимается последний тормоз на пути беспредела дездумия и поощряемой оргии "свободы" во всём.

А.Ч.: Вы поднимаете фундаментальные вопросы нашего мироздания, поэтому тут с кондачка проблему, о которой задумываются уже давно, нам не решить. Но поразмышлять стОит. Истина как бы одна в абсолюте, но тем не менее у каждого своя правда, а значит свои пути и методы движения к этой истине. Порой и ошибочные, которые не ведут к храму…
Вы, вероятно, согласитесь, что правда основывается на истине. Однако, свести её к ней вряд ли получится. Иными словами, правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Есть утверждение, что Соломон, выслушивая стороны, участвующие в споре, заявлял, что каждый из них прав. Прав потому что является носителем каждый «своей правды». Прав как носитель своей правды. Но ведь правда может приблизиться к истине? Если это так, то её нужно искать!
То, что в формировании социального пространства мы порой являемся даже не просто тупыми потребителями, а вообще – безмолвными «продуктами» («овощами»), которые перекладывают «с полки на полку», я в принципе согласен. Но ведь и «сильные мира сего», хоть и вершат судьбами человечества, одновременно являются и заложниками собственных решений. А, значит, - тоже продуктами собственной «жизнедеятельности».
В этом смысле, коллективный разум и является мерой сохранения социума от полного поругательства со стороны безумцев разных мастей.
Мы используем деньги – значит в той или иной степени являемся потребителями «золотого Тельца». И Бог у каждого из нас свой! А, значит, и своя Правда! А вот до истины нам бы добраться, причём солидарно. Для этого нужно адекватно отражать мир в своей голове. Без знаний, критического осмысления действительности и волевого интеллекта тут нам не обойтись!
На этом наша дискуссия прервалась…

Но вопросы остались…

Вопрос: Как формировать единую правду, единую цель и пути её достижения, если даже двое людей порой договориться между собой «по понятиям», по сути и по ценностным ориентациям не могут?

Известная фраза из американского научно-фантастического сериала 90-х годов ХХ века «Секретных материалов»: «Истина где-то рядом». И звучит приятно, и канон. Фраза в оригинале “The truth is out there”. Означает ли это то, что истина недостижима?

Попросим в помощь интернет-ресурсы. Находим:

Правда - это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.
 
Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.
 
А теперь вместе с героем российского фильма 90-х гг. ХХ века «Брат» и «Брат-2» зададимся вопросом: «В чём сила, брат?». Где сам же герой на него и отвечает: «Сила в правде. Кто прав, тот и сильнее».

Только правда бывает и очень горькой порой, и знать реальную правду не все хотят, оставаясь в тисках собственных иллюзий.

Александр Невский, в преддверие Невской битвы между новгородцами под командованием Александра Ярославича и шведским войском, многократно превосходившем русские дружины в живой силе, благоверный князь воздал многочасовую молитву Господу, прося победы над врагом. Дружины, стоявшие у храма, где молился Александр и ожидавшие его несколько часов, при появлении князя услышали от него такие слова: «Не в силе Бог, но в правде. Братья, если Бог за нас, то кто против нас?»

Означает ли это, что только правда может быть критерием истины? Только надо эту Правду найти. Это примерно то же самое, как отличить родниковую воду от мёртвой воды, которая может быть по цвету и даже вкусу такой же. Чтобы не ошибиться в поиске Правды, нужно много работать над собой, над критическим отношением к действительности, а не воспринимать как бы «правду», которая как из канализации потоком «льётся» с чужих уст в качестве «истины в последней инстанции»! А мы в эту «правду» безгранично верим?

А вам как кажется?

P.S. Некоторые мысли по данной теме высказаны мною ранее в текстах под названием «Моя правда» и «Сила в правде».


Рецензии
Мне кажется, правда - критерий истины, если она путь к истине. Истина - это Христос, как Он сам и сказал о Себе Пилату. Пример такой примитивный из житий святых: много было разных святых, один злющий, другой блудник, зарывал себя по шею в землю, третий был разбойником, грабил и убивал людей. И так далее. Все они исправились и спаслись. Но индивидуальность их осталась с ними. Они не стали одинаковыми. То есть правда личная вела их к Богу индивидуальным путем. Им понадобился собственный опыт и мировоззрение. Также и нам возможно не подошла бы их правда. У нас должна быть своя. Не знаю, правильно ли я поняла вопрос, может я немного на своей волне, но такое сложилось мнение) С уважением,

Эмилия Лионская   06.04.2023 18:29     Заявить о нарушении
Расхожее выражение, что "у каждого своя правда" в сущности отражает тот факт, что все мы разные, у каждого из нас свой опыт и природные наклонности, и каждый из нас ищет свою дорогу к Храму! Но раз мы говорим к Храму, то предполагаем, что идя разными путями-дорогами, встретимся всё-таки в одном месте. Но по жизни зачастую оказывается далеко не так. Нас разделяют и властвуют над нами разные социальные и природные стихии. Выходит, что нужно, прежде всего, внутри себя найти веру и тот самый нравственный закон, которому следовать. Причём, попытаться выработать его самостоятельно, без подсказки "сверху". Тогда и объединение в сообщество мыслящих по принципам правды разумных существ станет чуточку больше...

Не знаю, смог ли я донести свою мысль в целостности...:-)

Спасибо за то, что поделились вашим пониманием...

Алексей Чернышов 5   07.04.2023 10:46   Заявить о нарушении
Вы знаете, я еще долго думала на эту тему, она мне не безразлична. Много лет(13) жила я в монастыре. Почему я говорю про монастырь, потому что это как бы более концентрированный вариант прихода. Там все проблемы правды и Истины вылезают на поверхность и с этим ничего невозможно сделать. По моим наблюдениям, очень-очень редко люди, собравшиеся под одной крышей ради Господа, помнят об Истине. Это в реальности невозможно. Что в женском монастыре, что в мужском. Все равно все превращается в игру и лицемерие. Вообще единственный путь, естественный для человека, - это семья, муж и жена. А все остальные способы взаимодействия - это извращения, их не было в первые века христианства. А сейчас эти институты нужны, чтобы делать деньги, укреплять церковный бизнес. Я написала очень печальную повесть о своих приключениях в монастырях, женском и мужском. Если будет интересно, прочитайте. Мы довольствуемся правдой, потому что Истины давно с нами нет. Но мы ее ищем! А Бог и намерения человеческие целует, поэтому будем искать дальше.

Эмилия Лионская   07.04.2023 12:00   Заявить о нарушении
Согласен, что главное СЕМЬЯ - это муж, жена и дети! В расширительном прочтении - ещё и близкие родственники. Всё остальное - придумки ложной цивилизации.
А насчёт истины. Главное - хотеть искать. А так истина всегда где-то рядом, в чём-то недостижима, но при этом должна быть востребована в качестве путеводной звезды познания...
А насчёт вашего пребывания в монастырях, мне кажется, что для широкой публики было бы интересно, чтобы вы сделали отдельный материал, где собрали самые важные выводы, которые пришли к вам после этого этапа жизни, увиденного и пережитого там, поделились ими в публицистической, документальной форме.

Алексей Чернышов 5   08.04.2023 13:42   Заявить о нарушении
Я опубликовала, она называется "Повесть о чёрных душеедах. Записки инокини" С реальными фотографиями. В назидание тем, кто думает, что монастырь - это побег от мира и от себя.

Эмилия Лионская   08.04.2023 17:43   Заявить о нарушении
Добрый день! Начал читать данное произведение. Оно поражает откровенностью и яркостью изложения. Однако, материал большой и непростой для восприятия. Даже в силу времени, не каждый сможет позволить себе прочитать и вникнуть в полный текст. Но материал крайне важный. Поэтому, как я писал, обращаясь к автору (делаю это ещё раз :-))попытаться сделать отдельную статью, в который отразить квинтэссенцию данного материала, несколько самых важных тезисов и наблюдений и выводов, которые уже сейчас уже выкристаллизовались по прошествии определённого времени и с точки зрения сравнительной характеристики светской и церковной жизни и возможно выйти на какие-то обобщения!

Алексей Чернышов 5   09.04.2023 14:46   Заявить о нарушении
Спасибо большое за внимание к этой проблеме. Я постараюсь выполнить Вашу рекомендацию. Хотя выводы у меня созрели очень революционные и страшные, далеко не каждый готов будет это читать. Эта проблема понятна многим священникам, прослужившим в сане не один десяток лет, и монашествующим, которые не приспособленцы, а реально ищут истину. Хотят спастись не путем скотского послушания, а путем стяжания Духа Святого, которого в монастырях днем с огнем не сыщешь.

Эмилия Лионская   09.04.2023 17:25   Заявить о нарушении
Мы сегодня живём в состоянии очередного перелома эпох, а значит переформатирования сознания и поиска символов веры. В такие периоды особо важно понять реальные, а не приукрашенные или скрываемые кем-то от глаз процессы и события. Только тогда у нас появится шанс найти себя и уверенность в том, что мы сможем выстроить образ будущего, в котором сможем жить по-человечески...
Так что ваши выводы, какими бы они не были революционными, как мне представляется, были бы очень важны. И ваше мнение очевидца - это ведь приглашение к дискуссии по совместному движению к ИСТИНЕ...

Алексей Чернышов 5   10.04.2023 09:50   Заявить о нарушении
Да ни черта себе ! И это всё я должен читать ? Не буду...

Роман Огнев   10.04.2023 10:39   Заявить о нарушении
"Бобик сдох"? Пошли сложные материи?

Алексей Чернышов 5   10.04.2023 11:45   Заявить о нарушении
Жизнь проста, если следовать её правилам. А нарушителей она строго наказывает...

Роман Огнев   10.04.2023 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.