Три источника и пять составных частей джалло

Итальянский послевоенный кинематограф породил столько жанров кино, что в этом аспекте у него просто нет конкурентов.  Неореализм, комедия по-итальянски, готический фильм, итальянский вестерн, джалло… Разобраться в том, что такое неореализм или итальянский вестерн – нетрудно, но с комедиями по-итальянски и триллером по-итальянски (джалло) ситуация не столь простая. Общепринятой трактовки этих терминов не существует, поэтому не каждый отечественный кинокритик сможет объяснить на простом русском языке, что это за киноблюда, и как их отличить от сходных жанров. О комедии по-итальянски я расскажу в отдельной статье, а сейчас попробую препарировать еще более загадочный джалло.

К этому жанру причисляют всего-то чуть более сотни фильмов, среди которых нет ни одного киношедевра. Более того, если не относить к джалло все подряд, то настоящих джалло вряд ли наберется больше 5-6 десятков. Несмотря на это, джалло считается полноценным киножанром. Логичнее было бы назвать его поджанром триллера (как нас учит русскоязычная Википедия), но в международной классификации киножанров существует давняя традиция отводить для джалло отдельную жанровую полку. Спорить с этим не буду. Пусть будет жанром.

Откуда растут ноги у джалло? Его папой стал триллер, мамой – детектив, а ангелочком с крыльями, который их соединил – секс. Фильмы джалло относятся к чисто эксплуатационному кино, которое делалось исключительно с коммерческими целями, привлекая зрителей в кинотеатры за счет интереса зрителей к держащим в напряжении детективным историям и сексу.

Здесь уместно вспомнить историю термина giallo, что в итальянском языке означает «желтый». Сначала этим термином итальянцы обозначали книги - детективные и криминальные триллеры, которые выпускались в Италии под мягкими обложками желтого цвета. Затем это название перешло на аналогичные фильмы любого производства. Но за рубежом, в англоязычной кинокритике, слово «джалло» стало использоваться для обозначения исключительно итальянских триллеров, которые на рубеже 60-70-х стали сниматься в стиле, который выделял их на фоне триллеров других стран. Мы сейчас используем этот термин в том же значении. Проблема в том, что не все понимают, чем именно отличались джалло тех лет от всех прочих триллеров, а также фильмов сходных жанров. 

Основой джалло является криминальный триллер. Если искать те фильмы, на которые ориентировались авторы первых джалло, то это триллеры Альфреда Хичкока – прежде всего, «Психо» (1960), триллер с Дорис Дэй о доведении женщины до нервного срыва «Полуночное кружево» (1960), шведский фильм Арне Маттсона «Манекен в красном» (1958), а также французские криминальные картины - вроде «Лифта на эшафот» и «На ярком солнце». Вторым источником джалло стал классический детектив, в котором полицейский или детектив-любитель расследует преступление, а читатель или зритель следует за ним по пятам.

Секс в кино может выступать в 2-х ипостасях: в виде эротики (обнаженка, имитация сношений) и порнографии (когда все взаправду и крупным планом). Джалло основано на эротике, а не на порно, но не потому что создатели этих фильмов были застенчивыми людьми. Причиной этому цензурные ограничения. Сексуальная революция на Западе к концу 60-х годов привела к тому, что в большом кино стали допустимы обнаженные герои, которые имитировали секс. Порнография как таковая по-прежнему оставалась под запретом или имела значительные ограничения по части публичной демонстрации, что не позволяло показывать порно в обычных кинотеатрах. По этой причине джалло обручилось лишь с эротикой.

Итак, у джалло, как и у марксизма, было 3 источника, но итальянские кинотворцы все это творческим образом перемешали и на выходе мы получили джалло, у которого есть 5 обязательных признаков (составных частей):

1) Джалло - это криминальная история с убийствами, которые чаще всего совершает неизвестный зрителю преступник. В принципе фильм этого жанра может обойтись и без загадочного убийцы (например, в «Такая нежная… такая развратная» от зрителей не скрывают его личность), но убийства в джалло обязательны. И лучше, чтобы их было несколько, чтобы не возникало вопросов: а это точно джалло?...

Как правило, убийства начинаются с самого начала картины и тянутся до финала, но в ранних джалло их творцы часто тянули резину и первое убийство в их картинах могло произойти ближе к середине фильма («Зверь с холодной кровью»), а то и вовсе в самом конце («Такая нежная… такая развратная», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений», «Лисица с бархатным хвостом»).

Немаловажно, что в джалло криминальная история важнее героя. Ради дела создатели джалло готовы без зазрения совести расстаться со своим героем прямо посреди фильма. Например, в картине «Смерть ходит на высоких каблуках» персонажа Ниевес Наварро (на которой держится вся история) убили задолго до конца, а в «Такая нежная… такая развратная» не дожидаясь финала, жестоко зарезали персонажа Жан-Луи Трентиньяна. И уже тем более с киногероями не церемонятся в конце истории: в «Оргазмо» нервную героиню Кэролл Бейкер буквально заставили выброситься из дома.
 
2) В джалло обязательно должен быть саспенс (напряженная атмосфера), что роднит эти ленты с фильмами ужасов. Но если в типичных хоррорах страх вызывают чаще всего чудовища и нечто потустороннее, то в джалло источником страха является человек (убийца или потенциальный преступник).

Самый типичный прием в джалло для нагнетания саспенса связан с процессом убийства, который нам подробно демонстрируют, начиная со стадии выслеживания жертвы: двуногий хищник обычно следит за ней, затем подкрадывается (пугая и жертву, которая обычно чувствует опасность, и нас заодно), а затем нападает и жестоко убивает ее на наших глазах. Отнюдь не случайно, что в джалло зритель присутствует при убийстве. Вид хлещущей крови не дает нам расслабиться и держит в тонусе. Чтобы еще больше взбодрить зрителя, создатели иногда стремятся сделать его соучастником убийства! Для этого нам показывают процесс лишения жизни «глазами убийцы» (зритель смотрит на происходящее с такого ракурса, словно сам душит или режет жертву).

Поскольку в некоторых джалло убийств немного, для поддержания саспенса используют другие приемы: настойчивое преследование героя со стороны потенциального убийцы («Все оттенки тьмы», «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» и ряд других «ранних» джалло), ужасные видения героини, которые доводят ее до истерики («Странный порок госпожи Уорд»), сгущение атмосферы в фильме с использованием чисто кинематографических приемов  (музыка или «косые взгляды», которыми одаривают героя другие персонажи…)…

Во многих джалло уделяется повышенное внимание процессу лишения человека жизни, но это не самостоятельный признак жанра. Жестокие убийства использовались создателями, чтобы напугать зрителя.

3) В джалло должна быть загадка (тайна) и ее эффектная разгадка. Именно поэтому любой джалло имеет детективную основу (жестокие преступления нужны для того, чтобы зритель был заинтригован вопросом: кто убил?). Отличие джалло от классического детектива в том, что в детективе главное – это процесс расследования, который завершается раскрытием преступления, а в джалло важнее саспенс.

Формально полицейские в джалло могут весьма активно мелькать на экране («Хвост скорпиона», «Ирис в крови», «Стрекоза на каждом трупе»), но они чаще всего персонажи второплановые, поскольку это фильмы не о поиске убийцы. Нередко преступника разоблачает не полицейский или детектив-любитель, а случайный человек – свидетель преступления, потенциальная жертва или ее приятель. Расследование преступления в джалло лишь фон, на котором действуют герои. Тайна («кто убил?») используется для нагнетания напряжения и нужна для эффектного завершения истории.
Обычно разгадка преступлений в джалло не очень правдоподобна. Для детектива нелогичный финал – это приговор, а в джалло – это норма. Здесь главное - поразить зрителя, «стукнуть» его в финале по голове – вероятно, чтобы снять накопившееся напряжение…

4) Без эротики нет джалло, но эротические сцены в этом жанре не только чередуются с убийствами, но часто совмещаются с ними. Подобная особенность джалло иногда отражалась прямо в названии фильмов: «Обнаженная… для убийства», «Голая девушка убита в парке»,  «Разденься для убийцы».  В последней картине Феми Бенусси сняла с себя одежду за несколько минут до того, как ее убил маньяк, и ее героиня даже не потрудилась накинуть на себя хоть что-нибудь, когда услышала подозрительные звуки в своем доме. Она предпочла дождаться убийцы в чем мать родила, что любой прогрессивный зритель может только приветствовать… 

Иногда эротики в джалло было так много («Зверь с холодной кровью»), что голые женские тела заставляли зрителя забыть о маньяке, который бродит неподалеку. Избыток эротики убивает саспенс. В «Джалло в Венеции» (1979) создатели так сосредоточились на эротической составляющей, что вряд ли этот фильм в принципе можно отнести к джалло, несмотря на его название. По-моему, это криминальный эротический фильм.

5) Джалло – гламурное кино. Истории в этих триллерах происходят «в наше время» на фоне «дольче вита», в подходящих для жизни богатых интерьерах (замках с «евроремонтом», загородных домах, богато обставленных квартирах). Главные герои – представители богемы, богачи или зажиточный средний класс. Пролетарская жизнь создателей джалло не интересует, если не считать за пролетариев жриц любви, которых режут и душат. Досуг героев – вечеринки в загородных домах, замках и ночных клубах. Герои как на подбор красавицы и красавцы, которые элегантно выглядят в модной одежде – до тех пор, пока не снимают ее, демонстрируя молодые упругие тела без признаков целлюлита. Даже когда действие происходит в психиатрической клинике, в джалло она выглядит как санаторий для богатой публики («Зверь с холодной кровью»).

В статьях о джалло можно прочитать, что в этих фильмах часто появляется  убийца в маске и черных перчатках. Действительно, подобный прием был характерен для джалло, но его нельзя считать признаком жанра – многие настоящие джалло вполне обходились без масок и перчаток. Это скорее модный прием, свойственный европейскому триллеру 60-70-х, который использовали те продюсеры, кому не хотелось тратиться на художников по костюмам.

Необычные и длинные названия некоторых джалло, имеющие слабую связь с содержанием картины («Пять кукол для августовской луны», «Красные кошки в стеклянном лабиринте») – тоже своеобразная киномода тех лет. На самом деле подобные названия в джалло встречались не так уж часто. Было много названий даже из одного слова: «Торсо», «Паранойя», «Оргазмо», «Горячка»…


Отличия джалло от фильмов сходных жанров (поджанров)


Считается, что джалло стал прародителем слэшера - поджанра хоррора (фильмов ужасов), в котором маньяк убивает своих жертв одну за другой. Обычно в качестве жертв в слэшерах фигурируют подростки, поскольку эти фильмы рассчитаны на молодежную аудиторию. Собственно, и среди джалло часто встречались практически стопроцентные слэшеры: «Обнаженная… для убийства» (1968) Э.Доусона, «Кровавый залив» (1971) «Семь окровавленных орхидей» (1972), «Торсо» (1973) С.Мартино…

Но отличия между джалло и типовым слэшером все-таки есть. Родиной настоящего слэшера стали США, а американский слэшер - это пролетарское, а не гламурное кино. Можно сказать, что когда джалло из Италии переехало за океан, то оно рассталось с красивой жизнью своих персонажей – будущих трупов, переместив их в типовые американские пригородные поселки и деревенскую глухомань.

Кроме того, американские слэшеры в основном взяли из джалло резню, а о какой-либо детективной основе и неожиданной развязке в очередной части «Пятницы 13-е»  говорить не приходится. Крайне редко в слэшерах нам преподносят действительно необычный финал (что было свойственно джалло). В большинстве слэшеров для зрителей припасена самая примитивная схема: череда убийств в фильме заканчивается тем, что одна из потенциальных жертв остается в живых, и расправляется с маньяком.

Некоторые фильмы ужасов могут напоминать джалло. Когда смотришь фильм «Ночью Эвелин вышла из могилы» (1971) Эмилио Миральи, то почти до самого финала кажется, что это какой-то псевдоготический хоррор, поскольку в этой картине сумасшедший лорд заманивает девушек в собственный замок и убивает их, а его умершая жена тем временем «выходит» из могилы и куда-то испаряется. На самом деле все оказывается не тем, чем кажется. Только в конце понимаешь, что это не хоррор, а весьма своеобразный джалло – с лихо закрученной интригой и тайнами. «Кровопийца ведет танец» (1975) Альфредо Риццо вполне бы мог стать джалло, если бы время действия не перенесли в самое начало 20 века.

Иногда действие в джалло происходит в средневековых замках. Обычно подобное место действия в триллере с убийствами – это признак готических ужасов, но когда события происходят в наши дни, а замок «с евроремонтом», то это все-таки джалло («Смерть отображается в кошачьих глазах» (1973).
 
«Убийца зарезервировал девять мест» (1974) Джузеппе Беннати напоминает переработку «Десяти негритят» Агаты Кристи (только жертв – девять). Почти всю картину я был уверен, что смотрю типичный джалло, но примерно за 10 минут до конца фильм скатился в такую странную мистику, что настоящим джалло это кино назвать сложно.  Правильнее сказать, что здесь создатели скрестили джалло с фильмами ужасов.

Джалло следует отличать от европейских детективных триллеров конца 60-70-х. В эпоху расцвета джалло особенно много хороших детективных триллеров снимали французы: «Пассажир, приехавший в дождь», «Без видимых причин», «Страх над городом»... В последних двух действуют полноценные маньяки, что явно сближает их с джалло. Будь они итальянскими, то их бы причислили к джалло, хотя эти фильмы в первую очередь детективы, и лишь во вторую – триллеры. Во всех трех картинах главный герой - классический детектив, который ведет расследование, что исключает даже теоретическое причисление подобных фильмов к джалло. В джалло главный герой не занимается целенаправленным поиском убийцы – он потенциальная жертва, а не охотник. Если герой весь фильм ищет преступника – это стопроцентный детектив, а не джалло.

Тем ни менее, итальянские детективы часто путают с джалло. Например, «Мой дорогой убийца» (1972) Тонино Валерии причисляют к джалло, хотя в центре истории – полицейский (в его роли Джордж Хилтон), который весь фильм ведет расследование череды жестоких убийств. Это классический детектив, который несколько напоминает джалло лишь серией подробно показанных убийств и самим Джорджем Хилтоном, который часто снимался в фильмах этого жанра.

Та же самая история произошла с не очень увлекательным детективом «Черный день для Овна» (он же «Пятый шнур», 1971) Луиджи Бацони, в котором убийцу ищет журналист (Франко Неро). Если фильм про убийства, которые совершает маньяк, снят в Италии – это еще не означает, что его надо обязательно причислять к джалло. Иных примет жанра, кроме неуловимого маньяка, здесь нет.

Справедливости ради нужно сказать, что некоторые итальянские фильмы так умело прикидываются то джалло, то обычным детективом, что после просмотра трудно прийти к определенному выводу относительно их жанровой принадлежности. Например, таков триллер Массимо Далламано «Что вы сделали с Соланж?» (1972). В нем есть все составляющие джалло, но имеется и детективная линия, которую не назовешь второстепенной. Два героя в «Соланж» – преподаватель и полицейский сыщик активно ищут убийцу. В подобных пограничных случаях не будет ошибкой относить эти картины как к джалло, так и детективам.

Бывают и такие фильмы, что вроде все признаки джалло присутствуют, а смотришь и думаешь – что это за кино такое?.. Таков, к примеру, «Цветок с железными лепестками» (1973) Джанфранко Пичьоли. Голые девчонки в нем есть, убийство есть, триллер и загадка присутствуют, имеется неожиданная концовка, в главной роли Кэррол Бейкер, но во время просмотра возникает стойкое ощущение, что это не джалло. Хотя это оно…   


Джалло и ардженто


Дарио Ардженто – это режиссер, а ардженто – это поджанр триллера. Дарио не снимал собственно джалло – как утверждают те, кто не понимает, что это за киноблюдо. Он экранизировал криминальные истории, не обращая внимания на каноны джалло. Иногда его фильмы сильно напоминали классическое джалло, но чаще не имели с жанром почти ничего общего.

Заслуга Ардженто для джалло в том, что он сделал итальянские триллеры популярными, что привело к всплеску производства как джалло-фильмов, так и похожих на них картин. Его первая картина «Птица с хрустальным оперением» (1970) заняла в прокате Италии 13-е место, что было отличным результатом для дешевого триллера. Ничего подобного фильмы этого жанра ранее не добивались. 

Успех «Птицы с хрустальным оперением» лежит в удачном соединении нескольких компонентов: добротная детективная история, приятный главный герой и напряжение, которое действительно присутствует в фильме. Надо понимать, что все это снято задолго до «Хеллоуинов» и прочих «пятниц, 13-е». В те годы маньяки были для широкой публики в диковинку и сцены перед нападением загадочного убийцы действительно волновали зрителя. Ардженто снял детективный триллер, напоминающий джалло за счет наличия маньяка в перчатках, который нападает на красивых девушек, а также глупейшего, но неожиданного финала. Ни эротики, ни красивой жизни в «Птице» нет.

Следующий его фильм – «Кошка о девяти хвостах» (1971) – такой же детективный триллер, как и «Птица». В центре сюжета – 2 детектива-любителя: журналист и слепой инвалид. Единственное, что объединяет этот фильм  с джалло – саспенс и таинственный убийца, чьи злодеяния смакует режиссер. Эротика в «Кошке» такая беспомощная, что можно сказать, что ее нет.

«Четыре мухи на сером вельвете» (1971) Ардженто больше напоминают джалло, чем его первые фильмы, но к классике этого жанра «Мух» не отнесешь. Эротики там с гулькин нос, гламура нет. Завязка настолько абсурдная, что даже трудно вспомнить что-то столь же глупое в каком-либо другом кино.

Концовки фильмов у Ардженто тоже были на загляденье: ничего бредовее финала «Птицы с хрустальным оперением» вы не видели и вряд ли увидите. Но итальянцам абсурд от Ардженто нравился. «Кошка о девяти хвостах» заняла в прокате 1971 года 8-е место, «Четыре мухи на сером вельвете» 12-е в 1972-м. Эти результаты были намного лучше, чем у любого джалло-фильма в истории.

В «Кроваво-красном» (1975) Ардженто вновь далеко уклонился от протоптанной коллегами джалло-дорожки. Этот фильм по содержанию сильно напоминает его же «Птицу с хрустальным оперением», а по жанру представляет собой чистейший детектив. С джалло это кино роднит лишь неутомимый маньяк в черном плаще, который периодически возникает из ниоткуда и исчезает в никуда, да повышенное внимание режиссера к сценам убийств.


Краткая история появления джалло


Отцом жанра считается Марио Бава, снявший 2 фильма, которые считают прото-джалло: «Девушка, которая много знала» (1963) и «Шесть женщин для убийцы» («Кровь и черные кружева», 1964). Но насчет отца я как-то сомневаюсь, по мне Бава – это все-таки дед джалло, а не папа.  В реальности у джалло не было папы – оно сын полка.
В первой картине Бавы, которая имеет некоторое отношение к рассматриваемой теме - «Девушка, которая много знала» (1963) под песни Челентано разворачивается загадочная история с убийствами и поиском преступника «девушкой, которая много знала». Это больше похоже на классический детектив, чем на будущее джалло.

«Шесть женщин для убийцы» Бавы содержит элементы как джалло, так и детектива, но заканчивается фильм как чистый джалло-триллер. В нем есть саспенс, по-настоящему смакуются действия убийцы, имеется и гламур, поскольку действие разворачивается в интерьерах дома высокой моды, а жертвы – манекенщицы. Убийца ходит в чулке на голове, чтобы его не узнали зрители, что было новшеством для того времени и позднее маска на голове станет часто встречаться в джалло. Преступление раскрывает не полицейский, который ведет следствие, а сами преступники (!), которые признаются нам в содеянном. И финал у картины весьма неожиданный. Если бы Бава добавил в фильм немного эротики (ее там с гулькин нос), то получился бы вполне канонический джалло.

Кстати, есть джалло «Пять женщин для убийцы» (1974) Стельвио Масси – в этом фильме с эротикой все в порядке.   
 
Почему я не считаю Баву отцом джалло, хотя именно он снял первый джалло-фильм? Показать образец того, как можно снимать триллеры по-новому — это одно, а  запустить моду на них — более сложная задача. За появление моды на итальянские вестерны отвечает Серджо Леоне, а был ли такой человек в джалло? - Нет. «Шесть женщин для убийцы» Бавы прошли в прокате Италии очень плохо. Зрителей не привлекла история с массовыми убийствами красивых девушек, поэтому после выхода первого джалло итальянские продюсеры не бросились снимать аналогичные истории. Моды на подобные фильмы в то время не возникло. В следующие несколько лет выходили отдельные фильмы, несколько напоминающие творение Бавы, но и только.

Например, сильно напоминает «Шесть женщин для убийцы» картина «Лезвие пронзает плоть» (1966) Э.Скардамалья, но ее правильнее отнести к жанру фильмов ужасов, поскольку резня в загородном замке в этом кино происходит в прошлом веке, а эротики в фильме нет вовсе.
 
Настоящее рождение джалло как жанра произошло в самом конце 60-х – в период 1968-1970 гг. Ретроспективно мы можем сказать, что именно в это время ряд режиссеров сняли криминальные фильмы с детективной основой, которые имели некоторые общие черты (смотри выше признаки джалло). Этими людьми были Ромоло Гуэррьери, Антонио Маргерити, Лучио Фульчи, Марио Бава, Джулио Квести (если за этим именем не скрывался другой режиссер), Умберто Ленци... Все они на самом деле снимали джалло в том значении этого слова, которое использовалось самими итальянцами, но не все эти картины мы сегодня можем отнести к джалло как новому киножанру, который придумали зарубежные критики.

«Смерть, снесшая яйцо» Джулио Квести (вышла на экране в январе 1968-го) объединила Джину Лоллобриджиду, Жан-Луи Трентиньяна и многообещающую молодую мегакрасотку Еву Аулин. Этот странный фильм очень напоминает ранние джалло, которые чуть позднее будет снимать Умберто Ленци, но в нем так много всего намешано (фантастика, триллер, детектив, производственное кино), а убийства, совершенные главным героем, в реальности оказываются вымыслом, что просто невозможно отнести это кино к одному жанру. Это странный киномикс с неожиданной концовкой, хотя в итальянской и англоязычной Вики данный фильм все-таки обозвали джалло… 

«Обнаженная… для убийства» (Nude… si muore, премьера состоялась в феврале 1968 года) поставлена Энтони Доусоном (он же итальянец Антонио Маргерити). Один из сценаристов — Марио Бава. Возможно, из—за участия Бавы фильм сильно похож на «Шесть женщин для убийцы». Это первое 100 % джалло и прямо в его названии отражены сразу 2 элемента жанра.

«Нежные руки Деборы» (премьера - март 1968) Ромоло Гуэррьери с тремя классическими джалло-актерами (Кэролл Бейкер, Жан Сорель и Джордж Хилтон) поначалу притворяется мелодрамой и ничем не напоминает триллер, но ближе к концу оборачивается джалло, в котором для зрителя припасено целых 2 ложных финала. Этот вид джалло можно условно назвать «джалло без горы трупов», поскольку убийство в нем только одно и происходит оно за несколько минут до конца.

«Черная вуаль для Лизы» («Смерть не имеет пола», август 1968) Массимо Далламано называют джалло-фильмом, хотя первая половина этого кино – чистый детектив, а вторая, в которой муж-полицейский заказывает преступнику убийство своей жены – скорее драма, чем триллер.

«Куколка сатаны» (июнь 1969) Феруччо Касапинта - джалло в готическом интерьере. Действие происходит в средневековом замке, но со всеми современными удобствами. Все составные части джалло в фильме присутствуют.

«Двуликий» («Лицо в темноте», июль 1969) Риккардо Фреда. Фильм – немецко-итальянский, но один из сценаристов – итальянец Лучио Фульчи.
Эротика в фильме есть, красивая жизнь есть, криминальная история имеется, а вот триллера как такового нет. Это детектив. В Германии он имел некоторый успех в прокате, но в Италии его не заметили.

«Одна поверх другой» («Одна на другой», август 1969) Лучио Фульчи с участием Жана Сореля и Маризы Мелл – триллер, который поначалу сильно напоминает типичный джалло. И концовка у него тоже вполне вписывается в стандарты жанра. В этом кино много обнаженных женщин, есть саспенс и красивая жизнь, но содержание этого триллера все-таки не позволяет отнести его к настоящим джалло.

Сюжет закручен вокруг криминальной аферы группы лиц, в результате которой невиновный человек должен быть казнен за преступление, которого он не совершал. Как таковой детективной интриги здесь нет, поскольку преступление застряло на стадии покушения, а без криминальных трупов не может быть джалло. Это история в духе Хичкока, но снятая в стиле зарождающегося джалло. 

Итальянский режиссер Умберто Ленци за полтора года сделал целых 3 триллера с американской актрисой Кэролл Бейкер: «Оргазмо» (премьера - февраль 1969 года), «Такая нежная… такая развратная» (октябрь 1969), «Паранойя» (февраль 1970). Во всех из них саспенс достигается не за счет убийств, а за счет угрозы жизням главных героев, которая возрастает к финалу. При этом до самого конца не очень понятно, чем все закончится.  «Такая нежная… такая развратная» и «Паранойя» я считаю джалло, а вот насчет «Оргазмо» у меня есть сомнения. Хотя там и есть детективная основа, но она какая-то хлипкая. 

«Убей откормленного теленка и зажарь его» (премьера - февраль 1970) Сальваторе Сампьери. Лучшее в этом фильме – это название и музыка Морриконе. Джалло здесь практически не пахнет. Жанр у фильма крайне неопределенный. Очевидно одно - это невыразимо скучная криминальная история.

«Пять кукол для августовской луны» (март 1970) Марио Бава
Фактический основатель джалло в этом фильме отнюдь не стал развивать свои находки, которые продемонстрировал в «Шесть женщин для убийцы». Эту картину по какому-то недоразумению относят к джалло, хотя это даже не триллер. Фильм снят по слегка модернизированному роману Агаты Кристи «Десять негритят», но это и не детектив, поскольку Бава не относится серьезно ко всему происходящему в фильме. Кино напоминает пародию на триллер. Убийства происходят под веселенькую музыку Пьеро Умилиани, а сами убийства зрителю не показываются – вероятно, чтобы из-за них не нарушалась легкая атмосфера этого фильма.  Из примет джалло имеются только убийства, эротика и гламур, но сами по себе они не делают «Кукол» джалло-фильмом.

«Два трупа для убийцы» (июнь 1970) Альфонсо Брешия
Это триллер, но не джалло. В фильме нет детективной основы, хотя определенная загадка присутствует. Лучшее в этом кино – неожиданный и весьма забавный финал, который украсил бы любой джалло-фильм. Один из запоминающихся эпизодов в самом конце был позаимствован самим Дарио Ардженто для своей ленты «Четыре мухи на сером вельвете».

Итак, за три года (1968-1970) в Италии было выпущено достаточно много разноплановых итальянских триллеров. Два из них были замечены публикой на Аппенинах: «Одна на другой» - 39-е место в  прокате и «Нежные руки Деборы» - 70-е. Для фильмов, которые были рассчитаны исключительно на взрослую аудиторию – это неплохие результаты, но они явно не могли вызвать ажиотаж среди продюсеров. Настоящая мода на триллеры возникла лишь после выхода в феврале 1970-го фильма Д.Ардженто «Птица с хрустальным оперением», который произвел фурор. Я уже говорил, что Ардженто снял детективный триллер, который с джалло имел мало общего, но вспыхнувшая мода на триллеры привела к тому, что за следующие полтора года (1970-1971) вышло несколько десятков джалло и картин, похожих на них, которые сейчас тоже автоматически относят к джалло. Мода на джалло возникла благодаря Ардженто, который снял не джалло. Вот такой парадокс.

Но хотя в итальянском кино и возникла мода на триллеры, в целом итальянский народ не рвался смотреть джалло-дребедень в кинотеатры. На ардженто шли, а на джалло не очень. Редкие фильмы этого кроваво-эротического жанра сумели добиться приличных сборов в Италии.

В 1971 году три джалло-фильма отметились в годовом хит-параде: «Ящерица под женской кожей» Л.Фульчи – 44-е место, «Странный порок госпожи Уорд» С.Мартино – 70-е, «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» Л.Эрколи – 87-е.

В 1972 году определенный интерес зрители проявили к триллеру М.Далламано «Что они сделали с Соланж?»  - 61-е место, «Смерть ходит на высоких каблуках» Л.Эрколи – 75-е, «Хвост скорпиона» С.Мартино – 88-е.

В следующем году неплохо прошел в прокате «Муки невинных» Лучио Фульчи (38-е место), который иногда называют джалло-триллером, но на самом деле это обычный детектив (голая Барбара Буше в кадре не превращает автоматически криминальную картину в джалло). На самом деле ни один настоящий фильм в жанре джалло не попал в сотню самых кассовых картин в 1973 году.

Учитывая, что за период 1971-1973 гг. вышли на экраны несколько десятков джалло, подобные невыдающиеся результаты вряд ли могли порадовать итальянских продюсеров, поэтому джалло-лихорадка завершилась довольно быстро. После пика в 1971-1973 годы количество фильмов этого жанра резко снизилось.  К 80-м поток этих фильмов почти иссяк, хотя время от времени новые джалло-картины иногда появлялись на экранах: например, «Рок-убийца» (1984) Лучио Фульчи, «Слишком красивые, чтобы умереть» (1985) Карло Ванцина, «Делириум» (1987) Лучио Фульчи (в последнем среди жертв затесалась знаменитая Сабрина Салерно, чью героиню до смерти заели пчелы).

Феномен джалло – преимущественно итальянский, хотя некоторые европейские страны определенный интерес к джалло-триллерам проявили. Например, немцы и испанцы. В Германии были популярны фильмы «Что они сделали с Соланж?» и «Семь окровавленных орхидей», в Испании зрителей привлекли «Паранойя» и «Хвост скорпиона». Но если посмотреть на реакцию французов на джалло, то создается такое впечатление, что они жили словно за «железным занавесом». Французы вообще не заметили, что у соседей появилось какое-то джалло, да и Дарио Ардженто для них остался неизвестной птицей.


Лучшие джалло

Все фильмы в жанре джалло можно поделить на плохие, очень плохие и несколько картин, на которые можно потратить полтора часа свободного времени. Джалло и хорошее кино – понятия почти непересекающиеся, поскольку этот жанр не про кино, а про бабки. В этом смысле джалло как современная Россия. Корчит из себя невесть что, а на самом деле думает только о деньгах.

Из тех джалло, которые стоит посмотреть, чтобы на практике разобраться с этим жанром, назову следующие:

«Шесть женщин для убийцы» (1964) Марио Бавы,
«Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970) Лучано Эрколи,
«Странный порок госпожи Уорд» (1971) Серджо Мартино,
«Хвост скорпиона» (1971) Серджо Мартино,
«Кровавый залив» (1971) Марио Бавы,
«Ирис в крови» (1972) Джулиано Карнимэо

«Шесть женщин для убийцы» - первый джалло (с оговорками, о которых я говорил), но первый блин не вышел комом. Это стильный и красочный фильм, с весьма запоминающейся музыкой Карло Рустикелли, в нем есть интрига и саспенс. Кино очень хорошо сделано. Даже я, непрофессионал, вижу, как постарались оператор и режиссер в этом фильме. Фильму более полувека, а он не выглядит устаревшим, что в случае триллеров и фильмов ужасов встречается нечасто.

«Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» – неплохой образец джалло без горы трупов. В фильме есть более-менее вменяемый сценарий, нет разнузданной эротики, когда героини раздеваются без всякого повода в каждом втором эпизоде, и собран неплохой актерский состав, в котором солируют две красотки - Дагмар Лассандер и Сьюзан Скотт. Учитывая, что в фильме звучит подходящая для джалло музыка Эннио Морриконе, можно сказать, что плюсов у картины вполне достаточно, чтобы не пройти мимо. 

«Кровавый залив» Марио Бавы – это долгожданное возвращение «дедушки» джалло к первоистокам. И возращение поистине триумфальное! Баве удалось буквально за копейки снять образцовую резню, в ходе которой убивают 13 человек! И главное – на экране мы видим не туповое мочилово в духе «Пятницы 13-е», убийства ради убийств. Каждая киносмерть в этом фильме вполне мотивирована.
Особенно следует отметить работу режиссера по части разнообразия способов лишения жизни – в этом аспекте «Кровавый залив» вне конкуренции среди фильмов этого жанра. Но и в целом сюжет триллера производит приятное впечатление, как и его «картинка» (снятая Бава в качестве оператора), да и актерский состав (Клодин Ожер, Луиджи Пистилли, Леопольдо Триесте, Лаура Бетти и похожий на Декстера Клаудио Камазо). Общий вывод: шикарное джалло! Абсолютная классика!
 
«Странный порок госпожи Уорд» нужно смотреть ради Эдвиж Фенек  в ее лучшей форме, которую она охотно демонстрирует, и образцового саундтрека Норы Орланди, но это отнюдь не все достоинства «Порока».
Это отличный образец классического джалло: неизвестный убийца начинает резать полуобнаженных девушек с первых минут фильма; негодяй, который преследует героиню – самый харизматичный злодей во всем жанре (Иван Рассимов); «по запросам зрительниц» в кино участвует красавец Джордж Хилтон; герои фильма живут в мире полного и всепоглощающего гламура, а финал фильма просто сносит крышу у зрителя… 

«Хвост скорпиона» - второй джалло-фильм в карьере С.Мартино. Он несколько уступает «Госпоже Уорд», но фильм выделяется среди череды итальянских триллеров весьма увлекательной детективной интригой. При его просмотре скучно точно не будет. В главных ролях настоящий интернационал: уругваец Джордж Хилтон, шведка Анита Стриндберг, аргентинец Альберто де Мендоса и итальянец Луиджи Пистилли. Впрочем, подобные сборные солянки были весьма характерны для джалло.

«Ирис в крови» имеет и другое название - «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?». В этом кино вновь встретились Фенек и Хилтон. Сюжет фильма не особо оригинален и вращается вокруг расследования убийств молодых женщин загадочным маньяком, который явно неравнодушен к героине Эдвиж Фенек. Это не шедевр, но кино сделано вполне добротно и все элементы джалло в нем присутствуют.


Фильмы, которые ошибочно причисляются к джалло

Как я уже упоминал, не всякий итальянский триллер конца 60-х — 70-х это джалло. Здесь в полной мере действует принцип: каждый джалло — итальянский триллер, но не наоборот. И уже тем более не могут быть джалло фильмы без саспенса, которые вовсе не являются триллерами. Тем ни менее, на практике десятки криминальных итальянских картин такой влиятельный ресурс как Википедия (как русская, так и англоязычная) называют джалло, чем запутывают любителей кино.   

«Топор для новобрачной» (1970) Марио Бавы
Фильм, который вначале несколько напоминает джалло за счет убийств красивых женщин (хотя убийца не прячется от зрителей) и гламура, довольно быстро оборачивается фильмом ужасов с мистической начинкой. Умершая жена главного героя – убийцы упорно преследует мужа, куда бы он ни направился. В джалло такого не может быть по определению. 

«Изгибы плоти» («В складках плоти», In the folds of the Flesh (1970) Серджо Бергонзелли – весьма странный фильм про сумасшедшую семейку убийц. На некоторых ресурсах в Сети можно встретить упоминание, что это джалло, но здесь нет никакой детективной основы! Убийцы очевидны любому зрителю. Триллера в фильме тоже не просматривается. Единственное, что напоминает здесь о джалло – безумно закрученная концовка. По жанру этот фильм - криминальная драма.

«Идеальное место для убийства» (1971) Умберто Ленци
Данный фильм тоже криминальная драма, своеобразный итальянский нуар. Тайна в фильме есть, но триллером здесь почти не пахнет. Кино примечательно участием юной Орнеллы Мути, которая появляется в ряде сцен не совсем одетой. По нынешним временам создателей этого фильма могли бы посадить на приличный срок, но 50 лет назад нравы были другие. 

«Заказанная жертва» (1971) Маурицио Лучиди
Не самый плохой фильм с весьма харизматичными Томасом Милианом и Пьером Клементи по своему жанру является криминальной драмой, с небольшой добавкой триллера. Но джалло здесь не ночевало, поскольку как таковой детективной основы в этом кино нет. Кто убил – очевидно. Концовка несколько неожиданная (похожая на джалло), что, вероятно, и вводит людей в заблуждение.

«Дьявол с семью лицами» (1971) Освальдо Чивирани. В главных ролях джалло-актеры Кэррол Бейкер и Джордж Хилтон, но сам фильм не триллер, а криминальный фильм о разборках воров и бандитов. Все действие крутится вокруг похищенного бриллианта. В кино практически нет саспенса, и отсутствует как таковая загадка преступления.

«Холодные глаза страха» (1971) Энцо Дж. Кастеллари
Триллер, снятый итальянцем на современную тематику, так и просится на полочку с дисками «джалло», но «Холодные глаза страха» на эту полочку ставить не надо. В нем нет детективной основы. Преступники в кино известны изначально. Поначалу непонятен мотив преступления, но вскоре зрителю рассказывают и про него.

«Дублер» (1971) Ромоло Гуэрриери
Фильм, похожий на джалло наличием Жана Сореля и нескольких неодетых красоток, на самом деле является детективом с флэшбеками. Это не триллер.

«Нож для колки льда (1972) Умберто Ленци
Ленци - тот человек, с которого начинался жанр. Но в данном случае режиссер отошел от канонов жанра, который сам разрабатывал. Джалло немыслимо без эротики – хотя бы легонькой, еле ощущаемой. В «Ноже» ее нет совсем, несмотря на участие Кэррол Бейкер, которая во всех трех предыдущих фильмах у этого режиссера раздевалась много и охотно. В джалло должна быть красивая жизнь. В этой картине Ленци ее почти нет – из ее атрибутов только большой загородный дом, где происходит действие. С саспенсом тоже проблемы, поскольку в этом фильме акцент сделан на детективное расследование. Поскольку дело в происходит в замкнутом пространстве дома и количество подозреваемых ограничено, фильм сильно напоминает английский детектив в духе Агаты Кристи. Но и в качестве детектива его сложно воспринимать серьезно, поскольку разгадка преступлений весьма примитивная и надуманная. В итоге фильм застрял где-то на полдороге между джалло и детективом Агаты Кристи. Ни рыба ни мясо.

«Убийство по телефону» (1972) Альберто Де Мартино не имеет практически ни одного признака джалло. В нем нет саспенса, нет детективной основы, нет эротики, нет вменяемого сценария — с тем, что происходит в фильме, не смогли разобраться даже создатели этого кино.

«Убийца должен убить снова» (1973, вышел в прокат в 1975) Луиджи Коцци
Неплохой, хотя и не сильно динамичный триллер трудно пробивался на экран из-за тесной связи секса и насилия. Что-то цензорам в фильме не понравилось, хотя в нем не было ничего из ряда вон выходящего для тех лет. «Убийца» - не джалло, поскольку здесь нет никакой детективной основы. Создатели кино сразу открывают все карты перед зрителем: нам показывают как муж (Джордж Хилтон) для убийства жены нанимает случайно встреченного маньяка (Антуан Сен-Джон). Единственное, что остается неясным: удастся ли преступникам осуществить задуманное? Это история в духе французского «Лифта на эшафот», приправленная эротикой.

«Полиция просит помощи» («Что они сделали с вашими дочерьми?», 1974) Массимо Далламано по какому-то странному недоразумению называется англоязычной Вики джалло, хотя это типичный итальянский криминальный фильм тех лет, в которой полиция ведет борьбу с организованной преступностью.

«Аромат дамы в черном» (1974) Франческо Барилли
Этот триллер несколько напоминает джалло, но по своему содержанию это чистый хоррор. Главной героине (Мимзи Фармер) мерещится умершая «дама в черном» и это отнюдь не ее глюки. Да и концовка этого кино настолько ужасающая, что только из-за нее фильм стоит отнести к хоррорам. 

«Дом со смеющимися окнами» (1976) Пупо Авати
Это скорее детектив, чем триллер, без гламура и эротики. Никакого отношения к джалло «Дом» не имеет. Концовка у фильма настоящий «шедевр», достойный Дарио Ардженто. Когда молодой мужчина пытается спастись от двух старых бабок с ножом, то даже в самом «глубинном» зрителе неизбежно проснется внутренний Станиславский и закричит: да что же вы за дурь мне показываете!?….


Звезды джалло


Кэррол Бейкер (1931 г.р.)

Американка Бейкер в Голливуде стала звездой, снявшись в 50-60-е годы в главных ролях в нескольких весьма известных картинах: «Гигант» (1956), «Большая страна» (1958), «Как был завоеван Дикий Запад» (1962), «Воротилы» (1964). В конце 60-х она по примеру многих своих соотечественников отправилась работать в Италию, где стала одной из главных звезд джалло - триллеров. По сути, с нее начинался жанр. Она снялась в большинстве ранних джалло.

На ее счету «Нежные руки Деборы» (1968), «Оргазмо» (1969), «Такая нежная… такая развратная» (1969), «Паранойя» (1970), «Цветок с железными лепестками» (1973), а также детектив, который причисляют к джалло - «Нож для колки льда» (1972) и криминальный фильм «Дьявол с семью лицами» (1971).


Жан Сорель (1934 г.р.)

Французский мегакрасавчик Жан Сорель в итальянском фильме конца 60-х – начала 70-х сразу вызывает подозрение, что мы смотрим джалло. Учитывая гламурный характер жанра, востребованность Сореля в этих фильмах легко объяснима. Сорель был красив как Аполлон или Делон, но в отличие от другого эталонного французского красавца Делона обладал более аристократической внешностью.
 
Обычно в джалло он играл негодяев, чьи злодейства до финала успешно маскируются его благородной внешностью: «Нежные руки Деборы» (1968), «Паранойя» (1970), «Лисица с бархатным хвостом» (1971)… Но были на его счету и более положительные герои: например, в «Ящерице под женской кожей» (1971). Снимался Сорель также в джаллоподобных триллерах, которые иногда относят к джалло: «Одна на другой» (1969), «Убей откормленного теленка… (1970), «Дублер» (1971). Он также сыграл главную роль в необычном детективе «Короткая ночь стеклянных кукол» (1971), где его герой ведет расследование после своей фактической смерти (он находился в какой-то мистической коме).


Эдвиж Фенек (1948 г.р.)

Увидев красотку Фенек в фильме 70-х годов, вы можете быть практически уверенным, что смотрите итальянский триллер или секс-комедию по-итальянски. Если в кино с Фенек кого-то убивают – это триллер. Если рядом с Фенек Лино Банфи или Ренато Поццетто – это комедия.   

В фильмографии Фенек 5 джалло: «Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Ирис в крови» (1972), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Глаз черного кота» (1972), «Разденься для убийцы» (1975) и фильм Марио Бавы, который ошибочно относят к джалло: «Пять кукол для августовской луны» (1970).

Лучшая роль Фенек в джалло - «Странный порок госпожи Уорд». Вся сущность ее героини выражена в одном из писем, которое написал госпоже Уорд бывший любовник: «Худшая часть тебя – лучшее, что в тебе есть. И эта часть всегда будет моей».  «Ирис в крови» с Фенек не столь хорош, но и это кино вполне пригодно для просмотра.


Джордж Хилтон (1934-2019)

Ставший одним из многочисленных клонов Клинта Иствуда в жанре итальянского вестерна, красавец-мужчина Джордж Хилтон родился в далеком Уругвае, где его знали как Хорхе Хилл Акоста и Лара. Столь экзотическое место рождения не помешало ему ловко управляться с седлом и револьверами на просторах Испании под руководством итальянских режиссеров.

Из седла Хилтону удалось легко перескочить в амплуа сомнительного красавчика в джалло-фильмах и триллерах, напоминающих джалло, коих в его биографии насчитывается чуть менее десятка:
«Нежные руки Деборы» (1968), «Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Хвост скорпиона» (1971), «Дьявол с семью лицами» (1971), «Ирис в крови» (1972), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Два лица страха» (1972), «Убийца должен убить снова» (1975).

Лучшие роли Хилтона в настоящих джалло - «Странный порок госпожи Уорд», «Хвост скорпиона» и «Ирис в крови».


Ниевес Наварро, известная также под псевдонимом Сюзан Скотт (1938 г.р.)

В 60-е Ниевес снималась в итальянских вестернах, в начале 70-х переключилась на джалло, а закончила карьеру участием в эротических поделках.

В ее биографии 5 джалло: «Грязные фото для дамы вне всяких подозрений» (1970 (за режиссера этого фильма - Лучано Эрколи Ниевес вышла замуж), «Смерть ходит на высоких каблуках» (1971), «Смерть приходит в полночь» (1972),  «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Танцевальные па по лезвию бритвы» (1973).

Ее лучший джалло - «Смерть ходит на высоких каблуках». В этом кино Ниевес «слегка за 30» и в роли стриптизерши она выглядит весьма эффектно, демонстрируя зрителям все грани своего таланта...

В фильме своего мужа Л.Эрколи «Смерть приходит в полночь» Наварро сыграла свою лучшую роль, хотя само кино не лучший образец триллера. Странно одно: в этом фильме не только сама Ниевес ни разу не сбросила одежду, что для нее было нехарактерно, но в нем вообще не было никакого намека на эротику. По этой причине этот джалло получился каким-то недоделанным.  Как жареная картошка без соли или каша без масла…


Иван Рассимов (1938 – 2003)

Итальянский актер славянского происхождения обладал образцовой внешностью харизматичного негодяя, что ценили создатели джалло, спагетти-вестернов и фильмов ужасов.

Рассимов часто снимался в джалло у режиссера Серджо Мартино («Странный порок госпожи Уорд» (1971), «Глаз черного кота» (1972) и «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), а также сыграл в триллерах «Белое одеяние для Мариале» (1972) и «Спазм» (1974).


Луиджи Пистилли (1929-1966)

Пистилли имел такую же злодейскую физиономию, как и Рассимов, но более средиземноморскую. В Италии он считался хорошим театральным актером, но стал известным в мире благодаря участию в вестернах Серджо Леоне (он сыграл харизматичного  бандита в «На несколько долларов больше» и священника – брата Туко в «Хорошем, плохом, злом»).

В фильмах джалло характерное лицо Пистилли оказалось весьма востребованным: «Нежные руки Деборы» (1968), «Хвост скорпиона» (1971), «Игуана с огненным языком» (1971), «Кровавый залив» (1971), «Белое одеяние для Мариале» (1972) «Глаз черного кота» (1972). Наиболее запоминающаяся роль у Луиджи в последнем из этих фильмов, где он сыграл спивающегося писателя, которого подозревают в жестоких убийствах.


Анита Стриндберг (1937 г.р)

Красивая шведка Стринберг стала известной актрисой в Италии в начале 70-х благодаря своим ролям в итальянских триллерах и детективах, среди которых было несколько джалло: ««Ящерица под женской кожей» (1971), «Хвост скорпиона» (1971), «Глаз черного кота» (1972), «Кто видел ее смерть?» (1972).
Лучший джалло-фильм в карьере Стриндберг - «Хвост скорпиона» (1971) С.Мартино, где ее партнером был Джордж Хилтон. 


Марина Малфатти (1933-2016)

Малфатти - итальянская актриса, которая стала сниматься в 60-е годы, а известность получила в фильмах джалло:  «Ночью Эвелин вышла из могилы» (1971), «Все оттенки мрака (тьмы)» (1972), «Красная королева убивает семь раз» (1972).
Появилась Малфатти и в джалло «Семь окровавленных орхидей» (1972), но ее героиню по-быстрому  убили, поэтому роль оказалась откровенно эпизодической.

Был в ее биографии также фильм «Трава, окрашенная в красный цвет» (1973). Это не джалло, а какой-то жуткий безжанровый трэш, рядом с которым самое примитивное джалло выглядит как нормальное кино. Что любопытно, но помимо Малфатти в этой жути снялся и певец Лучо Далла, который через 5 лет станет самым популярным автором-исполнителем Италии (кантауторе).


Рецензии