Повод для гордости-Мира Кольцова

Вот есть такое выражение "Sеlf-made"- человек, который сделал себя сам. Вот и об ансамбле "Березка" можно сказать такое. Конечно, их поддерживали, их продвигали и помогали. Но, сам факт создания уникального ансамбля одним человеком с нуля в самые голодные послевоенные годы уникален. Череда творческих людей и талантов прошло через этот коллектив, но его создательница Надежда Надеждина и ее ученица Мира Кольцова, самые большие авторитеты и вдохновители. И просто приличные люди.

Всю свою жизнь Мира Михайловна Кольцова посвятила русскому началу. Ее работу можно назвать уникальной. Настоящее имя и фамилия Миры Кольцовой — Мириам Равичер. Ей знаменитая наставница Надежда Сергеевна Надеждина как-то сказала: «Иди в загс и меняй имя. Ты — Мира». Помолчав, добавила: «Мира Кольцова…»

Я смотрю на фотографию маленькой Миры и вижу маленького лидера. Редко кто из детей принимает такую позу, она кажется, означает твердую позицию. Счастья, что эта девочка, когда выросла, попала в "Березку" и подхватила у своего учителя эстафетную палочку.

Родилась она 21 декабря 1938 года в Москве. В "Березку" 19 летнюю Миру привела мама. Её сразу же взяли, хотя отбор был очень строгий. Брали девушек с очень хорошей подготовкой, учитывались, конечно, и внешние данные, обаяние, "огонёк в глазах".

А еще девушка была очень музыкальна. Музыкальное дарование её проявилось с 2 лет, когда она стала петь. В 4 года мама отвела дочку в Дом железнодорожников, где её взяли и в хор, и на сольный вокал. Малышка, кроме пения, танцевала в концертах, играла в спектаклях. Когда Мире было 9 лет, комиссия порекомендовала ей показаться в Хореографическом училище при Большом театре. После просмотра она стала там учиться. Девочка мечтала стать дирижером и выкраивала из скромных выделяемых училищем средств деньги на нотные книги. Поэтому могла спеть много арий. Любила подбирать на слух мелодии.

У неё простая трудовая книжка. Три места работы: хореографическое училище Большого театра, ансамбль "Березка" и ГИТИС. Причем общий стаж в ансамбле 65 лет, повод для гордости.

Даже режиссер С.Герасимов, в фильме которого она снялась («Девичья весна», исполнив главную роль – солистки хореографического ансамбля), не смог переубедить её оставить любимую работу. Она была верной и от добра добра никогда не искала.

В неё с юности был влюблен блистательный танцовщик солиста ансамбля Игоря Моисеева Борис Санкин. И Мира Михайловна влюбилась. И когда она ждала ребенка, то попала в трудное положение. Уйти в декрет оказалось сложно, возник конфликт. Сына она родила, но через месяц вернулась в коллектив, а мальчика воспитывала её мама.

Сын Филипп, красавица невестка Наталья и внук Николай.
Об этом артистка сожалела и чувствовала вину перед ним. Мира Михайловна вышла второй раз замуж за скромного и талантливого баяниста Леонида Смирнова. В последующие годы он продолжил работать с женой в одном коллективе. Был главным дирижером оркестра. И в то же время надежным помощником, истинным рыцарем, преданным своей даме сердца. Она была счастлива, что её сын и её внук состоялись в профессии, став композиторами, они с мужем всё для этого сделали.

На вопрос, почему расстались с первым мужем, Мира Михайловна отвечала: "Знаете, как у Чехова, ревновал бешено, сам же изменить был большой охотник. За ними бегали дамы… Он позволял им бегать…"

Недавно экранизировали историю "Берёзки", создав сериал. Я увидело её раньше, чем познакомилась с творчеством этого ансамбля. Мне он понравился, интересная тема. А потом я уже узнала, что он был слишком художественно-вымышленным и от настоящей "Березки" там почти ничего нет. Сериал прежде всего коммерческий, безусловно с хорошими актерами и захватывающим сценарием. Вот одна из неточностей, в коллективе на самом деле не было ни одного человека, которого в соответствии со временем, когда это происходило, могли бы назвать предателем. Ни один танцор не остался за границей после гастролей, никто не занимался незаконными валютными операциями, шпионажем или контрабандой. Я слышала такие же признания от Григория Чапкиса известного танцора Государственного ансамбля танца. Не доверять им нет оснований и это удивительно. Поэтому подобные мифы, как состарившиеся сплетни, обнуляются, не находя подтверждение.

Скажу вам со всей ответственностью, что счастлива, потому что меня Господь уберег и от гордыни, и от амбиций. А взамен дал требовательность к себе. Я сомневалась и не была довольна собой с первого танца и по сей день. Всегда колоссальное волнение до дрожи…
Большинство из нас помнит только легендарный танец, с ветками берёзы и известный особенной походкой девушек, создающей впечатление, что они стоят на месте, а сцена под ними вращается. Но, всего в репертуаре театра более 50 сценических произведений. Как говорила Мира Михайловна: «У нас нет танца ради танца. Наши артисты должны мыслить, они должны быть интеллектуалами, добиваясь при минимальном жесте максимального выражения чувств».

Она прожила яркую жизнь, как танцовщица, солистка и актриса. И не менее яркую жизнь с 1979 года, после смерти Н. С. Надеждиной, как  художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля, оставаясь в этой должности до конца жизни. Насколько это была цельная работа, чтобы поставить её на первое место? Выражение Надежды Надеждиной во время репетиций говорившей: «Худая корова — ещё не газель» означала следующее, что кроме техники важной задачей артиста было поддерживать сценический образ. А это прежде всего чистота, одухотворенность взгляда, народное начало.

Люди так устроены, что к безобразному легче привыкаешь. Уродливое гораздо легче познается, чем прекрасное. Но есть воспитание, есть привитое чувство меры.
Я всегда привожу пример: ребеночек сам помыл руки? Да ни за что в жизни! Он грязными ручками хватанет с удовольствием. Значит, надо учить.
Плохое всегда доступней, оно проще. Не надо идти и мыть ручки. Не надо мучиться, учиться, как взять вилку, ложку. А обучение дается все-таки с трудом.
А как приходится работать в танце! Не удается «дробушка» — давай, оттачивай! Ногу справа, выровнять, чтобы чувствовать мышцы. Это больно. Сейчас больно, но потом будет прекрасно.
А безобразного сколько угодно. Оно толстым слоем под ногами лежит, за ним даже нагибаться не нужно.

Как удается держать мир в таком сложном творческом коллективе? Мира Михайловна говорила: «Прежде всего, не слушать наушников. Всегда выслушать противоположное мнение. Любую ситуацию проговорить и разобрать в самом ее устье. Не я придумала, что маленький ручеек непонимания рождает большую реку недоверия. Все конфликты начинаются с того, что не выслушал, не проговорил, не продумал. Мне Надеждина говорила: «Мира, ты жутко женственна, но обладаешь абсолютно мужским умом, холодным и аналитическим…»

Её самым пылким поклонником был Ким Чен Ир руководитель КНДР. В трудные годы становления новой России он помог коллективу продержаться на плаву, когда вся страна переживала трудные времена. Ансамбль практически каждый год приезжали в Пхеньян. И Мира Михайловна часа беседовала с ним о народном фольклоре, о музыке и танце, о жизни…

Самой большой наградой для неё, было здание, в самом центре Москвы, которое стало домом для «Березки». Они двадцать лет скитались по чужим углам, различным ДК, клубам и подвалам. Не было своей базы и постоянного, удобного места для репетиций.


Мира Михайловна закончила свой земной путь 1 августа 2022 года на 84-м году жизни.

"Мира Михайловна пришла в ансамбль девочкой, молоденькой красивой девочкой из училища Большого театра. И Надежда Сергеевна Надеждина – создатель ансамбля "Березка", создатель стиля ансамбля – выбрала ее, поставила на нее весь сольный репертуар, который до сегодняшнего дня лучше Миры никто не танцевал. Она сохранила ансамбль – это самое важное, потому что было два момента в ансамбле "Березка", когда его могло не быть вообще. Особенно в последнее время. Но у нее хватило сил, терпения и выдержки сохранить ансамбль практически в первозданном виде, и самое главное, что она сохранила наследие Надежды Сергеевны Надеждиной. Этот стиль "Березки" показывал историю нашей страны. Это было что-то феерическое на самом деле. А Мира Кольцова – это лицо "Березки". Это душа ансамбля, и ее должны помнить и знать все новые поколения", – рассказала худрук – директор Ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, народная артистка России Елена Щербакова.

Насколько надо быть одержимыми и вдохновленными, чтобы не потерять тот дух, который когда-то вдохнула в него Надеждина. Главное, что весь коллектив правильно отвечает на три главных вопроса художника: Что ты делаешь? Как ты делаешь? Зачем ты делаешь? Без адекватных ответов на эти вопросы, творчество превращается в бесконечное самолюбование. Мира Михайловна Кольцова не дала затушить творенье своего учителя, преумножив культурное наследие. Пока в ансамбле будет оставаться уникальная атмосфера, профессионализм, особенная хореография, добрые, здоровые отношения он будет жить и радовать людей, культивируя истинные ценности.


Рецензии