Колымские журавли 1987

 
                ><<>><

            Алексей Жемчужников
      
             ОСЕНННИЕ ЖУРАВЛИ

Сквозь вечерний туман мне под небом стемневшим
Слышен крик журавлей все ясней и ясней...
Сердце к ним понеслось, издалека летевшим,
Из холодной страны, с обнаженных степей.

Вот уж близко летят и, все громче рыдая,
Словно скорбную весть мне они принесли...
Из какого же вы неприветного края
Прилетели сюда на ночлег, журавли?..

Я ту знаю страну, где уж солнце без силы,
Где уж савана ждет, холодея, земля
И где в голых лесах воет ветер унылый,
То родимый мой край, то отчизна моя.

Сумрак, бедность, тоска, непогода и слякоть,
Вид угрюмый людей, вид печальный земли...
О, как больно душе, как мне хочется плакать!
Перестаньте рыдать надо мной, журавли!..

                1871

                ><<>><

          Александр Вертинский
      
          ЭМИГРАНТСКИЕ ЖУРАВЛИ

Здесь, под небом чужим я как гость нежеланный.
Слышу крик журавлей, улетающих в даль.
Сердце бьется сильней, видя птиц караваны.
В дорогие края провожаю их я.

Вот все ближе они, и как-будто рыдают,
Словно скорбную весть мне они принесли.
Из какого же вы из далекого края
Прилетали сюда на ночлег, журавли.

Холод, дождь и туман, непогода и слякоть,
Вид угрюмый людей и унылой земли...
Ах, как больно душе, как мне хочется плакать.
Перестаньте ж рыдать надо мной журавли.

Пролетают они мимо скорбных распятий,
Мимо древних церквей и больших городов.
А вернутся назад, им раскроют объятья.
Дорогие края на их радостный зов.
 
Но я знаю страну, там, где солнце сияет,
Зеленеют поля, колосятся хлеба.
Там улыбки друзей, там меня понимают.
То любимый мой край, то Россия моя.

                1929

              ><<>><

         КОЛЫМСКИЕ ЖУРАВЛИ*

Здесь, под небом чужим я свой срок отбываю,
На седой Колыме по статье о врагах.
Между мною – зека, и тобой, дорогая,
Часовыми стоят сопки, скалы, тайга.

Расцветает сирень у тебя перед домом.
Здесь весна не весна, а все та же зима.
Кто расскажет родным, кто расскажет знакомым,
Сколько жизней людских забрала Колыма?

Писем нет от тебя, или почта подводит.
Я  все жду не дождусь хоть каких-то вестей.
Надо мною на юг птицы клином уходят.
Как родных провожаю взглядом я журавлей.

Полетят они там, над лесами, полями,
Где родительский дом, где я был молодым.
Пусть расскажут отцу, сестрам, братьям и маме,
Что я русской земле сыном стал неродным.

Неужели навек с ними я распрощался?
Мне не хочется жить, просто сил нет терпеть.
Не видать мне краев, где я рос и влюблялся,
Журавли, мне за вами уже не поспеть.

Так летите хоть вы мимо павших распятий,
Безымянных могил, лагерей, городов.
И пусть вместо меня вам раскроют объятья
Дорогие края на ваш радостный зов.


© Copyright: Андрей Викторович Денисов, 1987 год, Братск – Иркутск.

_____________________________________________________       

Сноска КОЛЫМСКИЕ ЖУРАВЛИ* – моя сводная интерпретация
множества вариантов ставшей народной песни.



            ><<>><


Рецензии