24. Ноябрь 1368 года, Дмитрий Иванович

-Беда, княже! - возопил приведённый в горницу гонец. - Идут на Москву силы великие! Возглавляет их Ольгерд Литовский. С ним брат его Кейстутий Трокский, зловредный Михаил Микулинский и Святослав Смоленский.

Мигом созвали совет во главе с юными князьями, а также митрополитом Алексием и тысяцким Василием Вельяминовым. Москву застали врасплох, её войска были рассредоточены. Совет порешил стягивать их к столице, а пока армия не собрана, отправить навстречу врагу имеющиеся поблизости полки, состоящие из московских, дмитровских и можайских витязей с воеводами братьев-князей — Дмитрием Мининым и Окинфом Шубой. Им поставили задачу любой ценой задержать продвижение литовских полчищ к Москве.

События развивались стремительно. Дмитрию доносил о безжалостном разорении его владений. Уцелевших людей брали в плен, обращаясь как со скотом. Первыми с врагом схлестнулась дружина находящегося на московской службе Семёна Крапивы-Стародубского. Её легко разгромили, после чего разведчики сообщили о падении Оболенска и убийстве его князя. Литово-смоленско-тверские рати вот-вот должны были появиться.

И тут полки Минина и Шубы сумели отвлечь Ольгерда от столицы. Противник бросился за ними в погоню и несколько дней в Москве толком ничего не знали. Наконец, запыхавшийся витязь привёз ожидаемо плохие известия. Минин и Шуба бежали от литвинов как можно дальше на юг, мимо Тулы и Мценска, в Верховские княжества. Они старались не попасться преследователям, но в то же время держаться на виду. Это их и сгубило. У речки Тросна, что в верховье Оки, храбрецов настигли и уничтожили. Окрестности тоже разорили.

-Ольгерд снова спешит сюда, - заключил витязь. - Он скоро появится. Остаётся лишь запереться в Кремле и надеяться на крепость его стен.

Так и поступили, предварительно уничтожив слободские здания. Дальше Дмитрий, Владимир, Алексий, бояре и остальные москвичи бессильно наблюдали, как прибывший враг разоряет то, что уцелело в предместьях. Однако к самому городу Ольгерд не подступался.

-Знает, негодяй, что не возьмёт! - говорили люди.

Три дня литовские войска стояли у стен, на четвёртый — ушли.

-Что слыхать? - спрашивал Дмитрий. - Действительно ли Ольгерд убрался или затевает новую каверзу?

-Не сумлевайся, княже, ушёл! -доносили ему. - Пойманный язык утверждает, что литвин получил весть о нападении на его княжество ливонских рыцарей, а наши соглядатаи самолично видели, как ольгердовы войска покинули московские пределы. Земли твои в такой разрухе, будто по ним Батый прошёлся...

-Когда войска соберутся, - сказал Дмитрий брату Владимиру, - веди их на Михаила. Нужно отомстить ему за наведение на нас Ольгерда.

-Не след сейчас конфликтовать с ним, - возразили Алексий с Василием Вельяминовым. - Нужно перевести дух. А как мы это сделаем, если Ольгерд вновь нападёт на нас, обидевшись за шурина? К тому же мы давно обещали помочь псковичам отбиться от ливонцев, которые наседают на них второй год. Послушай доброго совета, князь: заключи с Михаилом мир! Пусть он забирает пока Тверь и Белый Городок. Мы отберём у него всё, когда накажем ливонцев и основательно подготовимся к новой войне.

Последнее слово осталось за митрополитом и тысяцким.


Рецензии