Лезгинофобия, как боязнь совокупных потенций лезги
Лезгинофобия, как боязнь совокупных потенций* лезгин, в современном Дагестане породила весьма специфические и уродливые исторические мифы в отношении лезгинского народа. Приведём лишь наиболее вопиющие и одновременно самые смешные:
Миф №1. «Лезгистана (Государство Лакз) никогда не существовало».
Миф №2. «Под государством Лакз историки подразумевали современный лакский Казикумух».
Миф №3. «Леки и леги — это современные лакцы».
Миф №4. «В Средневековье под «Лезгистаном» подразумевали сегодняшний «Дагестан».
Миф №5. «Дагестан и Лезгистан никогда не существовали по отдельности».
Миф №6. «Лезгинами называли и считали все современные дагестанские народы»
Миф №7. «Лезгинка — это собирательное название танцев народов Кавказа, за исключением собственно танца лезгин».
Миф №8. «Лезгины — это тюрки».
Миф №9. «Арчинцы — это аварцы».
Миф №10. «У лезгин никогда не было своего национального государства».
Миф №11. «Цахуры — это цахуроязычные аварцы».
Миф №12. «Лезгины — это сепаратисты».
Миф №13. «Садвал — это террористическая организация».
Миф №14. «Лезгины равнодушны к спорту».
Миф №15. «Абдурахман Даниялов спас лезгин от сталинской депортации».
Миф №16. «Дагестан существовал, а Южного Дагестана никогда не было».
Миф №17. «Президент Муху Алиев пострадал из-за своей про-лезгинской позиции по границе и реки Самур».
Миф №18. «Лезгины не принимали участие в Кавказской войне».
Миф №19. «Если мы отменим в Дагестане нацквотирование, то лезгинам, благодаря своим умственным способностям, удастся захватить все ключевые посты в Дагестане».
Миф №20. «Современные лезгины не религиозны».
Миф №21. «Фатх-‘Али-хан Кубинский (Лезгинский) до конца своей жизни оставался шиитом».
Миф №22. «Северная граница Кавказской Албании проходила не у северных границ Дербента, а по реке Сулак».
Миф №23. «Джаро-Белоканские лезгины — это аварцы».
Миф №24. «Тала в древности — это мононациональное аварское село».
Миф №25. «Лезгины не подвергались депортации».
Миф №26. «Лезгины постоянно носят с собой шариковую ручку».
Миф №27. «Лезгины хотят объединиться с другими малочисленными народами лезгиноязычной группы для того чтобы потом отделиться от Дагестана».
Миф №28. «Лезгины хотят объединиться с другими малочисленными народами лезгиноязычной группы для того чтобы потом использовать их в свой борьбе с тюрками-огузами».
Миф №29. «Если лезгинам дадут политическую и административную автономию, то и другие народы Дагестана последуют их примеру».
Миф №30. «Войска Надир-шаха были были разгромлены в 1741 году в Андалальском сражении».
Миф №31. «Кавказские албанцы — это древние тюрки».
Миф №32. «Приемниками этнокультурного наследия Кавказской Албании являются все современные дагестанские народы».
Миф №33 «Лезгинами называли и считали все современные дагестанские народы, за исключением лезгин, агульцев, табасаранцев, рутульцев, цахурцев».
Миф №34. «Лезгины — это кюринцы».
Миф №35. «Лезгинка — это древний азербайджанский танец».
Миф №36. «Лезгины ранее не было этническим названием какого-то народа, а было обобщенным унизительным прозвищем данное горцам Дагестана царскими колониальными властями России».
Миф №37. «Музыкальная и танцевальная культура лезгин во многом схожа с «азербайджанской», туркменской и персидской культурой».
Миф №38. «Лезгины произошли от евреев».
Миф №39. «Лезгистан существовал, но лишь как географический топоним, а не как «Страна лезгин».
Миф №40. «Из-за персов всех дагестанцев стали называть лезгинами, в виду того что они — персы, в первую очередь сталкивались именно с лезгинскими дружинами».
Миф №41. «Нажмутдин Самурский был политиком пантюркистской ориентации».
Миф №42. «Грузины называли лезгинами все дагестанские народы».
Миф №43. «Кавказская Албания — это исторический Дагестан в античности».
Миф №44. «Турки-османы называли лезгинами все дагестанские народы».
Миф №45. «Современный Дербент — это многонациональный город».
Миф №46. «Леков можно отождествить со всеми дагестанцами в целом».
Миф №47. «Дербент — это азербайджанский город».
Миф №48. «Южная граница Дагестана не проходила южнее реки Сумгаит».
Миф №49. «Научного определения "лезгинских языков" не существует».
Миф №50. «Нисбу "ал-Лакзи" носили все выходцы из Средневекового Дагестана».
Миф №51. «Лакзы в средневековых источниках — общее название горских народов Дагестана».
Миф №52. «Лезгины хотят объединиться с другими малочисленными народами лезгиноязычной группы только для того чтобы увеличить свою общую численность».
Миф №53. «Кавказская Албания — это современный Азербайджан в античности».
Миф №54. «Нажмутдин Самурский разделил единый аварский народ».
Миф №55. «Среди выходцев из лезгин нет генералов имеющих боевой опыт».
Миф №56. «Лезгинами» в русских источниках назывались все мусульманские жители Дагестана» // Источник мифа: Каймаразова Л.Г. Историография общего и профессионального образования в Дагестане (конец XIX – 50-е гг. XX в.) / ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала: «АЛЕФ». 2016. С. 69. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34KwgL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.02.2023). — Яз. рус.; Магомеддадаев А. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (История и современность). — Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. С. 205. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33dAFn, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.02.2023). — Яз. рус.
Миф №57. «Из всех лезгиноязычных народов Кавказской Албании, христианство исповедывали только удины».
Миф №58. «Представители южнодагестанских народов не принимали участие в исторических набегах на Грузию».
Миф №59. «Лезгинистан и лезгинская земля — это не одно и то же» // Источник мифа: Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1971. С. 36. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33pQ6cс, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2023). — Яз. рус.
Миф №60. «Значение названия Лезгинистан выходило далеко за рамки собственно лезгинской истории» // Источник мифа: Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1971. С. 36. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33pQ6cс, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2023). — Яз. рус.
Миф №61. «Сами лезгины свою страну не называли Лезгинистаном» // Источник мифа: Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1971. С. 40. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33pQ6cс, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2023). — Яз. рус.
Миф №62. «Для дореволюционных местных авторов, название Лезгинистан не существовало» // Источник мифа: Магомедов Р.М. Дагестан. Исторические этюды. Дагестанское книжное издательство. Махачкала. 1971. С. 40. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/33pQ6cс, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.03.2023). — Яз. рус.
Миф №62. «Лакцев, живущих и в Самурском округе, всего около 50 000» // Источник мифа: История Дагестанского конного полка / сост. Козубский Е.И. — Петровск, 1909. С. 10–11. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/yfNVt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.03.2023). — Яз. рус.
Миф №63. «Предки Муслима Магомаева были авароязычными лакцами» // Источник мифа: Тамерлан Айтберов и аварское мифотворчество. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/344os4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.04.2023). — Яз. рус.
Миф №64. «Самоназвание «лезги», как этноним, присутствовал только у Джаро-Белоканских аварцев» // Источник мифа: Тамерлан Айтберов и аварское мифотворчество. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/344os4, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.04.2023). — Яз. рус.
Миф №65. «Самоназвание лезгин — «леки», как этноним, был перенят лезгинами от лакцев в период оккупации лезгинских земель Газикумухскими шамхалами».
Миф №66: «Тюркское племя Лекъ дало название деревням за №312 [Лекъ 1-й], №313 [Лекъ 2-й], №364 [Лек-Чиплагъ] Гёкчайского уезда Бакинской губернии» // Источник мифа: Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. — СПб.: изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861–1885. Вып. 65: Бакинская губерния: ... по сведениям 1859 по 1864 год / сост. и изд. Кавказ. стат. ком. при Гл. управл. наместника Кавказского; обраб. Н. Зейдлицем. — Тифлис, 1870. — 258 с.: разд. паг., 3 л. к. — На обл. и тит. л. загл.: Списки населенных мест Российской империи. По Кавказскому краю. 18 (194); 20 (196); 86 (262). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/W4Knc, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.07.2021). — Яз. рус.
Миф №67: «Ибрагим-бек Гайдаров по происхождению был курдом-мукринцем из Иранской провинции Адербейджан» // Источник мифа: Ибрагим-бек Гайдаров — необычный «лезгин» эпохи революционного Дагестана [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/lezfikir/188, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.07.2023). — Яз. рус.
Миф №68: «В историческую географию Южного Дагестана входят также Кайтагский, Дахадаевский и Каякентский районы современного Дагестана» // Источник мифа: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-145696261_10756, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.07.2023). — Яз. рус.
Миф №69: «Руководитель восстания в Ширване в 1615–1616 гг. Дели Мелик, по происхождению был терекемейцем» // Источник мифа: Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. — Баку: Элм, 1991. С. 60; 125. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34b7pW, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.07.2023). — Яз. рус.
Миф №70: «Упоминаемые в исторических документах живущие на Кавказе "татары" и т. н. "закавказские татары" являются предками современных "азербайджанцев"».
Миф №71: «Горские Лезги — это жители всего Северо-Восточного Кавказа» // Источник мифа: Аджаматов Б. История первой кавказской войны Султан-Мут Великий. Москва. 2020. С. 16. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35eknQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.09.2023). — Яз. рус.
Миф №72: «Арчинский язык принадлежит к аваро-андийской группе нахско-дагестанской семьи языков» // Источник мифа: Записки Кавказского отдела Императорскаго Русскаго Географическаго Общества. Книжка VII, издаваемая под редакцией правителя дел отдела, Д.И. Ковалевского. Первый выпуск (с атласом, состоящим из 11 листов карт и рисунков). Тифлис. 1866. Том 7. С. 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35kZGY, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.
Миф №73: «Название Кьвевар [в переводе с лезг. — «Двое ворот»] как албанское наименование Дербента часто фигурирует в «Албанской книге» и неоднократно в «Истории лезгин». Между тем специалистами — языковедами, топонимистами, историками, этнографами, археологами, географами — такой топоним не зафиксирован, что даёт основание говорить о его вымышленном происхождении». // Источник мифа: Гаджиев М.С. «Албанская книга» и её роль в сложении лезгинской этноцентристской мифологии. С. 191. // А.Е. Петров, В.А. Шнирельман, В.А. Тишков, П.Ю. Уваров. Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. Москва. 2011. С. 384. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.10.2023). — Яз. рус.
Миф №74: «Агванский [кавказско-албанский] алфавит, так же как армянский и грузинский, создал св. Месроп Маштоц» // Источник мифа: Майсак Т.А. К публикации кавказско-албанских палимпсестов из Синайского монастыря // Вопросы языкознания. — М., 2010. №6. С. 89. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lingvarium.org/maisak/publ/Maisak-VJa-2010-6.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 31.10.2023). — Яз. рус.
Миф №75: «Строительство фортификационных сооружений [крепость и его стены] в городе Дербент были инициированы и реализованы при персидском правителе Хосрове I по прозвищу «Ануширван», при этом до начала упомянутых строительных работ на месте города ранее не существовало никаких крепостных и прочих оборонительных сооружений».
Миф №76: «Леки [груз. лекIеби] — грузинское название [всех] горцев Дагестана» // Источник мифа: Хапизов Ш.М., Абубакарил М. Сведения о дагестанцах в сочинении Омана Херхеулидзе «Царствование Ираклия Второго» // Вестник Дагестанского научного центра. 2018. №68. С. 27. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/36kb8L, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.11.2023). — Яз. рус.
Миф №77: «Название кюринец было общим для всех лезгин, откуда бы они не были родом» // Источник мифа: Алиев Б., Умаханов М. Историческая география Дагестана XVII — нач. XIX в: историческая география Южного Дагестана (Книга II). Дагестанский научный центр, Ин-т истории, археологии и этнографии РАН, Махачкала. 2001. С. 51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnkhT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.12.2023). — Яз. рус.
Миф №78: «Ни один из горских народов не называет кюринцев лезгинами» // Источник мифа: Алиев Б., Умаханов М. Историческая география Дагестана XVII — нач. XIX в: историческая география Южного Дагестана (Книга II). Дагестанский научный центр, Ин-т истории, археологии и этнографии РАН, Махачкала. 2001. С. 51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnkhT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.12.2023). — Яз. рус.
Миф №79: «Название Лезгинистан, употребляемое некоторыми средневековыми авторами для обозначения Дагестана в целом, и название «лезгины», применяемое для обозначения его народа, это тождественные названия» // Источник мифа: Алиев Б., Умаханов М. Историческая география Дагестана XVII — нач. XIX в: историческая география Южного Дагестана (Книга II). Дагестанский научный центр, Ин-т истории, археологии и этнографии РАН, Махачкала. 2001. С. 51. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/UnkhT, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.12.2023). — Яз. рус.
Миф №80: «Белакани – грузинское название аварского населенного пункта Билкан в Цоре (Алазанской долине)» // Источник мифа: Хапизов Ш.М., Тупцокова Л.К. «Сведения о дагестанцах в исторической хронике Папуны Орбелиани «Вести о Картли» // История, археология и этнография Кавказа. Т. 15. №2. 2019. С. 165. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/37LmgX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.12.2023). — Яз. рус.
Миф №81: «Под историческими «джарцами» в прошлом понимали собственно жителей «аварского села Джар» [тогда как в действительности под джарцами подразумевались «все лезгины, жившие по левому берегу реки Алазани»] // Источник опровержения мифа: Кавказский сборник под редакцией генерал-майора Чернявского. Том 11. Тифлис: Типография окружного штаба, 1887. C. 16–18. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2024). — Яз. рус.
Миф №82: «Известный учёный-богослов [Мухаммад ал]-Алиджи являлся [по национальности] татом-шафи’итом» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Телеграмм-канал «Восточный Кавказ» [Электронный ресурс] Режим доступа: t.me/east_caucasus/5675, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.01.2024). — Яз. рус.
Миф №83: «Потомками кавказско-албанского племени лпинов являются современные аварцы» // Источник мифа: Мамедова А.А. Авары в Азии, на Кавказе и в Европе // VI-е Дзагуровские чтения «От античности к возрождению». Материалы международной научно-методической конференции. — Мх., 2007. С. 69–71; Хапизов Ш.М. Телеграмм-канал «Восточный Кавказ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/east_caucasus/5778, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.02.2024). — Яз. рус.
Миф №84: «Албанский царь Оройс был этническим аварцем» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Телеграмм-канал «Восточный Кавказ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/east_caucasus/5778, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.02.2024). — Яз. рус.
Миф №85: «В Самурской долине в древности существовало 11 лакских сёл [Харыца, Алахун, Верхнее и Нижнее Катрух, Аракул, Сиях, Хачари, Халдухми, Шарах, Хурта, Хулисма]» // Источник мифа: [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-145696261_14157, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.02.2024). — Яз. рус.
Миф №86: «Лакз охватывал территорию, занимаемую представителями лезгинской группы языков [лезгины, агулы, цахуры, рутулы, кроме табасаранцев]»; «В источниках IX–X вв. под «Лакзом» понималась только территория, занимаемая представителями лезгинских языков [исключая табасаранцев]»; «Раннефеодальное государство Лакз [Лакзан] занимало территорию современного Южного Дагестана, [кроме Табасарана]» // Источник мифа: Шихсаидов А.Р. Вопросы исторической географии Дагестана X–XIV вв. (Лакз, Гумик). С. 66–67; 71. // Восточные источники по истории Дагестана. Сборник статей и материалов. Махачкала: Институт истории, языка и литературы, 1980. — 131 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35JQg6, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.08.2023). — Яз. рус.; Шихсаидов А.Р., Закарияев З.Ш., Наврузов А.Р. Та’рих Мискинджа. Дагестанское историческое сочинение (пер. с арабского языка, комментарии). — М.: ООО «Садра», 2020. С. 24. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.02.2024). — Яз. рус.
Миф №87: «Леки — является этнографическим маркером для всех носителей прадагестанского языка» // Источник мифа: Интервью Гаджи Алхасова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/golosavaristan/739, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.03.2024). — Яз. рус.
Миф №88: «Шейх Мухаммад Ярагский происходит из области Кюра, и имеет агульские корни» // Источник мифа: Гаджи Алхасов. Шейх Мухаммед Усугский [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2023/07/25/924, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.03.2024). — Яз. рус.; Гаджи Алхасов. И снова о Магомеде Ярагском [Электронный ресурс] Режим доступа: http://proza.ru/2022/04/20/742, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 07.03.2024). — Яз. рус.
Миф №89: «Города Баку, Шамаха, Дербент [Чул] основаны лакцами» // Источник мифа: Группа в сети ВКонтакте «ЛакЗан — Лакское место: Лак — народ, Зан — место» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/lekkukan?w=wall707280110_300, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.03.2024). — Яз. рус.
Миф №90: «Если шах сошел с ума — пусть идет войной на Дагестан!» // Источник мифа: Телеграмм-канал Хаджи Мурада Доного [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/CaucasianGazavat/3067, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.03.2024). — Яз. рус.
Миф №91: «Если шах глуп, то пусть пойдет войной на лезгинов [то есть дагестанцев]» // Источник мифа: Абдусаламов М.-П.Б., Багаутдинов С.М. К вопросу о провале захватнической политики Надир-шаха в Дагестане после Андалальской катастрофы 1741 г. С. 412. // Народы Кавказа в XVIII–XXI вв.: история, политика, культура: материалы X Международного форума историков-кавказоведов (г. Ростов-на-Дону, 12–13 октября 2023 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2023.
Миф №92: «Лезгины — это собирательный термин применительно ко всем дагестанским народам, произошедший от самоназвания [современных] лакцев» // Источник мифа: Telegram-канал «Lekku Gazi-Shamkhalat in L;kk» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/lekkralGazi/3820?comment=50091, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2024). — Яз. рус.
Миф №93: «Село Советское — [этнически] лакское село» // Источник мифа: Telegram-канал «tut.l;kia_gold» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/tut_lakia_gold/1127, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.03.2024). — Яз. рус.
Миф №94: «Организация Садвал взяла на себя ответственность за взрыв в метро г. Баку в 1994 году» // Источник мифа: Дневник школьника Азербайджана [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2024). — Яз. рус.
Миф №95: «Организация Садвал является армянской организацией» // Источник мифа: Дневник школьника Азербайджана [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2024). — Яз. рус.
Миф №96: «Селения Мюхрек, Мишлеш, Мухах, Нижнее Катрух [все Самурский округ Дагестанской области] на 1915 год, были населены лакцами» // Источник мифа: Кавказский календарь на 1915 год. Тифлис. 1914. С. 81; 137; 159; 162. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/417320, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.04.2024). — Яз. рус.
Миф №97: «Леки — дагестанское племя лакцев» // Источник мифа: Примечание №648 // Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с др. арм. яз, введ. и прим. Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ер.: Айастан, 1990. С. 176 [228]; 259. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3AAHhg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.04.2024). — Яз. рус.; Примечание №68 // Мовсес Хоренаци. История Армении / Пер. с др. арм. яз, введ. и прим. Г. Саркисяна; Ред. С. Аревшатян. Ер.: Айастан, 1990. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Horen/frametext31.htm, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.04.2024). — Яз. рус.
Миф №98: «Древнее название Дагестана — «Лак» и его производные «Лакзан», «Лезгистан», «Лакз», «Лекети», «Легзистан», «Лекзистан» и т. д.» // Источник мифа: Telegram-канал «Lekku Gazi-Shamkhalat» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/lekkralGazi/5904, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.04.2024). — Яз. рус.
Миф №99: «Согласно арабским источникам, в 333 г. х. [944/5 г.] аланы и лакцы в качестве союзников участвовали в походе русов на каспийский город Берда’а» // Источник мифа: Гутнов Ф.Х. Заметки о славяно-аланских контактах // Кавказский сборник / Под ред. В.В. Дегоева. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. C. 34. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/c9c/Kavkaz-X.pdf?utm_s.., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2024). — Яз. рус.
Миф №100: «Грузинская форма «лег» восходит к общедагестанскому «лаки» // Источник мифа: Гаджиева С.Г. Язык – душа нации. Языки народов Дагестана Самоучитель лакского языка. Махачкала. Издательство «Эпоха». 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000201_000010_BJVVV1452867/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.05.2024). — Яз. рус.
Миф №101: «Трансформация лег (лак) в лезгин объясняется вхождением кюринцев, ахтынцев, и др. в состав царства Лакз, а позже и лакского шамхальства, и Казикумухского-Кюринского ханства» // Источник мифа: Гаджиева С.Г. Язык – душа нации. Языки народов Дагестана Самоучитель лакского языка. Махачкала. Издательство «Эпоха». 2017. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000201_000010_BJVVV1452867/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.05.2024). — Яз. рус.
Миф №102: «Талантливый и жестокий полководец Мерван взял горные крепости, покорил в 736 г. лакцев [лакзов] и алан и перенес войну в Хазарию» // Источник мифа: Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.05.2024). — Яз. рус.
Миф №103: Зураб Гаджиев: «У соседних народов все мы [дагестанцы] без разбора были известны под собирательным названием: у древних греков и римлян — леги, в Грузии — леки, у арабов — лакзы, в Иране и Турции — лезги, у осетин и черкесов — все мы кумуки/кумыки» // Источник мифа: Два интервью о Дагестане и не только. Беседы Марии Калининой с Магомедом Толбоевым и Зурабом Гаджиевым. Опубликовано в журнале «Дружба Народов», №3. 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.05.2024). — Яз. рус.
Миф №104: «Татарами» или «лезгинами» в русских источниках назывались все мусульманские жители Дагестана» // Источник мифа: Магомеддадаев А.М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (Сборник документов и материалов) /Сост.: Магомеддадаев А.М. Книга первая. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. С. 75. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2024). — Яз. рус.; Магомеддадаев А.М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю. (История и современность). Книга вторая — Махачкала: ДНЦ РАН, 2001. С. 205. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2024). — Яз. рус.
Миф №105: «В досоветской и зарубежной литературе к [всем] дагестанцам применяется термин «лезгины», обозначающий по сути одну из национальностей Дагестана, и с которыми русские столкнулись после завоевания Азербайджана» // Источник мифа: Магомеддадаев А.М. Эмиграция дагестанцев в Османскую империю (Сборник документов и материалов) / Сост.: Магомеддадаев А.М. Книга первая. — Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. С. 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.05.2024). — Яз. рус.
Миф №106: «Исма’ил-бек Куткашенский — по национальности был азербайджанцем» // Источник мифа: Исмаилов Э. Георгиевские кавалеры — азербайджанцы. — М.: Герои Отечества, 2005. С. 18; 66. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2024). — Яз. рус.
Миф №107: «Исма’ил-бек Куткашенский — предположительно [был] лакского происхождения» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Telegram-канал «Восточный Кавказ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/east_caucasus/6455, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2024). — Яз. рус.
Миф №108: «Бала-киши Араблинский — был этническим аварцем» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Telegram-канал «Восточный Кавказ» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/east_caucasus/6438, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2024). — Яз. рус.
Миф № 109: «Коренные жители Елису, также, как и их соседи по Курмухскому ущелью, были не цахурами, а разноплеменными дагестанцами, преимущественно — аварцами, для которых общим языком был аварский» // Источник мифа: Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в XII–XIX вв. Очерки истории и ономастики. Махачкала, 2011. С. 46. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.05.2024). — Яз. рус.
Миф №110: «Лакз — небольшая страна [лежит] после Дарбанда [севернее Дербента] и граничит с Хазараном» // Источник мифа: Telegram-канал «Lekku Gazi-Shamkhalat» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/lekkralGazi/6907, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.07.2024). — Яз. рус.
Миф №111: «Дербент входил во владения правителя Табасарана» // Источник мифа: Telegram-канал «Табасарандин Нурар: История Табасаранцев» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/tabnurhistory/146, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.07.2024). — Яз. рус.
Миф №112: «Сурхай-хан носил нисбу «ал-Лакзи» // Источник мифа: Telegram-канал «The history of my country» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/thehistoryofmycountry/28, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 27.07.2024). — Яз. рус.
Миф №113: «Название перевала Халахур переводится с аварского как «Длинное поле» // Источник мифа: Шехмагомедов М.Г. Тленсерух в конце XVIII–XIX вв.: Историко-документальное исследование (на основе изучения материалов коллекции ‘Усман-дибира ал-‘Ири). / М.Г. Шехмагомедов, Ш.М. Хапизов, Д.М. Маламагомедов. — Махачкала, 2015. С. 100. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3CGnvu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.08.2024). — Яз. рус.
Миф №114: «Термин «лезги» изначально имел социальное, а не этническое значение» // Источник мифа: Cavadova Z.;. ;imal-Q;rbi Az;rbaycan (tarixi-demoqrafik ara;d;rma) T;dqiqat M.;. R;sulzad; ad;na Bak; D;vl;t Universitetinin D;nya Az;rbaycanl;lar; (tarixi demoqrafiya) Elmi-t;dqiqat lobaratoriyas;nda yerin; yetirilmi;dir Bak;. 1999. С. 14. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 15.08.2024). — Яз. азерб.
Миф №115: «Территория исторической области Табасаран в прошлом включала в себя земли современного г. Дербент и значительную часть Дербентского района» // Источник мифа: Айтберов Т. Выступление на передаче канала ННТ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-145696261_19733, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.10.2024). — Яз. рус.
Миф №116: «Вся приморская территория Дагестана вплоть до [современного] города Дербент Дербентского района, в т. ч. и сам город Дербент, был населён предками табасаранцев» // Источник мифа: Гасанов М.Р. Выступление на конференции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-145696261_19735, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.10.2024). — Яз. рус.
Миф №117. «Древнее азербайджанское государство — Албания» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 33. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №118. «Джаваншир — это отважный азербайджанский полководец» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 40. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №119. «Железные ворота» Азербайджана — Дербент» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 52. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №120. «Надир-шах Афшар освободил азербайджанские земли от иноземных захватчиков и создал могущественное государство» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 93. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №121. «Шекинское ханство — первое независимое азербайджанское ханство» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 93. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №122. «Джаро-Белоканы — это древнеазербайджанские земли» // Источник мифа: Махмудлу Я., Джаббаров Х., Гусейнова Л. Учебник по предмету «История Азербайджана» для 5-го класса общеобразовательных школ. С. 104. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.10.2024). — Яз. рус.
Миф №123. «[В 1188/1774 году] Фатх-‘Али-хан [Кубинский] предложил Мухаммад-хану [Нуцал-хану Аварскому, т. е. правителю из Аварии] переговоры, пригласил его в свой лагерь и предательски его [там] убил» // Источник мифа: Гаджимурадов М.Т. Феодальная война в южном Дагестане во второй половине XVIII в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2019. Том 34. Вып. №2. С. 17. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vestnik.dgu.ru/Stat/v2019-gum-2-2.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2024). — Яз. рус.
Миф №124. «Нуцал-хана Аварского убили даргинцы с дозволения Фатх-‘Али-хана Кубинского в 1188/1774 году» // Источник мифа: Муртазаев А.О. Особенности взаимоотношений дагестанских владетелей в 50–80-х гг. XVIII в. // Вестник Института истории, археологии и этнографии. — 2008. №14. С. 7. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2024). — Яз. рус.; Гасан Алкадари. Асари-Дагестан: (исторические сведения о Дагестане) / Гасан-Эфенди Алкадари; перевод и примечания Али Гас. Гасанова (Алкадари). — Махачкала: издание Дагестанского науч.-исслед. ин-та, 1929. С. 81–82. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008733632/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.10.2024). — Яз. рус.
Миф №125. «Богослов Садр ад-дин Сулайман ал-Лекзи, был дагестанцем и лакцем по национальности» [Ibn Batuta wrote that a Dagestan Shafiite theologian, named Sadreddin Suleiman al-Lekzi (the Lak)] // Источник мифа: Robert Chenciner, Magomedkhan Magomedkhanov. Dagestan — History, Culture, Identity // Ethnography Department of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences. Publisher: Taylor & Francis. 2023. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.11.2024). — Яз. анг.
Миф №126. «Лакзанский богослов Садр ад-дин Сулайман ал-Лакзи [ум. после 743/1343] носил нисбу «’ад-Дагистани»» // Источник мифа: Назир ад-Дургели. Услада умов в биографиях дагестанских учёных [Нузхат ал-азх;н ф; тар;джим ‘улам;’ Д;гист;н] Дагестанские ученые Х–ХХ вв. и их сочинения. Перевод с арабского, комментарии, факсимильное издание, указатели и библиография подготовлены А.Р. Шихсаидовым, М. Кемпером, А.К. Бустановым. Издательский дом «Марджани». Москва. 2012. С. 13–14; 36.
Миф №127. «Термин «леки» в грузинских источниках имеет собирательное значение и относится к народам Дагестана в целом» // Источник мифа: Халаев З.А. Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов Алазанской долины в XVI–XVIII вв.: Монография. — Махачкала, 2011. С. 23. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.11.2024). — Яз. рус.
Миф №128. «Елису — селение в прошлом лезгино-аварское» // Источник мифа: Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки (Уммахан Аварский, имам Газимухаммад, имам Хамзат, имам Шамиль, восстание в Дагестане и Чечне 1877 г. и т. д.). Перевод с арабского Т.М. Айтберова Под редакцией М.Р. Мугумаева. Вступительная статья, комментарии и общая редакция профессора В.Г. Гаджиева. Махачкала — 1992. С. 128. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.11.2024). — Яз. рус.
Миф №129. «Ширван — часть республики Азербайджан, расположенная к северу от р. Куры, прежде всего земли, тяготеющие к г. Шемаха» // Источник мифа: Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки (Уммахан Аварский, имам Газимухаммад, имам Хамзат, имам Шамиль, восстание в Дагестане и Чечне 1877 г. и т. д.). Перевод с арабского Т.М. Айтберова Под редакцией М.Р. Мугумаева. Вступительная статья, комментарии и общая редакция профессора В.Г. Гаджиева. Махачкала — 1992. С. 133. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.11.2024). — Яз. рус.
Миф №130. «’Ахмад-хаджжи ат-Талали — делегат от Закатальского округа по случаю коронации Александра III — по национальности был аварцем» // Источник мифа: Хапизов Ш. Аварец Арабазул Пулатил Хаджи-Ахмад, 1839 г.р. из селения Тала Закатальского округа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://t.me/east_caucasus/7635?single, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.11.2024). — Яз. рус.
Миф №131. «После завоевания Шемахи ал-Хаджжи Да’удом, Сурхай был назначен ханом Ширвана и Дагестана» // Али Каяев [Замир Али]. Рассказы о прошлом. Аль-хикаят аль-мадийа билисан Гази-Гумук. Первая часть. Перевёл с лакского: Хаджимурад аль-Кули. С. 36–37. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/juzdarg?w=wall-208794212_1129, свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 11.11.2024]. — Яз. рус.
Миф №132. «Дагестанский богослов Ахмад ат-Талали носил ещё и вторую нисбу «ал-Хуци» [т. е. был выходцем из аварского села Гоцатль]» // Кемпер М. К вопросу о суфийской основе джихада в Дагестане // Подвижники Ислама (культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе). — М., 2003. С. 283; 290. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2024). — Яз. рус.; Шу’айб б. Идрис ал-Багини. Табакат ал-х‘аджаган ан-накшбандиййа ва-садат ал-машайих ал-халидиййа ал-махмудиййа. Дамаск, 1317/1996. С. 489–497; Хапизов Ш.М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье): Научно-справочное издание. — Махачкала: «ДИНЭМ», 2011. С. 192–193. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2024). — Яз. рус.
Миф №133: «К началу XIX столетия в состав Джарских входило шесть вольных АВАРСКИХ обществ: Джарское, Белоканское, Катехское, Тальское, Мухахское, Джинихское» // Источник мифа: Халаев З.А., Муртазаев А.О. Взаимоотношения Джаро-Белоканских обществ и администрации Российской империи на Кавказе в 1783–1860 годах: монография. — Махачкала: АЛЕФ, 2021. С. 24. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.12.2024). — Яз. рус.
Миф №134: «Джинихский джамаат — один из шести АВАРСКИХ «вольных общин» в Алазанской долине» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Поселенческая культура дагестанцев Цора в контексте этнокультурной истории (ХVIII–ХХI вв.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Махачкала 2015. С. 56. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://static.iea.ras.ru/obrazovanie_dissovet/Hapizov/.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.12.2024). — Яз. рус.
Миф №135: «Джарское предание гласит, что правителя — эмира Елисуйского участка, более известного как султанство — «ставили [всегда] рукой джарцев» при участии, однако, жителей Цахурского и Тленсерухского участков» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №136: «Илисуйский участок, более известный как султанство — территория, где «лезгинское», то есть дагестаноязычное, население говорило на аварском языке, но при этом было сильным там цахурское влияние» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №137: «В Восточном Закавказье 2-й половины XIX в. цахурский язык функционировал, но лишь в верховьях Мухахской речки. В других же местах, в том числе в бассейне р. Курмух-чай, где стоит сел. Елису, «лезгинское» население говорило по-аварски» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №138: «Тальский союз, возглавлялся четырьмя авароязычными тухумами — Араблинскими, Бугуял, Джурмутал и Оцоберал, в состав которого входили такие крупные селения, как Тала, Мухах и Джиних» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №139: «Тала, Мухах и Джиних — принадлежали к крупным авароязычным общинам Закавказья» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №140: «Все «лезгинское» население Джаро-Белокан и Елису К.Ф. Ган отождествлял с «аварами» с гор Дагестана, пришедшими в Закавказье в XVII в.» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №141: «Дагестаноязычное население Восточного Закавказья [цахуры, рутульцы и лакцы] проживали в данном регионе лишь отдельными семьями внутри либо народностей мусульманского вероисповедания, либо среди христианских народов» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. С. 11. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003052636, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №142: «Дагестаноязычное население Восточного Закавказья в ХVШ — начале ХХ в., лезгинской и аварской подгрупп дагестанских языков, представляло собой явное единство в глазах окружающих народов. Это и нашло отражение в существовании единого экзоэтнонима «лезгины» [варианты: «лекзины», «леки»] для их обозначения» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Роль дагестаноязычных народов в истории политических образований Восточного Закавказья в XVIII — начале XIX в.: автореферат кандидата исторических наук/ Дагестан. гос. ун-т. — Махачкала, 2007. С. 12. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003052636, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №143: «В 1886 году, в селе Мухах [ныне Закатальского района современного Азербайджана], в 444 домах говорили по-аварски, а в 242 домах — по-азербайджански» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 28. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №144: «Языком жителей цахурского села Мамрух [ныне Закатальского района современного Азербайджана] был аварский» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 28. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №145: «В цахурских сёлах Алиаскар и Сапунчи жители говорили между собой по-аварски» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 28–29. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №146: «[Лезгинские] Тухумы Араблинские и Бугъуял является по своему происхождению Голодинским» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 29. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №147: «Жители цахурского села Джиных [ныне Закатальского района современного Азербайджана] во второй половине XIX века говорили на аварском языке» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 29. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №148: «В конце XIX века родным языком жителей «лезгинского» села Илису был аварский» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 29. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №149: «Цахурское село горный Мухах [в Рутульском районе современного Дагестана] в начале XX века возможно было лакским селением» // Источник мифа: Гусейнова Б.М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье В XVIII – первой четверти XIX в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. №3. С. 27–28. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 25.12.2024). — Яз. рус.
Миф №150: «Селение Агчай / Кахаор входит в число тех населенных пунктов, которые исторически числясь «лезгинскими», [но] являлись авароязычными общинами Закавказья, в которых аварский язык сохранялся вплоть до конца первой четверти ХХ в.» // Источник мифа: Хапизов Ш.М. Агчай / Кахаор [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nkaa.ru/92-agchay-kahaor.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2024). — Яз. рус.
Миф №151: «В конце XIX в. русские и западноевропейцы стали обозначать илисуйцев [жителей села Илису] в качестве особой закавказской этнической группы. Она считалась ими говорящей по-аварски, хотя при этом и сильно тюркизированной» // Источник мифа: Хапизов Ш., Айтберов Т. Происхождение султанов Елису [Электронный ресурс] Режим доступа: nkaa.ru/105-proish..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2024). — Яз. рус.
Миф №152: «У предка Илисуйских князей Алибека [Хицкого, т. е. из цахурского села Хиц — прим. А.А.] «Уцумиева» не было времени, и стимула для того, чтобы овладевать цахурским языком [по этой причине его можно считать аварцем — прим. А.А.]» // Источник мифа: Хапизов Ш., Айтберов Т. Происхождение султанов Елису [Электронный ресурс] Режим доступа: nkaa.ru/105-proish..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2024). — Яз. рус.
Миф №153: «Предки Илисуйских князей, то есть султанов и их ближайшей родни, пришли в [цахурское] сел. Елису в ХVI в. с чардахским «языком», то есть с булхадарским наречием аварского [языка]» // Источник мифа: Хапизов Ш., Айтберов Т. Происхождение султанов Елису [Электронный ресурс] Режим доступа: nkaa.ru/105-proish..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.12.2024). — Яз. рус.
Миф №154: «К числу азербайджанских государственных образований относятся Ширванское ханство [ширваншахство], и «после-надировские» ханства» // Источник мифа: Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники XVII В. (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-восточного Кавказа). Махачкала. 2006. С. 26. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.01.2025). — Яз. рус.
Миф №155: «Иранцы XVI–XVII в. в письме употребляли термин «авар» применительно ко всем дагестанцам» // Источник мифа: Айтберов Т.М. Правители средневекового Аваристана, их деяния и их потомки, как и иные вопросы истории аварцев (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-восточного Кавказа). — Махачкала. 2024. С. 8. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.01.2025). — Яз. рус.
Миф №156: «В Закатальской зоне в условиях ослабления Иранской империи возродилась независимая [аварская] государственность, а в 1728 году для неё был получен стату сблизкий к статусу Крымского ханства» // Источник мифа: Айтберов Т.М. Правители средневекового Аваристана, их деяния и их потомки, как и иные вопросы истории аварцев (гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-восточного Кавказа). — Махачкала. 2024. С. [?] [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.01.2025). — Яз. рус.
Миф №157: «Своё название село Цахур получило из-за частых его поджогов и пожаров; название села означает «горящее селение» // Источник мифа: Цахур — дагестанский Багдад [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RVutT3VNoxg, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.01.2025). — Яз. рус.
Миф №158: «[Дербентский] на’иб Имам-Кули-бек — единственный из ДАГЕСТАНСКИХ правителей, который изначально проявив лояльность к новой власти, оставался таковым до конца своей жизни» // Источник мифа: Магарамов Ш.А. «О верности его известно всем»: Политическая деятельность наиба Дербента Имама Кули-Бека // История, археология и этнография Кавказа, №18 (2). 2022. С. 309. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.05.2025). — Яз. рус.
Миф №159. «Жители Кази-Кумухского ханства — один и тот же народ, т. е. лакцы» // Источник мифа: Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. — М.: Наука, 1979. С. 159. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3389wx, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.05.2025). — Яз. рус.
Миф №158: «[Дербентский] на’иб Имам-Кули-бек — единственный из ДАГЕСТАНСКИХ правителей, который изначально проявив лояльность к новой власти, оставался таковым до конца своей жизни» // Источник мифа: Магарамов Ш.А. «О верности его известно всем»: Политическая деятельность наиба Дербента Имама Кули-Бека // История, археология и этнография Кавказа, №18 (2). 2022. С. 309. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.05.2025). — Яз. рус.
Миф №159. «Жители Кази-Кумухского ханства — один и тот же народ, т. е. лакцы» // Источник мифа: Гаджиев В.Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекою Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. — М.: Наука, 1979. С. 159. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3389wx, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.05.2025). — Яз. рус.
Миф №160: «В грузинских летописях под «леками» также подразумевали всех горцев Дагестана. Многие ученые признают, что еще в XIX в. лезгинами часто называли всех горцев нагорного Дагестана, а Лезгистаном — всю территорию Дагестана» // Источник мифа: Далгатов А.Г., Абдуразаков Р.А. Введение // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 25. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lezgikim.narod.ru/Pages/Biblioteka_LR.html, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2025). — Яз. рус.
Миф №161: «Современный историк Д.Ш. Рамазанова развенчала довольно устойчивую мифологему «о разделении лезгиноязычных народов» в период формирования «социалистических наций» // Источник мифа: Далгатов А.Г., Абдуразаков Р.А. Введение // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 32. [Электронный ресурс] Режим доступа: lezgikim.narod.ru/Pages/Bibl..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2025). — Яз. рус.
Миф №162: «Бакиханов пишет, что по наущению племянника Хаджи-Давуда Незира «крепость Худат была взята и султан Ахмед-хан со своими приближенными убит мятежниками» // Источник мифа: Магомедов Н.А. Дербентско-Кубинское ханство во второй половине XVIII века и внешняя политика Фатали-хана // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 427. [Электронный ресурс] Режим доступа: lezgikim.narod.ru/Pages/Bibl..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2025). — Яз. рус.
Миф №163: «Хаджи-Давуд родился ориентировочно в 1675 году» // Источник мифа: Бутаев А.А. Освободительное движение лезгинского народа под руководством Хаджи-Давуда (первая треть XVIII в.) // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 344. [Электронный ресурс] Режим доступа: lezgikim.narod.ru/Pages/Bibl..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2025). — Яз. рус.
Миф №164: «Хаджи-Давуд, по некоторым непроверенным данным, обладал правом выносить фетвы» // Источник мифа: Бутаев А.А. Освободительное движение лезгинского народа под руководством Хаджи-Давуда (первая треть XVIII в.) // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 346. [Электронный ресурс] Режим доступа: lezgikim.narod.ru/Pages/Bibl..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 20.05.2025). — Яз. рус.
Миф №165: «Главный [шахский] визирь [этимаду-д-довле] Сефикули [он же лезгин Фатх-Али-хан ад-Дагистани] происходил из рода шамхалов» // Источник мифа: Бутаев А.А. Освободительное движение лезгинского народа под руководством Хаджи-Давуда (первая треть XVIII в.) // Очерки по истории и культуре лезгин. Кн. 1. — М.: ИКС-ХИСТОРИ, 2024. С. 371. [Электронный ресурс] Режим доступа: lezgikim.narod.ru/Pages/Bibl..., свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 06.05.2025). — Яз. рус.
Ни один из приведенных выше мифов не заслуживает дополнительного опровержения или разбора по причине своей смехотворности. Однако данные мифы в Дагестане приобрели довольно устойчивую устную форму.
По факту, на сегодня, пантюркизм (в современном Азербайджане) и лезгинофобия (в современном Дагестане) являются главными сдерживающими факторами развития лезгин. Оба данных явления (пантюркизм и лезгинофобия), в свою очередь, в лезгинской среде способствовали появлению третьего, так называемого «криптолезгинства», суть которого сводиться к тому, что её носитель — «криптолезгин», всячески, по собственной воле, либо по принуждению, вынужден скрывать своё этническое происхождение (свою национальность) в целях своего благополучия или безопасности своей семьи.
Надо понимать, что это два главных вызова стоящих перед лезгинским народом, где угроза пантюркизма существует как минимум последние пару веков, тогда как лезгинофобия в Дагестане окончательно оформилась в Советский период истории, в период правления коммуниста А. Даниялова. В целом можно неофициально признать Абдурахмана Даниялова — «Первым лезгинофобом Дагестана», за ним следуют все остальные.
Автор: ‘Али Албанви
*Потенция (лат. возможность) — скрытая возможность, способность к чему-либо.
Свидетельство о публикации №222102100223