Военная голубиная почта

Военная голубиная почта:
туркестанский аспект

Голубиная почта, да и в целом голубеводство, сейчас уже все больше становятся экзотикой. Но были времена, когда голубиная почта была популярна и необычайно рентабельна. Использование почтовых голубей положило начало богатству семейства банкиров Ротшильдов. Благодаря почтовым голубям Натан Ротшильд (1777-1836) первым получил в 1815 г. известие об исходе битвы при Ватерлоо и очень удачно провел биржевую кампанию с французскими ценными бумагами. Родиной почтовых голубей официально признана Бельгия. Но в истории есть десятки фактов использования голубиной почты в военных целях в древней Греции, Риме, Египте, Китае, Персии и других странах. Даже в Ветхом Завете Ной использует голубя, чтобы узнать об окончании потопа.

Первый удар по голубиной почте нанесла научно-техническая революция. В 1832 г. друг и сослуживец А.С.Пушкина по министерству иностранных дел Павел Львович Шиллинг (1886-1937) создал первый электромагнитный телеграф. До полной победы технических средств связи было еще далеко, и на удивление во второй половине XIX в. в европейских армиях голубиная почта стала распространяться и эффективно применяться. Тогда уже и российский генеральный штаб обратил внимание на этот необычный способ коммуникации. В 1874 г. было создано общество, занимающееся разведением и содержанием почтовых голубей. В октябре 1884 г. военный министр Петр Семенович Ванновский (1822-1904) положил начало своим приказом введению в армии военно-голубиных станций. Сам П.С.Ванновский в Туркестане не был, но был незримо связан с краем. Он способствовал развитию карьеры туркестанца А.Н.Куропаткина (1848-1925), выдвинув его на пост военного министра, когда уходил в отставку. В честь П.С.Ванновского в Туркестане было названо несколько населенных пунктов. Железнодорожная станция Ванновская носила название до 1960 г., но затем  была переименована в Алтыарык Ферганской области Узбекской ССР, поселок Ванновский — ныне поселок Хамза, там же; село Ванновка в южном Казахстане в 1993 г. переименовали в село имени Турара Рыскулова.

Сыновья П.С.Ванновского были связаны с Туркестаном. Старший сын —  генерал-лейтенант Борис Петрович Ванновский (1860-1918) — участник русско-японской и Первой мировой войны, командовал 4-ой кавалерийской дивизией, при А.Ф.Керенском вышел в отставку в сентябре 1917 г.  и переехал в Бухарский эмират, где командовал обороной крепости Кермине во время «колесовского похода» в марте 1918 г. Эта крепость 17.03.1918 г. была взята самаркандским красногвардейским отрядом, спешившим на помощь разбитым отрядам председателя туркестанского совнаркома бывшего ташкентского железнодорожника Ф.И.Колесова (1891-1940). Вероятно, тогда же, 17.03.1918 г., Б.П.Ванновский в возрасте 58 лет застрелился в Кермине. А.Гудович в воспоминаниях «На помощь» (опубликованы в книге "Война в песках". Гражданская война в Средней Азии. Материалы по истории гражданской войны к ХII тому. Под редакцией М. Горького, В. Иванова, И. Минца, Ф. Колесова. М.: ОГИЗ, 1935. стр.276-278) писал: "На женской половине дворца, на постели одной из жен бека, лежал еще не остывший труп русского подполковника Ванновского, сына известного генерала, бывшего военного министра. Он застрелился». Там же А.Гудович сообщает о Б.П.Ванновском нелицеприятные факты: «...Пленников было 22 человека. Все они — красногвардейцы, захваченные в плен при отступлении отрядов тов. Колесова из-под Старой Бухары. Окольными путями их доставили в керминскую крепость. Несмотря на то что многие из них были ранены, никакой помощи им оказано не было. В течение двух недель им не давали даже хлеба. Ежедневно в подземелье спускались и мучили несчастных. Среди мучителей-палачей выделялся подполковник Ванновский, застрелившийся после сдачи крепости. Двое из пленников сошли с ума." Скорее всего, А.Гудович ошибается в чине Б.П.Ванновского: он был не подполковником, а генерал-лейтенантом. Скорее всего, ошибка в чине Б.П.Ванновского в мемуарах А.Гудовича помешала составителям биографии Б.П.Ванновского на сайте https://www.ria1914.info/index.php/Ванновский_Борис_Петрович указать дату его смерти. Также не указаны обстоятельства и дата его смерти в википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ванновский,_Борис_Петрович

Младший сын П.С.Ванновского  генерал-лейтенант Сергей Петрович Ванновский (1869-1914) тоже был связан со среднеазиатским регионом, в 1893 г. он принимал участие в памирских походах  полковника М.Е.Ионова (1846-1924) и совершил самостоятельную экспедицию в бассейн памирской реки Бартанг. Участник русско-японской и Первой мировой войн, скончался от ран в августе 1914 г. на юго-западном фронте.

Историки голубеводства в один голос отмечают, что пионером применения почтовых голубей в дореволюционной армии стал поручик Лалекин Валентин Васильевич из Туркестанского военного округа, но сведения о нем скудны, год его смерти неизвестен, предположительно умер после 1917 г.  В.В.Лалекин родился в 1869 г. в Киеве, где окончил гимназию и пехотное юнкерское училище, с 1890г. служил в Ташкенте в 1-ом Туркестанском стрелковом батальоне в чине подпоручика. Документальные факты его биографии изложил В.В.Малюга: https://www.ria1914.info/index.php/Лалекин_Валентин_Васильевич

В 1895 г. офицер-туркестанец с согласия командира стрелковой бригады организовал при своей части голубиную почту. Со временем пернатые почтальоны стали переносить сообщения из Ташкента в воинские части и в штаб. Широкое применение военная голубиная почта получила во время маневров. Выступающие из города войска забирали с собой птиц и по мере надобности посылали с ними донесения. В 1897 г. штаб ТуркВО перевел учебно-полевые лагеря туркестанских стрелков в еще более отдаленные от Ташкента местности, и военные по достоинству оценили преимущества голубиной почты. В лагере у селения Ниязбек была построена первая туркестанская голубиная станция, военные использовали голубей местных пород: кашгарских и бухарских,- а также выписывали голубей других пород из различных регионов. Со временем армейские почтово-голубиные станции оснастили электрической сигнализацией. Звонок сообщал о прибытии крылатого почтальона с депешей, и дежурный солдат записывал голубеграмму в журнал.

Военная карьера В.В.Лалекина сложилась не совсем успешно. В 1898 г. уже в чине поручика В.В.Лалекин подал прошение об увольнении из армии, так как не видел перспектив развития любимого дела в ТуркВО, и перешел в сферу военно-народного управления. Его назначили исполняющим должность пристава города Казалинска, а затем он служил Чимкентским уездным начальником, дослужившись до чина подполковника в 1909 г. Однако страсть к птицам погубила его карьеру. В.В.Лалекину приглянулись породистые индюки одного чимкентского купца, и он возжелал выкупить их. Однако купец Мурашев отказал ему в этом и принялся строчить жалобы во все инстанции. В это время в Туркестанском крае проходила сенаторская ревизия под руководством графа К.К.Палена. Жалоба чимкентского купца попала в эту комиссию, которая начала собственное расследование. Всплыли и другие нарушения чимкентского уездного начальника, в итоге подполковника В.В.Лалекина перевели на должность помощника начальника Перовского уезда. Подробно перипетии тяжбы В.В.Лалекина и купца Мурашева изложил доктор исторических наук М.К.Басханов в статье "В.В.Лалекин: к биографии первого военного голубевода Туркестана": Затем В.В.Лалекин перешел на службу в пограничную стражу, служил во 2-ом Кавказском пограничном пехотном полку Отдельного корпуса пограничной стражи. Во время Первой мировой войны подполковника В.В.Лалекина перевели в армейскую пехоту, он служил начальником Ванского округа на Кавказе. Судьба фаната птицеводства подполковника В.В.Лалекина после революции и год его смерти неизвестны.

Военный министр туркестанец А.Н.Куропаткин в годы своего нахождения на этом посту (1898-1904 гг.) большое значение придавал развитию военной голубиной почты на западной границе, военно-голубинные станции были организованы в крепостях Новогеоргиевске, Брест-Литовске, в Варшаве. Но история сложилась так, что ему пришлось командовать российскими войсками во время русско-японской войны на дальневосточном театре военных действий. Судя по газетным заметкам, он не потерял интереса к использованию голубей в военных целях. Прокадетская газета «Русское слово» 18.10.1904 г. опубликовала телеграмму из Бельгии «Закупка голубей»: «Корреспондент «Independence Belge» рассказывает, что на одном с ним пароходе выехал из Антверпена русский офицер, закупивший в Бельгии по заказу генерала Куропаткина несколько сотен почтовых голубей. В России этих голубей выдрессируют, а затем отправят в Манчжурию.»

Чувствуется, однако, некий негативный контекст у этого сообщения. Российская пресса тех лет занималась диффамацией генерала А.Н.Куропаткина на деньги английских и японских заказчиков. Знающий читатель был бы несколько озадачен этой информацией. Действительно, родиной почтовых голубей считается Бельгия, но к тому времени и в России, в целом, и в Туркестане, в частности, уже были выведены десятки перспективных пород голубей, адаптированных к нашей среде обитания. Во-вторых, заметка датируется октябрем, а наиболее благоприятный период дрессировки голубей — это сезон с апреля по октябрь, т.е. закупка уже была несвоевременной. 13.10.1904 г. А.Н.Куропаткин был выдвинут с поста командующего Манчжурской армией на должность Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, действовавшими против Японии. Как-то странно эта заметка от 18.10.1904 г. подгадала под назначение А.Н.Куропаткина. В-третьих, вызывает подозрение этот русский офицер-инкогнито, раскрывающий цели своей секретной поездки перед бельгийским газетчиком. И создается такой неблагожелательный  информационный фон: «вот, мол, ретроград А.Н.Куропаткин собрался воевать против японцев голубями, а они нас — шимозами (японский снаряд того времени); сбрендил старик, даешь революцию»,- которая и началась через два месяца.

Наука и техника прогрессировали, и в дальнейшем военные выбрали приоритетом развития проводную и радиосвязь. Гражданская война, разруха и голод нанесли огромный ущерб голубеводству. Голубями попросту стали питаться. Многие ценные породы голубей были утрачены, голубеводство понесло значительный урон. И только в годы первых пятилеток, когда промышленность и сельское хозяйство в СССР стали возрождаться, а армии стали уделять большое внимание военная голубиная почта обрела вторую жизнь, о чем свидетельствует фотография М.Пенсона «Станция голубиной почты в Среднеазиатском военном округе» 1930-го года (так стал называться тогда бывший Туркестанский военный округ в период с 1926 по 1945 гг.). Голубеводство сделали военно-прикладным видом спорта, вывоз почтовых голубей из СССР запретили, для военных тренеров-селекционеров учредили собственную военно-учетную специальности № 16.

До Великой отечественной войны необычный голубиный вид военной связи развивался параллельно с техническими видами связи в Среднеазиатском военном округе. Известно, что 24.04.1929 г.  «белому афганцу» Рагиб-бею, выступившему против узурпатора кабульского престола водоноса Бачаи Сакао, родом из местных таджиков, удалось захватить Мазари-Шариф, но отряду «белых халатников» пришлось жарко, и Рагиб-бей по рации запросил штаб Среднеазиатского военного округа в Ташкенте о помощи. Как видим, для выполнения ответственного задания отряд Рагиб-бея был оснащен рацией, тогда как в СредазВО также использовалась голубиная почта. На выручку «воинам-интернационалистам» был послан отряд Зелимхана. Было это во время афганского похода Красной армии после прихода к власти в Афганистане английского ставленника Бачаи Сакао, свергнувшего короля Аммануллу-хана. Позывным «Рагиб-бей» пользовался  комкор В.М.Примаков, а будущему генералу армии И.Е.Петрову присвоили позывной «Зелимхан». Интересно, что фактической целью похода была реставрация монархии, «белые халатники» пошли в бой против повстанцев водовоза (люмпен-пролетария) Бачаи Сакао. Именем генерала армии И.Е.Петрова (1896-1958) в Ташкенте несколько десятков лет называлась улица около военного училища. До Великой Отечественной войны он был начальником Ташкентского военного училища, а после войны командовал ТуркВО. И.В.Сталин к нему относился с подозрением, хотя И.Е.Петрова кидали на опаснейшие участки фронта такие, как оборона Одессы, Севастополя и Кавказа, и в итоге он оказался обойденным в званиях и не стал Маршалом Советского Союза как почти все военачальники, командовавшие фронтами.

Любопытно, что во время Великой Отечественной войны и Красная армия, и фашисты активно использовали голубей для коммуникации, хотя характер войны кардинально изменился, огневые удары были такой мощи, что в действующей армии использовать голубиную почту было проблематично, депеши доставлялись разведчиками, партизанами, тыловиками и штабистами. Известны попытки использования голубей против самолетов противника. Фашисты использовали против почтовых голубей дрессированных ястребов и соколов. В захваченных городах они панически боялись голубеводов. Моментально издавались указы об уничтожении всех голубей. После оккупации Киева фашисты казнили несколько голубеводов, в том числе самого известного И.П.Максимова, в качестве меры устрашения. 28.11.1941 г. фашисты расстреляли в Ростове-на-Дону 16-летнего голубевода Виктора Черевичкина по подозрению в передаче развединформации. В тот же день город был отбит нашими войсками, этот факт стал известен всей стране, фотография убитого мальчика с голубем в руках облетела страницы газет и фигурировала в качестве доказательства фашистских злодеяний на Нюренбергском процессе. Именем юного голубевода Виктора Черевичкина в СССР было названо несколько улиц, ему установлен памятник в Ростове-на-Дону.

После войны военные отказались от голубиной почты, голубеводство осталось мирным увлечением энтузиастов. В Ташкенте и в других городах Узбекистана всегда было много преданных фанатов голубеводства. В столице республики они встречались по выходным в разных местах, чаще всего продавали и обменивали голубей на знаменитой Тезиковке, широко известной ташкентской барахолке. В 80-е годы прошлого века узбекские голубеводы принимали участие в ежегодных республиканских выставках птиц, которые проходили в парке имени Горького.


_______________


Рецензии