Тайна женщины в окне

Анюта каждый раз ходила в булочную одной и той же дорогой, мимо странного старинного двухэтажного дома.
Дом бы деревянный,  видимо, построенный еще  «при царе Горохе», как  говорил папа.
Несмотря на такую старинность в доме жили люди,  и Анюта всегда с интересом  всматривалась в окна этого дома,  фантазируя, кто же там может жить  и вообще, какая может быть там обстановка.
-Наверное, там висят абажуры, стоят печи, обложенные старинной кафельной плиткой. В кресле-качалке сидит какая-нибудь старушка в чепце, а на плечи ее  накинут,  вязаный, платок, - фантазировала она, глядя на белые шторочки  на окнах.
Так она думала, и улыбалась, отчетливо представив эту картину.

Однажды, проходя  мимо этого дома ,  в окне первого этажа, она увидела пожилую даму. Она была именно такая, какую  Аня, себе представляла.
На голове женщины был надет чепец, седые волосы  были красиво уложены, и обрамляли бледное лицо. На лице светились удивительно голубые большие глаза. На плечи, был накинут ажурный пуховый платок.
Она сидела около окна и задумчиво смотрела, в никуда.
Можно было даже сказать по-другому, она смотрела внутрь себя. Как будто что –то вспоминая.
Этот взгляд очень поразил Аню.
Так смотрят люди, потерявшие всякую надежду на что-то в этом мире и живущие  в том , другом мире, в прошлом.
Теперь , когда Анюта проходила мимо этого окна, она  каждый раз видела эту женщину.
Женщина сидела неподвижно и только по тому, что она  моргала, можно было понять, что она  живая.
Ане  становилось так жалко эту женщину, что у нее каждый раз сжималось сердце , глядя на нее.
И вот однажды, проходя мимо, Аня улыбнулась ей, поймав ее взгляд.
От неожиданности женщина сделала удивленное лицо, а потом вдруг, лицо ее посветлело и она улыбнулась в ответ.
С этого дня Аня каждый раз, проходя мимо, улыбалась этой женщине и казалось, что женщина теперь только и ждала, когда Аня появится  на тропинке , проходящей мимо дома.
Лицо женщины светлело, глаза начинали светиться, и она улыбалась Ане в ответ.
Потом Аня, встречая  взгляд женщины , начала слегка наклонять голову, как бы говоря ей – добрый день! И женщины в ответ тоже стала ей отвечать,  и кивать головой в ответ,  или слегка поднимала  худенькую руку с длинными  тонкими пальцами.
Так между Аней и женщиной завязалась молчаливая дружба.
Но на лето Аня уехала с родителями в деревню.
Даже в деревне Аня часто думала о той женщине и переживала, что  та одна сидит около окна, а Ани нет и  она, наверное, тоже переживает. И ей от этого становилась грустно.

Сразу, после возвращения в город, Анюта  пошла проведать  свою  незнакомку в окне, как она ее назвала.
К своему разочарованию окно было  задернуто белыми шторками, и женщины в нем не было.
Анюта расстроилась.
Прошло две недели, а окно оставалось наглухо задернутым шторками.
Когда Аня уже совсем было потеряла надежду увидеть свою «незнакомку в окне», она , проходя мимо этого дома в магазин, вдруг  увидела знакомый  силуэт  в чепце.
Аня облегченно выдохнула, и проходя мимо окна, улыбнулась и помахала ей рукой. В ответ женщина тоже  засветилась улыбкой и помахала ей рукой.
-Ну, слава Богу! – подумала Аня
Где-то дня через три,  проходя мимо, и  уже приготовившись помахать рукой, Аня увидела, что створки окна открыты и ее «незнакомка в окне» выглядывает из него, явно ища глазами именно Аню.
Аня остановилась и  подошла к открытому окну.
-Доброго дня Вам! – сказала Аня.
- Я уже думала , что просмотрела тебя, милая! – улыбаясь, тихо ответила женщина и приложила палец к губам, давая понять, что нужно говорить тихо.
Аня понимающе кивнула головой.
Женщина  улыбнулась, потом поманила Аню, чтобы она подошла поближе.
Анюта подошла вплотную к стене дома и задрала голову. Окна располагались выше ее роста.
Из окна показалась рука женщина.
-Лови! – сказала она тихо, и разжала кулачок.
В вытянутые руки Ани упало, что-то завязанное в носовой платочек.
Аня поймала и отошла подальше, чтобы лучше видеть женщину, показала женщине  носовой платочек, продемонстрировав, что она поймала.
Женщина удовлетворенно качнула головой  и показала Ане рукой, чтобы та быстрее ушла от окна.
Аня засунула  платок в карман курточки и, как ни в чем не было, пошла в магазин, помахав  на прощанье женщине. А та сидела  и улыбалась, махала Ане в ответ.
Что ей кинула женщина, Аня не поняла, и решила посмотреть дома.
Когда она бежала назад из магазина, окно было уже закрыто и женщины там не было, шторки были плотно  задернуты
Примчавшись домой, Аня,  пошла в свою комнату, и достала  платочек.
Развязав узел , она обнаружила  красивую бархатную коробочку. Открыла ее и обомлела. Внутри лежали  красивые серьги и подвеска с крупным черным жемчугом.
-Ничего себе! – удивилась Аня, - вот это подарочки!
Вместе с коробочкой на стол выпала записка.
«Это дало мне когда-то  счастье,  а сейчас приносит горе»
Прочитав записку, Аня ничего не поняла. Какое счастье? Какое горе?
Она сидела и вспоминала, как женщина тайком выбросила ей этот платочек и, как показывала, чтобы Аня быстро ушла от окна. И этот жест, чтоб Аня молчала.
-Что же это все значит? – думала Аня.
Она опять завернула все в платочек и положила в свою шкатулку.
- Надо завтра попробовать поговорить с ней, - решила Аня, - это ж очень дорогие и старинные вещи! Не хватает еще, чтоб меня потом  объявили, что я своровала их!

На следующий день Аня специально, пошла, увидеться с женщиной. Но шторки были задернуты , и в окне никого не было.
- Ну не стучать же, в самом деле, в окно! – подумала Аня и пошла домой, - ладно, как увижу ее, так спрошу! – решила Аня.
Но спросить Ане так и не довелось.
Отца перевели в другой город по службе, он был военным, и все семейство последовало с ним.
Перед самым отъездом Аня еще раз прибежала к этому дому, но окно было, наглухо задернуто шторами.

Жизнь шла своим чередом.
Анна окончила школу, потом институт.
Платочек с драгоценностями так и лежал у нее в шкатулке.
Все складывалось в жизни Ани, как нельзя лучше, и она уже совсем забыла про свою «незнакомку в окне».
Но однажды,  Анне довелось вернуться в тот город по  каким-то своим делам,  и она вспомнила про свою «незнакомку в окне».
Уладив все свои дела, она пошла,  искать тот самый дом.
Как ни странно, но он стоял  на том же месте, и его даже отреставрировали , и он стал еще симпатичнее.
В нем так же , как и тогда жили люди.
Аня зашла с другой стороны, во двор дома, и решила поспрашивать жильцов о женщине с первого этажа.
На скамеечке, около единственного подъезда сидела старушка.
-Доброго дня Вам! – поприветствовала ее Аня .
- И тебе дочка! – улыбнулась бабушка, - ищешь кого?
-А что, похоже!? – улыбнулась Аня.
-Ну, к нам сюда мало народу ходит, а если и приходят,  то ищут кого, то спросить чего, - лаконично ответила бабуля, - так кого ищешь, или чаво спросить хочешь?
- Вы здесь давно живете? – спросила Аня.
- Давно! Да всю свою жисть вот тут прожила! – ответила бабушка.
- Значит, Вы, наверняка, знаете! На первом этаже жила такая дама, ее еще в окошке  всегда видно было, такая в белом чепце, в шали…. Такая грустная всегда. Не знали, такую? – Спросила Аня, присаживаясь рядом со старушкой, на скамейку.
-Барыня, что ли? – улыбнулась бабушка, - как не знать-то , знала и видела! Так ее давно уж нет! Померла сердешная! Отмучилась!
-Почему отмучилась? – удивилась Аня.
-Так ее сыны извели! Все драгоценности с нее требовали! – сказала бабушка, - они, ее сердешную, и в богадельню упекли! Во как прям, наседали на нее, вот  со света и сживали! Она ж  из бывших богатеев была! Да! А ничего не нашли! После того, как померла они, всю ее квартиру  перерыли, а не нашли!
-А какие драгоценности-то? – спросила Аня, - что, прям,  и правда, она такая богатая была!
-Да не знаю я, люди говорили! – ответила бабушка, - говорили, что еще ее прабабка  при царском дворе служила, при царице значит! Во как! И что ей, нашей Александре Вениаминовне, так ее звали, Господи, земля ей пухом! – и бабушка перекрестилась, - от той прабабки достались царские украшения, которые  ей сама царица еще подарила! Вот!
-Да вы что? -  удивилась Аня, - прям сама?
-Ну, так или не так, не ведаю, но люди говорят! – пожала плечами  бабушка.
-А кто сейчас в ее квартире живет? – опять спросила Аня.
-Да  женщине какой-то продали сыны, - ответила бабушка, - там квартирка-то, совсем малюсенькая. Да вон она идет из магазина, - и бабушка показа, на входящую во двор женщину с сумками.- спроси у нее!  Может она чаво знает!
Аня поднялась и пошла навстречу к женщине.
-Здравствуйте! Извините, можно с вами поговорить?
- И Вам здоровья, - ответила приветливо женщина, - знаете, пойдемте  ко мне, а то во дворе, как-то неудобно разговаривать! – и она направилась в подъезд.
Квартирка, действительно, оказалась очень маленькая. Прям миниатюрная.
- Как вы здесь живете? – удивилась Аня, разглядывая  квартиру.
-А Вы знаете , мне хватает! – улыбнулась женщина, - меня  Маша зовут.
-Ох, извините! – спохватилась Аня , - Анна, очень приятно!
Они сели в маленькой кухоньке, около стола, и  Маша  разлила в  кружки чай.
-Так о чем Вы поговорить хотели? – спросила Маша.
-Да я, собственно, хотела узнать…, может Вы знали что-то о прошлой хозяйке этой квартиры? – спросила Аня.
- Да нет! Ничего! – пожала плечами Маша, - вот, как мне ее продали, так и живу! Знаю, что она одна жила. Сыны к ней не ездили, а их у нее двое было, да они и сейчас есть, просто живут за границей оба! Оба состоятельные! Они и с меня не дорого взяли, да и кому такая маленькая квартира, да еще в старом доме, нужна?! Только вот таким как я! – и она рассмеялась.
Потом вдруг что-то вспомнив, вышла из кухни и вернулась с письмом в руке.
-Разве что, вот это! – и она положила на стол конверт, - может это Вам?
На пожелтевшем конверте было написано – «моему молчаливому другу»
- Я его нашла под подоконником, когда ремонт делала, было в трещину спрятано, - пояснила Маша, - я сохранила! Мало ли?! Может, кто и придет за письмом! Видно,  время и пришло, Вы и пришли!
Аня взяла письмо в руки и  в глазах появились слезу.
- Я ее звала «незнакомка в окне» - сказала Аня, - мы просто обменивались приветствиями и все. – и, она рассказала Маше, как между ними, вот так, на расстоянии  завязалась эта молчаливая дружба. Правда, про подарок Аня решила ничего не говорить. - я так хотела с ней проститься, но так ее больше и не увидела!
Аня посидела еще минут пять, потом распрощалась   и ушла.

Письмо она открыла  уже вечером, сидя в гостиничном номере.
Назавтра у нее был куплен билет домой,  был свободный вечер и она решила прочесть послание из прошлого.
«Здравствуй мой молчаливый друг! Очень надеюсь, что это письмо дойдет до тебя!
Мне осталась одна ночь! Завтра меня отправят в богодельню, так решили мои сыновья, а я и не стала возражать. Пусть так! Они так и поняли меня. Ну что ж, видно, так угодно Богу!
Вот чтобы скоротать эту последнюю  ночь я решила , мой друг, написать тебе это письмо и разъяснить, почему я отдала тебе те драгоценности, которые мои сыновья требовали от меня. Это долгая история, и надеюсь, мне хватит этой ночи ,чтобы  написать то, что я хранила всю свою жизнь.
Так вот.
Когда-то давно, когда моя прабабушка  была еще юной девочкой, ее   родителей пригласили на бал при дворе. Это был какой-то праздник, а может, Ее Величество просто устраивала благотворительный дворцовый бал, сейчас я этого уже не вспомню.
Именно на этом балу моя прабабка чем-то приглянулась одной очень состоятельной даме, фрейлине царицы, и она соизволила с ней познакомиться.
Александра, так звали мою прабабку, собственно, и меня  назвали в честь нее, была представлена той даме. Александре  шел тогда пятнадцатый год, и знакомство с такой влиятельной особой было честью для молодой девушки.
Она поговорила с Александрой и, как не странно, но на этом все и закончилось.
Но, на свой день рождения Александре, неожиданно с посыльным из дворца, передали подарок серьги и подвеску с черным  жемчугом.
Все семейство было поражено, что об Александре вспомнили при дворе.
Особенно был удивлен дядя Александры, он занимался торговыми делами и много ездил по свету.
-Знать, барыня все-таки решилась подарить свой семейный талисман тебе? Интересно! – усмехнулся он.
И рассказал Александре при интереснейшую, историю.
Было это давно.
Пираты, которые колесили по морю и занимались грабежами, однажды причалили к острову, на котором жило одно племя.
В племени было одно поверье. Крупный черный жемчуг, который был большой редкостью, был талисманом у женщин этого племени. Он был символом   счастья и благополучия в семье. Женщины очень берегли его, как самую большую ценность и передавали от матери к дочери, оберегая от чужих глаз.
Именно этот жемчуг пираты и отобрали у  племени под угрозой  оружия.
И тогда  колдун племени проклял их, и  пообещал, что те  мужчины, кто будет владеть этим жемчугом, будут в жизни несчастны, и их будут преследовать неудачи.
И как не смеялся над его словами капитан пиратов, но в его жизни именно так все и случилось.
Корабль его разбился о скалы, и хотя, он чудом спасся , но в дальнейшем он так и не смог найти себе жены и устроить свой семейный быт.
И тогда, один из колдунов, которому капитан рассказ о жемчуге,  посоветовал ему, продать этот жемчуг, чтобы избавиться от проклятья колдуна племени.
Как не жаль было капитану этого богатства, он все-таки продал жемчуг одному  торговцу, рассказав ему историю о том, как  жемчуг появился у него и какое проклятье наложил на него колдун племени.
Торговец, поразмыслив над рассказом капитана, взял и отдал жемчуг ювелиру, чтобы сделать красивое женское украшение и затем подарил его своей невесте, памятуя о том, что этот жемчуг приносит удачу только женщинам.
Так  украшение начало свой путь.
Последнее место  прибывая украшения, было у той самой придворной дамы, но у дамы не было детей, и передать это украшение ей было некому. Наверное, поэтому она и решила подарить его Александре, потому что девочка очень понравилась ей внешне и напоминала  лицом ее молодую.
Так украшение попало к Александре.
С того времени украшение передавалось в нашей семье по женской линии, и в их семьях всегда царило счастье и покой.
К великому сожалению, но у меня родилось два сына. И просто передать эти украшения им я не могла. Этот жемчуг рушил мужские судьбы и их карьеру. И как я не старалась объяснять своим сыновьям, что не могу им передать это украшение, они меня не слушали. Я даже их женам передать не могла, они еще были не женаты, и детей у них не было. Я спасала своих сыновей, а они затаили на меня обиду. Я не сержусь на них. Им нужны большие деньги, чтобы поднять свой бизнес, но ведь если я сама отдам им этот черный жемчуг, они совсем могут разориться. Но они мне не верят и только смеются! Вот я и решила оградить их от искушения отобрать у меня это украшение.
Дарю его тебе! Пусть это будет твоим приданым! Будь счастлива и удачлива в жизни! Я верю, что так оно и случиться! Надень украшения на свадьбу, и оно принесет тебе счастье и удачу!
Обо мне не беспокойся. Я прожила длинную и счастливую жизнь. У меня было много счастья! Любимый муж, желанные дети.  Все несчастья, которые случались в моей жизни  мы всей семьей благополучно  преодолели.
Еще раз желаю тебе счастья! Обнимаю тебя.
Вот и утро. Скоро за мной придут. Я рада, что хоть вот так, но поговорила с тобой мой молчаливый друг!
Александра»

Анна читала письмо, и слезы струйками текли по щекам.
Приехав домой , Анна  достала из шкатулки украшения, и лучше рассмотрела его.
Изящно сделанные  в тонкой ажурной оправе  серьги и подвеска. Видать  ювелир был знатным мастером, изготовив из тонких нитей серебра такую красоту.
- Сколько тайн в такой красоте и сколько жизненных историй вокруг такой красоты! - тихо сказала Анна.

Через полгода Анна вышла замуж.
На второй день свадьбы Анна предстала перед гостями в длинном шикарном платье цвета морской волны, с красиво поднятыми волосами.
Под этот наряд, как никогда, шло украшение с черным жемчугом. Что наделало фурор среди гостей , и особенно удивило и восхитило ее мужа.
- Ничего себе! Анют! Прям королева! – восхищенно рассматривая свою жену, сказал муж, - это откуда же у тебя такая  красота! Что прям жемчуг что ли? Прям настоящий?
-Да! Настоящий! Это подарок! –  кокетливо засмеялась Анна, - и ты не поверишь,  но прямо из царского дворца!


Рецензии